Информационно-психологическое воздействие
Среди причин поражения СССР в «холодной войне» наряду с объективными факторами (экономическими, идеологическими и т. п.) существовали и субъективные. Прежде всего недооценка военно-политическим руководством СССР роли и значения информационных факторов.
В начале 80-х годов роль информационно-психологического воздействия в системе национальной безопасности США резко возросла. Сразу же после прихода в Белый дом президент Рейган выдвинул свою стратегию национальной безопасности, состоящую из четырех компонентов: дипломатического, экономического, военного и информационного.
При Рейгане информационное воздействие стало принципиально иным. Началась эра глобальной борьбы за сознание народов с использованием новейших информационных технологий на основе координации деятельности всех государственных структур. При Рейгане государственные органы все чаще Использовались в качестве координационных и направляющих центров информационно-психологического воздействия. Митральную роль в координации деятельности информационно-психологических структур США играл Совет национальной безопасности (СНБ). В доктрине «Психологическая пропаганда и национальная безопасность» СНБ квалифицируется Центральное звено в системе психологических операций
наряду с госдепартаментом, Пентагоном, ЦРУ, а также ЮС! На сегодняшний день 70 % коммуникаторов в мире — американские.
Упор на информационный компонент был сохранен последующем. Безусловно, скоординированная деятельно информационно-психологических структур (государственных общественных, коммерческих) принесли свои плоды. США сейчас доминирует в мировом информационном пространстве, преодоления монополии США потребуются длительный пери и огромные затраты. Соединенные Штаты десятилетиями целенаправленно готовили свою информационную базу и накопи большой опыт в данной сфере, который они с выгодой для се применяют, оказывая «помощь» другим странам.
Сравнительно недавний пример — российская приватизация, информационным обеспечением которой, как известно по инициативе правительственных чиновников занимали американские специалисты из Soyer Miller Group и Burso Marsteller. Результат плачевен как для самой идеи, так и для репутации ее вдохновителей, в частности А. Чубайса. Дело не низком профессионализме указанных специалистов, а в том, что за большой куш из российского кармана они связали се с заведомо несостоятельной по характеру, фактическим целям и методам программой.
Но со временем любой обман обязательно раскрываете Однако, сбив первую волну общественного недовольства приватизацией «по Чубайсу», американские компании не только за работали хорошие деньги, но и помогли Вашингтону в стратегическом плане — дальнейшем ослаблении России за счет Росси же. Ведь грабительская приватизация создала в России чудовищное социальное расслоение и как следствие — нестабильность в обществе и недоверие к власти, охраняющей итоги то приватизации. Следующим шагом предлагалась скупка американцами активов добывающих компаний, начиная с «ЮКОСа» «Посадка» Ходорковского остановила намечавшуюся сделку.
О «чистоте помыслов» американских исполнителей информационного обеспечения российской приватизации говорит тот факт, что против указанных фирм американской Фемидой возбуждено уголовное дело о мошенническом характере «помощи».
Информационное оружие
Чем большими информационными возможностями обладает государство, тем вероятнее (при прочих равных условиях) оно может добиться стратегических преимуществ. В этом контексте становятся понятными оценка военно-политическим руководством США информации как стратегического ресурса и причины постоянного увеличения ассигнований на создание информационного оружия, развитие и совершенствование информационных технологий. Так, если в 1980 году на их создание и приобретение тратилось около 8 млрд. долларов, то в 1994 году — уже свыше 25 млрд. Причем приобретение информационных технологий по финансированию вышло на первое место среди всех программ вооружений США.
Термин «информационное оружие» стал употребляться в американских военных кругах в 1991 году, после окончания войны в Персидском заливе, когда четко обозначились преимущества и эффективность именно информационного оружия.
Информационная война
К числу первых официальных документов Пентагона в этой области можно отнести директиву Министерства обороны США Т3600.1 от 21 декабря 1992 года под названием «Информационная война». В 1993 году в директиве Комитета начальников штабов № 30 уже были изложены основные принципы ведения информационной войны. И, наконец, в 1997 году было дано следующее ее определение: «Действия, предпринятые для достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии и осуществляемые путем влияния на информацию и информационные системы противника при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем».
в директиве намечались основные задачи по подготовке к подобного рода войнам. В 1995 году вышел Устав ВС США по информационной войне, а в Национальном университете обороны
была завершена подготовка первой группы специалистов в этой области.
За последние десять лет общая доля расходов США на ин-этику и подготовку к информационной войне возросла в три Раза и достигла 20 % военного бюджета. Как считают спе-
Циалисты, по мере развития информационной техники и коммуникационных технологий «горячие войны» будут все более вытесняться и уже вытесняются «холодными», в которых решающую роль играет информационное оружие.
Информационные операции
В конце 1998 года Комитет начальников штабов ВС СЩА издал документ— «Доктрина проведения информационных операций» (Joint Doctrine of Information Operation). В нем впервые официально подтверждался факт подготовки американцев к проведению наступательных информационных операций. Ранее представители Пентагона всегда подчеркивали оборонительную направленность мероприятий, проводимых США в информационной сфере.
Новым документом предусматривается возможность проведения наступательных информационных операций не только» военное, но и в мирное время. При этом представители США, комментируя эти положения, утверждают, что использование наступательного информационного оружия будет проводиться при полном соблюдении соответствующих международных норм и договоров. Однако на сегодняшний день подобные международные соглашения либо отсутствуют, либо находятся на ранних стадиях проработки. Предложения по правовому регулированию мировой информационной сферы, представленные МИД России в Организацию Объединенных Наций, встретили жесткое американское сопротивление.
8.5. ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ
Хочешь миллион — создай новую религию. Рон Хаббард, создатель сайентологии.
Наиболее разрушительные последствия для жертв манипулирования сознанием имеют место в случае попадания их во всевозможные тоталитарные секты. Это заведомо манипулятивные религии, поскольку заставляют человека поверить в
собственное несовершенство, а точнее — ничтожество. Они вселяют в него недоверие к собственной природе, после чего человек начинает испытывать потребность во внешнем руководстве собой. Основатели сект преследуют эгоистические цели личного обогащения и властвования над людьми, поддавшимися их влиянию. Взамен последние получают ложное чувство безопасности, уверенности в своем будущем и в правильности выбранного пути.
Сотни тысяч разрушенных судеб и яичных трагедий. Только в России число членов сект достигло 1 миллиона человек. В России, на Украине, Беларуси действует около ста тоталитарных сект. Из них крупных — около сорока. В их число входят пятидесятники, неопятидесятники, мормоны, мунисты, «Белое братство» и др.
Особую опасность представляют неопятидесятники — в силу своей массовости (только в России их около ста тысяч), безграничной власти пастора над рядовыми членами и жестокого порядка, свирепствующего в этой секте.
Признаки тоталитарной секты
В свое время Институт Гэллапа издал тесты, ставшие в США настольной книгой, которые должны были помочь в определении, является ли секта тоталитарной [209]. Вот ряд правил.
1. Есть ли в секте иерархия? Армейский принцип «начальник — подчиненный» должен внушить опасения.
2. Есть ли материальные требования к членам секты? Обязательность, а не добровольность пожертвований является плохим признаком.
3. Существует ли в секте принуждение? Обязательное выполнение заповедей и ритуалов, когда вам это не нравится, является признаком тоталитарности.
4. Какими стали отношения с окружающими? Появление признаков нетерпимости и раздражительности показывает, что ВЬ1бранный путь опасен.
5- Уважаются ли в секте права личности? Особо опасно, когдаа возникают требования сменить работу и/или изменить Шейное положение.
6. К чему зовут руководители секты? Скорый конец света, Насильственное изменение общественного строя должны неценно насторожить.
При этом авторы призывают не пытаться переубеждать сектантов, поскольку те гораздо лучше подготовлены к дискуссии. Совет авторов состоит в том, чтобы попытаться найти в учении и практике секты то, что явно противоречит цели близкого в человека. Если человек стремится к духовному развитию, указание на существующие в секте нетерпимость, фанатизм, нервозность может помочь раскрыть ему глаза на ложность этого пути.