Гражданин, гражданство и государство.
В каждом государстве имеется население – постоянно или временно проживающие люди, каждый из которых имеет определенный статус. Те из них, кто имеет правовую связь с государством называются граждане. Правовая связь человека с государством выражается во взаимных правах и обязанностях, закрепляемых в конституции и законах государства. Гражданство регулируется специальным законом (в России это закон «О гражданстве Российской Федерации»), в котором устанавливается: кто считается гражданином, какие документы выдает государство для подтверждения гражданства (в России это паспорт гражданина Российской Федерации и свидетельство о рождении для детей, не достигших 14 лет), как можно приобрести или прекратить гражданство. На территории каждого государства проживают не только его граждане, но и иностранцы (граждане другого государства) и лица без гражданства (не имеющие правовой связи ни с одним государством). Взаимные права и обязанности государства и гражданина и государства с иностранцами и лицами без гражданства не одинаковы. Отличаются они, в основном, тем, что именно граждане управляют своим государством, т.е. выбирают органы власти, допускаются к государственной службе и осуществлению правосудия, защищают свое государство (несут воинскую службу).
Конституция РФ определяет, что граждане России имеют право на участие в управлении государством (как непосредственно, так и через своих представителей). Это право реализуется в таких правомочиях как право избирать и быть избранным в государственные органы и органы местного самоуправления; право участвовать в референдумах; право участвовать в осуществлении правосудия и право на равный доступ к государственной службе.
Для реализации права управлять своим государством граждане вправе создавать свои политические организации – различные объединения граждан, создаваемые в целях участия в политической жизни общества (участие в выборах и референдумах, общественных и политических акциях и т.п.). В Российской Федерации это - политические партии, объединения, политические движения, их деятельность регулируется законами. В Конституции РФ установлена многопартийная политическая система, что означает наличие в стране различных партий, равных перед законом. В России запрещается создание и деятельность политических и общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Вопросы для повторения:
1. каковы элементы системы государственного (конституционного) права?
2. какую роль играет Конституция РФ в иерархии нормативных актов?
3. каковы основные принципы государственного устройства РФ?
4. какова структура высшей государственной власти?
Тема 2.8.Административное право.
Административное право представляет собой отрасль публичного права, регулирующую общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления и связанные с осуществлением исполнительно-распорядительных функций государства.
Формы политического участия
Политическое участие – действия, предпринимаемые отдельными гражданами или их группами с целью влияния на государственную или общественную политику, управление государственными делами или на выбор политического руководства, лидеров на любом уровне политической власти. Термин «политическое участие» используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу. Различают политическое участие:
– индивидуальное и коллективное;
– добровольное и принудительное;
– активное и пассивное;
– традиционное и новаторское;
– легитимное и нелегитимное.
По масштабу политическое участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном), мировом уровнях.
Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности:
1) действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;
2) регулярное участие во всякого рода выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью;
3) участие в деятельности политических организаций, движений, партий;
4) выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций (например, при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов;
5) посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;
6) прямое действие – непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политического участия, как:
– митинги;
– демонстрации;
– забастовки;
– голодовки;
– кампании неповиновения или бойкот;
– освободительные войны и революции;
7) воздействие на ход политических процессов через обращения и письма;
8) встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.
Конкретные формы, виды, способы, уровни участия граждан в политике выражают функциональные свойства данной политической системы и являются результатом воздействия и проявления политических интересов, расстановки социально-классовых сил, особенностей политического режима, властных структур, политического сознания, традиций и культуры. Для авторитарных политических систем и режимов, например, характерно стремление ограничить участие определенных групп и слоев в политике. Для тоталитарных режимов – обеспечить мобилизационное, контролируемое вовлечение людей в политику. Для демократических режимов – создать необходимые предпосылки и условия для широкого, свободного участия граждан в политике.
Типы политического поведения и участия человека в политике: высокая постоянная политическая активность; эпизодическое участие в политике; проявление интереса к политике; нейтральное или отрицательное отношение к политике; аполитичность, негативное отношение к своему участию в политике.
Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченными органами государственного управления и их должностными лицами, а также судьями предусмотренных законом административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения.
Административная ответственность:
- является штрафной ответственностью, т. е. направлена на наказание нарушителя (а не на восстановление имущественного положения кредитора, как в праве гражданском) и тем самым на предупреждение совершения правонарушений в будущем как самим виновным, так и другими лицами, которым стало известно о правонарушении и последовавшем за него наказании;
- необходимым условием ее применения является вина нарушителя; объективное вменение не допускается. В административном праве, как и в уголовном, налоговом и других отраслях публичного права, действует презумпция невиновности: лицо считается невиновным, пока его вина в совершении административного правонарушения не будет установлена вступившим в законную силу постановлением правоприменительного органа или должностного лица, рассматривающего дело (в отличие от этого, в гражданском праве возможна ответственность без вины и действует обратная презумпция — презумпция виновности);
- может воздействовать не только на имущественную сферу правонарушителя, но и на саму его личность (например, административный арест);
- всегда применяется в пользу государства, а не потерпевшего (в частном же праве меры имущественной ответственности применяются в пользу кредитора, в том числе потерпевшего);
- применяется только по инициативе специально уполномоченных государственных (муниципальных) органов и их должностных лиц (а не по усмотрению потерпевшего, как в частном праве);
- не может быть понесена правонарушителем добровольно, без применения государственного принуждения (напротив, в гражданском и трудовом праве должник сам, не дожидаясь предъявления ему иска, может возместить причиненные кредитору убытки, уплатить ему неустойку и т. п.);
- императивно установлена законом и не может быть изменена по соглашению сторон административного правоотношения.
Эти признаки административной ответственности, как уже было сказано, являются общими с другими видами публично-правовой ответственности. Наряду с ними административная ответственность имеет и свои собственные, характерные только для нее признаки:
- основанием применения административной ответственности является правонарушение особого вида, именуемое административным;
- мерами административной ответственности являются административные наказания, предусмотренные КоАП РФ;
- административная ответственность применяется (по общему правилу) во внесудебном порядке органами государственного управления и их должностными лицами.