Тема «Форма права. Правотворчество».
1. Форма права. Виды правовых источников.
2. Правотворчество: принципы, этапы, виды.
3. Закон.
4. Действие НПА во времени, пространстве и по кругу лиц.
5. Систематизация НПА.
6. Юридическая техника.
1. Форма права. Виды правовых источников.
Форма права = Источник права — это исходящая от государства или официально признанная государством форма выражения и закрепления правовых норм.
Признаки:
· внешнее выражение норм права, т.е. если само право рассматривать как содержание, то источник – форма;
· поскольку государство придает праву обеспеченность, то форма права — это исходящее от государства властное оформление права;
· форма права имеет документальное выражение: это письменный, имеющий определенные реквизиты правовой акт; даже правовой обычай имеет письменное закрепление в том смысле, что на него обязательно должна быть сделана ссылка в законе.
Виды источников права:
1. Нормативно-правовой акт.
2. Судебный прецедент.
3. Нормативный договор.
4. Правовой обычай.
Нормативно-правовой акт — это официальный документ, юридический акт, принятый компетентным органом в установленном законом порядке и содержащий правовые нормы.
Признаки:
1. Может быть издан компетентными государственными органами, органами местного самоуправления или всем народом (например, принятие Конституции РФ на референдуме). Это только те органы, в компетенцию которых входит правотворчество.
2. Содержит юридические нормы. Именно в НПА нормы права четко сформулированы и выстроены в определенную логическую систему.
3. Это письменный документ. Он принят в соответствии с последовательной и обязательной процедурой. Документ, который имеет абсолютно определенные и общеобязательные реквизиты.
4. НПА есть выражение государственной воли и обеспечен силой государственного принуждения.
5. НПА обладает юридической силой. Юридическая сила выражается в обязательности действия НПА и дифференцирует НПА в зависимости от компетенции и уровня полномочий органов их издавших. По юридической силе НПА выстраиваются в определенную иерархическую систему, в соответствии с которой вышестоящий акт по отношению к нижестоящему акту обладает большей юридической силой, т.е. нижестоящий акт не должен противоречить вышестоящему. В настоящее время в РФ НПА выстраиваются в следующую иерархическую систему:
· Конституция РФ
· Федеральные конституционные законы РФ
· Федеральные законы РФ
· Указы Президента РФ
· Постановления Правительства РФ
· Акты министерств и ведомств РФ
· Конституции, уставы субъектов РФ
· Законы субъектов РФ
· Акты администрации и правительства субъектов РФ
· НПА органов местного самоуправления
Отдельную группу составляют так называемые локальные НПА, содержащие нормы права; они в полной мере не вписываются в систему общеправовых актов. Они создаются руководящими и другими компетентными органами предприятий, учреждений и организаций в соответствии с их компетенцией и содержат нормы права. Например, приказы директора завода, ректора ВУЗа, касающиеся введения норм, обязательных для всех работников данной организации. Например, приказ, утверждающий внутренний распорядок труда, приказ о порядке начисления премий, правила проживания в общежитии.
НПА выстраиваются в определенную систему, причем не только по юридической силе, но и по предмету правового регулирования в соответствии с отраслями и институтами права. Совокупность правовых актов данного государства представляет собой систему законодательства.
Правовой обычай -это правило поведения, вошедшие в привычку социальной группы или всего общества, которому государство придало общегосударственное значение и соблюдение которого гарантируется государством.
Государство санкционирует какой-либо из существующих обычаев путем отсылки к нему в тексте закона или путем ссылки на него решений суда (в государствах с прецедентной правовой системой.) Например, обычай делового оборота: в соответствии с п. 1 ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Таким образом, сам обычай нигде не зафиксирован, но государство в тексте закона делает отсылку к нему, и такое санкционирование обычая является его формой, превращает правовой обычай в источник права и придает ему обеспеченность государственным принуждением.
Важно различать правовой обычай и обычай. Правовой обычай – источник права, он содержит правовые нормы, поскольку санкционирован государством, а обычай – это социальная норма, не относящаяся к праву. Правовой обычай сам в нормативно-правовом акте не отражен, но в законе к нему делается отсылка.
Судебный прецедент- это решение суда по конкретному делу, которое становится обязательным для остальных судов при последующем разрешении аналогичных дел, в силу этого судебный прецедент приобретает нормативный характер.
Судебный прецедент – источник права, который в основном существует в странах с англо-саксонской правовой системой. При рассмотрении конкретного дела высшие судебные инстанции данных стран, а именно они могут создавать судебный прецедент, исследуют: регулируется ли рассматриваемый спор статутами (законами) или существующими судебными прецедентами. Если таковые отсутствуют, то суд разрешает дела, исходя из общих правовых принципов и собственного представления о справедливости, и выносит свое собственное решение, которое становится обязательным для всех судов, которые будут рассматривать конкретные дела в последующем. Таким образом создается судебный прецедент. Таким образом, нормой, которая является судебным прецедентом, становится не все решение суда, а только его мотивировочная часть.
Нормативный договор- это НПА, представляющий собой договор между особыми коллективными субъектами и содержащий нормы права.
Например, договоры между государствами, между федерацией и субъектами федерации, между субъектами федерации.
Он содержит правила нормативного характера: пакт о ненападении, конвенция о борьбе с преступностью, протокол о сохранении окружающей среды.
Правила нормативного договора обязательны для субъектов его заключивших. Соответственно, если это государство, то все НПА государства не должны противоречить международному договору. Нормы права, содержащиеся в нормативном договоре, распространяются на граждан и органы государства так же, как и НПА.
К субъектам, заключившим нормативный договор, могут относиться и особые коллективные субъекты, не являющиеся государственными образованиями. Например, в трудовом праве существует понятие коллективного договора, который заключается между администрацией предприятия и трудовым коллективом, такой договор содержит локальные нормы права.
2.Правотворчество: принципы, этапы, виды.
Правотворчество- это деятельность компетентных органов по созданию или изменению правовых норм.
Признаки:
- в процессе правотворчества создаются, изменяются или отменяются нормы права;
- специфическая деятельность государственных органов или иных органов с дозволения государства, которая представляет собой реализацию функций государства;
- правотворчество само по себе – это не функция, через правотворчество реализуются различные функции государства;
- осуществляется строго в пределах компетенции данного конкретного органа;
- деятельность, строго и подробно регламентированная процессуальными нормами права.
Правотворчество может быть:
1. правотворчество компетентных органов по созданию НПА;
2. правотворчество народа (референдум);
3. правотворчество органов местного самоуправления;
4. правотворчество судов;
5. локальное — правотворчество конкретных органов организаций, учреждений;
6. правотворчество конкретных органов при ратификации международного договора;
7. правотворчество общественных организаций в тех случаях, когда полномочия по созданию правовых норм передаются им государством. Например, правотворчество церкви в средние века, правотворчество политической партии в СССР.
Все виды правотворческой деятельности можно подразделить на 2 вида:
- правотворчество народа и государства.
- Правотворчество иных субъектов, когда государство не участвует в правотворчестве, но придает юридическую силу соответствующим нормам, то есть санкционирует их, обеспечивает государственным принуждением.
Принципы правотворчества:
1. Принцип законности: нормы права принимаются в соответствии с четко регламентированной процедурой и в пределах компетенции правотворческих органов.
2. Принцип демократизма: источник государственной власти — народ, поэтому государство должно отражать интересы народа.
3. Принцип научности: в основе правотворчества должны лежать научно обоснованные положения.
4. Связь с практикой и использование правового опыта: необходимо учитывать, как принимались и реализовывались более ранние источники.
Этапы правотворчества.
Этапы различны в зависимости от органа, который осуществляет правотворчество.
Общие этапы правотворчества:
1. Исследование отношений, подвластных правовому регулированию, выявление предмета НПА.
2. Подготовка и обсуждение нормативного акта.
3. Принятие документа и вступление его в законную силу.
Наиболее важным является принятие закона, поэтому рассмотрим этапы законотворчества.
1. Предпроектный этап.
Выявление общественных отношений, нуждающихся в системе правового регулирования на уровне закона.
2. Принятие закона.
Стадии:
1. Законодательная инициатива: внесение предложения проекта закона в законодательный орган субъектом законодательной инициативы.
2. Прохождение законопроекта в соответствующих комитетах и комиссиях парламента, т.е. доработка, усовершенствование проекта до его непосредственного рассмотрения в парламенте, обсуждения (чтения) законопроекта на заседании парламента.
3. Обсуждение законопроекта на заседании парламента.
4. Принятие закона.
5. Одобрение закона верхней палатой парламента (если такая есть). В РФ это Совет Федерации.
6. Подписание закона Президентом в президентской и полупрезидентской республике.
7. Вступление закона в силу. В РФ закон вступает в силу по истечении 10 дней с момента его опубликования в официальных источниках: Российская газета и Собрание законодательства.
3. Закон.
Закон - это нормативный акт высшей юридической силы, принятый высшим органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки:
1. Закон обладает высшей юридической силой, т.е. стоит во главе иерархии НПА.
2. Закон принимается высшим представительным органом государства либо непосредственно народом.
3. Закон принимается с соблюдением обязательной и подробно регламентированной процедуры на основе строгого соблюдения всех процессуальных правил.
4. Закон регулирует наиболее важные общественные отношения, т.е. отношения имеющие особое значение для общества и государства.
Подзаконные НПА – это акты компетентных органов и лиц, принимаемые на основе и в соответствии с законом.
4. Действие нормативно правовых актов во времени,
в пространстве и по кругу лиц.
Действие НПА во времени определяется:
- Моментом вступления НПА в законную силу.
- Моментом прекращения действия НПА.
- Обратной силой (распространение действия НПА на отношения, возникшие до вступления его в законную силу).
- Переживанием закона.
- Длящимся действием закона.
НПА вступает в силу:
1. С момента наступления конкретной календарной даты, указание на которую дается в тексте самого принимаемого акта либо в тексте специального акта о вступлении НПА в законную силу. Например, часть IV ГК РФ принята в 2007 году с указанием о вступлении в законную силу с 1.01.2008 г.
2. С момента наступления конкретных событий, обстоятельств, на которые дается указание в тексте НПА. Например, закон о чрезвычайном положении вступает в силу с момента введения чрезвычайного положения.
3. С момента, определенного общими правилами (наиболее распространенными для вступления НПА в законную силу). Существуют специальные законы о порядке вступления в силу НПА на территории РФ. Общие правила применяются, если отсутствуют условия, перечисленные в первых двух пунктах.
Пример общих правил:
Законы РФ вступают в законную силу по истечении 10 дней с момента их опубликования в официальном источнике, указы Президента и постановления Правительства по истечении 7 дней, акты министерств и ведомств по истечении 10 дней.
Для всех НПА официальным источником является Российская газета, Собрание законодательства. Отдельно для каждого вида НПА существует дополнительно свой источник. Например, для НПА министерств и ведомств дополнительным источником является Бюллетень НПА министерств и ведомств РФ.
Прекращение действия НПА:
- По истечению срока действия, если такой был обозначен.
- Прямое объявление о прекращении действия в другом НПА.
- Прекращение обстоятельств, в соответствии с которыми действовал НПА (прекратилось чрезвычайное положение – прекратил действовать закон о чрезвычайном положении).
- Принятие нового НПА равной или большей юридической силы в отношении той же сферы, которую регулировал старый акт.
- Устаревание НПА либо его отдельных норм.
- Например, большая часть актов, регулирующих деятельность органов СССР;
- УК РСФСР действовал вплоть до 1995 г., а статью о спекуляции не применяли с 1990 г., хотя специально ее никто не отменял, норма прекратила действовать, потому что устарела.
Обратная сила закона.
Общее правило: закон обратной силы не имеет, т.е. он не распространяется на общественные отношения, возникшие до введения его в действия. Однако, законы, которые смягчают или улучшают положение гражданина, могут быть распространены на отношения, возникшие до вступления в силу данных законов, путем нормативного закрепления такого распространения. Например, такое правило установлено в уголовном законодательстве, если уголовный закон улучшает, облегчает, смягчает положение обвиняемого, осужденного, то такой закон имеет обратную силу.
Переживание закона.
Это ситуация, когда НПА в целом утратил свою силу, но отдельные его положения еще действуют. Например, до введения в действие части III ГК РФ, которая стала регулировать наследственные отношения, в отношении вопросов наследования действовал ГК РСФСР, хотя в целом он утратил силу с принятием частей I и II ГК РФ.
Длящееся действие закона.
Это ситуация, когда закон реально прекратил свое действие и не распространяется на вновь складывающиеся общественные отношения, но продолжает регулировать те общественные отношения, которые сложились в период его действия и продолжают быть (длящиеся общественные отношения). Например, в 40-х годах XX века гражданский брак являлся фактическим сожительством. До 40-х годов действовало правило, в соответствии с которым гражданский брак влек за собой юридические последствия. В 40-х годах акт был отменен и юридические последствия стали возникать только от брака, зарегистрированного государственными органами. Таким образом, если отношения между супругами возникли в 40-е годы, а спор по имуществу рассматривается сегодня, то суд к таким длящимся правовым отношениям должен применить нормы первого закона, а не второго.
Действие НПА в пространстве: это распространение юридической силы НПА на определенную территорию.
Как правило, НПА РФ распространяются на всю территорию РФ, НПА субъекта РФ — на соответствующую территорию субъекта РФ. Однако, может быть принят акт, действие которого ограничено специальной территорией (указ Президента РФ о введении специального положения в Уральском регионе, городе Екатеринбурге). Территорией государства считаются также территории его посольств и ведомств, расположенные на территории других государств; гражданские, морские суда в открытом море, а также военные суда в любом месте.
Действие НПА по кругу лиц
- это действие НПА в отношении всех граждан данного государства, иностранцев, апатридов (лица без гражданства), которые находятся на территории данного государства, исключая послов и консулов других стран…
5. Систематизация НПА.
Систематизация НПА – это особая деятельность по организации и упорядочиванию действия НПА с целью их более эффективной реализации и применения.
Систематизация осуществляется с целью восполнения пробелов в праве, разрешения коллизий, устранения устаревших НПА, простого упорядочивания для удобства пользования и применения НПА.
Существует два вида систематизации: кодификация и инкорпорация.
Кодификация (признаки):
1. Осуществляется компетентными правотворческими органами государства.
2. Старые акты прекращают свое действие, их содержание изменяется, они перерабатываются, объединяются и в итоге на их смену приходят новые НПА. Таким образом, на смену совокупности старых НПА приходит новый НПА. Например, ГК РФ: до его принятия действовала целая совокупность законов о патентах, селекционных достижениях, товарных знаках и т.д.(около 300), все они прекратили свое действие, им на смену пришла часть IV ГК РФ.
3. Может быть отраслевой (создание ГК), специальной (жилищный и лесной кодексы, обсуждается принятие информационного, образовательного кодексов и т.д.).
Инкорпорация (признаки):
· Действующие НПА сводятся воедино, вместе для удобства использования и применения.
· Содержание актов не изменяется, т.е. переработки не происходит. Эти акты сводятся воедино, но продолжают действовать и каждый акт остается сам по себе.
· Существует два способа инкорпорации:
1. Тематический признак (по предмету правового регулирования).
2. Хронологический признак (по дате принятия или вступления в силу НПА).
Виды инкорпорации:
- Официальная: осуществляется компетентными органами и носит характер официального источника НПА (Собрание законодательства РФ).
- Неофициальная: осуществляется в учебных, научных, иных практических целях для удобства (сборник кодексов).
6. Юридическая техника.
Юридическая техника — это совокупность правил и средств разработки, оформления и систематизации НПА в целях их эффективного принятия и реализации.
Понятие «юридическая техника» нужно различать в широком и узком смысле.
В широком смыслеюридическая техника– это совокупность средств и правил подготовки и оформления любых юридических актов, в том числе индивидуальных правореализационных актов (договор, исковое заявление и т.д.), а также правоприменительных актов (решение суда, постановление прокурора и т.д.).
К юридической технике относятся: юридическая терминология, юридические конструкции, правила изложения нормативного материала, устоявшаяся система условных обозначений, юридический стиль, специальный юридический язык.
Пример юридической техники: УК РФ поделен на общую и особенную части, особенная часть разбита на разделы по объекту посягательства, разделы разбиты на главы, главы – на статьи, статьи – на части. При включении новой нормы ей присваивается дополнительный значок или цифра, поскольку статьи нумеруются и т.д..
Среди видов юридической техники выделяются:
· юридическая техника правотворчества;
· юридическая техника правоприменения;
· техника реализации делопроизводства и т.д.
Общие правила (требования) юридической техники:
· ясность и четкость НПА;
· соблюдение правил логики и грамматики;
· непротиворечие акта НПА;
· отсутствие устаревших терминов и слов, носящих эмоциональную окраску;
· краткость, доступность для понимания.
Правила юридической техники не следует путать с правилами, которые устанавливают оперативные нормы.
Тема «Нормы права».
1. Понятие и признаки нормы права.
2. Структура нормы права.
3. Классификация норм права.
1. Понятие и признаки нормы права.
Норма права – это общеобязательное формально определенное правило поведения общего характера, обеспеченное и гарантированное возможностью государственного принуждения, содержащее права и обязанности субъектов права.
Признаки:
1.Общий характер нормы, который заключается:
- обращенность нормы к неопределенному кругу лиц;
- многократность применения нормы.
2. Общеобязательность нормы, которая заключается в гарантированности возможностей, которые предоставляются нормой для всех и каждого, и в необходимости исполнения обязанностей, которые предписываются нормой всем и каждому.
3. Формальная определенность, которая заключается в ее выраженности в официальном источнике – письменном акте, принимаемом компетентными органами по установленной процедуре.
4. Норма права обеспечивается возможностью государственного принуждения. Именно государство обеспечивает общеобязательный характер норм.
5. В норме права определяются права и обязанности субъектов права.
Важно понимать, что норма права – это правило поведения, которое обладает следующими свойствами:
А) это определенная мера поведения, объем;
Б) это правило поведения, установленное обществом; оно устанавливается обществом и направлено на организацию общественных отношений;
В) это правило поведения субъектов права;
Г) это правило поведения, связанное с волевой и интеллектуальной деятельностью людей;
Д) норма права – первичный элемент всей правовой системы, это основной элемент механизма правового регулирования;
Е) норма права лежит в основе всего правового воздействия на общественные отношения.
2. Структура нормы права.
Норма права состоит из трех структурных элементов:
1. гипотеза,
2. диспозиция,
3. санкция.
Гипотеза – это условие, которое указывает на конкретные фактические обстоятельства, при наступлении которых реализуется норма права.
Условно гипотеза в норме выделяется следующим образом: «Если … то».
Как правило, гипотеза содержит юридический факт, при наличии которого возникают, изменяются или прекращаются правоотношения.
Например: ст. 462 ГК РФ абз. 1: «Если третье лицо по основанию, возникшему до исполнения договора купли-продажи, предъявит к покупателю иск об изъятии товара, покупатель обязан привлечь продавца к участию в деле».
Виды гипотез:
1. Простая гипотеза - содержит одно обстоятельство.
2. Сложная гипотеза - содержит несколько обстоятельств, причем для действия нормы они должны наступить в совокупности.
3. Альтернативная гипотеза - содержит несколько обстоятельств, для действия нормы достаточно наступления одного из них.
Диспозиция – содержит правило поведения, непосредственно определяет права и обязанности участников правоотношений. Если в норме есть гипотеза, то правило диспозиции начинает действовать при условиях, определенных гипотезой.
Диспозиция может быть:
1. Прямой – содержит одно конкретное правило поведения.
2. Альтернативной – представляет выбор между несколькими возможными вариантами поведения.
3. Бланкетной – содержит ссылку на другие нормы данного правового акта либо на нормы другого нормативного акта.
Санкция – определяет неблагоприятные последствия, которые наступают, если субъект нарушает предписания, определенные в диспозиции.
Санкция может быть:
· Абсолютно-определенной, когда точно указывается мера наказания,
· Относительно-определенной, когда устанавливаются конкретные границы, в пределах которых правоприменитель самостоятельно выбирает меру наказания, исходя из обстоятельств дела.
· Альтернативной, когда правоприменитель может выбрать одно из перечисленных санкцией наказаний в зависимости от обстоятельств дела.
Принято считать, что правовая норма имеет двучленную структуру, т.е. состоит из гипотезы и диспозиции, либо диспозиции и санкции, но вопрос о соотношении структурных элементов является спорным.
3. Классификация норм права.
Классификация норм права, критерии:
· По субъектам правотворчества нормы подразделяются на:
- нормы, исходящие от государственных органов (федеральное собрание, президент);
- нормы, исходящие от муниципальных органов;
- нормы, исходящие от народа.
· По предмету правового регулирования:
1. гражданско-правовые нормы;
2. уголовно-правовые нормы;
3. административно-правовые нормы.
· По сфере территориально действия:
- нормы общего действия, которые распространяются на всю территорию государства;
- нормы ограниченного действия, распространяются на определенные части территории страны.
· По кругу лиц:
1. нормы, действующие в отношении всех граждан;
2. нормы, распространяющиеся на определенную категорию граждан (пенсионеры, инвалиды и т.д.);
· По социальному назначению:
1. учредительные нормы — нормы-принципы (это многие нормы, например, конституционные нормы, нормы, определяющие формы правления);
2. регулятивные нормы – это нормы-правила поведения. Они делятся на управомачивающие, обязывающие и запрещающие;
3. охранительные нормы – это нормы, фиксирующие меру наказания.
4. обеспечительные нормы – нормы-гарантии (нормы о залоге как способе обеспечения обязательств);
5. декларативные нормы – нормы-объявления (например, «Россия – правовое государство»);
6. дефинитивные нормы – нормы-определения;
7. коллизионные нормы – в случае противоречия ГК РФ иных законов применяется ГК РФ;
8. оперативные нормы – нормы-инструменты (нормы о порядке вступления в силу закона).
Тема «Правоотношение».
1. Понятие и состав правоотношения, объект правоотношения.
2. Содержание правоотношения.
3. Субъекты права.
4. Юридические факты.
5. Виды правоотношений.
1. Понятие и состав правоотношения, объект правоотношения.
Право – это система регулирования, контроля общественных отношений. Общественные отношения – это различные связи отдельных индивидуумов, групп людей, больших социальных общностей, которые складываются в процессе их жизнедеятельности. Право регулирует только те отношения, которые нуждаются в правовом регулировании.
Правоотношение – это социальная связь, возникающая на основе норм права. Другими словами, это общественные отношения, урегулированные нормами права.
Признаки:
1. это общественные отношения, которые организованы с помощью права;
2. участники правоотношения (субъекты права) имеют юридические права и обязанности, гарантированные государством.
В состав правоотношения входят: субъект, объект и содержание. Отдельное место в правоотношениях занимает юридический факт.
Объект правоотношения – это то реальное благо, по поводу которого складываются права и обязанности субъектов правоотношений.
Круг объектов отношений широк: политическая власть, имущество, материальные ценности, нематериальные блага (здоровье, тайна личной жизни), объекты интеллектуальной собственности и т.д.
Субъективные права и юридические обязанности направлены на использование и защиту благ, являющихся объектами правоотношений. Одно и то же благо может одновременно находиться в собственности, может быть отдано в аренду, находиться в залоге и т.д.
2.Содержание правоотношения.
Содержание правоотношения – это субъективные права и юридические обязанности, возникающие у участников правоотношений на основе норм права..
Субъективное право – это мера возможного поведения управомоченного лица, возникающая на основе норм права, установленная в интересах управомоченного лица и обеспеченная действиями обязанного лица.
Признаки:
- Мера возможного поведения: субъект сам выбирает, действовать ли ему и как действовать.
- Возникает на основе норм права.
- Предусмотрено в интересах управомоченного лица.
- Обеспечено действием (бездействием) обязанного лица.
Структура субъективного права:
- Право на фактические действия.
- Право на юридические действия.
- Право требования к обязанному лицу.
- Правопритязание.
Юридическая обязанность – это мера должного поведения, предписанная обязанному лицу, предусмотренная в интересах управомоченного лица и обеспеченная государственным принуждением.
Признаки:
1. Предусмотрена нормами права.
2. Устанавливается в интересах управомоченной стороны.
3. Обеспечивается государственным принуждением, которое применяется в случаях неисполнения обязанностей.
Юридическая обязанность делится на пассивную и активную. Например, пассивная предполагает необходимость воздержаться от определенных действий, а активная – необходимость совершить определенные действия.
Важно знать такое понятие как корреспонденция прав и обязанностей – неразрывная связь права и обязанности, т.е. не существует обязанностей без права и права без обязанности.
3. Субъекты права.
Субъекты права– это участники правоотношений, имеющие юридические права и обязанности на основании правовых норм.
Правосубъектность – это способность быть субъектом права, т.е. способность быть участником правоотношений. Она складывается из двух элементов: правоспособности и дееспособности.
Правоспособность – это способность лица иметь юридические права и обязанности.
Дееспособность – это способность своими действиями осуществлять права и выполнять обязанности.
Отдельный аспект дееспособности – деликтоспособность, т.е. способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
Субъекты правоотношений подразделяются на физических лиц, организации и иные социальные общности.
Физические лица есть в каждом государстве и подразделяются на лиц, обладающих статусом гражданина, лиц без гражданства, граждан иностранных государств, лиц с двойным гражданством.
Правоспособность возникает у гражданина и других физических лиц с момента рождения, и она неотъемлема от него не при каких условиях. Прекращается со смертью физического лица.
Дееспособность для физических лиц возникает при достижении определенного возраста (в РФ с 18 лет). Дееспособность может быть разной, в зависимости от того, какие именно права и обязанности может осуществлять гражданин в данном возрасте. По российскому законодательству общая дееспособность наступает с 6, 14, 16, 18 лет. В 18 лет наступает полная дееспособность. Однако, специальная дееспособность, например, связанная с возможностью занимать определенные должности, может возникать и с более зрелого возраста и зависеть от ряда других факторов (образование, здоровье и т. д.).
Организации принято делить на государственные и негосударственные.
В свою очередьгосударственные делятся на:
1. деляся на:государство в целом (международные отношения, отношения с государственными образованиями).
2. государственные предприятия и учреждения, которые находятся в государственной собственности и осуществляют свою деятельность как относительно обособленные субъекты. Они являются равноправными участниками отношений.
3. государственные органы, осуществляющие управление, а также властно-распорядительную деятельность в пределах своей компетенции.
Отдельным видом организаций можно назвать муниципальные организации — это негосударственные образования, которые, тем не менее, можно приравнять к государственным, т.к. они осуществляют одинаковые функции. Соответственно, можно выделить ка подвиды субъектов муниципальное образование в целом, муниципальные предприятия, муниципальные учреждения и муниципальные органы.
Негосударственные организации – это те организации, которые имеют статус юридического лица, т.е. в первую очередь хозяйственные товарищества и общества, а также и те, которые такого статуса не имеют – религиозные партии и движения.
Юридическое лицо – это полноправный субъект правоотношений, обладающий организационным единством (наличие органов управленческих связей, образованных для ведения коммерческой и некоммерческой деятельности, закрепленных в учредительных документах) и обособленным имуществом, которое принадлежит именно юридическому лицу, а не учредителю. С помощью имущества юридическое лицо участвует в экономическом обороте и несет ответственность за свои действия этим имуществом. Юридическое лицо приобретает права и обязанности от своего имени. У юридического лица не выделяется отдельно дееспособность, поскольку это понятие в отношении юридических лиц полностью совпадает с понятием правоспособности. Она возникает с момента государственной регистрации компетентными органами в установленном порядке.
Социальные общности – это обособленные группы людей, которые в тех или иных случаях, предусмотренных правом, могут вступать в отношения именно как группы, как общности. Например, субъектом права может быть народ, который принимает решения на референдуме, субъектом права может выступать трудовой коллектив:: именно он заключает коллективный договор с администрацией предприятия.
4. Юридический факты.
Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Юридический факт имеет юридическое значение. Юридический факт отражен в гипотезе нормы права, именно от юридического факта зависят конкретные права и обязанности сторон.
Фактический состав – это совокупность юридических фактов, наличие которых необходимо и достаточно для возникновения прав и обязанностей в соответствии с правовыми нормами.
Классификация юридических фактов:
· По последствиям, которые юридические факты влекут за собой :
правообразующие,
правоизменяющие,
правопрекращающие.
· По волевому содержанию юридические факты делятся на:
события,
действия.
События – это такие юридические факты, которые не связаны с волей и желанием субъекта, но порождают юридические последствия (это стихийные бедствия, форс-мажор, смерть, рождение, достижение определенного возраста).
Действия связаны с волей субъекта правоотношений. Они делятся на правомерные и неправомерные действия.
К правомерным относятся: юридические акты – это действия, направленные на появление юридических последствий. Например, сделка, заключение договора, т.е. субъекты направляют свою волю на возникновение прав и обязанностей;
юридические поступки – это действия, которые совершаются без специального намерения породить юридические послед