Методика ценообразования с расчетом на получение целевой прибыли
Методика ценообразование с расчетом на получение целевой прибыли основывается на анализе безубыточности.
Анализ безубыточности состоит в определении объема производства (в штуках и денежных единицах), при котором общие издержки равны общему доходу предприятия, и, следовательно, нет ни прибыли, ни убытков.
В анализе необходимы оценки постоянных, переменных издержек и дохода от реализации продукции предприятия.
Постоянные — это издержки, которые не изменяются при изменении объема выпуска в краткосрочном периоде. Например, величина арендной платы или амортизация оборудования.
Переменные — это издержки, величина которых изменяется прямо пропорционально изменению объема выпуска. Например, расходы на сырье, материалы, заработную плату производственных рабочих. Обычно эти издержки легко определяются в расчете на единицу продукции еще до начала процесса производства.
Доход — функция объема производства (выпуска), предлагаемого рынку. Доход (выручка от реализации) возрастает с каждой проданной единицей и равен произведению количества проданной продукции в штуках и цены единицы продукции. Если фирма производит несколько продуктов или услуг, то общий доход (выручка от реализации) — это сумма доходов по каждому виду продукции.
Предположим, что цена остается постоянной для любого значения выпуска, являясь, например, внешней рыночной ценой (простой случай анализа безубыточности). Тогда линия дохода представляет собой линейную функцию, которая исходит из начала координат и направлена вправо вверх.
Постоянные и переменные издержки представлены на графике, рис. 9.2. Линия постоянных издержек параллельна оси абсцисс. Линия общих издержек начинается в точке пересечения оси ординат с линией постоянных издержек и направлена вправо вверх, так как общие издержки возрастают вместе с переменными с каждой дополнительно произведенной единицы продукции. Пересечение линий общего дохода и общих издержек — точка безубыточности, где ТС = TR, слева — коридор убытков, где ТС > TR, справа — коридор прибылей, где ТС < TR.
На рисунке 9.2. представлен графический анализ условий безубыточности, где – переменные издержки на единицу продукции, руб.; – постоянные издержки, руб.; – точки безубыточности в штуках и рублях [14, С.106].
Рисунок 9.2 – Графический анализ условий безубыточности
Координаты , т.е безубыточный объем производства в штуках и денежных единицах определяется:
(9.3) | |
(9.4) | |
(9.5) | |
(9.6) | |
(9.7) | |
(9.8) | |
(9.9) | |
(9.10) | |
В денежном измерении: | (9.11) |
(9.12) | |
(9.13) | |
А прибыль равна: | (9.14) |
С помощью данных формул можно определить ВЕР и прибыль предприятия, определить значение безубыточности, если предприятие производит один продукт или услугу.
Однако большинство производственных и обслуживающих предприятий предлагают не один, а несколько видов продукции, каждый из которых имеет свою цену и свои переменные издержки на единицу. В этом случае следует ввести в уравнение ВЕР долю продаж каждого продукта, «взвесить» вклад каждого продукта в достижение безубыточности его долей в продажах:
(9.15)
где - переменные издержки на единицу -го продукта;
- цена -го продукта;
- постоянные издержки;
- доля -го продукта в общем объеме продаж фирмы.
Таким образом, при определенной цене для обеспечения безубыточности, т.е. покрытия валовых поступлений, организация должна продавать товарных единиц, как минимум до точки безубыточности. Если организация готова взимать за свой товар более высокую цену, то для получения целевой прибыли ей необязательно продавать так много единиц товара. Однако при более высокой цене рынок, возможно не захочет закупать даже меньшее количество товара.
Ценовая политика
Ценовая политика — это система решений предприятия по установлению и регулированию цен на его товары. Предприятие определяет ценовую политику, увязывая в единую систему отдельные решения: цели, стратегии и методы ценообразования, взаимосвязь цен в рамках ассортимента предприятия, частоту использования скидок и изменения цен, соотношение цен с конкурентами и другое, рис. 9.3.
Рисунок 9.3 – Содержание ценовой политики предприятия
В ходе разработки своей ценовой политики предприятие рассматривает следующие вопросы: Как будут связаны цены на разные товары в ассортименте предприятия? Как они будут соотноситься с ценами конкурентов? Будут ли цены едиными для всех покупателей или гибкими? Кому и за что будут предоставляться скидки и зачеты?
В рамках общей политики ценообразования решения по ценам увязываются с целевым рынком фирмы, образом товара и структурой маркетинга.
Ценовая политика помогает достичь краткосрочных и долгосрочных целей предприятия, координирует ценовые действия в единую систему, поддерживает стабильный образ товара и фирмы.
Основой для принятия решений по ценам должны быть уже принятые до этого решения по товару, целевому рынку, системе сбыта. Цены должны соответствовать характеру товара и рынка; образу фирмы. На цены и ценовую политику сильное влияние оказывают внешние факторы: покупатели, конкуренция, партнеры по сбыту, государство, издержки.
В выработке и оценке ценовой стратегии предприятия следует учитывать как текущие, так и перспективные цели маркетинговой деятельности предприятия. Выбор стратегии ценообразования и политики цен. предприятия основан на оценке приоритетов его деятельности. Различные стратегии противоречивы. Принятие одной из них, как правило, ведет к отрицанию преимуществ другой стратегии. Так, принятие стратегии на увеличение доли рынка в реализации продукции предприятия большей частью связано с некоторым снижением цен против цен конкурентов. Между тем это ведет к уменьшению доходов, что может оказаться нежелательным для предприятия. Ориентация на заказчиков с надежной платежеспособностью также большей частью вынуждает поступиться уровнем цен.
Реальная оценка конъюнктуры рынка, условий сбыта и возможностей предприятия чаще приводит к выводу об ориентации в деятельности предприятия на смешанные стратегии ценообразования. Однако и здесь возникает проблема о соотношении и сферах применения той или другой стратегии ценообразования.
Реализация ценовой политики предполагает следующие этапы:
- постановка целей ценовой политики;
- анализ факторов, влияющих на цену;
- выбор метода ценообразования и установление исходной цены;
- установление окончательной цены.
Цели ценовой политики объединены в три группы:
· ориентированные на сбыт: объем продаж, доля рынка;
· ориентированные на прибыль: норма прибыли, сумма прибыли;
· ориентированные на сохранения существующего положения: стабильность, выживание.