Превышение должностных полномочий.
Статья 286. Диспозиция- Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства
Характеристика состава преступления: а) по структуре – сложный; б) по конструкции объективной стороны – материальный, в) по степени общественной опасности – осн, квалифиц.
Место в УКРФ Раздел 10 "Преступления против государственной собственности" гл. 30 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Родовым объектомявляются интересы государственной власти, т.е. общественные отношения, регулирующие ее нормальное функционирование. Видовой объект - интересы гос. службы в органах местного самоуправления. Непосредств - отдельные сферы деятельности аппарата государственной власти, правильная работа отдельных звеньев или сфер деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а дополнительным объектом - права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.
Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства.
Она может заключаться только в действиях, так как превысить должностные полномочия путем пассивного поведения (бездействия) по сути и характеру данного деяния невозможно. превышение должностных полномочий выражается в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте.
Преступление считается оконченным с момента наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого или косвенного умысла. Виновный осознает, что он совершает действия, явно выходящие за пределы его полномочий, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства, и желает превысить свои полномочия и тем самым вызвать вышеуказанные последствия (прямой умысел), или сознательно это допускает либо безразлично к этому относится (косвенный умысел). Если должностное лицо не осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий, оно несет ответственность на общих основаниях (за преступления против жизни, здоровья, собственности и т.п.).
Субъект превышения должностных полномочий специальный: должностное лицо, признаки которого были описаны ранее.
Квалифицированным видом превышения должностных полномочий (ч. 2 ст. 286) является совершение данного деяния лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Правовое положение указанных лиц рассмотрено при анализе состава злоупотребления должностными полномочиями.
Особо квалифицированный вид рассматриваемого преступления (ч. 3 ст. 286) представляет совершение деяния, которое сопровождалось: а) насилием или угрозой его применения; б) применением оружия или специальных средств; в) причинением тяжких последствий.
Общественная опасность этого преступления определяется тем, что должностное лицо совершает такие действия, которые вполне очевидно выходят за пределы его служебной компетенции, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо общества или государства.
В ряде случаев превышение должностных полномочий сопряжено с применением насилия или с угрозой его применения к гражданам, применением в отношении них оружия или специальных средств, что, безусловно, увеличивает общественную опасность преступления.
Получение и дача взятки.
Статья 290. Получение взятки. Диспозиция - Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Характеристика состава преступления: а) по структуре – сложный; б) по конструкции объективной стороны – формальный, в) по степени общественной опасности – осн, квалифиц.
Место в УКРФ Раздел 10 "Преступления против государственной собственности" гл. 30 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Родовым объектомявляются интересы государственной власти, т.е. общественные отношения, регулирующие ее нормальное функционирование. Видовой объект - интересы гос. службы в органах местного самоуправления. Непосредств - общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной публичной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также авторитет государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Объективная сторона преступления состоит из следующих признаков: получение должностным лицом, иностранным должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки за выполнение определенных действий (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Должностное лицо (взяткополучатель) осознает, что ему вручается взятка за совершение действий по службе в интересах дающего ее, т.е. что оно получает противоправную материальную выгоду и желает ее получить. При этом виновный преследует корыстную цель.
Субъект преступления специальный - должностное лицо.
Помимо должностного лица Российской Федерации, субъектом взяточничества являются также иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. В примечании 2 к ст. 290 УК РФ указывается, что в статьях 290, 291 и 291.1 настоящего Кодекса под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией от ее имени.
Часть 3 ст. 290 УК РФ предусматривает в качестве квалифицирующего признака преступления получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.
Особо квалифицирующими признаками являются совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1 - 3 настоящей статьи, лицом, занимающим: а) государственную должность Российской Федерации; б) государственную должность субъекта Российской Федерации; в) должность главы местного самоуправления
Общественная опасность анализируемого преступления состоит в том, что данная форма коррупционного проявления подтачивает основы власти и управления, дискредитирует и подрывает их авторитет в глазах населения, ущемляет конституционные права и интересы граждан, разрушает демократические устои и правопорядок, извращает принципы законности .
Ст. 291. Дача взятки. Диспозиция - Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника.
Характеристика состава преступления: а) по структуре – сложный; б) по конструкции объективной стороны – формальный, в) по степени общественной опасности – осн, квалифиц.
Место в УКРФ Раздел 10 "Преступления против государственной собственности" гл. 30 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Родовым объектомявляются интересы государственной власти, т.е. общественные отношения, регулирующие ее нормальное функционирование. Видовой объект - интересы гос. службы в органах местного самоуправления. Непосредств - общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной публичной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также авторитет государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Объективная сторона преступления характеризуется незаконным вручением должностному лицу лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, выгод имущественного характера или иных имущественных прав за действия (бездействие), которые входят в его служебные полномочия, либо, когда оно, в силу своего должностного положения, может способствовать таким действиям (бездействию), либо за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1. ст. 291), а также за незаконные действия по службе (ч. 3 ст. 291).
Объективная сторона состава дачи взятки через посредника включает в себя: передачу предмета взятки посреднику; передачу предмета взятки посредником и принятие ее должностным лицом. Содержание действий по передаче аналогично действиям, непосредственно осуществляемым взяткодателем, передающим предмет взятки. Ответственность посредника предусматривается ст. 291.1 УК РФ.
Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Лицо, вручая взятку, осознает общественную опасность своих действий и желает их совершить.
Субъектом дачи взятки является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В качестве взяткодателя могут выступать также должностные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и любое частное лицо. Указанные лица могут выступать и в качестве посредников в даче взятки.
Следует отграничивать взяткодателя от посредника во взяточничестве, через которого может осуществляться передача и получение взятки. При этом для квалификации действий посредника по ст. 291.1 УК РФ не имеет значения, получил ли он от взяткодателя либо взяткополучателя вознаграждение за посредничество.
Особо квалифицированным видом преступления (ч. 3 ст. 291 УК РФ) является дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).
Общественная опасность рассматриваемого деяния состоит в том, что оно посягает на интересы государственной службы, дезорганизует деятельность аппарата государственной власти и органов местного самоуправления, создает негативное представление у значительной части членов общества о всеобщей продажности должностных лиц, занимающих государственные должности, подрывает престиж и авторитет государственной и муниципальной службы.
Служебный подлог.
Статья 292. Служебный подлог. Диспозиция - Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.
Характеристика состава преступления: а) по структуре – сложный; б) по конструкции объективной стороны – формальный, в) по степени общественной опасности – осн, квалифиц.
Место в УКРФ Раздел 10 "Преступления против государственной собственности" гл. 30 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Родовым объектомявляются интересы государственной власти, т.е. общественные отношения, регулирующие ее нормальное функционирование. Видовой объект - интересы гос. службы в органах местного самоуправления. Непосредств - общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев. Дополнительный объект - общественные отношения, обеспечивающие интересы официального документооборота в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, других структурах государственного аппарата.
Объективная сторона служебного подлога заключается в одном из указанных в законе действий: внесение перечисленными в данной статье УК РФ лицами заведомо ложных сведений в официальные документы либо внесение в эти документы исправлений, искажающих их подлинное содержание.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления предполагает вину в форме прямого умысла. Виновный осознает, что он совершает подлог, вносит в документ ложные сведения или исправления, искажающие его действительное содержание, и желает совершить указанные действия. Обязательным признаком субъективной стороны преступления является мотив - корыстная или иная личная заинтересованность.
Субъектом служебного подлога может быть должностное лицо, государственный либо муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом.
Квалифицированный вид преступления (ч. 2 ст. 292) предусматривает повешенную ответственность за служебный подлог, повлекший существенные нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Общественная опасность деяния состоит в том, что в результате его совершения не только нарушается нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, но и облегчается совершение или сокрытие других, более опасных, чем сам служебный подлог, преступлений (например, злоупотребление должностными полномочиями, различные формы хищений и др.).
Халатность.
Статья 293. Диспозиция - Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Характеристика состава преступления: а) по структуре – сложный; б) по конструкции объективной стороны – материальный, в) по степени общественной опасности – осн, квалифиц.
Место в УКРФ Раздел 10 "Преступления против государственной собственности" гл. 30 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Родовым объектомявляются интересы государственной власти, т.е. общественные отношения, регулирующие ее нормальное функционирование. Видовой объект - интересы гос. службы в органах местного самоуправления. Непосредств - общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев.
Объективную сторону халатности составляют три обязательных признака: а) неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей; б) общественно опасные последствия в виде причинения крупного ущерба правоохраняемым интересам; в) причинная связь между деянием виновного и наступившими последствиями.
Преступление может совершаться как действием, так и бездействием. В первом случае действие при халатности заключается в ненадлежащем исполнении виновным своих должностных функций (недобросовестно, нерадиво). При этом в поведении лица могут сочетаться неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей. То и другое может выражаться как в разовом, однократном действии (бездействии) виновного, так и носить характер систематически либо неоднократно повторяющихся вышеуказанных актов преступного поведения лица. Во втором случае бездействие представляет собой неисполнение должностным лицом возложенных на него служебных функций, непринятие мер, которые оно должно было и могло принимать.
Субъективная сторона халатности характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. При легкомыслии виновный предвидит возможность наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При небрежности виновный не предвидит, что в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей будут существенно нарушены права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, хотя должен был и мог предвидеть наступление указанных последствий.
Субъектом преступления может быть только должностное лицо.
Таким образом, преступление считается оконченным с момента наступления последствий. Общественная опасность анализируемого преступления определяется тем, что в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе существенно нарушаются не только интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, но и права и законные интересы граждан, организаций, общества и государства.