Информационно-психологическое воздействие

Среди причин поражения СССР в «холодной войне» наря­ду с объективными факторами (экономическими, идеологи­ческими и т. п.) существовали и субъективные. Прежде всего недооценка военно-политическим руководством СССР роли и значения информационных факторов.

В начале 80-х годов роль информационно-психологичес­кого воздействия в системе национальной безопасности США резко возросла. Сразу же после прихода в Белый дом президент Рейган выдвинул свою стратегию национальной безопасности, состоящую из четырех компонентов: дипломатического, эко­номического, военного и информационного.

При Рейгане информационное воздействие стало принци­пиально иным. Началась эра глобальной борьбы за сознание народов с использованием новейших информационных техно­логий на основе координации деятельности всех государствен­ных структур. При Рейгане государственные органы все чаще Использовались в качестве координационных и направляю­щих центров информационно-психологического воздействия. Митральную роль в координации деятельности информаци­онно-психологических структур США играл Совет национальной безопасности (СНБ). В доктрине «Психологическая пропаганда и национальная безопасность» СНБ квалифицируется Центральное звено в системе психологических операций

наряду с госдепартаментом, Пентагоном, ЦРУ, а также ЮС! На сегодняшний день 70 % коммуникаторов в мире — американские.

Упор на информационный компонент был сохранен последующем. Безусловно, скоординированная деятельно информационно-психологических структур (государственных общественных, коммерческих) принесли свои плоды. США сейчас доминирует в мировом информационном пространстве, преодоления монополии США потребуются длительный пери и огромные затраты. Соединенные Штаты десятилетиями целенаправленно готовили свою информационную базу и накопи большой опыт в данной сфере, который они с выгодой для се применяют, оказывая «помощь» другим странам.

Сравнительно недавний пример — российская приватизация, информационным обеспечением которой, как известно по инициативе правительственных чиновников занимали американские специалисты из Soyer Miller Group и Burso Marsteller. Результат плачевен как для самой идеи, так и для репутации ее вдохновителей, в частности А. Чубайса. Дело не низком профессионализме указанных специалистов, а в том, что за большой куш из российского кармана они связали се с заведомо несостоятельной по характеру, фактическим целям и методам программой.

Но со временем любой обман обязательно раскрываете Однако, сбив первую волну общественного недовольства приватизацией «по Чубайсу», американские компании не только за работали хорошие деньги, но и помогли Вашингтону в стратегическом плане — дальнейшем ослаблении России за счет Росси же. Ведь грабительская приватизация создала в России чудовищное социальное расслоение и как следствие — нестабильность в обществе и недоверие к власти, охраняющей итоги то приватизации. Следующим шагом предлагалась скупка американцами активов добывающих компаний, начиная с «ЮКОСа» «Посадка» Ходорковского остановила намечавшуюся сделку.

О «чистоте помыслов» американских исполнителей инфор­мационного обеспечения российской приватизации говорит тот факт, что против указанных фирм американской Фемидой возбуждено уголовное дело о мошенническом характере «помощи».

Информационное оружие

Чем большими информационными возможностями обладает государство, тем вероятнее (при прочих равных условиях) оно может добиться стратегических преимуществ. В этом кон­тексте становятся понятными оценка военно-политическим руководством США информации как стратегического ресурса и причины постоянного увеличения ассигнований на создание информационного оружия, развитие и совершенствование ин­формационных технологий. Так, если в 1980 году на их созда­ние и приобретение тратилось около 8 млрд. долларов, то в 1994 году — уже свыше 25 млрд. Причем приобретение информаци­онных технологий по финансированию вышло на первое место среди всех программ вооружений США.

Термин «информационное оружие» стал употребляться в американских военных кругах в 1991 году, после окончания войны в Персидском заливе, когда четко обозначились преиму­щества и эффективность именно информационного оружия.

Информационная война

К числу первых официальных документов Пентагона в этой области можно отнести директиву Министерства обороны США Т3600.1 от 21 декабря 1992 года под названием «Инфор­мационная война». В 1993 году в директиве Комитета началь­ников штабов № 30 уже были изложены основные принципы ведения информационной войны. И, наконец, в 1997 году было дано следующее ее определение: «Действия, предприня­тые для достижения информационного превосходства в инте­ресах национальной стратегии и осуществляемые путем влия­ния на информацию и информационные системы противника при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем».

в директиве намечались основные задачи по подготовке к подобного рода войнам. В 1995 году вышел Устав ВС США по информационной войне, а в Национальном университете обороны

была завершена подготовка первой группы специалистов в этой области.

За последние десять лет общая доля расходов США на ин-этику и подготовку к информационной войне возросла в три Раза и достигла 20 % военного бюджета. Как считают спе-

Циалисты, по мере развития информационной техники и коммуникационных технологий «горячие войны» будут все более вытесняться и уже вытесняются «холодными», в которых решающую роль играет информационное оружие.

Информационные операции

В конце 1998 года Комитет начальников штабов ВС СЩА издал документ— «Доктрина проведения информационных операций» (Joint Doctrine of Information Operation). В нем впер­вые официально подтверждался факт подготовки американцев к проведению наступательных информационных операций. Ранее представители Пентагона всегда подчеркивали оборо­нительную направленность мероприятий, проводимых США в информационной сфере.

Новым документом предусматривается возможность прове­дения наступательных информационных операций не только» военное, но и в мирное время. При этом представители США, комментируя эти положения, утверждают, что использование наступательного информационного оружия будет проводить­ся при полном соблюдении соответствующих международных норм и договоров. Однако на сегодняшний день подобные международные соглашения либо отсутствуют, либо находят­ся на ранних стадиях проработки. Предложения по правовому регулированию мировой информационной сферы, представ­ленные МИД России в Организацию Объединенных Наций, встретили жесткое американское сопротивление.

8.5. ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ

Хочешь миллион — создай новую религию. Рон Хаббард, создатель сайентологии.

Наиболее разрушительные последствия для жертв манипу­лирования сознанием имеют место в случае попадания их во всевозможные тоталитарные секты. Это заведомо манипулятивные религии, поскольку заставляют человека поверить в

собственное несовершенство, а точнее — ничтожество. Они вселяют в него недоверие к собственной природе, после чего человек начинает испытывать потребность во внешнем ру­ководстве собой. Основатели сект преследуют эгоистические цели личного обогащения и властвования над людьми, под­давшимися их влиянию. Взамен последние получают ложное чувство безопасности, уверенности в своем будущем и в пра­вильности выбранного пути.

Сотни тысяч разрушенных судеб и яичных трагедий. Только в России число членов сект достигло 1 миллиона человек. В России, на Украине, Беларуси действует около ста тоталитарных сект. Из них крупных — около сорока. В их число входят пятидесятники, неопятидесятники, мормоны, мунисты, «Белое братство» и др.

Особую опасность представляют неопятидесятники — в силу своей массовости (только в России их около ста тысяч), безгра­ничной власти пастора над рядовыми членами и жестокого по­рядка, свирепствующего в этой секте.

Признаки тоталитарной секты

В свое время Институт Гэллапа издал тесты, ставшие в США настольной книгой, которые должны были помочь в определе­нии, является ли секта тоталитарной [209]. Вот ряд правил.

1. Есть ли в секте иерархия? Армейский принцип «началь­ник — подчиненный» должен внушить опасения.

2. Есть ли материальные требования к членам секты? Обя­зательность, а не добровольность пожертвований является плохим признаком.

3. Существует ли в секте принуждение? Обязательное вы­полнение заповедей и ритуалов, когда вам это не нравится, яв­ляется признаком тоталитарности.

4. Какими стали отношения с окружающими? Появление признаков нетерпимости и раздражительности показывает, что ВЬ1бранный путь опасен.

5- Уважаются ли в секте права личности? Особо опасно, когдаа возникают требования сменить работу и/или изменить Шейное положение.

6. К чему зовут руководители секты? Скорый конец света, Насильственное изменение общественного строя должны не­ценно насторожить.

При этом авторы призывают не пытаться переубеждать сектантов, поскольку те гораздо лучше подготовлены к дискуссии. Совет авторов состоит в том, чтобы попытаться найти в учении и практике секты то, что явно противоречит цели близкого в человека. Если человек стремится к духовному развитию, указание на существующие в секте нетерпимость, фанатизм, нервозность может помочь раскрыть ему глаза на ложность этого пути.

Наши рекомендации