Философская антропология юридической нормы299
ство, осуществляя борьбу с преступностью, пытается освободиться от аномалии и перейти к чисто позитивному способу устроения общественных и частных дел. С другой стороны, оно восстанавливает нарушенное право в области позитивной меры в праве, устраняя дефекты в сфере пользования правами и свободами. В этой области позитивной рецептивности в праве государство устраняет юридический конфликт как нарушение положительно сформулированной нормы, требованию которой формально-каузально, в силу обыкновения или кажимости, следовали субъекты права.
В связи с этим процедура истины в праве осуществляется от сущности, к явлению, а не от явления к сущности как это имеет место в естественнонаучном познании. При этом функцию сущности в данном случае выполняет юридическая норма, выступая в качестве закона, имеющего универсальное уравнивающее значение для общественных отношений. Такой же конгениальностью, т. е. сущностным созвучием, обладает по отношению к юридическому закону и естественнонаучный закон, поскольку он также имеет силу универсального подчиняющего воздействия на тот или иной регион природной действительности. Эту конгениальность можно, например, обнаружить в знаменитой фразе Гераклита: «Если Солнце отклонится от предписанной ему тропы, то эрринии — служительницы справедливости — укажут ему на это».
Сама по себе экспозиция юридической нормы в системы негативной и позитивной рецептивности законодательства представляет собой, с точки зрения ее генеалогических приключений в истории, выражение сущности социальной причинности. Источником социальной причинности в данной сфере жизни является взаимодействие публичного и частного в их правообразовании, под которым следует понимать исторический процесс созидания совместимости, приемлемости, доверия, признания и уважения как нормологических составляющих во взаимном отношении одного человека к другому.
Можно согласиться с тем, что по этому поводу сказал известный французский философ и историк культуры М. Фуко: «В языковой проекции человеческое поведение проявляется в своей нацеленности на высказывание чего-то, и все, даже самые незначительные человеческие жесты, вплоть до неосознанных механизмов и ошибок, получают смысл; все то. что окружает человека— объекты, ритуалы, привычки, речь, — вся сетка следов, которую он оставляет за собою.
300____________________________________________________ Глава 2
складывается в связный ансамбль, в систему знаков. Таким образом, эти три пары — функция и норма7 конфликт и правило, значение и система — целиком и полностью покрывают всю область познания человека. Все эти понятия находят отклик в общем пространстве гуманитарных наук, они значимы для каждой из его областей; отсюда часто возникающая трудность при разграничении не только объектов, но также и методов, применяемых в психологии, социологии, анализе литератур и мифов... Все гуманитарные науки взаимопере-секаются и всегда могут взаимоинтерпретироваться. так что их границы стираются, число смежных и промежуточных дисциплин бесконечно увеличивается, и в конце концов растворен оказывается их собственный объект».36
В этом высказывании мы можем выделить утверждение о все-лрисутствии понятия нормы для исследования состояния общества на том или ином этапе его движения. В связи с этим можно отметить, что именно след, он же — смысл, в силу присутствия в нем нормологической функции придает публичному способу определения приемлемого сосуществования людей в обществе характер поиска в области нравов, свободы и права.
Следовательно, социальный контекст обременен постоянным поиском и созданием нормы общественной жизни как актуальной практической истины. В связи этим нормативное высказывание подпадает под признаки истинностного суждения и не может быть ограничено, как однажды остроумно выразился по отношению к понятиям морали и в целом относительно сферы этического Л. Витгенштейн, фиксирующим эмоциональным актом, имеющим такую же значимость, как возглас от причинения боли. Дело в том, что ценностное суждение это только первоначальный шаг в определении качества окружающей действительности, за которым должно следовать практическое отношение к ней. В случае общественных отношений это означает как раз наделение этого мира конкретной значимостью, с точки зрения перемещения в социальном пространстве и потребность определить меру в согласовании с текущим состоянием дел. Эта мера устанавливается как определение жизненных границ в присвоении блага и оставлении места для
36 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994 С. 376, 377.
философская антропология юридической нормы 301
аналогичной активности со стороны другого человека. Иными словами, мера — это одновременно геометрический расчет разграничения и арифметический расчет распределения, который на публичном уровне формулируется через уравнивающее начало закона и распределяющее начало ответственности за его нарушение. Именно в законодательстве определяется ценность права на жизнь и жизненного блага в индивидуальном существовании каждого члена общества. Поэтому нельзя признать правильным, иногда воспроизводимое под видом логического анализа права, использование формальнологического подхода с целью выявления различия между истинностными и ценностными суждениями о действительности в области юриспруденции.
В работе В. Е. Жеребкина «Логический анализ права», в самом названии которой отрицается существование самостоятельной нормативной юридической логики, раскрывается сущность некоторых ключевых понятий права с помощью формально-логических средств, например: «Признаки понятия "преступление" по отношению к предмету (преступному деянию) как своему носителю не одинаковы. Одни из них являются материальными, субстанциальными, а другие, точнее, другой признак — формальным, несубстанциальным. Материальный признак — это такой признак, который присущ предмету как таковому, является субстанциальным, имманентным его свойствам. Это признак объективный, существующий независимо от субъекта познания (законодателя) и до него. Формальный признак — это признак не субстанциальный, он не принадлежит предмету действительности. Не является его имманентным свойством. Этим признаком реальный предмет наделяется субъектом познания (законодателем) ... Материальный признак преступления — общественная опасность деяния для определенных общественных отношений. Формальным, несубстанциальным признаком понятия «преступление» является противоправность. Формальный признак находится в ином отношении к предметам (деяниям), составляющим множество "преступление'", чем признак материальный. Материальный признак (общественная опасность) входит в "тело"' конкретных Деяний, образуя их субстанцию. Поэтому то или иное деяние общественно опасно не потому, что его оценивает так законодатель, а потому, что оно объективно содержит в себе свойство общественной опасности. Следовательно, природа формального признака (проти-
302____________________________________________________ Глава 2
воправности) совершенно иная, чем природа материального признака — общественной опасности. Формальный признак является субъективным для законодателя, материальный же признак, — признак объективный, независимый от законодателя как субъекта познания. Если материальный признак (общественная опасность) первичен, то формальный признак (противоправность) вторичен, это дополнительный признак, он не свойственен деянию как таковому. Деяния наделяются этим признаком субъектом познания (законодателем) в процессе выработки понятия '"преступление''.
... Понятие "общественная опасность'' не является строго определенным понятием. Ни законодатель, ни уголовно-правовая теория не дают четкого перечня признаков, образующих основное содержание этого понятия. Отмечается лишь, что общественно опасное деяние, такое, которое наносит ущерб общественным отношениям, подрывает основы строя.
Это приводит к тому, что на место логического основания выделения предметов (деяний) в определенное множество, выделенное на основании строго установленных однозначных признаков, более безупречно в логическом отношении, чем множество, образованное с участием правосознания как основания выделения предметов в особое множество. Но в праве это вынужденный способ образования множеств.
... Когда юридическая наука приходит к заключению, что признаки родового понятия преступления не являются отдельными, самостоятельными признаками состава, что эти признаки не входят в содержание видового понятия, то это уже нечто новое, отличное от того, что утверждается по этому поводу в логике.
... Вырисовывается, что состав преступления— это такая логическая структура, в которой следует различать два вида признаков: фактические (или эмпирические) и имплицитные. Фактическими (эмпирическими) признаками состава преступления являются такие признаки, наличие или отсутствие которых устанавливается непосредственно материалами дела. Имплицитные признаки — это такие, которые выводятся из фактических признаков. В составе преступления имплицитными являются признаки родового понятия "преступление" (А) и противоправность (В).
Наличие или отсутствие у предмета (деяния) имплицитных признаков не может быть установлено и доказано непосредственно, по-
философская антропологияюридической нормы__________________ 303
скольку имплицитные признаки не существуют как отдельные, самостоятельные, рядом положенные с признаками видового отличия. Имплицитные признаки содержатся в совокупности фактических признаков. Отсюда доказать наличие у предмета (деяния) имплицитных признаков — значит доказать наличие у этого предмета всех фактических признаков, составляющих видовое отличие. Устанавливая принадлежность предмету (деянию) фактических признаков, признаков видового отличия, тем самым устанавливают наличие у предмета (деяния) имплицитных признаков. Процесс выявления и доказательства фактических признаков состава преступления становится в тоже время и доказательством принадлежности деянию имплицитных признаков. Но, поскольку, фактическими признаками являются признаки видового отличия, то внешне создается видимость, что состав преступления — это лишь видовое отличие, что родовые признаки (общественная опасность и противоправность) не входят в состав, остаются за его пределами».
Несмотря на отсутствие логического тождества формальнологического анализа с утвердившимся в уголовном праве анализом соотношения между такими понятиями, как общественная опасность, преступление, состав преступления, примечательной является двойственность позиции автора, касающаяся характеристики соотношения между такими понятиями, как имплицитность и субстанциальность признака общественной опасности. Следует отметить, что при применении уголовной ответственности понятие общественной опасности преступления совмещается в целостное органическое единство. Поэтому можно согласиться с критической оценкой, которую получила данная позиция в отечественной юридической литературе.
Трудно согласиться и с другим, довольно распространенным утверждением, сделанным, в частности, В. Е. Жеребкиным: «Термин ''преступление"' обозначает материальный реальный объект, существующий в действительности. Термин "состав преступления" обозначает идеальный, абстрактный объект. Как понятие преступления, так и понятие состава преступления равным образом являются абстракциями, отражающими определенное реальное правовое и социаль-
37 Жеребкин В. Е. Логический анализ понятий права. Киев, 1976. С. 36, 37, 42, 44, 112.
304____________________________________________________ Глава 2
ное содержание. Разница состоит в характере этого содержания, в уровне абстрагирования. Если понятием состава преступления мы обобщаем эмпирически данные признаки, свойственные любому отдельному преступлению, то обобщение, содержащееся в понятии преступления, выражает сущность такого социального явления как преступление. Но и то и другое общее столь же реально, как реально
отдельное преступление».
Следует отметить, что неудача в таком формально-логическом анализе как раз подтверждает факт существования специфической юридической логики, которая базируется на потенциале эмпирической и рациональной аксиологии. Эта логика выстраивается в горизонтальном (объем, границы) и вертикальном (иерархии, уровень) ценностных измерениях правовой реальности. Истина и ценность связаны с выбором, действием, ответственностью и находятся в цельном динамическом процессе взаимодействия.