Совокупность мемов становится средой для естественного отбора
Негосударственное внутриличностное образовательное учреждение
Сам себе университет
Факультет изучения всего сущего
Ричард Броуди
«Психические вирусы»
(Virus of the Mind)
Конспект книги
Выполнил: самоучка 25-го года обучения,
в определенных кругах известный как Влад Велич.
Проверил: таких дураков нет.
Все ошибки на совести автора. Аминь.
Нульгород, 2012 г.
Ричард Броуди
«Психические вирусы»
(Virus of the Mind)
Конспект книги
Аннотация
Книга Броуди рассказывает о достаточно новом подходе к психологии – теории психических вирусов, или мемов. Согласно этой теории, все то, что может быть передано от человека к человеку – идеи, ценности, сценарии поведения и т. п. – является материалом для естественного отбора и, как следствие, эволюционирует. Броуди называет свойства, которыми должен обладать мем, чтобы эффективно размножаться, и показывает, как эти свойства используются в различных областях социальной жизни (религия, реклама и т. п.).
Книга написана в стиле «для домохозяек». В ней высказан ряд интересных и неожиданных (для меня) мыслей, но очень много места уделено разжевыванию и повторению очевидного. Это оправдано, ибо Броуди стремился максимально расширить круг читателей, но при желании книгу можно без ущерба для содержания сжать раз в десять. Это побудило меня выжать из нее воду и сделать экстракт, который Вы сейчас видите. Оглавление конспекта соответствует содержанию книги, как его понимаю и структурирую я, а не ее оригинальному оглавлению. Терминология Броуди, однако, сохранена, сохранены и его оригинальные классификации, за качество и полноту которых я никак не отвечаю. Там, где аргументация автора была мне не вполне ясна, приведен текст самого Броуди (всегда в кавычках).
В конспект не вошли материалы главы «Секс – основа эволюции», в которой автор разъясняет основы естественного отбора в биологии и подсознательного выбора половых партнеров. На мой взгляд, это слишком широко известные и очевидные вещи, чтобы их стоило здесь повторять, вдобавок имеющие к меметике только то отношение, что иллюстрируют принцип естественного отбора.
Содержание:
Что такое мемы
Свойства, которыми должен обладать эффективный мем
Свойства мема, способствующие его размножению
Мемы, прямо призывающие к распространению себя
Механизмы, препятствующие вытеснению мема из сознания
Свойства мема, позволяющие ему сохранятся при передаче от человека к человеку
Способы искусственно внедрить мем в сознание
4. «Культурные вирусы»
Меметика религии
Проектные вирусы
7. Что делать?
Что такое мемы
Слово «мем» впервые было использовано в книге Ричарда Доукинса «Эгоистичный ген» в 1976 г.
Единого определения понятия «мем» не существует. Некоторые авторы используют это слово как собирательное понятие для всех объектов внутреннего мира – мыслей, эмоций, ассоциаций и т. д. Отметим, что их Броуди делит всего на три группы: мемы-различия, мемы-ассоциации и мемы -стратегии. Мемы-различия – это знания, воспоминания или эмоции, позволяющие вычленять данный объект из среды других объектов, узнавать его, делающие его отличным от «просто объекта». Например, все, что отличает для нас Coca-Cola от «какой-то газированной воды», а наших родителей от «каких-то двух пожилых людей», Броуди называет мемом-различием. Мемы-ассоциации – это ассоциации и есть, устойчивые связи между двумя образами в нашем сознании. Мемы-стратегии управляют нашим поведением. К ним относятся как алгоритмы-сценарии («посмотрите налево; дойдя до середины дороги, посмотрите направо»), так и жизненные установки, принципы, ценности («будь последователен»; «мужчина должен быть сильным»; «о детях надлежит заботиться»), определяющие наше поведение. Сомнительно, что эта классификация исчерпывает все объекты внутреннего мира, зато несомненно, например, что ассоциации – составная часть мемов-различий. Но оставим качество этой классификации на совести ее автора, тем более что ее принятие или непринятие никак не влияет на изложенные ниже идеи.
Мемы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми, но, по Броуди, любой мем можно осознать, оценить и, если нужно, избавиться от него.
Второй вариант определения мема понимает под мемами только те объекты, свойства которых позволяют им распространяться среди людей, т. е. психические вирусы.
Вирус – это объект-паразит, внедряющийся во внешние объекты и использующий их механизмы для самовоспроизведения (так как самостоятельно размножаться он не может). Компьютерный или психический вирус – ничуть не менее вирус, чем биологический. Вирус – это, в сущности, понятие кибернетики, а не биологи.
Четкой грани между двумя определениями мема провести невозможно (Броуди этого сделать и не пытается), так как любые идеи, привычки, ассоциации и т. п. в той или иной мере распространяются. Так, людям свойственно делиться своими мыслями и отстаивать их правоту; подражать поведению окружающих (конформизм), что может рассматриваться как размножение привычки, и т. п. Тем не менее, есть вещи, которые очень трудно вытрясти у человека из головы и совсем невозможно запустить в тираж (попробуйте рассказать, что именно Вы чувствуете при прочтении поэмы «Демон», так, чтобы окружающие прониклись и стали делиться друг с другом этим ощущением), и есть вещи, которые мгновенно становятся достоянием сотен тысяч людей. К последним относятся анекдоты, «сенсационные» новости и т. п.
Всякий мем, выпущенный во внешнюю среду, уже не зависит от своего создателя. Если Вы рассказали новость (анекдот, стихотворение) другу, а еще лучше – повесили в Интернет, Вы уже никак не сможете забрать его обратно. Его будут копировать и рассказывать друг другу. Или не будут. Если не будут, мем умрет. Другими словами
совокупность мемов становится средой для естественного отбора.
Выживают те мемы, которые лучше размножаются – то есть лучше побуждают людей держать их в собственной голове и передавать другим людям. При передаче другим людям неизбежно начинается «испорченный телефон», и мем немного изменяется, мутирует. Каждый из тех, кто рассказывает анекдот, рассказывает его немного по-другому. Выживут те модификации, которые покажутся слушателям более смешными и вызовут желание пересказать их своим друзьям. Поэтому в процессе распространения анекдоты становятся все смешнее, слухи – все страшнее, а «новости» – все сенсационнее. Не все психические вирусы отбирают у нас так мало, как анекдоты и сплетни, некоторые серьезно влияют на нашу жизнь. «Купи айфон, не будь нищебодом» – вирус. «Весишь больше сорока килограммов? Толстуха!» – вирус. Психическими вирусами являются религии, политические взгляды и т. п. Люди часто тратят всю жизнь на подчинение психическим вирусам.
В связи с этой эволюцией вирусов-стратегий Броуди высказывает опасения за дальнейшую судьбу человечества. Психический вирус заставляет нас распространять его – таково его обязательное свойство. В принципе, ему достаточно было бы этим и ограничиться. Чтобы процветал и здравствовал психический вирус «худеть – это круто!», достаточно, чтобы все рассказывали друг другу, что худеть – это круто, и вовсе не обязательно, чтобы кто-то действительно пытался худеть. Вот только естественный отбор слеп. При размножении вируса копируется не только мем-стратегия, отвечающий за его дальнейшее распространение («Расскажи подруге, что худеть – это круто!»), но и все остальное его содержание «за компанию». И девочка с нормальной фигурой доводит себя до анорексии, пытаясь похудеть. И люди влезают в долги, пытаясь купить кусок металла на колесах не потому, что он им нужен, а потому, что это «круто». С точки зрения размножения вируса это лишь побочный эффект – как смерть человека является побочным эффектом размножения вируса гепатита (кстати, нежелательным для вируса; чем дольше проживет человек-переносчик, тем большее количество людей успеет заразить). Направление эволюции психического вируса – становиться все более эффективным, все более неотразимым, контагиозным, используя термины эпидемиологии. При этом на исполнение сценариев поведения, заложенных вирусом («мемов-стратегий»), неизбежно будет затрачиваться все больше нашего времени и энергии. Доводя до крайности, мы получим человечество, в котором никто ничего не решает сам – поведение каждого человека определяется владеющим им в данный момент психическим вирусом. И хорошо еще, если в этом поведении будет место хоть каким-то нормальным человеческим занятиям: личной жизни, работе, воспитанию детей. Перспективка нерадостная.
Такая перспектива может быть следствием одного очень красивого фундаментального принципа: