Структура политической сферы
Греческое слово «политике» переводится как искусство управления государством. В более широком смысле слова политика – это сфера жизни и деятельности людей, связанная с отношениями людей, объединенных в социальные группы, классы, нации, страны. Эти отношения регулируются особыми институтами, учреждениями, организациями, которые в своей совокупности составляют политическую систему общества. Ее элементы – государство, политические партии, общественные организации, принимающие участие в политической жизни общества. Политические отношения складываются и проявляются в деятельности этих элементов политической системы общества.
Политические учреждения и организации в своей деятельности стремятся реализовать определенные политические идеи и концепции. Структура политической деятельности включает в себя:
• остановку ближайших (тактических) и перспективных (стратегических) задач;
• выработку методов, средств организации социальных сил для достижения поставленных задач;
• подбор и расстановку кадров.
Первичным, определяющим моментом политики являются отношения между социальными группами по поводу власти:
• В чьих руках находится власть в обществе?
• Чьи интересы эта власть защищает?
• Как осуществляется управление обществом?
Сама по себе власть – это способность влиять на людей и контролировать их действия. Цель политической деятельностипрежде всего – овладение и удержание власти.Но политическая деятельность не сводится только к завоеванию и удержанию власти. Она направлена на удовлетворение потребностей общества, сохранение и совершенствование социальной структуры, сочетание интересов различных социальных групп, защиту и реализацию интересов данного общества по отношению к другим обществам (например, защита интересов населения страны на международной арене). Для поддержания общественного порядка используются специальные институты, которые упорядочивают общественные отношения с помощью материальной силы и на основе определенных правил. Рассмотрим элементы политической системы общества.
Политическая жизнь
Политическая жизнь – это сфера взаимодействия людей (как индивидов, так и их объединений различного характера) по поводу власти – ее формирования, функционирования, контроля, критики, реформирования и т.д.
Это все явления, связанные с отношениями между различными политическими силами, между отдельными политиками и поддерживающими их гражданами; это участие в выборах, политических собраниях или митингах, в обсуждении законов и других политических документов; это критика или поддержка политических решений и действий органов власти, затрагивающих наши интересы.
Политическая жизнь как самостоятельная и активная сфера общественной жизни стала формироваться с появлением политической власти и политики, под воздействием различных экономических, социальных, культурных и иных факторов. Этим объясняется ее тесная связь, взаимодействие с другими сферами общественной жизни.
Стержнем политической жизни, ее организующим (а иногда и дезорганизующим центром) является политика, проводимая различными институтами и субъектами политической власти.
Политика – это целенаправленная, в том числе профессиональная деятельность и поведение людей – как индивидов (лидеров), так их объединений (партий, движений, групп, ассоциаций). Она всегда предполагает цели и средства, способы их достижения.
Субъекты политики – это органы власти, партии, лидеры, общественно-политические объединения, способные вырабатывать и проводить политику.
Структуру политической жизни общества можно рассматривать и с точки зрения ее уровней. Высший уровень – институциональный (макроуровень) связан с деятельностью государства и его органов. Здесь политическая жизнь связана с профессиональной политической деятельностью, политика обслуживает общие интересы граждан и реализуется в рамках государственного механизма.
Второй уровень – средний, представительный или социально-групповой. Основными субъектами на этом уровне выступают партии и общественно-политические объединения, отражающие интересы различных социальных групп. Здесь политическая жизнь носит конкурентный характер, соперничества в борьбе за власть и свои интересы, а нередко – и конфликтов.
Наиболее стихийно и спонтанно протекает политическая жизнь на самом низшем ее уровне – индивидуально-гражданском. Здесь преобладают свободно выражаемые личные и частные интересы граждан.
К этому уровню политической жизни весьма внимательно относятся субъекты политики высшего и среднего уровня, стараясь использовать стихийные эксцессы в своих интересах.
В развитии политической жизни наметился ряд устойчивых тенденций. Наиболее заметной из них, особенно – в последние десятилетия, является тенденция демократизации, ведущая к все большей ее открытости.
Этой тенденции сопутствует тенденция деэтатизации политической жизни, которая связана со все большим стремлением граждан активно самостоятельно включаться в политические процессы.
Исследователи отмечают еще одну тенденцию в развитии политической жизни – технократизации, прихода в политику менеджеров, ученых, экспертов, советников и других специалистов-профессионалов.
Отмечается также тенденция массовизации политической жизни, связанная, во-первых, с непосредственным включением в нее все больших масс народа, в том числе через выборы, массовые акции и во-вторых – со все возрастающим влиянием СМИ.
(СМИ, то есть средства массовой информации, в отличие от СМК, то есть средств массовой коммуникации)
Легитимность власти
Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. Таким образом, в основе легитимности той или иной власти лежит взаимное согласие управляющих и управляемых: первые знают, что осуществляют управление на законных основаниях, вторые признают их притязания. Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках:
– в древних традициях, обычаях (например, наследование власти в монархии);
– действующем законодательстве (конституция, нормативные правовые акты и т. д.);
– революционной харизме (греч. charisma – божественный дар) (власть как результат радикальных преобразований) и т. д.
Легитимность как показатель совместимости власти и граждан является величиной переменной, т. е. зависит от наличия или отсутствия у данной власти реального авторитета и доверия народа. Изменение авторитета ведет к уменьшению или увеличению легитимности.
Легитимность является понятием относительным, так как имеет свои степени, границы и не выражает единодушия граждан в одобрении той или иной власти. В любой стране мира всегда есть политическая оппозиция, протестующие против режима субкультуры, аполитичные слои и граждане, убежденные в легитимности власти.
Типологию легитимности разработал М. Вебер. Он выделил три основных типа легитимности.
1. Традиционная легитимность, основанная на вере, обычаях и традициях. Примером являются абсолютные монархии, где механизм управления ясен и понятен: один управляет, остальные подчиняются. Патриархальные устои рассматриваются как нерушимые, несоблюдение их ведет к применению карательных санкций.
2. Рационально-легальная легитимность, опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Примером являются современные конституционные государства, где власть основана на народном волеизъявлении, выраженном в законодательстве.
3. Харизматическая легитимность, основанная на признании авторитета и популярности политического деятеля. Авторитет может быть приобретен в результате проведения политических реформ или революционного преобразования общества. История человечества знает множество подобных лидеров: Магомет, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер. Образ лидера создается не только за счет выдающихся личностных данных, но и формируется целенаправленно аппаратом управления (при помощи СМИ, различных акций и т. д.).
Выделяют три уровня легитимности власти:
– легитимность народная – признание обществом права власти правящих кругов;
– легитимность внешняя – признание власти со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;
– легитимность индивидуальная – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.
Делегитимность – утрата доверия к власти, лишение ее поддержки общества. Возможна в результате ее неэффективности, коррумпированности, неспособности оградить от криминальных проявлений, бюрократизации и т. Д
Разделение властей.
Когда власть чрезмерно сосредотачивается в одних руках, это всегда грозит возникновением диктатуры, произвола, насилия и бесправия. Современные государства имеют три ее ветви: исполнительная, законодательная и судебная. На сегодняшний день разделение властей – это признанная всеми норма в любом государстве с демократическим режимом. Оно является непременным условием успешного развития страны. Однако система разделения властей в практике управления государством существовала не всегда. Так, у древних греков функции всех трех ветвей соединяло в себе Афинское собрание. А вот уже в Средние века управление государством делили между собой король, духовенство и знать. Когда монарх стремился сосредоточить власть полностью в своих руках, возникал абсолютизм (примером могут послужить Франция и Россия). Но императоры и короли не могли свободно действовать без финансов. Чтобы их получить, они увеличивали налоги и созывали дворянские ассамблеи. Таким образом, аристократия в обмен на деньги вмешивалась в политику короля. Появились законодательные собрания (парламенты, рикстаг, генеральные штаты), которые медленно, но верно увеличивали свою власть. Вскоре дошло до того, что короли стали нуждаться в их поддержке, чтобы провести какие-то реформы и т. п. В свое время такие философы, как Вольтер, Монтескье и Т. Джефферсон, заявили о том, что в государстве обязательно должно осуществляться разделение властей на три ветви, и каждая из них будет уравновешивать, сдерживать и контролировать другие. Только в таких условиях страна сможет свободно развиваться. Как же осуществляется разделение властей на практике в современных демократических странах? 1. Законодательную ветвь представляет парламент. Он избирается путем тайного голосования благодаря реализации одинаково доступного для всех избирательного права. Обычно парламент состоит из нижней и верхней палаты. Формирование последней в разных странах происходит по-разному. А нижняя палата комплектуется путем голосования избирателей, то есть прямых выборов. По решению партии большинства или в результате ее соглашения с оппозицией для руководства парламентом избирается спикер – председатель нижней палаты. Его полномочия могут также исполнять заместители и коллегиальный орган. Функции спикера заключаются в координировании комиссий и комитетов парламента, в представлении его на международной арене, в регулировании прений, возникающих в ходе заседаний. Исполнительная ветвь власти. Ее возглавляет или президент или премьер-министр. Он руководит сразу несколькими исполнительными органами: администрациями, министерствами и различными ведомствами. Исполнительная власть всегда взаимодействует с законодательной, так как лица, ее представляющие, действия свои обязаны согласовывать с конституцией. Основной инструмент контроля над деятельностью этой ветви – право выдвигать обвинения против лиц, занимающих государственные должности, в случае нанесения ими ущерба стране. На разделение властей в современном государстве влияет и оппозиция, которая существует и действует в рамках закона. Ее лидеры дают критическую оценку решениям и документам кабинета правительства. Этим они подтверждают господство демократии в политическом процессе. 3. Судебная власть. Она обеспечивает законность деятельности первых двух ветвей. С этой целью создается Верховный суд или подобная инстанция, которая совершает надзор за соблюдением конституции и соответствием ей распоряжений органов законодательных и исполнительных. Итак, понятно, что когда в государстве осуществляется разделение властей на три ветви, то исполнительные, законодательные и судебные институты, являясь независимыми, будут друг друга контролировать, препятствуя тем самым любым попыткам злоупотреблять положением.