Тема 6. Новоаттическая комедия
Планы семинарских занятий
Тема 1.Гомеровский эпос.
1. Понятие о гомеровском вопросе.
2. Анализ поэмы «Илиада»: мифологическая и социально-историческая основа поэмы; особенности композиции; система образов (образы героев и богов); художественные особенности поэмы.
3. Анализ поэмы «Одиссея»: мифологическая и социально-историческая основа поэмы; особенности композиции; система образов (образы героев и богов); художественные особенности поэмы.
Методические рекомендации
При подготовке к данному семинарскому занятию важно четко определить для себя основные эстетические и этические принципы Гомера и Вергилия, условия, политическую и литературную ситуации, в которые создавались поэмы. При анализе «Илиады», «Одиссеи» и «Энеиды» следует выделить основные идейные положения, выписав их в читательский дневник. Обратить особое внимание на вопросы: особенности композиции поэм; почему у Вергилия отсутствует идея божественного вмешательства в жизнь человека; в чём отличие главных героев поэм Гомера от героев поэмы Вергилия; почему Вергилий был так уверен, что, заимствуя у Гомера, он не будет обвинён в подражательстве? Анализ «Илиады», «Одиссеи» и «Энеиды» предполагает умение применить знания об эстетических и этических нормах Древней Греции и Древнего Рима. При ответе на вопросы необходимо прибегать к тексту, приводить цитаты, которые рекомендуется выписать в читательский дневник.
Литература:
1. Лосев АФ., Г.А. Сонкина, Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература. – 5-е изд. – М., 1997.
2. Тронский И.М. История античной литературы. 4-е изд. – М., 1983.
3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.
4. Никола М.И. Античная литература. Практикум. – М., 2001.
5. Поэтика древнегреческой литературы. – М., 1981.
6. Егунов А.Н. Гомер в русских переводах. – М., 1964.
7. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. – М., 1983.
Тема 2.Древнегреческая трагедия. Творчество Эсхила.
1. Общественно-политическая ситуации в Греции II половины V в. до н.э. Общая характеристика «эпохи Перикла».
2. Устройство греческого театра.
3. Жизнь и творчество Эсхила.
4. Новаторство Эсхила-драматурга.
5. Анализ трагедии «Прометей прикованный»: мифологическая основа трагедии; особенности конфликта; система образов; художественные особенности трагедии.
6. Образ Прометея.
7. Идея трагедии.
Тема 3.Древнегреческая трагедия. Творчество Софокла.
1. Общественно-политическая ситуации в Греции I половины V в. до н.э.
2. Жизнь и творчество Софокла.
3. Проблематика трагедий Софокла.
4. Новаторство Софокла-драматурга.
5. Анализ трагедии «Царь Эдип»: мифологическая основа трагедии; особенности конфликта; система образов; художественные особенности трагедии.
6. Особенности композиции и художественного времени трагедии «Царь Эдип».
7. Образ Эдипа.
8. Образ Иокасты.
9. Идея трагедии.
10. Роль хора в трагедиях Софокла.
Тема 4.Древнегреческая трагедия. Творчество Еврипида.
1. Жизнь и творчество Еврипида.
2. Новаторство Еврипида-драматурга.
3. Анализ трагедии «Медея»: мифологическая основа трагедии; особенности конфликта; система образов; художественные особенности трагедии.
4. Образы Медеи и Ясона.
5. Идея трагедии.
6. Анализ трагедии «Ипполит»: мифологическая основа трагедии; особенности конфликта; система образов; художественные особенности трагедии.
7. Роль «Божественного вмешательства» в трагедиях Еврипида.
8. Роль хора в трагедиях Еврипида.
9. Мировое значение творчества Эсхила, Софокла, Еврипида.
Методические рекомендации
При подготовке к данному семинарскому занятию важно четко определить для себя основные эстетические и этические принципы Эсхила, Софокла и Еврипида, условия, политическую и литературную ситуацию, в которую этими поэтами создавались трагедии. При анализе «Прометея Прикованного», «Царя Эдипа» и «Медеи» следует выделить основные идейные положения, выписав их в читательский дневник. Обратить особое внимание на вопросы: что общего и каковы различия трактовок древнегреческими поэтами идеи божественного вмешательства в жизнь людей; как греческая трагедия постепенно от изображения конфликтов общего порядка приходит к изображению страсти; каковы заслуги Эсхила, Софокла и Еврипида в развитии драматургического искусства? Анализ «Прометея Прикованного», «Царя Эдипа» и «Медеи» предполагает умение применить знания об эстетических и этических нормах Древней Греции V – IV вв. до н.э. При ответе на вопросы необходимо прибегать к тексту, приводить цитаты, которые рекомендуется выписать в читательский дневник.
Литература:
1. Лосев АФ., Г.А. Сонкина, Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература. – 5-е изд. – М., 1997.
2. Тронский И.М. История античной литературы. 4-е изд. – М., 1983.
3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.
4. Никола М.И. Античная литература. Практикум. – М., 2001.
5. Поэтика древнегреческой литературы. – М., 1981.
6. Каллистов Д.Н. Античный театр. – М., 1970.
7. Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тимофеева Н.А. Греческая трагедия. – М., 1958.
8. Ярхо В.Н. Трагедия. – М., 2000.
9. Ярхо В.Н. Эсхил. – М., 1958
10. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. – М, 1978
11. Лосев А.Ф. О мироощущении Эсхила // Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. – М, 1995
12. Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». – М., 1986
13. Беляев Д.А. К вопросу о мировоззрении Еврипида. – Казань, 1978
14. Радциг С.И. Опыт историко-литературного анализа «Медеи» Еврипида // Вопросы классической филологии. – М, 1969. – №2
Тема 5.Древнегреческая комедия.
1. Общественно-политическая ситуации в Греции I половины V в. до н.э.
2. Древнеаттическая комедия и её особенности.
3. Аристофан: жизнь и творчество.
4. Анализ комедий Аристофана «Всадники»: связь с историей, проблематика; система образов; художественные особенности.
5. Комедия «Облака»: тематика, система образов, образ Сократа (историческая личность и герой Аристофана), критика софистики, идея комедии, роль хора.
6. Комедия «Лягушки»: тема, образная система, композиция, роль хора, образы Эсхила и Еврипида, отношение к их авторской концепции воспитания граждан Аристофана.
7. Художественная манера Аристофана (логика развития заявленного тезиса).
8. Язык, стиль, народность Аристофана.
9. Значение творчества Аристофана для мировой литературы.
10. Аристофан в России.
Методические рекомендации
При подготовке к данному семинарскому занятию важно четко определить для себя основные эстетические и этические принципы эллинского общества времён Перикла и в постперикловскую эпоху, когда Анализ комедий Аристофана «Облака», «Всадники», «Лягушки» предполагает умение применить знания не только об особенностях развития дренегреческой комедии, взглядах Аристофана, но и об особенностях культурного развития Древней Греции (системе эстетических и этических законов). При ответе на вопросы необходимо прибегать к тексту, приводить цитаты, которые рекомендуется выписать в читательский дневник.
Литература:
1. Лосев АФ., Г.А. Сонкина, Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература. – 5-е изд. – М., 1997.
2. Тронский И.М. История античной литературы. 4-е изд. – М., 1983.
3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.
4. Никола М.И. Античная литература. Практикум. – М., 2001.
5. Каллистов Д.Н. Античный театр. – М., 1970.
6. Полонская К. Античная комедия. – М., 1962.
7. Штейн А. Весёлое искусство комедии. – М., 1990.
8. Ярхо В.Н. Греческая и греко-римская комедия. – М., 2002.
9. Ярхо В.Н. Аристофан. – М.. 1954
10. Гусейнов Г. Аристофан. – М., 1988
11. Соболевский С.И. Аристофан и его время. – М., 2001.
12. Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии (о творчестве Менандра). – М., 1979
Тема 6. Новоаттическая комедия
1. Общественно-политическая ситуация в Греции IV в. до н.э.
2. Новоаттическая комедия и её особенности.
3. Менандр, жизнь и творчество.
4. Анализ комедии Менандра «Брюзга или человеконенавистник»: тематика, система образов, образ Кнемона, идея комедии.
5. «Третейский суд»: проблематика, система образов, особенности построения сюжета, интрига.
Методические рекомендации
При подготовке к данному семинарскому занятию важно четко определить для себя основные эстетические и этические принципы эллинского общества времён Перикла и в постперикловскую эпоху, когда Греция стала частью Македонии, условия, политическую и литературную ситуации, в которые создавалась произведения Менандра. При анализе комедий следует выделить основные идейные положения, выписав их в читательский дневник. Обратить особое внимание на вопросы: что общего и в чём различие драматургических принципов древнеаттической комедии и новоаттической комедии. Анализ комедии Менандра «Брюзга…» и «Третейскийо суд» предполагает умение применить знания не только об особенностях развития дренегреческой комедии, взглядах Аристофана и Менандра, но и об особенностях культурного развития Древней Греции (системе эстетических и этических законов). При ответе на вопросы необходимо прибегать к тексту, приводить цитаты, которые рекомендуется выписать в читательский дневник.
Тема 7.Аттическая проза (историография, ораторское искусство, философский диалог).
1. Историческое повествование как жанр художественной прозы. Философская проза.
2. Биография и общие положения идеалистической философии Платона.
3. Диалог «Пир». Образы собеседников и образ Сократа; идейная суть диалога.
4. Философские взгляды Аристотеля. Эстетические воззрения в «Поэтике».
Литература:
1. Лосев АФ., Г.А. Сонкина, Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература. – 5-е изд. – М., 1997.
2. Тронский И.М. История античной литературы. 4-е изд. – М., 1983.
3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.
4. Никола М.И. Античная литература. Практикум. – М., 2001.
5. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1996.
Тема 8.Творчество Вергилия.
1. Общая характеристика творчества Вергилия.
2. Особенности поэтики «Буколик» и «Георгик» Вергилия: историческая и мифологическая основа, проблематика, тематика, особенности художественного стиля.
3. Анализ поэмы «Энеида»: мифологическая и социально-историческая основа поэмы (сравнение с поэмами Гомера); особенности композиции (сравнение с поэмами Гомера); система образов; художественные особенности поэмы.
4. Значение творчества Вергилия для Нового и Новейшего времени.
Методические рекомендации
При подготовке к данному семинарскому занятию важно четко определить основные особенности римского героического эпоса, уметь выявить черты сходства и отличия с древнегреческим (гомеровским) эпосом. Анализ поэмы «Энеида» следует проводить с опорой на текст: каждое положение анализа должно быть отражено в читательском дневнике (цитата – пояснение или комментарий). Обратить особое внимание на выявление общего и отличного между поэмой Вергилия и поэмами Гомера. Анализ поэм предполагает умение применить знания об эстетических и этических нормах Древней Греции и Древнего Рима.
Литература:
1. Лосев АФ., Г.А. Сонкина, Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература. – 5-е изд. – М., 1997.
2. Тронский И.М. История античной литературы. 4-е изд. – М., 1983.
3. Дуров В.С. История римской литературы. – СПб., 2000.
4. Покровский М.М. История римской литературы. – М., 2004.
5. Никола М.И. Античная литература. Практикум. – М., 2001.
6. Федоров Н.А. и др. Античная литература. Рим. Хрестоматия. – М., 1981.
7. Культура Древнего Рима. В 2-х тт. – М., 1985.
8. Поэтика древнеримской литературы. – М., 1989.
9. Гаспаров М.Л. Вергилий – поэт будущего // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. – М., 1979
10. Ошеров С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия // Античность и современность. – М., 1972.
Тема 9.Древнеримская трагедия. Творчество Сенеки.
1. Общественно-политическая ситуации в Риме I половины I в. н.э.
2. Жизнь и творчество Сенеки. Понятие стоицизма.
3. Проблематика трагедий Сенеки.
4. Новаторство Сенеки-драматурга.
5. Анализ трагедии «Федра»: мифологическая основа трагедии; особенности конфликта; система образов; художественные особенности трагедии, идейно-эстетическая полемика с Еврипидом.
6. Анализ трагедии «Медея»: мифологическая основа трагедии; особенности конфликта; система образов; художественные особенности трагедии, идейно-эстетическая полемика с Еврипидом.
7. Образ Ясона.
8. Образ Медеи.
9. Идея трагедии «Медея».
10. Роль хора в трагедиях Сенеки.