Человечество. Возникновение и развитие
Из обычного вида тропических экосистем человечество превратилось в геологическую силу планетарного масштаба, который влияет на все оболочки Земли и даже космос.
Историко-культурный аспект.
На экономическое развитие в любых странах и регионах имеет большое влияние историко-культурный фактор.
После социалистического строительства, которое проходило 30 лет при традиционной планово-экономической системе, Китай вошел в состояние реформирования. Идея социализма глубоко засела в умах людей, но, вместе с этим, нельзя было не учитывать традиционную культуру. Однако, несмотря на это, люди настаивали не только на социалистической направленности развития страны, но и были склонны к освобождению от замкнутости мысли, вызванной традиционной системой. Главная причина такой ситуации, очевидно, состоит в том, что в Китае еще не сложилось, не сформировалось общественное сознание, адекватное рыночной экономике. Формированию рыночной психологии мешают прочно укоренившиеся стереотипы нравственных критериев, которые сложились в эпоху планово-командной экономики. Уже существующую модель экономики нельзя сразу заменить успешно функционирующими рыночными моделями, так как они формировались в процессе длительной эволюции мировой системы рыночного хозяйствования. Проводить политику «реформы и открытости» в таких условиях было нелегко. Мысль костенела под воздействием социалистической системы и, плюс к этому, Китай был изолирован от внешнего мира.
Традиционная культура Китая - философия конфуцианцев. Перед реформой традиционная культура была подавлена и не распространена, но как культурная историческая традиция во всех странах не смогла исчезнуть, она осталась в сознании людей, образовав своеобразное представление о ценностях, истине, нравственных качествах, способах мышления и т.д. Реформа и открытость внешнему миру вызволили подавленную традиционную историческую культуру. Особенно ее развивают в ходе общения с эмигрантами и четырьмя «азиатскими драконами»: Гонконгом, Южной Кореей, Тайванем и Сингапуром. Провинция Гуандун является колыбелью философии конфуцианства и специфических культур, одновременно являясь истоком современных промышленных мощностей, внутренней и международной торговли и родиной многих эмигрантов.
Для Китая и других стран существует процесс взаимного знакомства и адаптации. Поэтому ход реформы в стране постепенно идет вперед. Китайская реформа привлекла важные аспекты, не являющиеся капиталом, оборудованием и техникой, а являющиеся товарным представлением о рыночной экономике, которым соответствуют организационная форма, хозяйственные способы и управленческие методы. Дэн Сяопин отметил, что социализм смело, поглощает и заимствует примеры всех культурных достижений при разных общественных строях. Китай не только сделал огромный вклад в мировую культуру, но также имеет блестящую историю поступательного движения своего развития.
Формационный аспект
Формационная модель общества впервые была разработана К.Марксом и тщательно исследована в марксистской литературе. Это, прежде всего, диалектико-материалистический взгляд на общественный процесс. Исходя из идеи саморазвития природы, являющейся естественной формой бытия, марксизм выводит из этой формы бытия её производные формы - человека, его сознание и общественную практику, как форму воздействия человека на природу, т.е. производство материальных благ. Отсюда, основными формами известного человеку бытия выступают: бытие вещей, процессов, состояний (как природных, так и рукотворных), бытие человека (как вещи и специфически человеческое бытие), бытие духовного (индивидуализированное и объективизированное) и бытие общества (как целостной системы и человека в системе общественных отношений).
Человеческое общество есть результат овладения предком человека (гоминид) внебиологическим способом жизнеобеспечения, становления и развития всех сущностных сил человека. Развитие человека и человеческого общества происходит на основе предметно-чувственной трудовой деятельности, производства материальных благ в системе определённых общественных отношений, в условиях развития сознания, целесообразной деятельности, постоянного расширения свободы и творчества. Эту разумную жизнедеятельность К.Маркс назвал человеческой практикой, включающей в себя как сферу материального, так и сферу духовного производства. Данную мысль приходится подчёркивать, поскольку критики К.Маркса пытаются скомпрометировать это учение, обвиняя К.Маркса в излишней материализации общественных явлений и экономизме, в якобы принижении роли духовности человека. Но такие утверждения беспочвенны, они свидетельствуют об искажении марксистского учения о человеке и обществе.
Согласно основных положений марксистской теории общественного развития, люди, производя необходимые материальные блага, одновременно вступают между собой в различные общественные отношения, на основе прогрессивно развивающегося сознания. Таким образом, люди, в своём историческом процессе, создавая и совершенствуя материальную сферу своего обитания, одновременно развивают своё сознание, которое превращается в главный фактор творчески преобразующей деятельности человека. Параллельно люди производят и воспроизводят свои собственные общественные отношения. Общественные отношения неоднозначны. Те общественные отношения, которые складываются в связи и по поводу производства материальных благ далеко не всегда осознаются людьми и действуют в обществе с необходимой силой. Данный класс отношений вместе с производством материальных благ составляют материальный базис жизни общества, т.е. необходимое общественное бытие. Другой, наиболее разнообразный класс общественных отношений, особенно в сфере политики, права, нравственности, науки, религии и т.д., - складывается в обществе вполне осознанно. Этот класс общественных отношений формируется под мощным воздействием материальных (базисных) отношений, поэтому и представляет собой надстроечное явление над материальным базисом общества. Отсюда и проистекает основополагающий Марксов тезис, о чём шла речь выше, что не общественное сознание определяет общественное бытие, а наоборот, общественное бытие определяет общественное сознание.
Чтобы общество нормально существовало и развивалось, оно должно по необходимости постоянно производить материальные блага (пищу, одежду, обувь, жилище и т.п.). Поэтому определяющим во всей человеческой жизнедеятельности является способ производства материальных благ. Каков способ производства, таково и общество в его системной организации. Под способом производства имеется в виду, не что люди на данном этапе производят, а с помощью какого объёма знаний и каких орудий труда, в какой системе устоявшихся производственных отношений. "Способ производства есть специфический способ обеспечения удовлетворения потребностей людей, основа производства и воспроизводства человека. Он является основой общественно-экономической формации" (Философия. "ФИТА", Киев, 1994., С.199). В связи со сказанным, способы производства различают: экономический и технико-технологический, которые вместе составляют способ производства материальных благ. Из рассматриваемой методологии следует важный вывод, что исторические эпохи различаются не случайными событиями, вызванными деятельностью тех или иных выдающихся личностей, а именно способом производства материальных благ.
Всякий исторический способ производства включает в себя две диалектически противоречивые и взаимосвязанные стороны: производительные силы и соответствующие им производственные отношения. Производительные силы общества включают в себя ту часть природы, на которую направлен труд человека, все средства и орудия труда, помещаемые человеком между собой и предметом труда, а также самого человека со всеми его знаниями, умениями, опытом и т.д. Производительные силы общества - это и есть материальная основа предметно-преобразующей, практической деятельности человека по созданию искусственной сферы человеческого обитания. Производительные силы находятся в непрерывном движении, изменении и развитии, они никогда не стоят на месте. Поэтому производительные силы общества можно рассматривать как содержательную сторону способа производства.
Существует два вида производственных отношений: экономические и технико-технологические. Экономические производственные отношения - это отношения собственности на производительные силы общества, которые исторически претерпевали коренное изменение в зависимости от их уровня развития. Отношения собственности требуют отношений обмена этой собственностью, её распределения и потребления. Отношения собственности в обществе являются системообразующими. В чьих руках собственность, такова структура общества и вся система общественных отношений. Экономические производственные отношения достаточно стабильны и обычно существуют целую историческую эпоху. Экономические производственные отношения - это базис формационной модели общества. Поскольку экономические производственные отношения стабильны, то их можно рассматривать как форму способа производства. В соответствии с диалектикой категорий "содержание" и "форма" тоже диалектически взаимосвязаны производительные силы и производственные отношения определённого способа производства. Для формационной модели общества характерен системообразующий объективный закон общественного развития - закон соответствия экономических производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил общества. Исторические периоды такого соответствия и есть эпохи конкретных общественно-экономических формаций.
Технико-технологические производственные отношения определяются соответствующим уровнем развития орудий и средств производства, той технико-технологической базой, которая сформировалась в определённую историческую эпоху. "Вся история человечества при тщательном рассмотрении сводится в конечном счёте к истории изобретения всё лучших орудий труда" (Философия техники в ФРГ. М.,1989., С.226). В каждую такую эпоху складываются соответствующие данному уровню технического прогресса технологические производственные процессы, производственные циклы и линии, техническое оснащение рабочих мест, в условиях существующих в данную эпоху экономических производственных отношений. Технико-технологические отношения являются базисной основой цивилизационной модели общества, о чём речь пойдёт ниже.
Экономические и технико-технологические отношения, складывающиеся в результате сознательной жизнедеятельности современников, в ходе дальнейшей истории приобретают для новых поколений людей объективный характер и начинают воздействовать на людей с не меньшей необходимой силой, чем объективные силы природы. Поэтому совокупность производственных отношений детерминирует все другие отношения между людьми.
Марксистская концепция формационной теоретической модели общества в основном опирается на теорию экономического способа производства, который определяет все другие стороны жизни общества. Каков экономический способ производства, такова и вся система общественных связей и отношений. По этому поводу К.Маркс писал: "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.13., С.7). Согласно марксистской теории общественного развития, выросшие на основе определённых производительных сил производственные отношения образуют экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается политическая, юридическая и идеологическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. "...Из определённой формы материального производства,- писал К.Маркс,- вытекает, во-первых, определённая структура общества, во-вторых, определённое отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяются как тем, так и другим. Следовательно, этим же определяется и характер их духовного производства" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.26. ч.I., С.279). Вся эта сложная система, которая включает в себя как экономический базис, так и идеологическую надстройку и соответствующие им формы общественного сознания, представляют собой конкретную общественно-экономическую формацию.
Любая общественно-экономическая формация существует достаточно устойчиво до тех пор, пока производственные отношения соответствуют данным производительным силам общества и способствуют их прогрессивному развитию. Но когда ушедшие вперёд производительные силы приходят в противоречие с устаревшими производственными отношениями, последние становятся оковами для дальнейшего роста производительных сил общества. Как уже говорилось, системообразующими отношениями здесь выступают отношения собственности на орудия и средства производства. Именно устаревшие формы собственности тормозят развитие производительных сил. По этой причине перед обществом встаёт задача замены устаревших форм собственности на более прогрессивные, способные открыть простор для дальнейшего нарастания производительных сил. Возникшие новые формы собственности так же становятся системообразующими для более совершенной общественно-экономической формации. Периоды перехода от одной общественно-экономической формации к другой К.Маркс назвал эпохами социальных революций. Такие эпохи могут включать в себя целый ряд политических революций, которые призваны законодательно укрепить формирующийся новый способ производства. "Я, - писал К.Маркс, - смотрю на развитие экономической общественной формации как на естественно-исторический процесс" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.23., С.10). Социальная революция - это исторический период перехода от менее совершенной общественно-экономической формации к более совершенной.
Согласно теории К.Маркса, ни одна общественно-экономическая формация не сходит со сцены раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые, более прогрессивные, производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах старого общества.
Формационная модель общества позволяет взглянуть на исторический процесс как процесс восхождения общества в каждую историческую эпоху на более высокий уровень развития. Переход общества от одной общественно-экономической формации к другой всегда представляет собой революционный скачёк на новую, более высокую стадию развития. К.Маркс, справедливо считал, что социальные революции - это локомотивы истории (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.7., С.86). Известная человеческая история свидетельствует о прогрессивном восхождении способов производства от первобытно-общинной общественно-экономической формации к рабовладельческой, или сразу к феодальной, от рабовладельческой к феодальной и далее - к капиталистической. Вполне логично предположить, что капиталистический способ производства, оставаясь эксплуататорским обществом, не может являться идеалом для всех последующих поколений людей. Частнособственнические общественные отношения, рано или поздно, изживут себя и должны будут уступить место более справедливым общественным отношениям. Вековечная мечта людей об обществе социальной справедливости, где реально восторжествуют свобода, равенство и братство, рано или поздно осуществится. Следовательно, капитализм в обозримой перспективе должен будет уступить место новой общественно-экономической формации, где не будет эксплуатации человека человеком, осуществится подлинная свобода людей на основе гуманных человеческих отношений. Наконец в обществе будут преодолены собственнические и другие элитарные амбиции.
Формационный подход к объяснению исторических процессов даёт возможность обнаружить объективные законы общественного развития. При любом другом рациональном подходе к истории эти законы остаются в тени и вне поля зрения человека. Отсутствие знаний об объективных общественных закономерностях обрекает на стихийность в общественной жизни, волюнтаризм в управлении обществом.
Важным также является понимание идеологической надстройки над материальным базисом общества как активной, творческой рациональной силы, которая оказывает большое влияние на весь способ производства материальных благ и всю систему общественных отношений. Конечно, идеологическая надстройка формируется под мощным определяющим воздействием базисных производственных отношений. Однако, уже сложившаяся идеологическая надстройка не является пассивным воплощением экономических отношений. Надстроечные общественные отношения всегда творчески активны и оказывают решающее воздействие на весь способ производства материальных благ. Это обстоятельство надо учитывать при определении роли субъективного фактора в истории. Чем совершеннее способ производства, тем активнее идеологическая надстройка.
Таким образом, общественно-экономическая формация - это очень сложная система связей и отношений в обществе, где все элементы активно взаимодействуют друг с другом. Поэтому формационный аспект общества ещё называют структурно-содержательным его аспектом. Раскрывая структуру и содержание более высокой общественно-экономической формации представляется возможность проследить тенденции исторического процесса, как в прошлом, так настоящем и будущем времени.
Цивилизационный аспект
Другой важнейший аспект общества в философской и исторической литературе получил название "цивилизация". Сам термин происходит от латинского ciwilis, т.е. гражданский, государственный. Понятие "цивилизация" появилось в XVIII веке в тесной связи с понятием "культура". Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и социальной справедливости. В настоящее время понятие "цивилизация" трактуется в литературе далеко неоднозначно. Для одних это понятие служит синонимом понятия "культура". В марксистской литературе понятие "цивилизация" употребляется для обозначения материальной культуры. Для других "цивилизация" есть степень развития региональной культуры или этноса. Для третьих "цивилизацией" представляется завершающая стадия развития той или иной региональной, или национальной культуры. Для четвёртых "цивилизация" - это ступень общественного развития, следующая за варварством (Морган, Энгельс, Тоффлер и др.). Многие современные философы и историки считают, что сегодня идёт процесс становления, хотя и противоречивой, но всё же целостной мировой цивилизации.
Чтобы более последовательно во взглядах на общество подойти к определению понятия "цивилизация", по моему мнению, необходимо придерживаться общеметодологической установки для объяснения общественных процессов, установки на становление сущностных сил человека и общества. Как уже говорилось, фундаментальной основой сущностных сил человека является непрерывный процесс производства, воспроизводства и удовлетворения возрастающих потребностей людей за счёт развития производительных сил общества и способов производства материальных благ. Все другие компоненты сущностных сил человека и общества проистекают из выше названных. Согласно данной методологии, наряду с экономическим (формационным) существует ещё технико-технологический (цивилизационный) способ производства, которые вместе и составляют способ производства материальных благ (о чём шла речь в предыдущем параграфе). Если базисной основой общественно-экономической формации выступают экономические производственные отношения, то базисом цивилизации служат технико-технологические производственные отношения. И те и другие отношения складываются объективно и служат материальной основой развития общества. Следовательно, понятие "цивилизация" относится ко всему человеческому сообществу и характеризует этап становления человеческого общества, связанный с прогрессом в развитии производительных сил общества. Как известно, прогресс в развитии производительных сил обеспечивают всё более совершенные орудия труда. Мощный толчок к бурному развитию орудий труда и всех производительных сил общества дала первая техническая революция, что привело к первому крупному разделению труда и быстрому росту производимого общественного богатства. Отсюда, технический прогресс лежит в основе прогрессивного развития производительных сил общества.
При указанном методологическом подходе, "цивилизацией" следует считать всю историю развития общества, следующую за первобытно-общинным укладом жизни, начавшейся с первой технической революции (поздний неолит). Эта революция привела к возникновению земледелия, скотоводства, ремесленничества, ранней науки, отделению умственного труда от физического, переустройству всей организации общественной жизни. Первая техническая революция вызвала также ускоренный процесс развития всех производительных сил, появление запасов материальных благ, связанное с этим имущественное расслоение, распад родоплеменной организации общества, возникновение народностей и государственной формы регулирования общественных отношений. На основе новой техники и технологии производства, государственной формы правления главной функцией цивилизационного этапа развития общества стала - интеграционная, знаменующая превращение общества в самоорганизующуюся и саморегулирующуюся систему. Общество полностью выделилось из животного мира и стало самодостаточным. Если формация - это структурно-содержательный аспект общества, то цивилизация - его организационно-регулятивный аспект.
После первой технической революции технический прогресс в обществе никогда не прекращался, вплоть до современной научно-технической революции и научно-технического прогресса. Техника и технология производства перманентно интегрируют людей во всё более сложные системы технико-технологических производственных отношений. Теперь принято выделять три последовательно сменявших друг друга волны цивилизации: земледельческую, индустриальную и начинающую формироваться - информационно-компьютерную. Каждый новый этап технического прогресса резко повышал производительность труда, соответственно, возрастание потребностей людей и возможностей их удовлетворения (пусть в разной мере, но даже в условиях классового расслоения общества). Рост производительных сил общества и производительности труда объективно приводит к необходимости совершенствовать политическую и правовую стороны жизни общества. Развивающиеся техника и технология производства, соответствующие производственные отношения, государственно-правовая система, - интегрируют людей в сообщество. Чем выше уровень научно-технического прогресса и государственно-правовой системы, тем интегрированней становится общество. Исходя из сказанного, под цивилизацией можно понимать организационно-регулятивный аспект общества, этап его развития, связанный с непрерывным совершенствованием техники и технологии производства, ростом производительности труда, этап самоорганизации и саморегулирования человеческого сообщества, его непрерывной интеграции, гуманизации, с целью наиболее полного удовлетворения возрастающих материальных и духовных потребностей людей.
Изложенная концепция цивилизации в основном разработана отечественными учёными, придерживающимися диалектико-материалистического понимания истории. Однако, есть и другие концепции цивилизации, тоже основанные на технике и технологии, как её базисе. Одной из таких концепций является теория стадий роста, разработанная американским социологом У.У.Ростоу и изложенная в книге "Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест".
Анализируя этапы технического прогресса, Ростоу выделяет пять стадий развития общества. Первая стадия, или традиционное общество, характерна традиционными формами производства, несовершенной техникой и малой долей накопления в национальном доходе. Вторая стадия, период предпосылок взлёта или переходное общество, определяется началом использования машин и более производительных технических устройств, ростом доли накопления в национальном доходе. Третья стадия отмечена производственным взлётом в XIX веке. Эта стадия характерна широким использованием механических и тепловых машин, развитием экономических связей, дальнейшим ростом национального дохода, началом непосредственного использования достижений науки в производстве. Четвёртой стадии соответствует зрелое (индустриальное) общество. В этот период широко используются достижения науки и техники в производстве, достигается высокий уровень в развитии промышленности и всего хозяйства в целом. Пятая стадия - это эра высокого массового потребления, когда производство полностью базируется на науке, используются новейшие технологии, создаётся изобилие предметов потребления и услуг. По Ростоу, революции могут быть только в науке и технике, общество движется вперёд эволюционно, экономических отношений в обществе как бы не существует. Словом, Ростоу полностью игнорирует формационную модель общества.
Другой подобной концепцией цивилизации является теория постиндустриального, или технотронного общества. Авторами этой теории выступили американские социологи Д.Белл и З.Бжезинский. Так, З.Бжезинский изложил основы своей теории в книгах "Грядущее постиндустриальное общество" и "Социальные науки после Второй Мировой войны". Названные авторы постепенно видоизменяли свою теорию, в конечном результате пришли к убеждению, что в основе развития общества лежат технический прогресс и профессиональное разделение труда. Согласно данной теории, история общества делится на три больших периода. Первый период, доиндустриальное общество, в котором преобладает "первичная сфера деятельности" - сельское хозяйство. Второй период - индустриальное (капиталистическое или социалистическое) общество, в котором преобладает "вторичная сфера деятельности" - промышленность. Третий период - постиндустриальное общество, в котором преобладает "третья сфера деятельности" - сфера услуг. В этот период первостепенную роль играют наука и образование, социальную организацию осуществляют университеты, а господствующими сословиями становятся учёные и инженеры. Постиндустриалисты (Д.Белл, Дж.Гелбрайт, З.Бжезинский и др.) при оценке социальной действительности оставляют в стороне такие решающие признаки общественного развития как собственность, классовая структура, социально-политический строй, т.е. трактуют исторические периоды (в том числе и формационные) главным образом с позиций технологического детерминизма (См., например, Тоффлер А. Третья волна// США: Экономика, политика, идеология. 1981. N7-11). В рассматриваемой теории тоже акцент делается только на производительные силы общества и не принимается в расчёт система производственных отношений, что не соответствует действительной структуре способа производства материальных благ.
Как видно, в рассмотренных теоретических моделях общества в основе цивилизации лежат либо техническая, либо научно-техническая составляющие. При этом не принимаются во внимание технико-технологические и экономические производственные отношения, т.е. техника и технология как бы существуют сами по себе и отрываются от отношений между людьми в процессе владения и использования этих техники и технологии в производстве. Фактически при оценке общества принимаются во внимание только орудия и средства производства, при полном игнорировании производственных отношений. Однако именно производственные отношения являются системообразующими в любом способе производства. Только этим можно объяснить утопичность рассматриваемых теорий, т.е. их чистую умозрительность и несбыточность.
С этой же теоретической ущербностью связаны и возникшие в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов XX века идеи об отказе от формационной модели объяснения общественных явлений и использовании в этих целях только цивилизационной модели. Существо этой идеи состоит в том, что если в нашей стране началась реставрация капитализма, то социализм и коммунизм - это несбыточная мечта, следовательно, теория общественного развития К.Маркса есть не что иное, как очередная утопия. Поэтому марксизм, как общественная теория, устарел и даже умер. Соответственно, необходимо отбросить формационный подход, как надуманный, и взять на вооружение только цивилизационный подход при решении исторических проблем.
Думается, что изложенная точка зрения является очередной крайностью, неприемлемой в серьёзной науке. Теория общественного развития К.Маркса никем в науке не опровергнута. Открытый им объективный закон общественного развития, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, многими учёными социологами и философами признаётся основополагающим в объяснении хода истории. Вообще идеи, отражающие ход реальной истории, не умирают, они могут быть временно преданы забвению. Однако эти идеи вновь овладевают общественным сознанием, как только для этого складываются необходимые условия. В истории общества иногда бывают скачки назад, но объективные процессы, в конечном счёте, двигают общество вперёд. Наиболее наглядно идеи социализма сегодня получают реальное преломление в Китае, с его полутора миллиардным населением. Китайское общество показывает пример в темпах экономического развития и социальных преобразованиях на принципах социальной справедливости. А это и есть торжество идей марксизма на практике.
По моему мнению, не следует противопоставлять формационный и цивилизационный подходы в объяснении истории, а нужно эти два подхода рассматривать в их диалектической взаимосвязи. В самом деле, техника и технология, как интегрирующий элемент цивилизации, являются средствами производства в производительных силах экономического способа производства. Экономические и технико-технологические отношения, соответственно выступающие как базисы формации и цивилизации, являются по существу материальными отношениями и в развитом обществе выступают объективным фактором в истории. Надо иметь в виду, что технико-технологические отношения получают развитие или притормаживаются в зависимости от господствующих в данное время экономических производственных отношений. Формационный и цивилизационный аспекты общества можно различать лишь теоретически, в абстрактной форме, в действительности их структурные компоненты и содержательные стороны не только взаимосвязаны, но и взаимопереплетаются.
В гносеологическом и практическом плане формационный подход позволяет не только выявить объективные закономерности общественного развития, но и, с использованием надстроечного инструментария, целесообразно применять силу этих объективных закономерностей в интересах оптимального развития общества. Цивилизационный же подход даёт возможность обнаружить тенденции в развитии производительных сил и способствовать прогрессивному развитию общества, на основах самоорганизации и самосовершенствования, в интересах наиболее полного удовлетворения возрастающих потребностей людей.
Взаимосвязь и целостность современного мира.
Человечество как социальная общность развивается сейчас под влиянием двух определяющих тенденций. Первая – это многообразие человечества. Современный мир многолик. Более 6 млрд. землян принадлежат к одному биологическому виду, но к разным расам, нациям и народам. Представители более чем 1 000 этносов говорят на различных языках, сохраняют культурные традиции и особенности, исповедывают разные взгляды или являются атеистами. Главной основой непреходящего многообразия мира людей является сам человек - уникальный и неповторимый.
Вторая тенденция развития человечества – это нарастание взаимосвязи и целостности современного мира. Целостность мира означает, что социальные связи охватили всю планету, в рамках мирового сообщества резко возросла взаимозависимость. Эту усилившуюся взаимозависимость стран и народов называют глобализацией.
Глобализация – новейший этап общественного развития, характеризующийся политической, социальной и экономической интернационализацией всех стран мира.
Основные факторы, способствовавшие глобализации мира:
1) рост мировых экономических и финансовых связей;
2) развитие средств транспорта и коммуникаций, в частности, создание всемирной компьютерной сети;
3) обострение глобальных проблем человечества, требующих сплочения усилий людей для их разрешения.
Ведущая роль в процессе глобализации принадлежит ТНК и ТНБ, государствам и региональным блокам государств, МВФ, Всемирному банку и ВТО. Однако и неправительственные организации (религиозные, экологические и другие движения) сегодня выходят за рамки государственных границ и, используя современные информационные технологии, начинают взаимодействовать в глобальном масштабе. Нельзя забывать и о глобализации преступности, создании международных сетей наркобизнеса, использовании международных финансовых институтов для отмывания "грязных" денег. Особое место по той угрозе, которую он несет для мирового сообщества, занимает международный терроризм, также формирующий свои глобальные сети.
Глобальные проблемы – совокупность социо-природных проблем, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Возникают как объективный фактор развития общества и требуют объединенных усилий всего человечества для их решения.
Три группы проблем:
1) Суперглобальные проблемы (общемировые). Предотвращение мировой ракетно-ядерной войны. Развитие экономической интеграции. Новый международный порядок на условиях взаимовыгодного сотрудничества.
2) Ресурсные (общепланетарные). Общество и природа. Экология во всех проявлениях. Демографическая проблема. Энергетическая проблема, продовольственная. Использование космоса.
3) Общечеловеческие (субглобальные) проблемы гуманитарного ряда. Общество и человек. Проблемы ликвидации эксплуатации, нищеты. Образование, здравоохранение, права человека и т.д.