Задачи управления и необходимый набор информации.
В теории управления возможна постановка всего двух задач:
1.Мы хотим управлять объектом в процессе его функционирования – это задача управления;
2. Мы не хотим управлять объектом в процессе его функционирования, но желаем, чтобы объект, без нашего непосредственного вмешательства в процесс,самоуправлялся в приемлемом для нас режиме – это задача самоуправления. (Самоуправляющийся объект – это такой объект, в котором не удаётся выделить систему управления им. Таким объектом может быть самоуправляемое общество, функции которого в вопросе управления не ограничиваются только выборами отдельных лиц во власть, но общество само осуществляет управление собой, как объектом, по полной функции, об этом понятии — далее).
Для обеих задач необходимы три набора информации:
1. ВЕКТОР ЦЕЛЕЙ управления означает: «ЧТО» должно быть достигнуто при идеальном управлении. Понятие «вектор» здесь имеет не геометрический смысл: он не означает направление и стрелку, но имеется в виду список того, что должно быть достигнуто или сделано кем-то за какой-то промежуток времени. Например, хозяйка в семье задумала, вполне естественно, сделать так, чтобы её близкие жили благополучно. Для этого она составляет и просчитывает список желаний:
а). Самая важная цель: питание.
б). Очень важная цель: одежда, обувь.
в). Просто важная цель: покупка нового телевизора, швейной машины и т.д.
В самом конце списка хозяйка поставит то, что хотелось бы иметь, но и можно отказаться, если бюджет семьи по каким-то причинам будет исчерпан. Таким образом, можно вместо семьи рассматривать город, область, страну, человечество.
2. ВЕКТОР (ТЕКУЩЕГО) СОСТОЯНИЯ – это «ЧТО ИМЕЕМ» сейчас, на текущий момент времени. Если взять ту же семью, то на первом месте у хозяйки было питание. Самая важная цель из всей совокупности целей была, чтобы семья ела сыр, масло, колбасу, фрукты. Но вот открывает хозяйка свой холодильник и видит «вектор текущего состояния»: «…снег да снег кругом»…, пусто. Вторая частная цель общего вектора целей у хозяйки была купить новое зимнее пальто для себя, а вместо этого «вектор текущего состояния» показывает ей куртку старого образца, купленную по случаю. Не куплен новый телевизор, холодильник и т.д. Перестройка «благонамеренных управленцев» сломала и вычеркнула все её частные цели из общего вектора целей. Вот и получился у Вас и у нас, как в той семье, «вектор текущего состояния», то есть то, «что имеем» на данный момент времени.
3. ВЕКТОР ОШИБКИ УПРАВЛЕНИЯ – это разница между вектором целей и вектором текущего состояния, то есть между тем, что вам хотелось бы и тем, что вы имеете.
Сложно? .. Нет. Всё это верно в масштабах семьи, города, края, страны.
Когда-то, в сталинские времена, в векторе целей СССР было:
1. Бесплатное образование.
2. Бесплатное здравоохранение.
3. Пионерские лагеря для отдыха и оздоровления детей, независимо от занимаемого положения и должности их родителей.
4. Санатории и т.д.
А вектор ошибки управления – прейскурант цен исправлялся постоянным их снижением. (Об этом подробнее в разделе, описывающем экономические процессы на основе Достаточно общей теории управления).
В настоящее время, когда в векторе целей российского государства стоит «установление демократии», (якобы власти народа), и «прав человека», что вам показывают ваши вектора текущего состояния и как, в связи с этим, обстоит дело насчёт «власти народа» и «прав человека»?... Вектор ошибки управления – громаден. Но именно вектор ошибки управления есть МЕРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА, то есть вектор ошибки позволяет оценить КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ того или иного управленца. (Это и есть основная причина непринятия и замалчивания «элитой» страны Концепции общественной безопасности). Оценка качества управления не является самостоятельной категорией, она субъективна: с точки зрения хозяев Гарвардского проекта развал СССР – отлично проведённая операция её периферией, а с точки зрения народов России – управленческая безграмотность, предательство по отношению к нам, народам России.
Простейшие примеры управления, прямые и обратные связи.
А теперь перейдём непосредственно к управлению:
Представьте, вы сидите за рулём автомобиля и едете не просто так, а к заранее намеченной цели, выбирая из множества дорог одну, наиболее удобную для вас, сообразуясь с обстановкой на дороге и правилами дорожного движения, чтобы вовремя доставить груз. Всё просто: есть СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ – это водитель, есть ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ – это автомобиль. (Слово «объект» обобщает то, чем надо управлять: автомобиль, самолёт, город, государство, технологический процесс, глобальный исторический процесс. А слово «субъект» - обобщающее понятие, указывающее на управленца любого назначения и ранга или на структуру управления: шофёр, лётчик, генерал, министерство и т. д.).
Субъект воздействует на объект своего управления. Всадник дал шпоры коню и конь побежал быстрее: это механическое воздействующее управление. «Ннно…!» громко кричит извозчик, и лошадь бежит быстрее: это – информационное воздействующее управление. Такое воздействие в направлении от субъекта к объекту, механическое или информационное, называется «ПРЯМАЯ СВЯЗЬ». Но есть и «ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ», идущие в направлении от объекта управления и окружающей среды к управляющему субъекту: стрелки приборов автомобиля дают информацию водителю – субъекту о скорости, наличии бензина и т.д.; конь тяжело дышит, всадник пускает коня шагом, даёт ему отдохнуть; на дороге (окружающая среда) – большая яма, водитель яму объезжает; всё это примеры воздействия объектов управления и среды на субъекты управления, то есть – примеры обратных связей. Принято считать:
> обратные связи отрицательные, -если при отклонении системы от назначенного для неё режима функционирования на основе поступающей по ним информации вырабатывается управленческое воздействие, направленное на возвращение системы к назначенному режиму;
> обратные связи положительные, - если при отклонении системы от назначенного для неё режима функционирования, на основе поступающей по ним информации, вырабатывается управленческое воздействие, уводящее систему ещё далее от назначенного для неё режима.
Способы управления.
Управление предполагает наличие структури элементов в них: бухгалтерия предприятия – структура, а рядовой бухгалтер – элемент структуры. В данном примере мы имеем дело с заранее сложившейся структурой, где информация циркулирует по определённым элементам структуры. Такой способ управления называетсяСТРУКТУРНЫМ.Но существует и БЕССТРУКТУРНЫЙ способ управления, где заранее сложившихся структур нет, а информация распространяется безадресно, циркулярно в некоторой среде. Эта среда способна порождать структуры «из себя». Такие структуры создаются и распадаются самостоятельно. Простейший пример: распространение «слухов». Более сложный, на государственном уровне, - средства массовой информации, также – система образования, формирующая стереотипы мышления и, как следствие, – поведения.