Манипуляция «исказить лозунг»

Берется предвыборный слоган с плаката конкурента, немного переделывается, но так, что смысл меняется на противоположный; этот «подправленный» плакат размножается и широко распространяется. Например текст «Лучшее слово – дело!» подменяется текстом «Лучше слово, чем дело!». Подмена образа человека дела болтуном нанесла огромный урон кандидату, ставшему жертвой этой манипуляции.

Или лозунг объединения «Отечество - вся Россия»! - «Когда другие говорят, мы делаем» заменой всего лишь нескольких букв превращается в лозунг всех Шариковых: «Когда другие творят, мы делим».

Манипуляция «Опорочить лозунг»

Один из кандидатов в мэры «организовал» В своей газете вопрос читателя: «Правда ли, что рекламный лозунг действующего мэра города «Проверен временем, проверен делом!» заимствован с американской рекламы презервативов?» Здесь мишенью воздействия на избирателей стало их желание иметь добропорядочного мэра, приманкой - намек на «цинизм» И «беспринципность» мэра.

Создание «фактов»

При использовании этого метода факты частично создают или придумывают. Главное в том, чтобы было невозможно проверить реальность созданного «факта».

Примеры создаваемых фактов.

1. Во время губернаторской кампании Лебедя в Красноярском крае московские специалисты провели две «партизанские» акции как будто в его поддержку, но с реальной задачей дискредитировать генерала. Одной из акций стал «марш бомжей», решивших «поддержать» генерала, другой - акция хлопцев в камуфляже, которые разгуливали по улицами с нарукавными повязками и эмблемами, чем-то средним между лебедем и свастикой.

2. В президентской кампании 2000 года, когда за бывшего генерального прокурора Ю. Скуратова, выставившего свою

кандидатуру, вышли агитировать якобы его поклонницы. Группе проституток за вознаграждение вручили лозунги «Защитим нашего клиента!» и сняли их шествие на видеопленку, которую потом показали по телевидению.

Понятно, что отбить такой прием практически невозможно. Если сделать ответные шаги, то историю можно раздуть до немыслимого масштаба, чем еще сильнее очернить жертву. Если же не обращать внимания, то избиратель воспримет это как признание факта вины, поскольку объекту нечего противопоставить в ответ на «демонстрацию сторонников».

3. Во время выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга «от имени» кандидата Д. в детский сад привезли несколько ящиков с фруктами, якобы для улучшения питания детей. При вскрытии ящиков обнаружилось, что их содержимое давно испортилось.

4. Ночью в двери избирателей ломится неизвестный. На вопрос: «Кто там?» - отвечает пьяным голосом: «Я ваш кандидат Иванов И. И., пришел вас агитировать». Факт был: ночью в двери ломился пьяный и называл себя кандидатом в депутаты. Проверить, был ли это действительно Иванов или некое подставное лицо, трудно. Зато информация о подобном «факте» расходится стремительно, особенно, если к этому приложены определенные усилия.

5. По квартирам избирателей разносят пакеты с продуктами или лекарствами «от имени» кандидата А. Через некоторое время кто-то сообщает в избирательную комиссию, милицию и СМИ, что кандидат А. подкупает избирателей. Факт раздачи подарков реален. Действительно ли эти подарки рассылал кандидат А., недоказуемо. Но за подкуп избирателей кандидатуру А. могут снять с голосования.

6. Иногда прибегают к такому экстремальному средству, как инсценировка покушения на кандидата или на его помощников. Если общественность поверит, то манипуляторы воздействуют сразу на две мишени: 1) опорочить конкурентов, списав покушение на них; 2) апеллировать к присущему нашим людям чувству сострадания к жертвам. Поскольку последствия этой манипуляции легко просчитываются, то конкуренты проводят контрманипуляцию: сразу поднимают крик, что «покушение» было организовано самой несостоявшейся «жертвой».

7. в ходе президентских выборов один из лидеров движения демократического толка в порыве «любви» к электорату неосмотрительно сдал кровь в одной из больниц.

Понятно, что этот ход разработан явно недоучившимся «политтехнологом», и вот почему: в любое удобное для политических врагов время эта порция может быть объявлена непригодной к использованию ввиду какой-нибудь придуманной «нехорошей» болезни кандидата.

Перед выборами в Государственную думу по первому телевизионному каналу была показана следующая реклама политической партии, составляющей оппозицию коммунистам. Сюжет начинался с демонстрации выступления популярного певца и танцев. Через несколько секунд после начала рекламного ролика музыка резко обрывалась. В зале появлялись люди полувоенного вида со значками, похожими на значки Коммунистического союза молодежи. Их лидер-человек с очень неприятным лицом - громко, на весь зал воскликнул: «Смирно! Мы победим на выборах!» После этого группа «комсомольцев» увела несколько наиболее веселых и беззаботных танцоров, по-видимому, чтобы запугать остальных. В полной тишине на экране появлялся текст: «Если ты не придешь на выборы, это может случиться». И далее: «Голосуйте за нашу партию» [142].

Грубая клевета

Наши рекомендации