Сиам от первой мировой войны до экономического кризиса 1929—1933 гг
В годы первой мировой войны, как и сразу после нее, международная торговая конъюнктура складывалась благоприятно для Сиама. Затем конъюнктура ухудшилась. Тем не менее, цены на мировом рынке, хотя и установились на более низком уровне, чем во время войны, все же были выше довоенных. В 1929 г., накануне мирового экономического кризиса, тонна риса стоила 123 бата.
Несмотря на повышение цен, поначалу очень значительное, сельское хозяйство Сиама уже не развивалось ускоренными темпами, как до войны. Резервы для ускоренною развития сельского хозяйства, образовавшиеся после реформ Чулалонгкорна, стало быть, полностыо исчерпались.
Развитие сельского хозяйства затормаживается, несмотря на то что как раз в рассматриваемый период государство наконец начинает осуществлять разработанные еще в начале XX в. проекты ирригации страны. В 1916— 1922 гг. реализуется первый в истории Сиама крупный ирригационный проект (Рангсит), благодаря которому в Центральном Сиаме появляется новый большой массив высокоплодородных земель. Эти земли в основном попали в руки помещиков. Крестьяне же мало что получили от этого проекта.
Налоговая, ростовщическая и арендная эксплуатация в 20-х годах изымает, по-видимому, уже почти весь прибавочный продукт крестьянина. Растет крестьянская задолженность.
В отличие от сельского хозяйства промышленность в годы войны развивалась ускоренными темпами. Этому способствовало как улучшение конъюнктуры на мировом рынке продовольственных товаров, так и ослабление в то время давления иностранного капитала на сиамскую экономику. В конце войны в Сиаме вновь была восстановлена и стала осуществляться в больших масштабах выплавка олова, прекращенная во второй половине XIX в. Вся остальная местная промышленность была представлена мелкими мастерскими кустарного типа.
Ускорилось в годы войны и развитие торговли. Значительно вырос, отчасти за счет конфискации германских судов, сиамский торговый флот.
Но в остальных отраслях развитие местного капитала в 20-х годах замедлилось. Причиной этому явилось новое широкое наступление иностранного (в первую очередь — английского) капитала на экономику страны. Так, в 1920 г. англичане добились ликвидации оловоплавильного завода в Бангкоке.
По-прежнему шла интенсивная эксплуатация Сиама иностранным торгово-кредитным капиталом. В 1929 г. в сиамской промышленности было занято только 164,5 тыс. рабочих и служащих (около 2% самодеятельного населения).
Политика сиамской абсолютной монархии в 20-х годах никак не сравнима с кардинальными решениями, которые принимались в бурную эпоху Чулалонгкорна. Реформы продолжались, но в основном носили мелкий, незначительный характер. Это изменение календаря, внедрение обязательных оспенных прививок, введение фамилий по европейскому образцу. Несколько более существенным нововведением был запрет многоженства, но он затрагивал только верхушку общества и к тому же отражал уже начавшую складываться практику. Рама VI Вачиравуд большую часть жизни был холост и не имел детей; бездетным, при одной жене, был его младший брат и наследник Прачатипок. Значительно более важным в правление Рамы VI явилось дальнейшее развитие системы просвещения. В 1917 г. в Бангкоке был открыт университет имени Чулалонгкорна — первое в Сиаме высшее учебное заведение. В 1921 г. был принят закон о всеобщем начальном образовании. По этому закону все дети в возрасте от 8 до 15 лет должны были кончать начальную школу. В целом все это было доделками здания, воздвигнутого Монгкутом и Чулалонгкорном.
В области внешних сношений позиции Сиама после первой мировой войны улучшились. Немаловажную роль здесь сыграло создание в результате Великой Октябрьской социалистической революции Советского государства и сделанное Советским правительством 20 ноября (3 декабря) 1917 г. заявление об отказе от всех неравноправных договоров. Наступила новая эпоха, и западным политикам стало ясно, что прежние приемы «дипломатии канонерок» уже не могут действовать безотказно. В 1922 г. Сиам заключил с США договор об отмене экстерриториальности для американских граждан на сиамской территории. Аналогичные договоры были подписаны в 1925 г. с Францией и Англией.
Таким образом, юридический суверенитет Сиама был восстановлен. Что же касается таможенно-налогового суверенитета, то в этой области западные державы, в особенности Англия, на долю которой приходилась большая часть сиамской внешней торговли, не желали идти ни на какие уступки.
Эти положения договора вызвали возмущение сиамской общественности. Впервые в истории Сиама против правительства началась открытая кампания в газетах, одним из инициаторов которой был выдающийся сиамский публицист Кулаб Сайпрадит. Феодальную монархию обвиняли в бездарности и капитуляции перед иностранным капиталом. Правительство ответило на критику репрессиями.
Направление народного недовольства в сторону национальной вражды оказалось очень удобным средством удержания своих позиций для сиамского правящего класса и осталось на его вооружении и после падения абсолютной монархии.