Обработка результатов и критерии оценки.
За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).
Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).
Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.
Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели. целеустремленность.
Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.
Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере. ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.
Приложение 2
«Смысло-жизненные ориентации»
адаптирован Д.А. Леонтьевым, СЖО.
Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика.
С помощью этого теста исследуются представления старшеклассников о будущей жизни по таким характеристикам, как наличие или отсутствие целей в будущем, осмысленность жизненной перспективы, интерес к жизни, удовлетворенность жизнью, представления о себе как об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей решения и контролирующей свою жизнь.
Инструкция. «Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое по вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1,2,3, в зависимости от того, насколько вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны)».
Таблица.
1. | Обычно мне очень скучно | Обычно я полон энергии | |
2. | Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей | Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной | |
3. | В жизни я не имею определенных целей и намерений. | В жизни я имею очень ясные цели и намерения. | |
4. | Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной. | Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной. | |
5. | Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие. | Каждый день кажется мне совершенно похожим на другие. | |
6. | Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться. | Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами. | |
7. | Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал. | Моя жизни сложилась совсем не так, как я мечтал. | |
8. | Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов. | Я осуществил многое из того, что было мною запланировано. | |
9. | Моя жизнь пуста и неинтересна. | Моя жизнь наполнена интересными делами. | |
10. | Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. | Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла. | |
11. | Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. | Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас. | |
12. | Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня с растерянность и беспокойство. | Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности. | |
13. | Я человек очень обязательный. | Я человек совсем не обязательный. | |
14. | Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию. | Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств | |
15. | Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. | Я не могу назвать себя целеустремленным человеком. | |
16. | В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей. | В жизни я нашел свое призвание и цели. | |
17. | Мои жизненные взгляды еще не определились. | Мои жизненные взгляды вполне определились. | |
18. | Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни. | Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни. | |
19. | Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. | Моя жизнь не подвластна мне, и она управляется внешними событиями. | |
20. | Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение. | Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания. |