Бюст мужчины. Мохенджо-Даро
Танцовщица. Мохенджо-Даро
использовали быков и буйволов. Разводили домашнюю птицу (например, кур).
Более полное представление можно составить о городском ремесле. В строительстве так широко
применялся обожженный кирпич, что его изготовление должно было стать важной отраслью производства. Раз
нообразием форм отличается характерная хараппская керамика. Роспись сосудов в основном воспроизводит
растительные орнаменты. Находки пряслиц свидетельствуют о развитии ткачества. Найдено некоторое
количество изделий из бронзы, золота и серебра. В отличие от Египта и Месопотамии для Индской
цивилизации совсем не характерна монументальная скульптура (вряд ли она изготавливалась из непрочного
материала, скажем дерева). Все сохранившиеся изображения небольшого размера. Наиболее известна статуэтка
так называемого правителя-жреца, найденная в самом крупном здании цитадели Мохенджо-Даро.
Небольшую бронзовую фигурку обнаженной женщины в ожерелье и со множеством браслетов на руках
считают танцовщицей (тип тех, что и много позже жили при индуистских храмах). Каменная и бронзовая
скульптура отличается пластичностью, живостью передачи движений. Напротив, многочисленные глиняные
фигурки богини-матери в сложном головном уборе выполнены в условной манере и мало отличаются от
аналогичных культовых статуэток предшествующего времени. Видимо, рафинированная городская культура
принадлежала лишь узкому верхнему слою народности, создавшей Индскую цивилизацию. Основная масса
населения жила в условиях, близких к первобытным.
Наиболее примечательными произведениями художественного ремесла являются небольшие каменные
печати (в отличие от Месопотамии не цилиндрические, а прямоугольные). Найдено их уже более двух
Печать. Долина Инда
тысяч. Вероятно, печати иногда носили на теле, так как с обратной стороны бывает выступ с отверстием для
шнурка. Предполагается их использование в качестве амулетов, но главным назначением, очевидно, было
указание собственнических прав (или должности) владельца. Печати, происходящие из одного района, нередко
содержат сходные сцены, связанные, видимо, с местным культом или святилищем. Изображения на печатях
часто отражают мифологические сюжеты — такие, как борьба героя с тиграми (что вызывает в памяти искусство
Месопотамии), женское божество в ветвях дерева, мужское божество в окружении зверей и т. д.
Несомненно, изображения животных — буйвола, «единорога» и т. п.— также имеют сакральный смысл. Одна
из наиболее распространенных сцен — бык перед особого типа «кормушкой» — видимо, указывает на
ритуальное кормление священного животного. Изображение сопровождается обычно краткой надписью. Знаки,
восходящие к рисункам, воспроизводят растения и животных Северной Индии, что является свидетельством
местного происхождения письменности.
Печати и другие характерные предметы хараппской культуры находят порою далеко за пределами долины
Инда — в Месопотамии и на Бахрейнских островах (Персидский залив), в Иране и в Туркмении. Это говорит о
том, что в период своего расцвета Мохенджо-Даро и Хараппа поддерживали широкие внешние связи и входили
в систему ранних цивилизаций Древнего Востока. Основная часть предметов индийского происхождения
в Месопотамии датируется периодом Шумеро-Аккадского царства и династии Иссина, т. е.
последней третью III тысячелетия и началом II тысячелетия до н. э. Предполагают, что ряд географических названий
в клинописных текстах этого времени относится к Северо-Западной Индии. Некоторые виды сырья
(преимущественно для изготовления предметов роскоши) должны были поступать в индские города благодаря
торговым операциям по суше или по морю. Широко использовалась посредническая торговля. Не исключена
возможность и военных экспедиций, особенно в более отсталые районы, например Южноиндийского
побережья.
Доказательством развития внутренней торговли считают обычно находки каменных гирь, а одно из
помещений рассматривают как крытый рынок. Можно предполагать и систему раздач продуктов с об
щественных складов. Трудно сказать, в какой мере ремесленное производство было ориентировано на рынок.
На основе памятников материальной культуры и искусства могут быть сделаны некоторые выводы о
характере религиозных представлений жителей долины Инда. Изображения на печатях свидетельствуют о
культе деревьев (и богини дерева), животных, небесных светил. Фигурки богини-матери указывают на
земледельческий характер религии. Мужское божество, сидящее в так называемой йогической позе в
окружении четырех зверей, рассматривается как владыка четырех стран света. Есть основания говорить о том,
что большое значение придавалось ритуальному омовению.
Работа по дешифровке письменности еще не завершена. Она затрудняется полным отсутствием двуязычных
надписей-билингв, краткостью и однотипностью текстов (почти исключительно на печатях). Судя по общему
количеству знаков (около 400), письмо должно иметь морфемнослоговой характер. Статистический анализ со
четаний знаков, проведенный недавно отечественными учеными, позволяет сделать заключения о структуре
языка. Язык протоиндийских надписей (т. е. Индской цивилизации) считают близким дравидийским, точнее,
предполагаемому языку-предку дравидийских языков. Если данный вывод подтвердится, то при дальнейшей
интерпретации текстов можно исходить из сравнительной грамматики этих языков (засвидетельствованных
приблизительно с начала н. э.). Дешифровка письменности помогает решать проблему этнического состава
населения городов Индской цивилизации.
Примерно к концу XVIII в. до н. э. хараппская культура перестала существовать. Можно утверждать с
достаточной уверенностью, что она не погибла в результате внезапной катастрофы. Обширный материал,
накопленный к настоящему времени археологами, показывает, как постепенно, в течение столетий приходили в
упадок некогда цветущие города. Ветшали величественные постройки цитадели, застраивались широкие улицы
города, нарушалась его планировка. Все меньше появлялось привозных вещей, искусных ремесленных изделий
и печатей. Происходила смена городов сельскими поселениями и варваризация культуры. В периферийных
областях на севере и на полуострове Катхчавар, позднее других колонизованных жителями долины Инда,
дольше сохранялись характерные черты хараппской культуры, постепенно сменявшейся позднехараппской и
послехараппскими.
Выдвигалось множество гипотез для объяснения того, почему перестала существовать Индская
цивилизация. Упадок городов сопровождался проникновением в долину Инда более отсталых племен с северо-
запада, однако не эти набеги явились причиной гибели хараппской культуры. Некоторые области Северо-
Западной Индии к настоящему времени превратились в пустыни и полупустыни, и вполне возможно, что в
результате нерационального ведения поливного земледелия и вырубки лесов при
родные условия района стали менее благоприятными. Огромный разрыв между немногочисленными
развитыми центрами и обширной сельской периферией способствовал хрупкости цивилизации бронзового века.
Но подлинные причины гибели хараппских городов должны быть прежде всего связаны с их историей, а ее-то
мы пока и не знаем.
По поводу социального и политического строя Индской цивилизации могут быть сделаны лишь самые
общие замечания. Наличие цитадели и городской планировки, по-видимому, говорит о существовании го
сударственной власти. Находки зернохранилищ и помещений для работников вызывают ассоциации с храмово-
государственным хозяйством Древней Месопотамии. Уровень развития производства, наличие городов и
письменности заставляет думать о социальном неравенстве, что подтверждается различиями в размерах и типах
жилых помещений. Но при отсутствии письменных источников мы не можем с уверенностью судить о степени
социальной дифференциации, формах эксплуатации или организации политической власти.
После гибели Индской цивилизации история как бы делает «шаг назад», и на месте опустевших городов
возводят свои бедные лачуги племена, которым еще только суждено было вступить в эпоху цивилизации.
Однако период расцвета городов долины Инда не прошел бесследно. Прямое влияние Хараппы чувствуется как
в энеолитических культурах Центрального Индостана II тысячелетия до н. э., так и у племен бассейна Ганга.
Культурное наследие Индской цивилизации сохраняется в религиозных верованиях и культах позднейшего
индуизма.__