Тема 5.2. Международные образовательные программы.

1.Этапы развития европейских программ международного сотрудничества в области образования.

Интеграция в области образования и международное межвузовское сотрудничество, развивающиеся в результате процессов экономической и политической интеграции и интернационализации бизнеса, в 70-е годы привели к появлению международных образовательных программам (МОП). С начала 90-х годов международные образовательные программы начали развиваться и в России. Это было отражением интеграционных экономических процессов, связанных с выходом иностранных фирм и транснациональных корпораций на рынок России и вовлечением российских компаний в конкуренцию на международном рынке. Программы получили поддержку международных организаций и фондов, правительства России и зарубежных стран и пользуются спросом среди российских студентов. Если раньше международные контакты вузов складывались стихийно, сегодня вузы планомерно разрабатывают стратегические направления деятельности с учетом общих тенденций на международном рынке образовательных услуг, своего конкурентного положения и конкретных характеристик своих образовательных продуктов, и услуг. Маркетинговый подход к деятельности вуза является относительно новой сферой применения маркетинга, требующей определения и уточнения отдельных концептуальных понятий и положений. Особенно это относится к новым образовательным продуктам, появившимся на рынке как результат международного межвузовского сотрудничества. Развитие рынка МОП в России привело к формированию более дифференцированного спроса на этот продукт, повышению требований к качеству образовательных услуг, поэтому целью стратегии маркетинга МОП является обоснование стратегического выбора вуза в сложной ситуации многообразия существующих возможностей МОП. Ситуация выбора осложняется последствиями экономического кризиса в России, сокращением бюджетного финансирования высшего образования, снижением доходов и покупательной способности населения. Маркетинг МОП в этих условиях должен представлять собой тщательно спланированный, научно обоснованный и экономически эффективный процесс, способствующий укреплению конкурентоспособности вуза за счет более полного и качественного удовлетворения образовательных потребностей целевых сегментов потребителей.

В развитии европейских программ международного сотрудничества в области образования можно выделить несколько этапов:

1. С конца 70-х до середины 80-х годов шло развитие межвузовских контактов в рамках программ, таких, как КОМЕТ, ЭРАЗМУС, стимулирующих обмены преподавателей и студентов, изучение опыта, сопоставление предлагаемых вузами программ и систем подготовки специалистов. В рамках этих программ вузы получили финансовую поддержку своих международных проектов, а студенты, участвующие в международном обмене, не только возможность учиться за рубежом, но и стипендии помогающие им решить свои финансовые вопросы во время зарубежного обучения.

2. Период с середины 80-х до середины 90-х годов характеризуется активным развитием процесса международной мобильности студентов. На место элитарным программам пришел массовый обмен студентами. Созданы программы Двойного диплома, явившиеся свидетельством достижения более высокого уровня интеграции между системами высшего образования ряда европейских странх. На этом этапе вводились системы контроля качества обучения, единые нормативы измерения и оценки работы студентов, унификация требований к формам контроля и т.п. Так, в 1994 году Центром инноваций организаций профессионального образования и делового сообщества (Centre for innovation professional education institutes and business community) был разработан Международный формат сравнения учебных планов (International Curricula Comparison Format). Организация по международному сотрудничеству в области образования Нидерландов NUFFIC (Netherlands Organisation for international cooperation in higher education) подготовила в 1995 г. «Основные направления оценки качества интернационализации в высшем профессиональном образовании». После встречи в 1991 году представителей вузов 15 стран мира была создана Международная Федерация по бизнес образованию (International Federation for Business Education IFBE), вслед за которой в 1995 году на конференции в Париже было объявлено о создании Европейского Совета по бизнес образованию (European Council for Business Education ЕСВЕ). Совет предлагает как информационные услуги, так и программу аккредитации и контроля качества международных образовательных программ. 13 Особое значение этих международных инициатив состояло в том, что они предусматривали создание системы признания европейских дипломов по всем профессиям, а также трудоустройство и право ведения собственного бизнеса получившей квалификационную подготовку молодежью в любой из стран-членов ЕС.

Повсеместно в европейских странах (включая даже Германию и Францию) стали появляться программы обучения на английском языке. Это был один из методов конкуренции между вузами, позволивший привлечь иностранных студентов, а также получить финансирование от общеевропейских организаций. В результате возникла целая сеть международных образовательных программ, которые готовили специалистов в различных областях знаний для работы в условиях интернационализации бизнеса и экономической и политической интеграции.

3. С середины 90-х при дальнейшем расширении программ обмена студентами и преподавателями наметилась новая тенденция - международные организации через финансируемые ими программы международного сотрудничества (СОКРАТЕС, ЛЕОНАРДРО) в качестве целей и задач таких контактов ставили использование результатов сотрудничества не только для студентов, участвующих в обмене, но и для всех студентов данного вуза. Другими словами преследовалась цель интеграции достижений международного межвузовского сотрудничества в процесс обучения и подготовки специалистов в данной стране. На первый план вышли задачи создания сетей вузов-партнеров Европы, сопоставление программ обучения, введение в учебный процесс вузов курсов, ориентированных на проблемы международного сотрудничества. Европейский фонд управленческого образования (European Foundation for Management Education) ввел в январе 1997 Европейскую систему улучшения качества (European Quality Improvement System EQUIS), которая представляет собой процесс аудита и инструмент аккредитации учебных заведений, занимающихся образованием в области экономики и бизнеса. Продолжая финансировать программы мобильности студентов, программа СОКРАТЕС ставила своей целью, чтобы выгоды от международного межвузовского сотрудничества получали все студенты, а не только те, кто принимает участие в программах обмена.™ Это значит, что МОП должны быть нацелены на изменение программ подготовки в самих вузах, а не только на возможности для студентов пройти определенный период обучения в вузе-партнере за рубежом. Свидетельством этих процессов являются требования к участникам таких программ сотрудничества, как ТЕМПУС и ТАСИС*1", раздел международного сотрудничества в документах EQUIS, предусматривающий описание международных аспектов деятельности вуза, нашедших отражение в его целях (миссии), стратегическом планировании и текущей деятельности.

В обобщенном виде указанные этапы представлены на Рис. 1.2.

Период Цели Названия программ Характерные черты
Конец 70-х середина 80-х Стимулирование межвузовского сотрудничества и обмена студентами КОМЕТ TEMPUS Возможность учиться за рубежом, получение информации о программах в вузах других стран
Середина 80-х середина 90-х Массовый обмен студентами, взаимное признание периодов и результатов обучения за рубежом ЭРАЗМУС ECTS TACIS Обучение за рубежом доступно любому желающему, появление англоязычных версий программ, единые критерии качества и количества обучения
С середины 90-х Использование результатов межвузовского сотрудничества в учебном процессе вуза SOCRATES ЛЕОНАРДО EQUIS Появление международно ориентированных курсов и программ в вузах различных стран  

2. Концепции образовательной программы Ричарда Эстеса.

3. Виды международных образовательных программ.

4.Международная мобильность студентов.

5. Направления продаж образовательных программ на российском рынке.

Наши рекомендации