Синтез отвергнутых идей, которым в то или иное время служили наши предки, поможет выйти из духовного кризиса.
История России неотделима от нас, от всех, кто вырос на её земле и впитал её культуру. И надо искать в ней не то грязное, за что стыдно, а то светлое, чем по праву гордились наши отцы и прадеды.
Мораль есть мера духовности: чем выше мораль, тем сильнее дух. Именно мораль способна облагородить рыночные отношения и углубить религиозность человека. Чем больше людей придерживаются единых для всех них норм морали, тем выше духовность общества и тем больше возможностей для духовного возрождения России.
Этика и общность
Феномен общества стал возможным благодаря общности. Человек зачастую не подозревает насколько она важна. Лишь в одиночестве приходит понимание, что всё достигнутое и приобретённое оказывается самому человеку ненужным. Ощутив счастье от общности, человек долго живёт этим впечатлением.
Низкий уровень морали разлагает общность. Людям нужно уважение, а не слава, но, не находя его у окружающих, они начинают стремиться к славе. Людям не нужна ни власть, ни деньги, а необходима лишь возможность удовлетворения своих желаний.
Древние понимали значение общности. Так, у славян она проявлялась в культе богини Тани, исчезнувшем на заре первого тысячелетия нашей эры. Суть его в том, что человеку желали того, чего он хотел бы пожелать себе сам. Это относилось к его качествам, целям, желаниям. Считалось, что благодаря таким пожеланиям человек неизбежно достигнет успеха. Остатки этих верований сохранились у славянских и сосуществующих с ними народов в традиции тостов за праздничным столом, пожеланий друг другу приятного и важного.
Человека создала культура, и не меньшую роль в этом сыграла общность людей. Эволюция и рост общности привели к превращению стада в племя, племени в общину, общины – в государство. Дальнейшее ее развитие превратит государство в живой организм. Благодаря общности возникли речь, язык, мышление и общинные моральные качества, ставшие врождёнными. Общность ускорила эволюцию человека вследствие появившейся возможности обмениваться опытом. Она усложняет отношения, и чем они сложней, тем более развиты люди. Углубление общности приведёт ко многим ещё непроявленным качествам в творчестве, сенситивности, мастерстве. Она даёт возможность формировать живые коллективы, способные совместно развиваться.
Обращаясь к глубинам духовного мира человека, где идёт формирование нашего "Я", благодаря терпимости мы расширяем диапазон восприятия мира. Мало кто знает, что операции над алгоритмами мышления совершают именно этические принципы, которые способны сделать наше "Я" бесконечно разнообразным. Потому что, применяя их к событиям в своей жизни, человек овладевает этическими принципами настолько, что получает возможность применять их и к алгоритмам мышления, выстраивая из них самые различные последовательности.
Благосостояние народа, оптимальное устройство общества и будущее страны определяются существующим уровнем общности, развитию которой должна способствовать система воспитания и образования.
В современном обществе чрезвычайно много препятствий, препятствующих достижению общности людей. Главное из них – разделение по специальностям, следствием чего является разделённость людей по сословиям и имущественное неравенство. Мы так к этому привыкли, что не можем увидеть всех ужасных последствий специализации: несбывшиеся надежды, неосуществлённые мечты, неудовлетворённые желания, уязвлённое самолюбие, бесцельность существования, растраченные понапрасну силы, сделки с совестью, неблаговидные поступки... Всё это последствия разделения труда, которое изменило мораль не в лучшую сторону.
Оно сделало человека зависимым от общества и полностью управляемым другими. В этом состоянии он легко усваивает мысль о своей неполноценности и превосходстве над ним представителей других профессий. К сожалению современное искусство и пропаганда делают всё, чтобы поддерживать эту иллюзию.
Доказано, что вымирание биологических видов происходит из-за чрезмерной специализации организма или крайней дифференциации органов. Так, некоторые виды рыб, приспособившиеся к воде определённого химического состава, погибают при его изменении. Крайняя дифференциация органов приводит к потере регенерации и к невозможности адаптироваться к новым условиям среды. Прогрессом можно признать только универсальную форму дифференциации, т.е. когда ткани, клетки и вообще элементы биосистемы взаимопревращаемы. Эта способность сохраняется у организмов с малой степенью дифференциации.
Как только общество сворачивает на путь дифференциации, оно обрекает себя на гибель. Если бы ремесленничество не стало дробиться на ещё меньшие специализации, а происходила бы большая интеграция ремёсел, то феодализм превратился бы не в так называемый капитализм, а в универсальное общество, состоящее из развитых людей. Таким образом, возможность пойти по интеграционному пути в ХVI веке была упущена, и ни Макиавелли, ни Монтень не удержали Европу от неверного шага. Хотя первого можно упрекать только за то, что он не додумался до этого, а Монтень знал и чувствовал, но не остановил людей категорично и убедительно.
Универсальные люди всегда значительно мягче, поэтому многих конфликтов и войн на Земле могло бы не произойти, если бы цивилизация пошла по пути универсализации.
Дифференциация является причиной гибели многих народов и государств. Империя Македонского, владения Ватикана и т.д. исчезли после того, как общество дифференцировалось на сословия. Если сравнивать законы Солона в Афинах (при которых, собственно, и произошёл наибольший расцвет Афинского государства) и законы Ликурга в Спарте, то увидим, что в Спарте дифференциация людей на сословия ограничивалась и запрещалась, а законы Солона её, напротив, поощряли. В результате Афины существовали хотя и недолго, но оставили миру прекрасные памятники архитектуры и искусства. Спарта же существовала очень долго, но кроме героической истории от неё ничего не сохранилось.
Как сочетать оба эти пути таким образом, чтобы были и расцвет культуры, и бесконечно долгое существование?
Равенство противоположно дифференциации. Многие выдающиеся лидеры понимали, что только благодаря равенству можно создать устойчивое сильное государство. Но подходить к нему нужно разумно. Так, в государстве инков, где все получали со складов бесплатно и поровну, люди не могли иметь даже дополнительной одежды. Та же картина наблюдалась в средние века в Парагвае, в государстве, созданном христианскими монахами-иезуитами: подъём и отбой всей страны происходил одновременно для всех её граждан. Такие же стремления были у братьев Гая и Тиберия Гракхов в Древнем Риме в их "республике равных", просуществовавшей несколько дней. Несмотря на свою военную силу, такие государства отставали в своём интеллектуальном и духовном развитии. В итоге это отставание сказывалось на военной силе, и они становились добычей более развитых соседей. Конечно, абсолютного равенства нельзя достичь, потому что даже при равном распределении оно уже нарушается, так как все люди работают неодинаково. И поэтому можно говорить лишь о равенстве возможностей, о котором пишет в своих трудах американский социолог Скинер.
Чтобы соблюсти эти оба условия, людей нужно воспитывать универсальными творцами и созидателями. Тогда они будут оставаться равными друг другу в своей универсальности. Хотя, работая, они будут использовать лишь одну какую-то свою специальность, но уметь-то будут всё. Действительно, между узко специализированными людьми невозможно достичь равенства и очень трудно обрести понимание и общность.
Необходимо создавать условия жизни, способствующие общности людей. В Древнем Риме для этой цели служили так называемые бани, в которые входили ещё и библиотека, и спортивные залы, и бассейн, и столовая. У римлян это было излюбленное место отдыха. Здесь можно было узнать последние городские новости, старики могли общаться с молодёжью, герои-воины – со своими почитателями. При социализме начали создаваться дворцы культуры, которые должны были способствовать общности, однако они со своим назначением не справились. Нам не нужна роскошь римских бань, но окультуренные бани действительно могут стать центром отдыха и общения для всех возрастов и слоёв населения, а не местом тусовки "тузов" и новоявленных "авторитетов".
У живущих и работающих вместе граждан исчезнет чисто механическая преграда для общности, возникшая с момента появления городов с их архитектурой разобщённости.