Разнообразие культурных форм
В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры.
Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой. Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с региональными, религиозными или классовыми субкультурами (Бауман, 1966). Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой.
Культура становится "массовой", когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики. Огромная популярность песни "Плач девушки из Вами" - пример такого явления. Лео Лоувенталь (1961) высказал мнение, что массовая культура, будучи поверхностной, в меньшей степени обогащает духовно, чем высокая, олицетворяющая творческое вдохновение и глубокое восприятие. Он считает, что массовая культура не способна запечатлеть подлинные чувства, и отчасти, поэтому в американском обществе не созданы условия для более полной реализации личности.
Субкультуры. Унифицирующее влияние средств массовой информации так велико, что почти повсюду в США вы встретите взаимопонимание, если станете беседовать о чикагских "Медведях" и "Рефрижераторе", о Томе Круизе или приключениях горбатого кита Хамфри. Однако мы не можем утверждать, что наша национальная культура однородна. Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называется субкультурой.
Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства.
Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы. Поэтому личность и поведение проживающего в Бостоне итальянца, а также его семьи и друзей отличаются от личности и поведения испанца из Эль - Пасо. Эти различия вовсе не означают отказа от национальной культуры, они обнаруживают лишь некоторое отклонение от нее.
Негритянский диалект. Некоторые из наиболее интересных исследований субкультур посвящены языку. Например, Уильям Лабов (1970) старался доказать, что употребление нестандартного английского языка детьми из негритянского гетто не свидетельствует об их "языковой неполноценности". Лабов считает, что негритянские дети не лишены способности общаться, как белые, просто они употребляют несколько иную систему грамматических правил; за многие годы эти правила укоренились в субкультуре негров.
Лабов показал, что в соответствующих ситуациях и черные и белые дети говорят одно и то же, хотя употребляют различные слова. Ребенок-негр может сказать: "Не don't knew nothing" ("Он ничего не знает"). Это двойное отрицание неправильно с точки зрения стандартного английского языка. Белый ребенок сказал бы: "Не doesn't know anything" ("Он не знает чего-либо") или "Не knows nothing" ("Он знает ничего"). Он бы не употребил двойное отрицание. Как утверждает Лабов, это различие не обусловлено слабым владением языком. Оно связано с использованием других речевых правил.
Тем не менее, употребление нестандартного английского языка неизбежно вызывает проблему - неодобрительную реакцию большинства на так называемое нарушение общепринятых правил. Учителя часто считают использование негритянского диалекта нарушением правил английского языка. Поэтому негритянские дети незаслуженно подвергаются критике и наказанию.
В другом исследовании Лабов проанализировал изменения, наблюдающиеся в речи негров при их миграции из сельских районов Юга в города Севера США. Некоторые слова, распространенные в сельской местности (например, tote - нести и like to - почти), в городах употребляются реже. Но другие элементы, например двойное отрицание "Ain't nobody see that?" ("Разве никто не видит этого?"), сохраняются и даже получают распространение. На основе смешения старых и новых языковых форм сформировался негритянский городской диалект, который широко употребляют в больших городах. Этот диалект распространен в Бостоне, Ныоарке, Детройте и Новом Орлеане (Лабов,1972).
Язык и женщины. Робин Лакофф (1976) высказал предположение, что в процессе социализации девочек учат говорить "по-женски" нежно, а не "по-мальчишески" грубо: "Девочкам внушают, что они должны вести себя как "маленькие леди", которые не кричат громко, как мальчики; девочек более строго наказывают, если они проявляют раздражительность или сердятся. Полагают, что "бойкость" присуща маленьким мальчикам, поэтому она им дозволяется; oт маленьких же девочек ждут послушания и покорности. Мы склонны проявлять терпимость, когда в гнев впадает мужчина; женщине этого не прощают. Женщинам не возбраняется суетиться, жаловаться, но только мужчина может себе позволить приступ ярости" (с. 11). Лакофф также утверждает, что о женщинах обычно говорят менее одобрительно, чем о мужчинах. Сравните, например, пишет он, два предложения. "Он профессионал" и "Она профессионал". Слова те же, но в первом предложении подразумевается, что мужчина - юрист или врач, а во втором, полагает Лакофф, содержится намек, что женщина - проститутка.
Эти стереотипы постепенно исчезают, но женщинам все еще трудно избавиться от традиционных ролей. Поэтому в последнее время они требуют исключить из устной и письменной речи выражения, ставящие их ниже мужчин.
Контркультура и конфликт. Термин "субкультура" не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению" к уважаемым субкультурам врачей или военных. Но иногда группа активно стремится выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий пример в ней - хиппи 60-х годов.
Как считают Бергер, Хэкетт и Миллар (1971), движение хиппи содержит многие элементы богемной контркультуры. Например, убеждение, что детей можно спасти от пороков современного общества, если их воспитывать в отрыве от него (подразумевается, что люди от природы непорочны, и в условиях нормальной социальной среды могут создавать гармоничный порядок). Среди других ценностей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства мужчин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами.
Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в американском обществе, где главным образом через средства массовой информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому менее привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей.