Источники информационных поводов

Перечень событий, являющихся информационным поводом, заведомо будет неполным; можно привести только несколько примеров:

- события международного плана: Олимпийские игры (вспомним, какой шум был поднят в СМИ по поводу Сочи-2014); чемпионаты мира и Европы; песенный конкурс «Евровидение»; Игры Доброй Воли, придуманные Тэдом Тернером и впервые проведенные в Москве в 80-х годах;

- события, актуальные для страны (в национальном масштабе): День независимости, футбольный матч с участием сборной страны, национальный конкурс красоты и т. п.;

- события регионального масштаба: открытие Нижегородской ярмарки (возобновление после длительного перерыва; заметим, что это событие лишь формально относится к региональным, подлинное значение его имеет, несомненно, более масштабный характер);

- городские события: День города.

В журналистике новостей к информационным поводам тяготеют все события-сенсации:

- в мире политики: частная жизнь лидеров партий и государств, губернаторов, мэров, депутатов;

- в науке: открытия, изобретения, относящиеся к медицине, экологии, космосу, энергетике, ресурсосберегающим технологиям и пр.;

- в литературе, искусстве: жизнь и творчество мастеров искусства, писателей;

- в массовой культуре: скандалы и личная жизнь звезд эстрады, кино, шоу-бизнеса;

- в жизни средней школы, высшего образования: вундеркинды;

[139]

- в спорте: Олимпийские игры, чемпионаты мира, страны,' победы и поражения, допинговые скандалы; .

- в истории древнего мира: археологические находки, чудеса света (египетские пирамиды, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, висячие сады Семирамиды);

- в повседневной жизни обывателя: катастрофы, убийства, пожары, наводнения, военные действия, самоубийства, грабежи, преступления сексуального характера;

- в светской: жизни: измены, разводы, раздел имущества бывших супругов, скандалы;

- в сфере бизнеса: сделки, контракты, тендеры, доходы, банкротства, благотворительные акции, аукционы, конкурсы проектов и пр.

ПОДАЧА МАТЕРИАЛА

Тексты

Наибольшее воздействие на сознание получателей информации производят сообщения, в которых используется известная в журналистике форма «перевернутой пирамиды».

При такой подаче информации все важные материалы новостей должны быть изложены в самом начале текста - в одной-двух первых фразах или абзацах. Остальная информация располагается далее в порядке снисхождения значимости. Чтение и слушание новостей отличается от восприятия художественного произведения, где пик событий приходится на конец, и читатель настроен на последовательное развертывание событий. Читатель газеты скользит по заголовкам статей, и, если его внимание не захвачено с первой фразы; статья может показаться ему не заслуживающей прочтения. Кроме того, редактор новостей нередко сокращает исходный текст. Это проще всего сделать, отрезав нижний, как правило, менее важный и менее информативный кусок текста.

Начало сообщения-новости - самый важный его элемент. Оно должно включать ответы на вопросы: что, кто, где, когда, почему и как произошло? Форма прямого раскрытия событий

[140]

в начале свойственна и пресс- или ньюсрелизу. Используется также форма, когда в начале новости сообщаются какие-то специфические, необычные черты события и лишь затем излагается суть произошедшего.

Любопытно, что техника построения сообщений отразилась и на построении предложений. Не скрою, автора, почитателя правильного русского языка постоянно шокировало «несуразное», с нарушением основных правил языка, построение фраз в устных репортажах журналистов. Например, сказуемое почти всегда оказывается последним слово в предложении. И только тогда, когда я познакомился с правилом «перевернутой пирамиды», понял, чему приносится в жертву красота русского языка.

Чтобы заслужить внимание редакторов газет, теле- и радиопрограмм, новость должна иметь следующие характеристики, являющиеся приманкой для аудитории.

Интересы аудитории. Содержание должно иметь отношение к аудитории, затрагивать ее жизнь. Чем больше сообщение затрагивает интересы читателей (слушателей, зрителей), тем большего внимания оно удостоится. Одним из способов обеспечения родства событий и получателей информации является локализация событий, т. е. показ их значимости для аудитории. Актуальность сообщения также определяется распространенностью события, т. е. его географическим или социальным масштабом, типичностью.

Необычность. Необычное имеет свойство привлекать публику, будить ее любопытство. Необычное нарушает обыденность и повседневность и поэтому притягивает внимание, служит отличной приманкой.

Группа специалистов из Нижнего Новгорода участвует в разных кампаниях со своим проектом «уличного телевидения». На улицах выставляются большие телеэкраны, в разных точках округа избирателей вовлекают в дискуссию о кандидатах. Сигнал через спутник связи поступает на приемник и, а с них на экраны. Очень многие мечтают увидеть себя на экране, поэтому активно участвуют в проекте.

Известность главного действующего лица. Именно этим обусловлен интерес широкой публики к событиям из жизни звезд, президентов стран и транснациональных компаний, нобелевских лауреатов и миллиардеров.

[141]

Многослойность подаваемой информации позволяет привлекать к лидеру самые разные слои населения. Приведем только ряд примеров. Тони Блэр зачитал со сцены театра Globe перечень своих любимых книг. Среди авторов оказались Лев Толстой, Конан Дойл, Синклер Льюис, Толкиен, Диккенс, Скотт. Билл Клинтон на предвыборных митингах играл на саксофоне. Владимир Путин участвовал в показательных выступлениях по дзю-до. Жириновский не упускает случая спеть перед публикой, хоть и не обладает музыкальным слухом. Это . добавляет ему популярности.

Конфликт, или драматизм событий. Конфликт, противоречие - диалектический источник развития событий. По сути, все события являются разрешением какого-либо конфликта или противоречия - интересов, желаний. Драматичность событий подразумевает наличие в их развитии трех стадий: Конфликт - напряженное ожидание - развязка. Само противопоставление стремлений, желаний привлекает внимание публики - так же как цветовой контраст в визуальном образе.

Привлекает внимание и динамика, т. е. развитие событий.

Использование образного описания - метафор - также придает тексту привлекательность.

Новость. Фокус новости может составлять событие или некоторый субъект - персона, организация, продукт. Именно новость является предметом общего интереса в отношениях организации со средствами массовой информации.

Фотографии

Фотография - сильная приманка, поскольку она привлекает внимание в пер!3ую очередь. Установлено, что воздействие фотоснимков повышается, если в них выполняются' _следующие правила: минимизировано(а еще лучше - полностью устранено) число неестественных поз и выражений лиц:

-рукопожатие: желательно, чтобы две фигуры находились вблизи друг друга и не тянулись через стол; .

- люди за работой: снимок должен передать концентрацию героев на выполнении работы, никаких улыбок в камеру; - человеческий интерес: чтобы снимок получился естественным, жизнеутверждающим рекомендуется в неоживленное место пригласить гостей;

[142]

- присутствие объекта в просторном гостиничном номере может создать впечатление одиночества;

- крупные объекты: размер можно передать, оставив в кадре часть дома, самолета, корабля; при необходимости рекомендуется подобрать ракурс, передающий' габариты объекта в трехмерном измерении;

- в меру насыщенные снимки: следует избегать излишних деталей, отвлекающих внимание от объекта съемки;

- опытный фотограф пользуется листами белой бумаги, чтобы «размыть» несущественное;

- светлые и бледные объекты: рекомендуется оттенять чрезмерно светлые детали, контрастные детали могут внести баланс в композицию;

- цветные фотографии: при фотографировании на цветную пленку следует помнить, что черно-белый снимок в газете способен исказить первоначальную задумку автора; на цветных фотографиях самыми насыщенными цветами считаются красный, желтый, оранжевый;

- снимки в профиль: придание объекту трехмерности сделает снимок более драматичным, ракурс легко достигается позиционированием объекта или камеры;

- размеры объекта: удачными получаются снимки, на которых реальные размеры объекта даются относительно других, зрительно знакомых величин; однако не рекомендуется использовать для масштабирования спичечные коробки и монеты;, - демонстрация названий: следует избегать на фото табличек с полным названием компаний, фирм, при необходимости рекомендуется оставить в кадре несколько примечательных деталей, таких как начальные буквы, часть логотипа;

- количество объектов: при построении композиции снимка следует помнить, что присутствие людей разцого возраста и пола крайне нежелательно;

- контекст может не только помочь объекту, но и уничтожить его.

Лидерам могут помешать их костюмы, и примеры этого привел руководитель Дома моды «Кузнецкий мост» Александр Игманд. По его мнению, А. Чубайсу не стоило носить костюмы коричневого цвета, поскольку они усиливали его рыжину. Последняя в облике мужчины многими воспринимается неодобрительно.

[143]

Стилисты подчеркивают, что подбором цвета и покроя костюма можно подчеркнуть невзрачность лидера. Контекст может задать негативизм восприятия.

Шрифт

Размеры и характер шрифта издания имеют немалое значение при воздействии на сознание. Трудно читаемый шрифт отталкивает. В начале XX века психолог Шульте установил, что тонкий шрифт затрудняет восприятие - предпочтительнее «жирный». Оптимальное расстояние между буквами равно половине их ширины. Прописные буквы воспринимаются лучше строчных. Единственное исключение составляют плакаты: на них текст, написанный сплошь прописными буквами, читается и воспринимается гораздо труднее, чем текст, написаний обыкновенным шрифтом. Легкой понимаемости текста должно быть отдано предпочтение перед художественными достоинствами.

Наши рекомендации