Раскройте понятие и особенности международно-правовой ответственности.

15. Что такое система международного права и каковы ее элементы?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Международное право. Общая часть: Учебник (отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков). М., 2011.

2. Международное право: Учебник (отв. ред. А.Н. Вылегжанин). М., 2010.

3. Международное право: Учебник (отв. ред. С.А. Егоров). М., 2014.

4. Международное право: Учебник (отв. ред. П.Н. Бирюков). М., 2014.

5. Официальный сайт ООН: http://www.un.org/ru/.

ТЕМА 2. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ

Органы внешних сношений

Право внешних сношений регулирует дипломатическую и консульскую деятельность государств. Органы внешних сношений - государственные органы, при помощи которых государство осуществляет экономические, политические и правовые связи с другими странами. Органы внешних сношений принято разделять на внутренние и зарубежные. К первым относят: конституционные (парламент, глава государства), т.е. те, которые формируют внешнюю политику государства и специализированные (министерство иностранных дел, министерство внешней торговли), т.е. те, которые реализуют отдельные направления внешней политики в конкретных сферах дипломатии, торгово-экономических связей государства. Ко вторым, т.е. тем, которые непосредственно выполняют внешнеполитическую работу, относят: постоянные (дипломатические представительства, консульские учреждения) и временные (специальные миссии, делегации на дипломатических конференциях).

Особое место занимают конвенционные органы, т.е. органы технических, культурных, военных связей между государствами, а также постоянные представительства государств при международных организациях и торговые представительства.

Глава государства выступает, как правило, в качестве органа высшего государственного руководства и представительства своей страны. Он персонифицирует собой все государство и возглавляет всю государственную систему органов внешних сношений. Глава государства в международных отношениях является высшим представителем своей страны. Поэтому он имеет право вести переговоры с любыми представителями субъектов международного права и заключать международные договоры по любым вопросам, объявлять войну (если такое право закреплено за ним конституцией), назначать дипломатических представителей в другие страны, присваивать высшие дипломатические ранги, принимать верительные и отзывные грамоты иностранных дипломатических представителей. Для подписания международных договоров, ведения переговоров и совершения иных международных актов главе государства не требуется никаких полномочий. Эти функции он выполняет ex officio (по обязанности, в силу занимаемой должности).

Высший законодательный орган (парламент) в прямом смысле не является органом внешних сношений государства, так как не может самостоятельно выступать в качестве представителя государства в международных отношениях или от его имени заключать международные договоры. В то же время парламент обычно играет важную роль во внешней политике, так как во многих государствах ему предоставлено право ратификации (денонсации) международных договоров (или дачи согласия на ратификацию, если последнюю осуществляет глава государства с согласия парламента).

Правительство - высший коллегиальный орган государственного управления, осуществляющий общее руководство международными связями государства. Оно реализует внешнюю политику и может в этих целях от своего имени заключать международные договоры, посылать делегации на международные конференции, вести переговоры с представителями правительств иностранных государств. Глава правительства, как и глава государства, имеет право лично и без специальных полномочий вести переговоры с иностранными представителями по любым вопросам и подписывать с ними международные договоры. Правительство может делать заявления, а также направлять ноты и послания иностранным правительствам по любым внешнеполитическим вопросам.

Ведомство иностранных дел - централизованный государственный орган внешних сношений, осуществляющий практическую повседневную деятельность по проведению в жизнь внешней политики государства. Функциями ведомства иностранных дел являются: отстаивание политических, экономических, правовых, иных интересов своего государства на международной арене, во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями; защита интересов и прав своих граждан и юридических лиц за рубежом; осуществление официальных связей с иностранными государствами и международными организациями; руководство дипломатическими и консульскими представительствами своей страны в других странах; поддержание официальных связей с иностранными дипломатическими и консульскими представительствами, находящимися на территории своей страны; участие в работе международных организаций и конференций; ведение переговоров с иностранными государствами; подготовка и заключение (по указанию правительства) международных договоров; анализ международной обстановки, политического, экономического положения в зарубежных странах; информирование своего правительства о наиболее важных событиях, происходящих за границей; подготовка предложений для своего правительства о проведении внешнеполитических мероприятий.

Структура ведомства иностранных дел приспособлена к выполняемым им функциям. Обычно в нем имеется три вида отделов, управлений или департаментов. Первый вид - оперативно-дипломатические территориальные отделы, каждый из которых занимается какой-либо конкретной страной или группой стран (например, в МИД РФ есть департамент Северной Америки, департамент Африки и др.). Каждый такой департамент или отдел выполняет функции МИДа по отношению к той стране, которой он занимается. Второй вид - оперативно-дипломатические функциональные отделы, управления, департаменты, деятельность которых не ограничена какой-либо страной или даже группой стран, а распространяется на весь мир, но в своей конкретной, специфической области. К этой группе можно отнести, например, такие структурные подразделения Министерства иностранных дел России, как Правовой департамент, Историко-документальный департамент, Департамент международных организаций, Консульский департамент, Департамент государственного протокола, Департамент информации и печати и др. Третий вид - административно-технические отделы и управления. Это разного рода хозяйственные, административные, финансовые службы. Руководители ведомств иностранных дел, как правило, имеют ранг министров соответствующего правительства и в соответствии с нормами международного права, в отличие от других министров, вправе наряду с главой государства и главой правительства вести переговоры с любыми иностранными официальными лицами и подписывать международные договоры без специальных полномочий.

Дипломатическое представительство - возглавляемое дипломатическим агентом государственное учреждение, действующее от имени аккредитующего государства в государстве пребывания для осуществления дипломатических сношений между ними. Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса: класс послов и нунциев (посол Ватикана), аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга; класс посланников и интернунциев (посланник Ватикана), аккредитуемых при главах государств; класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел. В соответствии со ст. 4 Венской конвенции 1961 г. государство, которое решило направить нового посла, посланника или поверенного в делах в страну пребывания, должно предварительно получить у нее агреман, который представляет собой согласие компетентных властей соответствующего государства принять конкретное лицо в качестве главы дипломатического представительства. После получения агремана назначаемому дипломатическому представителю выдается верительная грамота за подписью главы государства и министра иностранных дел назначающей (аккредитующей) страны. В верительной грамоте подтверждается, что данное лицо назначено в качестве дипломатического представителя и излагается просьба верить всему тому, что он будет говорить от имени своего правительства.

Персонал дипломатического представительства состоит из следующих основных категорий сотрудников: дипломатические работники - члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг (советники, секретари, атташе); административно-технический персонал (бухгалтеры, шифровальщики, делопроизводители, переводчики); обслуживающий персонал (водители, повара, садовники и т.п.). Члены дипломатического персонала представительства назначаются ведомством иностранных дел аккредитующего государства без предварительного запроса. Исключение здесь составляют военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, кандидатуры которых, как правило, подбирает военный министр из числа кадровых офицеров своих вооруженных сил и согласовывает их с министром иностранных дел своего правительства. Кроме того, государство пребывания может предложить, чтобы их имена заранее сообщались на его одобрение. Для дипломатического персонала внутренним законодательством каждой страны устанавливаются специальные служебные звания - дипломатические ранги, которые обычно соответствуют занимаемой должности и имеют аналогичные наименования. Как показывает мировая практика, к числу таких званий в подавляющем большинстве государств относятся ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника (в некоторых странах он называется Чрезвычайный Посланник и Полномочный Министр), советника, первого секретаря, второго секретаря, третьего секретаря и атташе.

Для обозначения совокупности глав дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве, в международном праве используется термин «дипломатический корпус». Главой дипломатического корпуса является дуайен - руководитель дипломатического представительства, старший по классу и времени пребывания в данной стране.

Дипломатические представительства выполняют следующие основные функции:

- представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

- защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

- ведение переговоров с правительством государства пребывания;

- выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;

- поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

Деятельность дипломатического представительства прекращается в случаях: 1) прекращения существования аккредитующего государства или государства пребывания; 2) разрыва дипломатических отношений между аккредитующим государством и государством пребывания; 3) начала между ними военных действий. Деятельность любого дипломатического работника в государстве пребывания, включая главу представительства, может быть также прекращена в связи с его отзывом аккредитующим государством или объявлением «persona non grata» (нежелательным лицом) государством пребывания в случае совершения им действий, несовместимых с его официальным статусом (шпионаж, грубое вмешательство во внутренние дела государства пребывания и т.п.). В случае отзыва главы дипломатического представительства он или его преемник вручает главе государства пребывания или его министру иностранных дел соответствующие отзывные грамоты.

Как правило, установление дипломатических отношений презюмирует согласие на установление и отношений консульских. В то же время консульские учреждения могут открываться на территории государств, которые не поддерживают друг с другом дипломатических отношений, а разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматического разрыва консульских отношений между ними.

Консульские учреждения и их персонал выполняют следующие основные функции:

- охрана и защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц), оказание им помощи и содействия, а также обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства;

- содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;

- выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;

- выдача паспортов и виз, исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера;

- передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений в соответствии с действующими международными соглашениями или правилами государства пребывания;

- оказание помощи судам и самолетам, имеющим национальность представляемого государства, и их экипажу.

В отличие от дипломатических представительств, консульские учреждения функционируют не в масштабах всего государства, а в пределах консульского округа, границы которого также определяются по взаимному согласию и, как правило, охватывают территорию нескольких административно-территориальных единиц государства.

Различают четыре вида консульских учреждений: генеральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство. Главы консульских учреждений делятся на четыре класса в соответствии с названиями консульств, которыми они руководят: 1) генеральный консул; 2) консул; 3) вице-консул; 4) консульский агент. При этом в генеральном консульстве кроме генерального консула могут работать несколько консулов, вице-консулов, консульских атташе, являющихся его заместителями или помощниками. Точно так же и в консульстве кроме его главы (консула) могут работать несколько сотрудников, именуемых вице-консулами или консульскими атташе. Кроме консульских должностных лиц к работникам консульского учреждения также относятся консульские служащие (административно-технические работники) и работники обслуживающего персонала.

Особый вид консульского учреждения - консульский отдел в дипломатическом представительстве, в котором работают сотрудники дипломатического представительства, выполняющие консульские функции.

Главы консульских учреждений назначаются представляемым государством и допускаются к выполнению своих функций государством пребывания. Первым главе консульского учреждения выдается специальный документ - консульский патент, в котором удостоверяется его должность, а также по общему правилу указываются его полное имя и фамилия, категория или класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Представляемое государство направляет патент или подобный ему акт правительству того государства, на территории которого глава учреждения должен приступить к работе. Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций при наличии разрешения со стороны государства пребывания, которое называется экзекватурой и оформляется в виде отдельного документа или наложения компетентным лицом разрешительной надписи на самом консульском патенте.

Прекращение функций работников консульских учреждений происходит в случаях: уведомления государства пребывания представляемым государством о прекращении их функций; аннулирования экзекватуры; уведомления государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать их работниками консульского персонала. Кроме того, сами консульские учреждения могут прекратить свою работу в случае начала войны между представляемым государством и государством пребывания, закрытия консульства или когда территория консульского округа включается в состав территории другой страны.

Специальная миссия - это временная миссия, по своему характеру представляющая государство, направляемая одним государством в другое с согласия последнего для совместного рассмотрения определенных вопросов или для выполнения в отношении его определенной задачи. В число таких задач могут входить проведение переговоров, вручение документов, предоставление информации или участие в церемонии. В последнее время в международных отношениях широкое распространение получила также практика передачи иностранным официальным лицам посланий через личных представителей глав государств. Специальная миссия состоит из одного или нескольких представителей посылающего государства, из числа которых оно назначает и главу миссии. Ему предоставляются соответствующие полномочия за подписью главы государства, главы правительства или министра иностранных дел, в зависимости от цели и уровня миссии. В специальную миссию может входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.

Функции специальной миссии начинаются с момента установления ею официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого была достигнута договоренность. Основаниями для прекращения деятельности специальной миссии могут быть, в частности, соглашение об этом заинтересованных государств, выполнение задачи специальной миссии, истечение срока, установленного для специальной миссии, уведомление посылающего государства о том, что оно прекращает, отзывает специальную миссию или считает ее деятельность прекращенной. При этом разрыв дипломатических или консульских сношений между посылающим и принимающим государствами сам по себе не влечет за собой прекращения деятельности специальных миссий, существующих на момент разрыва сношений.

Постоянное представительство при международной организации – специальные делегации для поддержания дипломатических отношений с межправительственными организациями, в которых государство участвует в качестве постоянного члена.

Функции постоянного представительства состоят, в частности:

- в обеспечении представительства посылающего государства при Организации;

- в поддержании связи между посылающим государством и Организацией;

- в ведении переговоров с Организацией и в ее рамках;

- в выяснении осуществляемой в Организации деятельности и сообщении о ней правительству посылающего государства;

- в обеспечении участия посылающего государства в деятельности Организации;

- в защите интересов посылающего государства по отношению к Организации;

- в содействии осуществлению целей и принципов Организации путем сотрудничества с Организацией и в ее рамках.

Государства, которые не являются членами международной организации, могут учреждать при ней постоянные миссии наблюдателей.

§ 2. Понятие и источники дипломатического права

Дипломатия — средство осуществления внешней политики государства, представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях по осуществлению целей и задач внешней политики государства, защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей. С понятием «дипломатия» связывают искусство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества. Дипломатическое право - отрасль международного права, совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений. Система дипломатического права соответствует основным формам дипломатии: двусторонней дипломатии, осуществляемой через дипломатические представительства или через так называемые специальные миссии; многосторонней дипломатии, осуществляемой делегациями на международных конференциях и сессиях органов международных организаций, а также постоянными представительствами государств при международных организациях.

Дипломатическое право на протяжении долгого времени основывалось на обычаях как правилах международной вежливости и правила дипломатического протокола.

Международная вежливость касается всего, что символизирует государство или его представляет. Преднамеренное нарушение международной вежливости рассматривается как оскорбление государства и нанесение ущерба его престижу. Международная вежливость, в частности, регламентирует определенное отношение к государственному флагу, гербу, гимну и к официальным лицам. Международная вежливость регламентирует также определенное реагирование на те или иные события: национальный праздник, избрание главы государства, стихийное бедствие и т.д.

Дипломатический протокол был официально утвержден в 19 веке на Венском конгрессе (1814-1815). Это совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, которые должны соблюдаться руководителями государств и правительств, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении. Основой дипломатического протокола остается выражение глубокого уважения к высокому иностранному гостю, к стране и народу, которые он представляет. Сложившиеся к настоящему времени правила и нормы дипломатического протокола регулируют практически все формы внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества. Одной из органических составных частей дипломатического протокола является дипломатический этикет. Если дипломатический протокол является «выражением хороших манер в отношениях между государствами», то дипломатический этикет — это проявление хороших манер в отношениях между должностными лицами, политическими и общественными деятелями, представляющими свое государство. Общение дипломатов со своими коллегами в правительственных, общественных и деловых кругах производится с соблюдением издавна установленных правил, отступление от которых может вызвать нежелательные осложнения во взаимоотношениях. Правила дипломатического этикета содержат определенные формы обращения, переписки, а так же строгий порядок нанесения визитов, проведения встреч и бесед, дипломатических приемов и т. д. Они предъявляют довольно строгие требования к внешнему виду дипломата, государственного служащего, бизнесмена, их одежде, манерам, поведению и так далее. В основе норм дипломатического этикета и протокола лежит принцип, по которому за каждым дипломатом стоит представляемое им государство.

В целом, правила международной вежливости не являются юридически обязательными, это их отличает от норм международного права. Вместе с тем несоблюдение их часто рассматривается как акт недружелюбия, хотя и не влечёт за собой международно-правовой ответственности и не может служить основанием для реторсий или предъявления каких-либо претензий.

В настоящее время дипломатическое право в основном кодифицировано. Среди договоров данной отрасли права особое место занимает Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. Она определяет функции дипломатического представительства, порядок назначения и отзыва его главы, устанавливает классы глав представительств, их старшинство, привилегии и иммунитеты дипломатов. В дипломатическом праве действуют также Конвенция о специальных миссиях 1969 г.; Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.; Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.; Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г.; Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций 1980 г.; Конвенция о предотвращении преступлений и наказании за преступления против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов 1977 г.; Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1994 г., а также другие международные документы регионального характера.

Весьма важное значение имеют и положения национального законодательства, определяющие статус, функции и структуру органов внешних сношений, а также регулирующие определенные аспекты их деятельности. В Российской Федерации, например, к их числу можно отнести отдельные положения Конституции РФ, Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», других федеральных законов, а также такие специальные нормативно-правовые акты, утвержденные указами Президента России и другими документами, как Положение о Министерстве иностранных дел РФ от 11 июля 2004 г., Положение о Посольстве РФ от 28 октября 1996 г., Положение о Консульском учреждении РФ от 5 ноября 1998 г., Положение о Чрезвычайном и Полномочном После РФ в иностранном государстве от 7 сентября 1999 г., Положение о Торговом представительстве РФ в иностранном государстве от 27 июня 2005 г., Положение о представительстве Министерства иностранных дел РФ на территории Российской Федерации от 11 марта 2002 г.

§ 3. Дипломатические привилегии и иммунитеты

Зарубежные органы внешних сношений государств, их сотрудники и члены семей последних наделены по международному праву определенными иммунитетами и привилегиями. При этом под иммунитетом (от лат. immunitas – «независимость», «неподверженность») понимаются изъятия из-под юрисдикции государства пребывания, а под привилегиями - особые правовые преимущества.

Особые права и преимущества предоставляются дипломатическим представительствам, консульским учреждениям и их сотрудникам правом внешних сношений, для того чтобы обеспечить им нормальные условия работы, освободить от возможного принудительного воздействия со стороны властей страны пребывания. Кроме того, наличие, например, дипломатического иммунитета и привилегий объясняется тем, что дипломатическое представительство является органом суверенного государства - субъекта международного права, осуществляющего через свое представительство определенные официальные функции.

Помещения дипломатического представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в них иначе, как с согласия главы представительства. На государстве пребывания лежит также специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Основанием для нарушения неприкосновенности представительства не могут служить и события форс-мажорного характера, такие, например, как пожар, стихийные бедствия и т.п. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество вместе со средствами передвижения представительства также пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.

Представительство обладает также фискальным иммунитетом. Аккредитующее государство и глава представительства освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Вознаграждения и сборы, взимаемые представительством при выполнении своих официальных обязанностей, также освобождаются от всех видов налогов, сборов и пошлин.

Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства также неприкосновенна, а дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Она доставляется штатными дипломатическими курьерами или дипломатическими курьерами ad hoc, которые обладают безусловной личной неприкосновенностью.

Государство пребывания предоставляет все возможности для выполнения функций представительства. Оно должно разрешать и охранять свободные сношения представительства для всех официальных целей. При сношениях с правительством и другими представительствами и консульствами аккредитующего государства, где бы они ни находились, представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные или шифрованные депеши. Вместе с тем представительство аккредитующего государства может устанавливать и эксплуатировать радиопередатчик только с согласия государства пребывания, как правило, на основе взаимности.

Представительство и его глава обладают такой почетной привилегией, как право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.

Право на неприкосновенность помещений, архивов, документов и корреспонденции, на освобождение от налогообложения, на свободу сношений с правительством посылающего государства, его зарубежными органами внешних сношений, а также на использование флага и герба закрепляется международным правом также за постоянными представительствами государств при международных организациях и специальными миссиями.

Объем привилегий и иммунитетов, предоставляемых сотрудникам дипломатического представительства, различается в зависимости от того, к какой категории персонала принадлежит данное лицо. Так, например, члены дипломатического персонала пользуются привилегиями и иммунитетами в полном объеме. Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.

Дипломатические работники пользуются полным иммунитетом от уголовной, а также с некоторыми изъятиями от гражданской и административной юрисдикции. Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей, и в отношении их по общему правилу не могут применяться исполнительные меры. Только аккредитующее государство может отказаться от иммунитета от юрисдикции членов дипломатического персонала своего представительства.

Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства. Это правило в значительной степени распространяется также на его бумаги, корреспонденцию и имущество.

Дипломатические работники освобождаются от большинства государственных и муниципальных личных и имущественных налогов, сборов и пошлин, от всех трудовых и государственных повинностей независимо от их характера, а также от военных повинностей, таких как реквизиция, контрибуция и военный постой. Ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги. Личный багаж дипломата освобождается от досмотра, если только нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом или регулируется карантинными правилами государства пребывания. В последнем случае досмотр должен производиться только в присутствии дипломатического агента или его уполномоченного представителя.

Все перечисленные права, иммунитеты, привилегии в соответствии с международным правом в полном объеме распространяются на членов семьи дипломата, живущих вместе с ним и не являющихся гражданами государства пребывания. Дипломатический агент, который является гражданином государства пребывания или постоянно в нем проживает, пользуется лишь иммунитетом от юрисдикции и неприкосновенностью в отношении официальных действий, совершенных им при выполнении своих функций.

На административно-технический персонал дипломатического представительства и членов их семей, живущих вместе с ними и не являющихся гражданами государства пребывания, распространяется большинство привилегий и иммунитетов дипломатических работников. В то же время иммунитет от гражданской и административной юрисдикции распространяется только на такие действия этих лиц, которые совершены ими при исполнении своих профессиональных обязанностей. Административно-технические работники могут беспошлинно ввозить предметы на территорию государства пребывания лишь для первоначального обзаведения, и их личный багаж не освобождается от таможенного досмотра.

Что касается членов обслуживающего персонала дипломатических представительств, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, то они пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе. Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе. В других отношениях они могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания.

Примерно так же происходит распределение привилегий и иммунитетов между различными категориями сотрудников представительств государств при международных организациях и специальных миссий.

§ 4. Понятие и источники консульского права

Консульское право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности. Исторически консульские отношения развивались как отношения, связанные, прежде всего, с международной торговлей и торговым мореплаванием. В настоящее время консульские учреждения призваны содействовать развитию не только экономических, торговых, но и научно – технических, культурных и туристских, а в некоторых случаях и политических связей между государствами.

Основное значение консульского права в том, что оно призвано защищать права и интересы граждан, находящихся за пределами своего государства. Функционирование консула в интересах гражданина представляемого государства выражается в предоставлении ему конкретных видов консульского обслуживания. Консул регистрирует контактирующих с ним граждан своего государства, находящихся в его консульском округе, и ведет их учет. Он вправе выдавать и продлевать депорта и другие документы лицам, имеющим па них право; выдавать и продлевать визы для въезда в представляемое государство или для транзита через него. Консул регистрирует акты гражданского состояния (рождения, смерти и т.п.) граждан своей страны. По многим консульским конвенциям за ним признается право регистрировать браки, когда оба брачующихся являются гражданами представляемого им государства и если это не противоречит законам и правилам государства пребывания.

Национальное законодательство и международные соглашения могут наделять консульские учреждения определенными прерогативами в вопросах гражданства, например, правом принимать от лиц, проживающих за пределами страны, назначившей консула, заявления и ходатайства по этим вопросам.

Консул выполняет разнообразные нотариальные функции: заверяет доверенности и удостоверяет сделки (за исключением определенной категории), свидетельствует верность копий, подлинность подписей на документах и совершает другие подобные действия. Он также осуществляет такую специфически консульскую прерогативу, как легализация документов, исходящих как от властей страны пребывания, так и от властей государства, назначившего консула, то есть установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах, компетентности выдавшего, составившего или заверившего их органа и в целом соответствия их законам государства, от которого они исходят.

С соблюдением порядка, принятого в государстве пребывания, консул вправе представлять или обеспечивать представительство в его судебных или иных органах граждан своего государства, если сами эти граждане не могут осуществлять защиту своих прав и интересов.

В случае, если какой-либо гражданин государства, назначившего консула, арестован, заключен в тюрьму, взят под стражу либо задержан в ином порядке, например во исполнение судебного решения, компетентные органы страны пребывания должны безотлагательно уведомить об этом консульство, находящееся в округе, где это произошло. Консульские должностные лица вправе посещать такого гражданина, а также переписываться с ним и принимать меры по обеспечению ему юридического представительства.

На консула возлагается охрана интересов несовершеннолетних и других лиц, не обладающих полной дееспособностью, особенно когда требуется установление над ними опеки или попечительства. Со своей стороны компетентные власти консульского округа должны безотлагательно уведомлять консула о такого рода ситуациях.

Консулу полагается заниматься наследственными делами граждан назначившей его страны. Компетентные власти государства пребывания должны без промедления уведомить его о смерти гражданина этой страны и о наличии имущества умершего в пределах консульского округа, в отношении которого может существовать интерес со стороны представляемого консулом государства или его граждан.

В необходимых случаях консул принимает меры по охране имущества, оставшегося после смерти гражданина. На консула возложена охрана интересов граждан и юридических лиц назначившего его государства в случае на территории государства пребывания.

В современном консульском праве действуют три многосторонние консульские конвенции. Две из них носят региональный характер: Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 года и Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 года. Универсальный характер имеет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. В качестве источника консульского права сохраняет свое значение и обычай. Венская конвенция 1963 года исходит из того, что нормы международного обычного права продолжают регулировать вопросы, не предусмотренные ее положениями. Не последнюю роль в консульском праве играют двусторонние договоры и конвенции по консульским вопросам, заключать которые начали еще в XII - XIII веках. Сейчас их число во всем мире достигает нескольких тысяч.

В РФ вопросам консульского права посвящен Консульский Устав РФ 2010 года (№ 154-ФЗ).

§ 5. Консульские отношения РФ

Консульские отношения - международные административно-правовые отношения, предназначенные для защиты прав и интересов государства, а также его граждан, физических и юридических лиц, на территории другого государства. Самостоятельный статус консульских отношений видится и в том, что прекращение дипломатических отношений не влечет за собой автоматического разрыва консульских отношений. Консульские отношения устанавливаются и консульства учреждаются по соглашению государств. Они могут быть установлены и в отсутствие дипломатических отношений, например в случае признания государства или правительства де-факто. В таких условиях они выполняют и некоторые дипломатические функции. Между установлением консульских отношений и фактическим открытием отдельного консульского учреждения может быть разрыв во времени, поскольку по согласованию между сторонами решаются не только вопросы об установлении консульских отношений, но и для каждого конкретного случая — об открытии соответствующего консульского учреждения, его местонахождении, классе, территориальных пределах его деятельности в государстве пребывания.

В соответствии с Консульским Уставом РФ, консульская деятельность осуществляется в целях защиты прав и интересов Российской Федерации, принятия Российской Федерацией мер к тому, чтобы граждане РФ и российские юридические лица пользовались за пределами РФ правами, установленными Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются РФ и государство пребывания, законодательством РФ и законодательством государства пребывания. Консульская деятельность направлена на содействие развитию добрососедских и дружественных отношений РФ с другими государствами, расширению экономических, торговых, научно-технических, культурных и иных связей.

К консульским функциям относятся:

1) рассмотрение вопросов гражданства РФ и исполнение решений по вопросам гражданства РФ в рамках полномочий, установленных законодательством РФ;

2) оформление и выдача документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ, временных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ и дающих право на въезд (возвращение) в РФ, а также документов для въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - российские визы), внесение необходимых изменений в указанные документы, их изъятие или аннулирование в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

3) осуществление учета граждан РФ, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа;

4) принятие мер по охране прав и законных интересов граждан РФ, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу либо задержанных, а также мер по розыску пропавших без вести на территории консульского округа граждан РФ;

5) оказание содействия гражданам РФ, находящимся на территории консульского округа, в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме РФ;

6) государственная регистрация актов гражданского состояния;

7) совершение нотариальных действий;

8) консульская легализация иностранных официальных документов, предназначенных для представления на территории РФ;

9) истребование документов, касающихся прав и интересов граждан и юридических лиц;

10) принятие мер по охране прав и законных интересов находящихся на территории консульского округа граждан РФ, над которыми требуется установить опеку или попечительство;

11) оказание необходимого содействия судам, плавающим под Государственным флагом РФ, военным кораблям и военно-вспомогательным судам РФ, воздушным судам, средствам подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, зарегистрированным или учтенным в РФ, а также членам их экипажей (бригад), находящимся на территории консульского округа;

12) принятие мер в области санитарной, фитосанитарной и ветеринарной защиты;

13) принятие мер по учету, обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и других мемориальных сооружений, находящихся в пределах консульского округа.

Российская Федерация продолжает осуществлять консульские отношения, установленные еще Советским Союзом. Однако изменения, происходящие в настоящий момент, как во внутренней, так и во внешней политике нашего государства, не могли не затронуть консульское право и консульскую службу Российской Федерации. Масштабы деятельности консульской службы, несомненно, возрастают, поскольку ежегодно число россиян, выезжающих за рубеж, увеличивается. Консульская служба России включает в себя Консульский департамент Министерства иностранных дел, консульские отделы посольств, генеральные консульства, консульства России, почетных консулов России, представительства МИД России, выполняющие некоторые консульские функции, а также консульские пункты в международных аэропортах и на пограничных контрольных пунктах, открытых для железнодорожного, морского и автомобильного сообщения. По статистике МИД в настоящее время на территории Российской Федерации действуют более 80 консульств иностранных государств, консульские функции выполняют и 147 консульских отделов посольств, а также 80 почетных консулов иностранных государств, среди которых более половины консулов имеют гражданство Российской Федерации. Российская дипломатическая служба представлена за границей 247 отделениями (генеральные консульства, консульства и консульские отделы посольств). Кроме того, Россия начала активно использовать институт почетного консула. В настоящее время Российская Федерация представлена за рубежом уже 84 почетными консулами.

В рамках развития консульских отношений продолжается работа по облегчению режима поездок граждан России, решаются и принципиально новые задачи, например, содействие реализации Госпрограммы переселения соотечественников в Россию.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Наши рекомендации