Модель конвенционально-ориентированной манипуляции
Вовлечение - с помощью специальных схематизмов: правил, норм, сценариев.
Мишени - готовые образцы поведения.
Фон - социально заданные и индивидуально усвоенные программы жизни, принятые адресатом сценарии поведения, личности но усвоенные представления о том, что необходимо исполнять и проч.
Побуждение - распределение ролей, соответствующие сценарии, напоминания (о договоренности, об обещании, о должном, о запретах, об ожидаемом).
Использование конвенциональной манипуляции предполагает обращение к историческим аналогиям для оценки нынешних событий. Этот вид манипуляций активно используется представителями действующей власти, которые обычно ссылаются на успехи и достижения в своей работе.
Повсюду, где крепки социальные нормы, традиции, найдется подходящая жертва для манипулятора. Само понятие культуры включает в себя систему запретов и табу, которые должен учитывать каждый воспитанный человек. Те, кто понимает это слишком буквально, выполняет правила чересчур усердно, неизбежно
попадают в число конвенциональных роботов. Предлагаем несколько шутливых иллюстраций к данному тезису. Чаще всего подтрунивают над приверженностью традициям англичан.
Судно причалило к необитаемому острову. При высадке на берег команда обнаружила там англичанина, давным-давно спасшегося при кораблекрушении, а также три построенных им дома.
- Неужели все это вы построили сами? Невероятно! Но зачем вам одному три дома? - недоумевали путешественники.
- Вот этот, первый - мой дом (он же - моя крепость); второй - клуб, в который я хожу, третий - клуб, в который я не хожу.
Вопросов более не последовало.
Еще эпизод из жизни конвенционального робота, похоже, опять-таки англичанина.
Поздней ночью дворецкий осмелился нарушить покой своего хозяина, для того чтобы сообщить:
- Сэр, я сожалею... В спальню вашей супруги через окно проник неизвестный...
- Джон, достань мое ружье и охотничий костюм. Я полагаю, пиджак в клетку подойдет для данного случая?
При всей жесткости ограничительных рамок традиций приходится признавать, насколько они необходимы как атрибут культурного человека. Очень точно на этот счет выразился Антуан де Сент-Экзюпери: «Правила поведения порой напоминают ритуальные обряды: они кажутся бессмысленными, но они воспитывают людей». То, что их используют манипуляторы, - неизбежные социально-психологические издержки.
По безлюдной знойной пустыне ползет человек, еле слышно повторяя:
- Пить, пить, пить...
Ему навстречу ползет другой человек и шепчет:
- Галстук, галстук, галстук...
Первый путник даже перестал стонать и возмутился: какой, к черту, галстук, когда умираешь от жажды?!
- В трех милях отсюда я обнаружил ресторан, где есть и вода, и соки, и коньяк. Но без галстука туда не пустят.
Столь строгие приверженцы традиций будто сами напрашиваются, чтобы нашелся кто-либо на роль лидера- манипулятора и принялся ими руководить.
Советский человек был воспитан сравнительно законопослушным. В течение нескольких десятилетий его приучали строго следовать нормам и условностям - весьма своеобразным с точки зрения иностранцев. Результат налицо: очень многими гражданами Страны Советов нормы, условности не воспринимались как факторы, ограничивающие свободу личности. Зарубежных коллег и гостей до сих приводят в изумление покорность, непротивленческая позиция наших сограждан на фоне административного всевластия и чиновничьего деспотизма, порой не подкрепленных ничем. Не зря среди советских инакомыслящих когда-то был популярным такой анекдот.
- Завтра в 8.00 собраться у здания тюрьмы, будем вас вещать.
Голос из толпы:
-А веревку свою приносить?
Портрет конвенционального робота, законопослушного советского гражданина нарисовал в своей юмореске Михаил Жванецкий.
«Алло?.. Это милиция?.. Скажите, вы меня не вызывали?. Я вернулся из командировки, а соседи говорят, кто-то приходил с повесткой - меня куда-то вызывают... Чижиков Игорь Семенович, Лесная, 5, квартира 18... Я не знаю, по какому делу... Нет, я не в магазине... Нет, не блондин... 33... Я на всякий случай. Вдруг вы...Не вызывали... Может, ограбление?.. Я-то нет... Но мало ли... Может, кто-нибудь оклеветал?.. Можем, вы знаете?.. Нет, пока ничего. Значит, вы не вызывали?.. Извините за беспокойство.
Алло?. Это военкомат ?.
Алло?.. Это суд?.. Алло?..
Это диспансер?..
Алло! Это милиция?.. Это Чижиков из диспансера. Мне сказали, чтобы я к вам обратился. Не блондин... Лицо чистое. Сто шестьдесят семь, сороковой, тридцать три, голубые... Я все-таки зайду...
Ну, пожалуйста, доведем до конца...: Можно?.. Спасибо. Бегу...
Французский математик Огюстен Луи Коши как-то раз долго, но совершенно безуспешно объяснял молодому весьма воспитанному графу геометрическую теорему сечения конуса.
Молодой аристократ слушал, в сущности, не очень сложное доказательство теоремы с большим вниманием, но каждый раз в итоге смущенно признавался:
- К сожалению, не понял, маэстро!.. Опять не понял!..
Прошу вас повторить все сначала.
Убеленный сединами математик снова терпеливо начинал подробное объяснение доказательства теоремы, но безрезультатно. Тогда доведенный до отчаяния Коши воскликнул:
- Граф, верьте моему честному слову: теорема верна! Клянусь честью!
- Ах, маэстро, - галантно ответил граф. - Почему же вы не сказали так с самого начала? Поверьте, я никогда не позволил бы себе усомниться в честном слове столь уважаемого человека. Значит, и доказывать эту столь трудную теорему вам было незачем.