Почему кандидаты так говорят?
Кандидат должен говорить то, что желают услышать избиратели. Серьезные исследования, проведенные в США, показывают, что сложившееся мнение избирателя изменить практически невозможно. Следовательно, надо к нему подстраиваться. (Как выразился бывший президент Украины Леонид Кучма, «точку зрения определяет место сидения».) Мишенью манипулятивного воздействия здесь является удовлетворение потребности в общности: услышав свои мысли и пожелания в изложении кандидата, избиратель испытывает удовлетворение. Одновременно он объединяет себя с кандидатом в одну общность, т. е. кандидат становится «своим человеком», которого захочется поддержать.
Эзоп - об использовании демагогии
Вот содержание одной из басен великого баснописца.
Рыбак ловил рыбу, ударами палки по воде пугая ее и загоняя в сеть. Некто стал бранить его: зачем воду мутишь? Ответил рыбак: «Но ведь если не мутил бы реку, пришлось бы с голоду умереть».
Эзоп делает вывод: «Так и демагогам в государствах тогда живется лучше всего, когда им удается завести в отечестве смуту».
Почему народ любит паяцев?
Этот вопрос имеет отношение к политикам, которые, подобно Жириновскому, добились популярности, шокируя и эпатируя публику. Андре Моруа объяснял психологическую подоплеку этого так: когда человек демонстрирует свои многочисленные достоинства, это возвышает его над окружающими, и, соответственно, принижает последних. Многим не нравится чувствовать свою ущербность по сравнению с этим суперменом. Наоборот, видя в другом многие недостатки, потешаясь над ними, человек приходит в хорошее настроение: он лучше этого другого. Последний вызывает не только положительные эмоции, но и демонстрацией своих недостатков делает скрытый комплимент окружающим.
Таким образом, политическую клоунаду избиратели любят за то же, за что и клоунаду цирковую.
Мишенью манипулятивного воздействия политических паяцев является потребность избирателя в положительных эмоциях, а способом вовлечения в контакт (приманкой) - возможность, сравнивая, увидеть себя в лучшем свете.
Как видим, политическое фиглярство решает сразу две задачи политика из трех вышеназванных. А при яркой игре может решить и третью.
ПОБУЖДЕНИЕ К «ПРАВИЛЬНОМУ» ГОЛОСОВАНИЮ
Выгодное сравнение
В одной из передач анализировался сюжет с Ю. Лужковым, играющим в футбол. При этом возникает ряд непрямых отсылок. Ю. Лужков показан как физически здоровый на фоне больного Б. Ельцина. Ю. Лужков показан в командной игре, в то время как члены администрации Б. Ельцина играют в индивидуальную игру - теннис. Ю. Лужков показан играющим в народный (недорогой) вид спорта в отличие от того же тенниса. То есть все эти сообщения должны были приблизить образ Ю. Лужкова к массовому сознанию.
«Отключение рассудка»
Когда рассудок большинства избирателей противится некоей навязанной кандидатуре, манипуляторы находят средства переключить сознание с рассудка на эмоции. Не случайно в 1996 году реклама призывала россиян голосовать за Ельцина «сердцем». Просто потому, что «по уму» Ельцину даже не следовало вступать в борьбу: он не выполнил ни одного из своих обещаний. Но поскольку удалось поселить в сердцах граждан иррациональный страх перед реставрацией коммунизма, многие предпочли не рисковать и скрепя сердце проголосовали за Ельцина. Выбор делался эмоционально, т. к. реклама, а точнее антиреклама, в отношении Зюганова заблокировала рациональные аргументы.
Подкуп избирателей
В Петербурге один из претендентов на мандат депутата Законодательного собрания города ремонтировал почтовые ящики
своих избирателей и вкручивал лампочки в подъездах (вместо перегоревших). Победил!
Другой кандидат бесплатно лечил зубы своим избирателям. Третий организовал подвоз избирателей на автобусах к избирательным участкам. Да еще и за каждый отданный ему голос платил 100 рублей.
В этих и подобных случаях мишенью манипулятивного воздействия является удовлетворение потребности людей в положительных эмоциях и заботе о себе. Плюс прямой подкуп.
В одном городе кандидат в депутаты областного совета во всех подъездах домов избирательного округа поставил на свои средства металлические двери. А на следующий день листовками ненавязчиво сообщил избирателям, кто их благодетель.
Правда, конкуренты организовали контрманипуляцию. Они отпечатали эти напоминания о благотворительной акции огромным тиражом и ежедневно разносили их по почтовым ящикам. Эти бесконечные напоминания вконец извели избирателей. В итоге благодетель позорно провалился.
Обратим внимание, что контрманипуляция проведена по всем правилам: игра принята, продолжена и доведена до абсурда. Мишенью воздействия здесь послужило то, что отрицательные эмоции, вызванные многократными напоминаниями (фон воздействия), в конце концов стал вызывать и сам кандидат. Побуждением к возникновению отрицательных эмоций послужило многократное повторение надоевшей всем информации. (Об универсальной системе защиты от манипулирования можно прочесть в наших книгах [287;290; 297].)