Внушаемость природная и ситуативная
Внушаемость является индивидуальной чертой и варьируется в широких пределах. Каждому она дана природой, воспитанием, образованием, опытом жизни. Для краткости назовем ее природной внушаемостью.
Внушаемость не является постоянной величиной. На нее оказывает влияние окружающая обстановка и сиюминутное состояние человека.
В некоторых странах таблички «Нет выхода» заменили на «Выход - в соседнюю дверь». Поскольку было установлено, что внушаемых индивидов, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, табличка «нет выхода» провоцировала на суицид.
В толпе человек более внушаем,. То же самое - в состоянии стресса. Паника чаще вспыхивает именно в толпе. Во-первых, в силу эффекта психического заражения (о нем смотри соответствующую главу), во-вторых, под воздействием стресса, часто происходящего из-за некой опасности. Под давлением группового мнения члены группы также скорее соглашаются с внушаемым им суждением.
В большей степени на внушаемость суггеренда влияет то, насколько он действительно наблюдает или приписывает суггерестору психологическое превосходство над собой. Оно включает силу воли, твердость характера суггестора, но главное - это способность воздействовать. В опытах, в которых в одном случае в качестве экспериментатора выступало лицо, за которым испытуемые признавали такое превосходство, а в другом - отказывали, были получены статистически значимые различные результаты внушения.
Имеет место зависимость внушения от отношения суггеренда к суггестору. Это отношение в большей степени опирается на авторитетность суггестора и выражается мерой доверия или недоверия.
Экспериментально установлено, что и при положительном отношении к суггестору суггеренд принимает далеко не все его внушения, а при отрицательном отношении не все внушения отвергает. В таком случае существенное значение имеет отношение суггеренда к содержанию внушения: установки, взгляды, мнения, значимость для суггеренда того, что ему внушается. Он положительно относится: следовательно, более суггестивен к тому, что соответствует целям и мотивам его деятельности.
Многие исследователи связывают внушаемость с индивидуально-психологическими особенностями суггеренда. Так, В. М. Бехтерев указывал на связь этого феномена с критическим мышлением. П. Дюбуа отмечал значение слабоволия, легковерия, доверчивости и некоторых других особенностей человека. Сотрудники А. В. Петровского установили корреляцию внушаемости с вниманием, темпом психической деятельности, тревожностью, ригидностью и др.
При прочих равных условиях суггеренд, находящийся в состоянии неуверенности, проявляет более высокую внушаемость, чем в состоянии уверенности. На внушаемость суггеренда может сушественно
повлиять его социальное окружение. Социальные общности, членом которых является суггеренд и ценности которых он разделяет, могут как повышать, так и понижать его суггестивность.
Групповая внушаемость
В зависимости от типа суггеренда (адресата) внушаемость подразделяется на индивидуальную и групповую. В первом случае имеется в виду внушаемость отдельной личности, а под групповой понимается внушаемость социальной общности. Конечно, реальными носителями групповой внушаемости являются конкретные люди, но действующие как единое целое. Социальная общность должна представлять собой единого группового суггеренда, в одно и то же время испытывающего на себе одно и то же суггестивное воздействие.
Отличие групповой внушаемости от индивидуальной разные авторы объясняют по-разному. Одни полагают, что в основе высокой внушаемости толпы лежит «полусознательное или бессознательное подражание» [253; 245]. Г. Лебон [145] объясняет такое превосходство законом «духовного единства». Л. Н. Войтоловский [58] считает, что большая податливость толпы обусловлена «чувством симпатии».
Исследования показывают, что при объяснении отличия групповой внушаемости от индивидуальной (она может быть не только вышиной ниже индивидуальной) следует учитывать факт взаимовнушения между членами группового суггеренда. Индивидуальный суггеренд тоже испытывает влияние присутствующих или воображаемых членов своих групп и коллективов, но, очевидно, и в этом случае связи не обладают той силой, которая свойственна взаимовнушению между членами группового суггеренда.
На групповую внушаемость влияет численный состав групповой общности. Отмечена тенденция изменения ее по мере увеличения числа членов группового суггеренда. Е. Кузьмин при изучении различных групп пришел к выводу, что «существенный сдвиг внушаемости в зависимости от увеличения числа людей в группе, очевидно, выражает закономерность» [133, 16].
Зависит групповая внушаемость от качественного состава группы, особенно от индивидуальной суггестивности ее членов.
При прочих-равных условиях на базе высокой индивидуальной внушаемости может сложиться высокая групповая внушаемость, а на базе низкой - низкая групповая внушаемость. Нельзя забывать, что групповой суггеренд связан с более широким социальным окружением и испытывает на себе его влияние. Оказывается, это влияние захватывает и сферу групповой внушаемости. Социальное окружение может и повысить, и понизить групповую внушаемость [134, 68-72]. Таким образом, можно создать обстановку, в которой внушаемость как реакция на ситуацию (т. е. ситуативная внушаемость) резко возрастет.
Механизм внушения
При внушении воздействие на человека строится таким образом, что сначала вызывается сильное возбуждение в ограниченной области головного мозга при одновременном торможении в остальной ее части, а затем производится целенаправленная разрядка, закрепляющая в сознании внушаемую мысль.