Нарушение санитарно-эпидемиологических правил.
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил.
1)Диспозиция - Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей
2) Место преступления в УК РФ – Раздел 9, глава 25
3) Характеристика состава преступления: а) по структуре – простой; б) по конструкции объективной стороны – материальный; в) по степени общественной опасности – основной.
4)Элементы и признаки состава преступления.
Объект преступления родовой – общественная безопасность и общественный порядок, видовой - здоровье населения и общественная нравственность, непосредственный - санитарно-эпидемиологические правила.
Объективная сторона характеризуется: а) деянием (действием или бездействием) в виде нарушения санитарно-эпидемиологических правил, б) последствиями - массовым заболеванием или отравлением людей и в) причинной связью между указанным деянием и последствиями.
Ответственность по ч. 1 ст. 236 может наступить лишь тогда, когда в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил возникло массовое заболевание или отравление людей. К массовым относятся как инфекционные заболевания, вызываемые определенными микробами или вирусами, так и неинфекционные, вызываемые другими причинами. Массовое отравление может быть вызвано, например, употреблением в пищу недоброкачественных продуктов. При оценке заболевания как массового должен учитываться характер инфекции, если заболевание является инфекционным, - ее способность к массовому распространению, опасность не только для заболевшего, но и для других лиц вследствие контакта с ним либо из-за несоблюдения гигиенических или санитарно-эпидемиологических правил.
Субъектом преступления могут быть как любые граждане, достигшие 16-летнего возраста и нарушившие санитарно-эпидемиологические правила общего характера, так и должностные и не должностные лица, ответственные за соблюдение соответствующих санитарно-эпидемиологических правил (работники предприятий общественного питания, медицинских учреждений).
Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной (как в форме легкомыслия, так и небрежности) по отношению к указанным в ст. 236 последствиям.
Жестокое обращение с животными.
1) Диспозиция -Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних
2) Место преступления в УК РФ – Раздел 9, глава 25
3) Характеристика состава преступления: а) по структуре – альтернативный; б) по конструкции объективной стороны – материальный; в) по степени общественной опасности – квалифицированный.
4)Элементы и признаки состава преступления.
Объект преступления родовой – общественная безопасность и общественный порядок, видовой - здоровье населения и общественная нравственность, непосредственный - общественная нравственность и отношения, обеспечивающие гуманное отношение к животным.
Объективная сторона преступления выражается в жестоких действиях по отношению к животным, совершенных из хулиганских либо корыстных побуждений или с применением садистских методов или в присутствии малолетних. Последствия таких действий - гибель или увечье животных. Жестокое обращение с животными может выражаться в систематическом издевательстве над ними, побоях, оставлении без пищи, воды и т.п. Под садистскими методами понимаются особые, изощренные физические способы воздействия на животных. Малолетними признаются лица, не достигшие 14-летнего возраста. Преступление считается оконченным при условии наступления гибели или увечья животного.
Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Хулиганские побуждения означают мотив явного неуважения к обществу, а корыстный мотив проявляется в желании получить имущественную выгоду из своего противоправного поведения.
Содержание квалифицирующих признаков (ч. 2 ст. 245 УК) применительно к данному составу не имеет своих специфических признаков и соответствует изложенному в комментарии к ст. 35 УК РФ.
Отграничения
Если в процессе совершения террористического акта было использовано незаконно приобретенное либо хранящееся оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства, то действия виновного подлежат квалификации по совокупности со ст. 222 УК РФ.( Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов)
Отграничения
1-Если насильственные действия, например по корыстным мотивам, совершает гражданин России по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей, то они квалифицируются по совокупности с государственной изменой (ст. 275 УК) как оказание помощи указанным адресатам в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации.
2-В вооруженный мятеж могут перерасти массовые беспорядки (ст. 212 УК). В этом случае также налицо реальная совокупность двух преступлений. Отличие между ними следует проводить по всем элементам состава преступления. Объект вооруженного мятежа - политическая система и территориальная целостность Российской Федерации. Массовые беспорядки посягают на общественную безопасность и порядок управления. Вооруженный мятеж - это организованное выступление против конституционных органов власти. Массовые же беспорядки, как правило, локальны и несут на себе черты стихийности, спонтанного развития событий.
104. Диверсия.
1)Диспозиция -совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
2)Место преступления в УК РФ - Раздел 10- «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ», Глава 29 «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА».
3) Характеристика состава преступления: а) по структуре – сложный; б) по конструкции объективной стороны – формальный ;в)по степени общественной опасности – основной.
4) Элементы и признаки состава преступления.
Объект:а)родовой – государственная власть; б)видовой- основы конституционного строя и безопасности государства; в)непосредственный- экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
Предметомпреступления выступают предприятия (заводы, фабрики), сооружения (мосты, плотины, туннели, электростанции), пути и средства сообщения, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, средства связи, объекты жизнеобеспечения населения (системы водоснабжения, продуктопроводы, склады с продовольствием и горюче-смазочными материалами) и т.д.
С объективной стороны диверсия выражается в совершении взрыва, поджога или иных, по смыслу подобных общеопасных действий (обвалов, затоплений, камнепадов в горах, аварий, катастроф, заражения ядовитыми и радиоактивными веществами фауны и флоры). Названные общеопасные действия направлены на разрушение или повреждение указанных и других предметов преступления, а также прямую угрозу жизни и здоровью граждан. Разрушение указанных предметов означает приведение их в полную негодность, когда они не могут подлежать восстановлению либо их восстановление становится экономически невыгодным. Повреждение - это приведение предметов в частичную негодность, когда их восстановление возможно и экономически целесообразно. Диверсия признается оконченным преступлением с момента совершения взрывов, поджогов и иных подобных действий независимо от того, наступили при этом какие-либо последствия или нет. Наступивший материальный ущерб учитывается, но влияет не на квалификацию содеянного, а на установление степени вины и назначение наказания.
Субъективная сторона диверсии (ч. 1) характеризуется наличием прямого умысла, т.е. лицо осознает общественно опасный характер действий, связанных с совершением взрыва, поджога или иного действия, направленного на разрушение или повреждение указанных материальных объектов, и желает совершить эти действия. Мотивы диверсии могут быть разными (месть, корысть, ненависть к существующему конституционному строю и т.п.). Обязательным признаком субъективной стороны преступления является цель - подрыв экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации. Субъективная сторона квалифицированного состава (ч. 2) трактуется применительно к материальному составу, т.е. виновный, действуя с прямым умыслом, осознает общественно опасный характер совершаемых им действий, предвидит возможность причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий и желает их наступления. Здесь не исключается тяжкое последствие в виде причинения смерти по неосторожности. 4. Квалифицирующими признаками при диверсии (ч. 2 ст. 281 УК) признаются: а) те же деяния, совершенные организованной группой (см. комментарий к ст. 35 УК); б) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий (см. комментарий к ст. 205 УК).
Нормой предусматривается особо квалифицированный состав (ч. 3), когда деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2, повлекли умышленное причинение смерти человеку.
Субъектомдиверсии может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства, вменяемый, достигший 16-летнего возраста.
5) Отграничения. По объективным свойствам содеянного диверсия сходна с рядом общеуголовных преступлений (ст. ст. 167, 261, 267 УК). Отличие их от диверсии заключается в том, что они наносят ущерб другим объектам и при их совершении у виновного отсутствует указанная в ст. 281 УК специальная цель. От террористического акта (ст. 205 УК) диверсия отличается по направленности совершения общеопасных действий. Цель террористического акта, в отличие от цели диверсии, иная: оказание воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями.
Отграничения
???
106. Разглашение государственной тайны. Утрата документов, содержащих государственную тайну.
1)Диспозиция 1 -Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275(гос.измена) и 276(шпионаж) УК РФ.
Диспозиция 2 -Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий.
2)Место преступления в УК РФ -Раздел 10- «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ», Глава 29 «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА».
3) Характеристика состава преступления: а) по структуре – сложные; б) по конструкции объективной стороны – 1 – формальный, 2- материальный ; в)по степени общественной опасности – основные.
4) Элементы и признаки состава преступления.
Объект: а)родовой – государственная власть; б)видовой- основы конституционного строя и безопасности государства; в)непосредственный - сохранность государственной тайны.
1.С объективной стороны преступление выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц. Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям. Объективно разглашение выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам: доверительном разговоре, публичном выступлении, переписке, показе документов, демонстрации чертежей, схем, изделий, утере неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т.п. Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием.
Предмет преступления -сведения, составляющие государственную тайну.
Субъективная сторонаразглашения сведений характеризуется и умышленной, и неосторожной формами вины.
При прямом умысле лицо, осознавая общественно опасный характер действий, связанных с разглашением государственной тайны, предвидит, что оглашаемые сведения воспримут посторонние лица, и желает этого (например, в доверительном разговоре с родственниками и близкими людьми). Действуя с косвенным умыслом, субъект осознает общественно опасный характер своих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием посторонних лиц, и допускает факт восприятия сведений посторонними людьми либо безразлично относится к этому.
Разглашение может быть совершено и по неосторожности в силу преступного легкомыслия либо небрежности. Чаще всего это выражается в разглашении в письменной форме, когда снимаются выкопировки из документов, содержащих государственную тайну, в неучтенные тетради, блокноты, отдельные листы, которые в последующем теряются. Мотивом совершения умышленного разглашения чаще всего выступает бахвальство, а целью - показать постороннему свою осведомленность и компетентность, подчеркнуть "важность" и "значимость" своей персоны при решении практических вопросов.
Субъектпри разглашении - специальный, т.е. лицо вменяемое, достигшее 16-летнего возраста, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Квалифицированным составом преступления (ч. 2 ст. 283 УК) признается то же деяние, если оно повлекло по неосторожности тяжкие последствия
Тяжкими последствиями при разглашении признаются: переход сведений в руки иностранных разведок, срыв вследствие разглашения важных государственных мероприятий, "замораживание" перспективных научных исследований и т.п.
2. С объективной стороны преступление включает в себя совокупность трех признаков: а) деяние, связанное с нарушением установленных правил обращения с документами (предметами); б) выход документов (предметов) из владения данным лицом, вследствие чего наступили тяжкие последствия; в) причинную связь между деянием и наступившими последствиями. Правила обращения с документами регламентируются законами и подзаконными актами (инструкциями, положениями, наставлениями). Нарушения правил выражаются: в работе с документом в неустановленном месте (например, дома), неопечатывании сейфа, нарушении правил передачи его другим лицам и т.п. Документ считается вышедшим из владения (утраченным), если его нет ни в месте постоянного хранения, ни у конкретного исполнителя, которому он был выдан. Между фактом нарушения правил обращения с документом (предметом), содержащим государственную тайну, и его выходом из владения и наступлением тяжких последствий должна быть непосредственная причинная связь. Если документ хотя и утрачен, но факт его выхода из владения и наступление тяжких последствий не находятся в причинной связи с имевшим место нарушением правил обращения с ним, то состав преступления отсутствует
Предметы, сведения о которых образуют государственную тайну, - это различные материалы и изделия, несущие в себе информацию указанного вида. К ним относятся: закрытые образцы техники и вооружения, шифры, коды, негативы, фотоснимки и т.п.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. Вместе с тем по отношению к факту нарушения правил обращения с документами вина может быть в форме и умысла, и неосторожности. По отношению же к наступившим последствиям вина может быть только неосторожной (в виде легкомыслия или небрежности).
Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста и имеющее допуск к государственной тайне.
Получение и дача взятки.
Статья 290. Получение взятки. Диспозиция - Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Характеристика состава преступления: а) по структуре – сложный; б) по конструкции объективной стороны – формальный, в) по степени общественной опасности – осн, квалифиц.
Место в УКРФ Раздел 10 "Преступления против государственной собственности" гл. 30 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Родовым объектомявляются интересы государственной власти, т.е. общественные отношения, регулирующие ее нормальное функционирование. Видовой объект - интересы гос. службы в органах местного самоуправления. Непосредств - общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной публичной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также авторитет государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Объективная сторона преступления состоит из следующих признаков: получение должностным лицом, иностранным должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки за выполнение определенных действий (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Должностное лицо (взяткополучатель) осознает, что ему вручается взятка за совершение действий по службе в интересах дающего ее, т.е. что оно получает противоправную материальную выгоду и желает ее получить. При этом виновный преследует корыстную цель.
Субъект преступления специальный - должностное лицо.
Помимо должностного лица Российской Федерации, субъектом взяточничества являются также иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. В примечании 2 к ст. 290 УК РФ указывается, что в статьях 290, 291 и 291.1 настоящего Кодекса под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией от ее имени.
Часть 3 ст. 290 УК РФ предусматривает в качестве квалифицирующего признака преступления получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.
Особо квалифицирующими признаками являются совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1 - 3 настоящей статьи, лицом, занимающим: а) государственную должность Российской Федерации; б) государственную должность субъекта Российской Федерации; в) должность главы местного самоуправления
Общественная опасность анализируемого преступления состоит в том, что данная форма коррупционного проявления подтачивает основы власти и управления, дискредитирует и подрывает их авторитет в глазах населения, ущемляет конституционные права и интересы граждан, разрушает демократические устои и правопорядок, извращает принципы законности .
Ст. 291. Дача взятки. Диспозиция - Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника.
Характеристика состава преступления: а) по структуре – сложный; б) по конструкции объективной стороны – формальный, в) по степени общественной опасности – осн, квалифиц.
Место в УКРФ Раздел 10 "Преступления против государственной собственности" гл. 30 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Родовым объектомявляются интересы государственной власти, т.е. общественные отношения, регулирующие ее нормальное функционирование. Видовой объект - интересы гос. службы в органах местного самоуправления. Непосредств - общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной публичной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также авторитет государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Объективная сторона преступления характеризуется незаконным вручением должностному лицу лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, выгод имущественного характера или иных имущественных прав за действия (бездействие), которые входят в его служебные полномочия, либо, когда оно, в силу своего должностного положения, может способствовать таким действиям (бездействию), либо за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1. ст. 291), а также за незаконные действия по службе (ч. 3 ст. 291).
Объективная сторона состава дачи взятки через посредника включает в себя: передачу предмета взятки посреднику; передачу предмета взятки посредником и принятие ее должностным лицом. Содержание действий по передаче аналогично действиям, непосредственно осуществляемым взяткодателем, передающим предмет взятки. Ответственность посредника предусматривается ст. 291.1 УК РФ.
Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Лицо, вручая взятку, осознает общественную опасность своих действий и желает их совершить.
Субъектом дачи взятки является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В качестве взяткодателя могут выступать также должностные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и любое частное лицо. Указанные лица могут выступать и в качестве посредников в даче взятки.
Следует отграничивать взяткодателя от посредника во взяточничестве, через которого может осуществляться передача и получение взятки. При этом для квалификации действий посредника по ст. 291.1 УК РФ не имеет значения, получил ли он от взяткодателя либо взяткополучателя вознаграждение за посредничество.
Особо квалифицированным видом преступления (ч. 3 ст. 291 УК РФ) является дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).
Общественная опасность рассматриваемого деяния состоит в том, что оно посягает на интересы государственной службы, дезорганизует деятельность аппарата государственной власти и органов местного самоуправления, создает негативное представление у значительной части членов общества о всеобщей продажности должностных лиц, занимающих государственные должности, подрывает престиж и авторитет государственной и муниципальной службы.
Служебный подлог.
Статья 292. Служебный подлог. Диспозиция - Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.
Характеристика состава преступления: а) по структуре – сложный; б) по конструкции объективной стороны – формальный, в) по степени общественной опасности – осн, квалифиц.
Место в УКРФ Раздел 10 "Преступления против государственной собственности" гл. 30 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Родовым объектомявляются интересы государственной власти, т.е. общественные отношения, регулирующие ее нормальное функционирование. Видовой объект - интересы гос. службы в органах местного самоуправления. Непосредств - общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев. Дополнительный объект - общественные отношения, обеспечивающие интересы официального документооборота в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, других структурах государственного аппарата.
Объективная сторона служебного подлога заключается в одном из указанных в законе действий: внесение перечисленными в данной статье УК РФ лицами заведомо ложных сведений в официальные документы либо внесение в эти документы исправлений, искажающих их подлинное содержание.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления предполагает вину в форме прямого умысла. Виновный осознает, что он совершает подлог, вносит в документ ложные сведения или исправления, искажающие его действительное содержание, и желает совершить указанные действия. Обязательным признаком субъективной стороны преступления является мотив - корыстная или иная личная заинтересованность.
Субъектом служебного подлога может быть должностное лицо, государственный либо муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом.
Квалифицированный вид преступления (ч. 2 ст. 292) предусматривает повешенную ответственность за служебный подлог, повлекший существенные нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Общественная опасность деяния состоит в том, что в результате его совершения не только нарушается нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, но и облегчается совершение или сокрытие других, более опасных, чем сам служебный подлог, преступлений (например, злоупотребление должностными полномочиями, различные формы хищений и др.).
Халатность.
Статья 293. Диспозиция - Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Характеристика состава преступления: а) по структуре – сложный; б) по конструкции объективной стороны – материальный, в) по степени общественной опасности – осн, квалифиц.
Место в УКРФ Раздел 10 "Преступления против государственной собственности" гл. 30 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Родовым объектомявляются интересы государственной власти, т.е. общественные отношения, регулирующие ее нормальное функционирование. Видовой объект - интересы гос. службы в органах местного самоуправления. Непосредств - общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев.
Объективную сторону халатности составляют три обязательных признака: а) неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей; б) общественно опасные последствия в виде причинения крупного ущерба правоохраняемым интересам; в) причинная связь между деянием виновного и наступившими последствиями.
Преступление может совершаться как действием, так и бездействием. В первом случае действие при халатности заключается в ненадлежащем исполнении виновным своих должностных функций (недобросовестно, нерадиво). При этом в поведении лица могут сочетаться неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей. То и другое может выражаться как в разовом, однократном действии (бездействии) виновного, так и носить характер систематически либо неоднократно повторяющихся вышеуказанных актов преступного поведения лица. Во втором случае бездействие представляет собой неисполнение должностным лицом возложенных на него служебных функций, непринятие мер, которые оно должно было и могло принимать.
Субъективная сторона халатности характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. При легкомыслии виновный предвидит возможность наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При небрежности виновный не предвидит, что в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей будут существенно нарушены права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, хотя должен был и мог предвидеть наступление указанных последствий.
Субъектом преступления может быть только должностное лицо.
Таким образом, преступление считается оконченным с момента наступления последствий. Общественная опасность анализируемого преступления определяется тем, что в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе существенно нарушаются не только интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, но и права и законные интересы граждан, организаций, общества и государства.
Укрывательство преступлений
Диспозиция: Заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений -
Раздел10 преступления против государственной власти, глава 31преступления против правосудия.
Состав простой,формальный, основной.
Объект — нормальная деятельность органов предварительного расследования и суда. Опасность укрывательства в том, что оно препятствует раскрытию преступления, изобличению преступника и привлечении» его к уголовной ответственности. В связи с этим законом установлена ответственность за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений.
Объективная сторона состоит в укрывательстве одного или нескольких преступлений, отнесенных законодателем к числу особо тяжких (ст. 15 УК). Укрывательство совершается только путем активных действий и представляет собой сокрытие преступника, средств или орудий совершения преступления, следов преступления либо предметов, добытых преступным путем, а равно приобретение и сбыт таких предметов.
Укрывательство преступника — это сокрытие лица, совершившего преступление (предоставление убежища или транспортного средства, изменение его внешнего вида, снабжение подложным или чужим паспортом). Под укрывательством средств или орудий совершения преступления понимается либо их сокрытие (перенос в другое место, припрятывание и т.п.), либо их уничтожение или изменение внешнего вида. Сокрытие следов преступления означает их уничтожение (например, замывание крови на месте преступления, ремонт автомобиля после наезда и т.п.) С целью укрывательства преступления предметы, добытые преступным путем, могут быть либо сокрыты, либо реализованы.
По смыслу закона, ответственность по ст. 316 УК наступает лишь в случае физического укрывательства преступления. Так называемое интеллектуальное сокрытие не охватывается составом рассматриваемого преступления.
Рассматриваемое преступление имеет формальный состав и оконченным считается с момента совершения соответствующих действий укрывателя.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что укрывает особо тяжкое преступление, и желает этого.
В законе говорится о заранее не обещанном укрывательстве. Следовательно, умысел на сокрытие преступления возникает после его совершения. Если же укрывательство преступника, средств или орудий совершения преступления, следов преступления либо предметов, заведомо добытых преступным путем, а также приобретение или сбыт таких предметов было обещано заранее, т.е. до или во время совершения преступления, то оно, согласно ст. 33 УК, образует соучастие в преступлении и признается видом пособничества.
Укрывательство преступления, а также приобретение или сбыт предметов, заведомо добытых преступным путем, могут быть признаны соучастием тогда, когда исполнитель по другим причинам, например в силу систематического их совершения, заранее, т.е. до начала преступления, рассчитывал на подобное содействие.
Субъект — лицо, достигшее возраста 16 лет.
Согласно примечанию к ст. 316 УК, лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником (родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой, внуком).
Заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенное должностным лицом с использованием служебных полномочий, образует совокупность преступлений и квалифицируется по статьям 285 и 316 УК. Если же указанные действия совершены с целью незаконного освобождения от уголовной ответственности прокурором, следователем или лицом, производящим дознание, то в этом случае они образуют состав преступления, предусмотренного ст. 300 УК.
Самоуправство
Диспозиция:1. Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред
2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения
Раздел 10 преступления против государственной власти, глава 32 преступления против порядка управления.
Дезертирство (ст. 338 УК).
2. Раздел ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ. Глава ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Объективная сторона преступления, заключается в дезертирстве, т.е. самовольном оставлении части или места службы с целью уклониться от прохождения военной службы, а равно в неявке в тех же целях на службу.
Дезертирство относится к разряду длящихся преступлений с формальным составом. Оно считается оконченным с момента самовольного оставления части или места службы или неявки на службу в указанных уголовным законом целях. Преступление может быть прекращено военнослужащим добровольно (явка с повинной) либо путем его задержания правоохранительными органами. Кроме того, прекращение преступления связывается с юридически значимыми событиями: для военнослужащего, проходящего военную службу по