Условия жизненности государства

Моральные принципы, превращающие государство из аморфной массы в живой организм, присущи общинному образу жизни. Россия была его последним оплотом: он был разрушен в ХХ столетии. Оживить значит одухотворить. Духом государства может стать этика предков. Носителями этой морали были славяне. Их мораль в течение тысячелетий подвергалась уничтожению, от неё остались лишь вкрапления, бисером рассыпанные в традициях народов, населяющих Европу и Азию.

Одним из основных признаков жизни является наличие обратных связей, который проявляется в реакции организма на среду. Например, температура воздуха упала, в организме интенсифицировались процессы обмена, с распадом жиров и выделением тепла; при опасности, в кровь организма выделяется гормон адреналин и животное уносит ноги и т.д. Общество, в основе отношений которого лежит мораль, имеет обратные связи, всегда адекватно реагирует на изменение среды и потому живо, в то время как государство, строящееся на формальных отношениях, обратных связей не имеет, и поэтому мертво.

Многие из моральных принципов соответствуют устанавленным современной наукой признакам организации живой материи. Перечислим семь наиболее важных признаков жизни (см. таблицу 3).

Признак жизни Пояснения
Целостность Внутреннее единство, независимость от окружающей среды, автономность
Развитие Преобразование, рост и дифференциация функций организма
Наследствен- ность Сходство индивидуального развития с общим
Раздражимость Реакции на изменения окружающей среды
Самооргани- зация Повышение жизнеспособности за счёт внутренних средств, упорядочение жизни
Гомеостаз Постоянство внутренней среды и функций.
Изменчивость Изменение признаков и свойств у индивидов

Таблица 3. Главные признаки жизни.

Согласно теории систем, семи вышеперечисленных параметров вполне достаточно, чтобы система стала стабильной и могла существовать самостоятельно. Следуя традициям органической школы в социологии, основанной английским философом Гербертом Спенсером, мы будем часто прибегать к сравнению организма и общества и выявлять между ними прямые аналогии.

Признакам жизни соответствуют врождённые моральные принципы (см. таблицу 4).

Принцип морали Признак жизни
Терпимость Целостность
Преемственность Наследственность
Соответствие Гомеостаз
Соизмеримость Раздражимость
Сотрудничество Самоорганизация
Уважение Развитие
Открытие сознания Изменчивость


Таблица 4. Соотношение признаков жизни и моральных принципов в живом обществе.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

1. Терпимость. Если все люди станут т е р п и м ы м и друг к другу, то общество обретёт один из главных признаков жизни – целостность. Терпимость есть условие для взаимопонимания. Мы знаем, "какая проявится созидательная сила, если соединить сердца в хоровод согласия", – читаем в “Сердце” – книге Живой Этики. Нетерпимость и агрессивность исторически вели к изоляции людей и образованию новых народностей и языков, раздробленность же ведёт к сокращению жизни народов. Так, боруссы, пруссы, этруски, отколовшиеся от славян, уже давно перестали существовать. Нетерпимость разлагает общество изнутри, и разложение идёт до тех пор, пока народ окончательно не исчезнет.

Терпимость же ведёт к интеграции и придаёт государству целостность. Это качество сильных, и оно является мерой духовности. Овладев им, можно овладеть всеми другими принципами.

2. Уважение. Развитие отдельного человека происходит тогда, когда люди уважают и ценят друг друга. Когда уважение имеет место на государственном уровне, то происходит развитие культуры и науки, ведь до сих пор развитие наук, религий, искусств и ремёсел определялось отношением к ним правителей и власть имущих. В древних Персии и Греции правители высоко ценили риторику, философию и различные искусства, благодаря чему они достигли там невиданного расцвета. Почему Германия дала миру наибольшее число философов по сравнению с другими странами? Потому что в Германии к философии было уважительное отношение.

Все мы прекрасно понимаем, что любое постановление или закон сами по себе не сделают человека терпимым и не заставят его уважать других людей. Но, как утверждал Н.Г. Чернышевский в теории разумного эгоизма, если в обществе существуют условия, в которых человеку выгодно быть честным (или терпимым, или иметь своё достоинство и уважать честь и достоинство других), то он будет таковым сначала по необходимости, а потом и по сути.

3. Преемственность. Если сила народного убеждения и его устремлённость передаются следующим поколениям, т. е. осуществляется преемственность, то появляется третий важный признак жизненности общества – наследственность. Нарушение этого принципа нациями и государствами грозит им гибелью, потому что подрубаются корни древа эволюции. Древо, объединяющее эпохи и питающее своими корнями современную цивилизацию, живо лишь в том случае, если народ чтит свою историю и предков. Народы и целые нации канули в небытие только потому, что забыли свои истоки. Древние цивилизации Месопотамии исчезли с лица Земли сразу после того, как, поменяв свои религиозные убеждения, поспешили забыть свою историю. Неменьшая опасность кроется и в искажении и фальсификации истории. Историки, которые этим занимаются, не понимают, что они лишают своих соотечественников будущего и обрекают их на вымирание.

4. Соответствие. Законы государства должны содержать в себе принцип соответствия, который входил еще в кодекс законов древнеримского императора Юстиниана. Благодаря этому принципу в обществе возникают обратные связи, приводящие к гомеостазу. Принцип соответствия означает, что на каждом законодателе будет лежать ответственность за все негативные последствия от принятых его законопроектов. Этот принцип охраняет общество от нелепых законов, и тогда потомкам не за что будет винить своих предков.

Смысл и цель управления государством и обществом – сохранять, а не разрушать. Изменение в законах общества нужно ради сохранения постоянства благосостояния, прав и здоровья народа. Никакие нововведения не должны нарушать их.

Для того, чтобы в государстве воцарилась гармония, необходимо компенсировать всё совершённое в обществе зло, а это возможно только при неукоснительном выполнении принципа соответствия.

5. Соизмеримостисоответствует такой признак жизни, как раздражимость. Но не спутаем его с раздражением, которое ведёт только к обессиливанию человека. Раздражимость – способность реагировать на изменения окружающей среды.

Наиболее сильно принцип соизмеримости проявлялся у древних греков в дошедшем до нас известном гиппократовском изречении: "Не навреди!". В Евангелии есть очень похожий принцип, известный как золотое правило этики: "Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе". Или современная трактовка: "Не делай другим того, чего они не хотят, чтобы им делали".

6. Открытость. Самый тонкий признак жизни – изменчивость. Он трудно достижим в обществе, потому что от каждого требует индивидуального открытия сознания, а это может привести к смене научной или социальной парадигмы и даже к созданию общества с открытой структурой. Новое общество будет основываться не на злобе разрушения, а на понимании законов эволюции.

Изменчивость не должна ухудшать гомеостаз в обществе, а наоборот, должна улучшать его параметры.

7. Сотрудничество связано с таким понятием, как самоорганизация (принцип, характерный для любой общинной морали и наиболее сохранившийся у славянских народов). "Можно делать изумительные наблюдения, собирая в группы согласованные сознания", – читаем в "Сердце" Е.И. Рерих. Высокое качество сотрудничества придаёт жизненность и одухотворённость обществу, что способствует и расцвету личности.

Претворение этих семи принципов морали в законотворчество и в жизнь оживит и одухотворит государство. Эти принципы способствуют его выживанию в экстремальных условиях и являются источником внутренней силы в эволюционных преобразований человека.

Моральные принципы – достояние Человечества и, прежде всего народов, прошедших через общину, а также тех народов, которые в разные периоды абсолютизировали тот или иной принцип. Например, принципы терпимости и приятия (в виде "возлюби ближнего") провозглашались многими религиями, в том числе и христианством. Принципы уважения и сотрудничества до сих пор существуют в международном праве. Открытость сознания была провозглашена буддизмом. Принципы соизмеримости и соответствиябыли достоянием греков.

Попытки создания этического государства были в истории неоднократно. Это Спарта в Греции, государство инков, где каждый имел право на бесплатное жильё и питание, христианское государство, созданное иезуитами в средние века в Парагвае, пытавшееся жить по 10-ти заповедям, исламские государства, живущие по законам шариата, и даже социалистические, провозгласившие необходимость воспитания нового человека. Однако все эти попытки оказывались неудачными. Они закладывали в основу жизнедеятельности государства лишь конкретные моральные предписания (не убий, не укради, не прелюбодействуй и т.д.), которые в отличие от моральных принципов, не соответствуют признакам жизни и поэтому не могут в полной мере обеспечить человеку соблюдение всех его прав и свобод. Именно принципы позволяют конструировать моральные предписания разного характера, и поэтому в законодательную основу государства должны лечь принципы, а не предписания. Отличие предписания (закона) от принципа такое же, как микросхемы от компьютера. Или говоря языком механики, закон – это одна степень свободы (т.е. движение по одной прямой), а принцип – это две степени свободы (т.е. возможность двигаться не только по прямой линии, но и в плоскости).

Ни один принцип нарушать нельзя, поскольку одновременно нарушаются все остальные. Использование меньшего числа принципов не приведёт к оживлению государства, потому что в нём не будет сохраняться постоянство прав и благосостояния народа (гомеостаз). Если организм лишить какого-то из семи признаков жизни, разве он останется живым? Ожившее государство станет одухотворённым, когда в качестве духа в нём будет присутствовать Этика.

В настоящее время демократическое правление имеет успех только в тех странах, где законы государства соответствуют этическим принципам и написаны не для сиюминутной выгоды, не для достижения личных интересов власть предержащих и даже не для сегодняшних требований народа, а в интересах будущего общества и требований социальной эволюции.

В мире нет ни одной страны, где демократия установилась бы с первого раза, без кровавых революций и военных переворотов, без многолетних гражданских войн и приходящей затем на смену демократии диктатуры. Например, в латиноамериканских странах попытки ввести демократическое правление начали осуществлять с прошлого века и в некоторых странах безрезультатно продолжают до сих пор.

России не избежать кровавых событий, если сегодняшние и завтрашние правительства не обратят должного внимания на этические принципы в политике.

Наши рекомендации