Сформированность представлений о жизни у женского пола по методике Д.А. Леонтьева
Мы можем утверждать, что респонденты женского пола показали состояния с выраженной осмысленностью целей и средними показателями осмысленности настоящего и прошлого. Данная группа характеризует человека как «прожектера», планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Ориентировка смыслового локуса на цели, выполняет в данном случае функцию защиты от реальных проблем, часто посредством ухода во внутренний мир, при рационализации явлений объективной реальности и отреагированности по внешне обвиняющему типу, то есть путем приписывания окружающим недоверчивости, непонимания и враждебности. При данном состоянии отмечаются низкие показатели локуса контроля жизни и средние - локуса контроля себя.
Это связано с тем, что объекты восприятия и осознания у девушек становятся односторонними (бесперспективными), а сами процессы более узкими и ригидными. Личностные смыслы в данном случае носят адаптационный характер. Девушка осознанно или нет, прибегает к различным формам психологической защиты и воспринимает действительность сквозь призму либо прошлого опыта, либо своих представлений относительно будущего, или же его поведение становится респондентным (ситуативным). Другими словами, она не извлекает необходимого смысла из ситуации, обобщая и генерализуя смыслы своего опыта и цели, а наделяет ее отдельными смыслами-значениями, находящимися в жестко ограниченных временных районах субъективного смыслового поля шкал.
Исходя из нашего исследования, мы выявили:
Смысловое отношение определяет субъектную временную перспективу, а именно значение или смысл прошлого опыта, осмысленность настоящего и осмысленность будущего (значение цели). Временные локусы смысла во многом определяют состояние субъективной смысловой реальности отдельно взятого индивида - ее границы, ценностные компоненты и собственно направленность личностного смысла, к ситуации, к себе, к другим, к жизни.
Необходимым условием эффективной индивидуальной жизни является синхронизация временных локусов смысла. Этот процесс синхронизации временных локусов можно описать как особое состояние личности - актуальное смысловое состояние, которое регулирует процесс интеграции личности и окружающей действительности и во многом определяет адекватность субъективного действия относительно объективной реальности.
В этой связи, мы подумали, что целесообразно будет предложить рекомендации по коррекции, которая направлена на формирование правильной мотивации у несовершеннолетних осужденных. Поэтому мы выделили следующие рекомендации по психокоррекционной работе, состоящие из 6 этапов.
Рекомендации по коррекции мотивационной сферы несовершеннолетних осужденных
Анализ мотивов поведения несовершеннолетних осужденных и их воздействие на их содержательный аспект является важным, но не настолько сильной частью организации целенаправленного процесса для того чтобы их правильно скорректировать. Характер мотивов, как уже оговаривалось ранее, дает формирование мотивов и определенное действие на удовлетворение существующей потребности. Мы напрямую опираемся в процессе коррекции мотивации несовершеннолетних осужденных сформировать у них правильные намерения, которые имеют точную направленность и благодаря этому изменить мотивационно-смысловую сферу их личности.
Большое количество поступков, которые они совершают, обладают слабо осознанным мотивом, некритическую оценку себя как личности, всевозможные мероприятия и последствия сделанных действий. Также, в определенных состояниях эти формы поведения несовершеннолетних осужденных закрепляются, и становятся одноименно возможными. Это утверждение справедливо и для тех, у кого сильно развита потребность доминировать над другими, и обладать более высоким статусом. Можно сказать, что переоценивание ситуаций и собственных возможностей достичь намеченных перед собой целей иными способами, может повлиять на формирование намерений на более актуальные для этого человека способы достижения своих поставленных целей.
В этой связи в задачи рекомендаций по коррекции несовершеннолетних осужденных необходимо вписать как один из важных компонентов, компонент научения. Мы должны научить несовершеннолетних осужденных осознанно принимать решения, уметь выстраивать свою дальнейшую деятельность и совершать правильные поступки соответствующие и личностным побуждениям.
В коррекции мотивационной сферы несовершеннолетних осужденных главную роль играет то, как умеет мыслить индивид, которое необходимо грамотно организовывать с помощью нужного специалиста – психолога. Корректировка мышления является целенаправленным, плановым акцентированием внимания индивида на различных образах, действиях, возникающих в определенной ситуации. Поэтому данная работа всегда должна брать свое начало с анализа конкретной ситуации, где в определенный момент времени находится человек и в первую очередь нужно обратить внимание на внешниеизыблимые стимулы, которые будут стимулировать формирование нужных нам мотивов.
Характеристика этапов коррекции мотивационной сферы, предложенная Л.Ф. Литвиновой[13]:
Рекомендации по коррекции мотивов, работа над более углубленным осознанием нужных результатов, формирование мотивации на рост личности и особо приемлемые формы удовлетворения своих потребностей, желаний, влечений, куда входит и мотивации на исправление самого себя должно начинаться с этапа внешнего воздействия на несовершеннолетних осужденных. Только в такое воздействие входит искусственное моделирование разных условий и обстоятельств, мотивирующих человека на критическую самооценку, появлению сомнения в правильности и осознанности своих жизненных планов и мотивов. Создать сомнение в собственном доминировании, важности и вообще в абсолютно любом, на что мотивированы несовершеннолетние осужденные, нужно для того, чтобы суметь задуматься о том, каким можно было бы быть, и что именно он от этого получит.
К первому этапу относится также и расширение круга своих интересов. Для того чтобы индивид начал осознавать себя как наиболее активную личность. Завершающая цель данного этапа – это постараться вызвать внутреннюю неудовлетворенность собой, родными возможностями, создать «скачок» для самоанализа или хотя бы создать, что-то подобное. Несовершеннолетние осужденные должны не только задуматься о своих возможных неудачах, промахах, окружающие его в данный момент времени, но и постараться критически переосмыслить собственную позицию и потенциал в ней.
Второй этап - берет свое начало с наблюдения, диагностики своего характера, ценностных ориентаций и тому подобное.
На этом этапе также важно максимально приблизить несовершеннолетних осужденных к собственной адекватной самооценке. Основной опасностью при возможности указанных этапов может выступать возможность фрустрации и дальнейшего отказа несовершеннолетних осужденных, вообще от каких бы то ни было активных действий с его стороны. Также, нужно всю проделанную работу направить на емкость осознания причин, и необходимости выбирать решения, закрепить правильность выбранного решения.
Вышеуказанные задачи, которые стоят перед психологами на этом этапе, реальны только в рамках определенной, неотъемлемой для несовершеннолетних осужденных ситуаций, в которой они добиваются успеха.
Третий этап – это этап формирования в сознании несовершеннолетних осужденных образа, необходимости создания результата и его всевозможных последствий.
Поэтому очень важную роль для мотива играет и способ образования целей, который также сильно влияет на характер потребностей в данном возрасте. При этом очень нужно подкреплять успехи еще на ранних этапах работы человека над собой с помощью обратной связи, чтобы не наступило разочарование в себе, и не развивался синдром неуверенности в себе. Также нужно научить несовершеннолетних осужденных ставить перед собой именно ту цель, в которой они особенно нуждаются и в полноценной мере осознают последствия ее будущей реализации.
Дальше для того, чтобы создать конкретные цели и стимулы к масштабным действиям, нужно расчленение идеально равноудаленного итога на различные маленькие подцели, достижение которых будет неумолимо приближать индивида к желаемому результату. Это будут наиболее усредненные, близкие по всех смыслах определенной цели. Этот шаг важен еще и потому, что иногда несовпадение целей с возможностями говорит о завышенном уровне притязаний и является первопричиной индивидуальных неудач, а они требуют отдельного внимания со стороны психолога и более конкретной проработки планов.
Весь этот широкомасштабный процесс нужно соблюдать и корректировать до тех пор, пока индивид не усвоит для себя нужное только ему, то, что на деле может показаться без явных для него последствий. То есть, согласие на активные им действия. Эта стадия необходима, прежде всего, для того, чтобы суметь поставить для себя реально выполнимую цель и проследить все варианты ее реализации.
Изучение идеала и его предполагаемых последствий обязательно выведет на раздумывание своих жизненных позиций и собственного мироосознания. Свое мировоззрение может сформировать только сам осужденный, но не без помощи посторонних людей, а именно социального окружения, если ему это необходимо. В том, что у многих молодых несовершеннолетних осужденных нет устойчивых социально обусловленных убеждений, именно, что конкретно свойственно их правопослушным и более социально зрелым сверстникам, прежде всего, их ближайшее окружение. Наша же главная задача довести до их понимания ошибки их восприятия собственного положения как единственно верного и возможного. Поэтому этот образ может быть просто вытеснен из сознания индивида, а другие потребности, отдаленно напоминающие желаемое, могут удовлетворяться разными, в том числе сформированными уже способами.
Четвертым этапом является разработка способов достижения конечного результата и намеченных задач.
Как уже говорилось ранее, нельзя утверждать, что мотив является слишком узким и упускать из виду такие его сегменты, как средство формирования и достижения целей, умение предвидеть последствия и отношение к разнообразным социальным ценностям, говоря о том, что мы хотим добиться успеха в определенно намеченной цели. Исходя из этого, целесообразно будет обратить внимание не только на мотивацию достижения желаемого результата, но и на важные средства и способы его достижения, те результаты, которые могут быть при тех или иных вариантах для его достижения, отношение к социальным ценностям, конфликтам, которые принимаются абсолютно любым индивидом, независимо в каком окружении он находится в данный период времени.
В итоге, человек должен четко и ясно представлять – что он будет делать, и какие последствия этих действий могут в итоге наступить.
Пятый этап – это принятие решения на результативные действия.
Несовершеннолетние осужденные принимают для себя решения на активные действия. На этой ступени специалист обязан подвести их к тому, чтобы они мысленно сумели «прокрутил» у себя в голове весь процесс достижения своего результата от начала и до конца. Чтобы они построили внутри своего сознания образ тех близких людей и далеких желаемых и не очень желаемых действий и при всем при этом постарались бы обратить внимание на те ощущения и мотивы, которые в них возникают. При этом, если имеется дискомфорт, внутреннего сопротивления, необходимо в положительной форме перенести внимание и сознание специалиста на тот факт, что все это только в мыслях и можно попробовать придумать для себя что-то более полезное или приятное, которое не вызывает каких- либо сложных и неприятных ощущений.
Говоря другим языком опять вернуться к третьему этапу и попробовать перевести еще раз его сознание по уже неоднократно пройденному пути, уже с учетом получения новой информации, как для психолога, так и для несовершеннолетних осужденных.
Если же мысленно произвести собственные действия, то никаких негативных последствий не возникло, уже после этого нужно переходить к срокам. Определение сроков стимулирует, но в этом нет особой необходимости быть слишком категоричным. Эти сроки не должны быть конкретизированы. Они элементарно должны быть реальными в своей простоте. Если же сотрудники, на взгляд психолога, занижают, размазывают, или же слишком завышают сроки, нужно вернуться на предыдущий этап и более четко обсудить с ним это несоответствие.
Шестой этап – это конкретным образом реализация намеченных действий. На этом этапе для нас более важна правильно сформированная обратная связь не только со стороны психолога, но всего окружения несовершеннолетних осужденных. Поставленные цели по мере их реального применения, зачастую, подвергаются сильному изменению, бывают случаи, когда от некоторых из них даже отказываются за ненадобностью. Это важнейший процесс и свидетельствует нам о том, что несовершеннолетние осужденные действительно меняются, то есть наша работа по коррекции мотивов проведена не зря. Ведь вопрос стоит только в том, чтобы эта корректировка гладко вписал в мотивационную структуру личности, и не привела к критическому отказу от действий, которые показывают уровень самооценки себя как неудачника. Поэтому все позитивные изменения нужно возвращать сознанию несовершеннолетних осужденных, может даже и с привязкой их положительного влияния на достижение поставленных целей. При всем при этом необязательно сильно держаться представленной схемы действий.
Исходя из вышесказанного, на данных этапах корректировки мотивационной сферы личности несовершеннолетних осужденных, мы стремимся именно к тому, чтобы суметь добиться осознанности внутренних мотивов, согласованности их с социальным статусом и принятыми социальными нормами в обществе. Правильному выбору таких актуальных путей достижения намеченных целей, которые будут способны, социально приемлемы, а другие действия для достижения поставленной цели полностью продуманны и конкретно осознанны. Именно тогда мотивы и побуждения развития и самосовершенствования в правильном отношении могут быть увековечены в сознании специалистов.
Выводы по главе 2
Подводя итоги второй главы можно сказать, что за основу эмпирического исследования мы выбрали две основные методики исследования мотивационной сферы личности:
- «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана.
- «Смысло - жизненные ориентации» (СЖО) Д.А.Леонтьева.
Выборка исследования составила 30 человек мужского и женского пола.
Были получены следующие результаты:
По методике А.А. Реана - для большего количества испытуемых характерен мотивационный полюс: надежда на успех (63%). Боязнь на неудачу обнаружен у 8 человек, что составляет 26% от общего объема выборки испытуемых. Мотивационный полюс ярко не выражен, обнаружено у 3 человек, что составляет 10% от общего объёма выборки.
Это говорит о том, что мотивация надежды на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
По методике Д.А. Леонтьева - можно утверждать, что респонденты имеют высокие показатели осмысленности настоящего и будущего при низкой осмысленности прошлого. Несмотря на то, что прошлая часть жизни слабо осмыслена, сам процесс жизни воспринимается испытуемыми как интересный, эмоционально насыщенный и имеющий выраженную перспективу, которая и придает жизни осмысленность.
Прежде всего, это связано с тем, что локализация личностных смыслов может носить временный, ситуативный характер, может быть лишь звеном в постоянстве актуальных смысловых состояний. В отличие от многих других личностных характеристик смысловая сфера в значительной степени определяется индивидуальными представлениями человека о социальной желательности, поскольку нормы социума и являются одним из важнейших источников ее формирования. Индивидуальные данные, получаемые в ходе исследований, должны рассматриваться только в контексте социально-культурных норм значимого окружения.
Заключение
Таким образом, подводя итог о вышесказанном, мы можем утверждать, что сумели провести анализ современных научных знаний непосредственно о самосознании индивида, а именно такого его важного аспекта, как мотивация в самом широком смысле этого слова. У нас получилось диагностировать мотивационную сферу несовершеннолетних осужденных, создать рекомендации по корректировке мотивационной сферы, обозначив шесть этапов коррекции.
Также мы попытались углубленно изучить мотивацию личности и сформировать правильную корректировку, которая неспособна повредить уже имеющиеся проблемы в мотивах и потребностях некоторых людей.
В нашей работе детально разобраны психологические изменения, происходящие в юношеском возрасте. Приводятся данные как отечественных, так и зарубежных исследователей, утверждающие о том, что для здорового развития мотивационной сферы у индивида существует способность к правильному формированию целей в его дальнейшем жизни.
Мы сумели провести экспериментальное исследование, целью, которой является диагностика мотивационной сферы несовершеннолетних осужденных, а также их жизненные ориентации. Выборка исследования составила 30 человек мужского и женского пола. Мною были выбраны две основные методики исследования мотивационной сферы личности:
- «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана.
- «Смысло - жизненные ориентации» (СЖО) Д.А.Леонтьева.
Эмпирический анализ представлен количественной и статистической обработкой полученных результатов. Полученные нами результаты говорят о том, что для большего количества испытуемых характерен мотивационный полюс: надежда на успех (63%). Боязнь на неудачу обнаружен у 8 человек, что составляет 26% от общего объема выборки испытуемых. Мотивационный полюс ярко не выражен, обнаружено у 3 человек, что составляет 10% от общего объёма выборки.
Рассматривая результаты юношей, следует отметить, что для 47% из них характерен мотивационный полюс: надежда на успех, для 15% - боязнь неудачи, для 6% - ярко не выражен.
Среди девушек мотивационный полюс: надежда на успех выявлен у 52%, боязнь неудачи - у 15%, ярко не выражен - 3%.
Это говорит о том, что мотивация надежды на успех относится к позитивной мотивации. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность. Это связано с тем, что юноши обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия - ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. А у девушек в большей степени характерны тенденции направленности на успех, такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственно выполняют любую работу, всегда доводя ее до конца, также они очень активны. Их отличает легкость в делах, и уверенность в достижении поставленной цели.
Исходя, из полученных результатов можно утверждать, что респонденты общей группы имеют высокие показатели осмысленности настоящего и будущего при низкой осмысленности прошлого. Несмотря на то, что прошлая часть жизни осмыслена, сам процесс жизни воспринимается испытуемыми как интересный, эмоционально насыщенный и имеющий выраженную перспективу, которая и придает жизни осмысленность. Это выражается в "приземленности", неспособности спонтанно и непосредственно выражать свои чувства, а также в ориентации на трезвость, практичность и рациональный подход к решению проблем.
Прежде всего, это связано с тем, что локализация личностных смыслов может носить временный, ситуативный характер, может быть лишь звеном в постоянстве актуальных смысловых состояний. Смысловая сфера в значительной степени определяется индивидуальными представлениями человека о социальной желательности, поскольку нормы социума и являются одним из важнейших источников ее формирования. Индивидуальные данные, должны рассматриваться только в контексте социально-культурных норм значимого окружения. Так же респонденты мужского пола имеют положительный полюс осмысленности. В данном случае все три временных локуса имеют высокие показатели осмысленности.
Это может быть связано с тем, юноши часто сталкиваются с необходимостью менять смыслы и ценности. Иногда это происходит под воздействием очень жестких обстоятельств, но механизмы осмысленности позволяют ему меняться, оставаясь самим собой. А респонденты женского пола показали состояния с выраженной осмысленностью целей и средними показателями осмысленности настоящего и прошлого. Данная группа характеризует человека как «прожектера», планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.
Это связано с тем, что объекты восприятия и осознавания у девушек становятся односторонними (бесперспективными), а сами процессы более узкими и ригидными. Личностные смыслы в данном случае носят адаптационный характер.
Данная курсовая работа раскрывает лишь малую часть вопросов, касающихся проблем мотивационной сферы несовершеннолетних осужденных в психологии. Проведенные исследования охватывают только юношеский возраст. Поэтому, остается еще достаточное количество возрастных периодов, где можно провести подобного рода исследования. Анализы, продемонстрированные в данной курсовой работе, будут являться качественной базой для дальнейшего изучения связи мотивации с сознанием личности.
Список используемой литературы
1. А. Шопенгауэр "Принцип достаточного основания». Германия 1910 г.