Социальные процессы в современной России
За последние 20 лет в России произошли серьёзные социально-структурные изменения. Во-первых, наряду с появлением новой правящей элиты появился и упрочивается новый социальный слой предпринимателей, высшие представители которого не только составляют большую часть сегодняшней хозяйственно-экономической элиты, но нередко переходят в элиту политическую. Во-вторых, в ходе реформ серьёзно изменился престиж многих профессий, что ведёт к существенному изменению социально-профессиональной структуры общества. Так, в связи с формированием рыночных отношений резко возрос престиж предпринимательской коммерческой, финансово-банковской, управленческой, правовой и иных видов деятельности, произошло их резкое расширение, особенно из-за относительно высокой оплаты труда в этих сферах. В связи с расширением негосударственного сектора экономики растёт число занятых в сфере обслуживания. С этим процессом связаны не только позитивные, но и негативные последствия. Например, невнимание государства к финансированию науки и образования привело к тому, что престиж ряда важных для будущего страны профессий и самого высшего образования стал резко падать. В-третьих, в процессе реформирования российского общества происходит резкое, полярное расслоение общества на богатых и бедных. Социологические исследования показывают, что материальное положение примерно 2/3 населения России за последние 20 лет ухудшилось по сравнению с 1990 годом, в то время как лишь у 7—8 % населения — улучшилось. Даже если взять соотношение доходов 10 % самого богатого и самого бедного населения (“децильный коэффициент”), то оно составляет 16 раз (на 2010г), т.е. в 4 раза больше, чем в 1990 году. Это обуславливает рост социальной напряжённости. Необходимо отметить, что согласно официальным данным у большинства людей недовольство вызывает не столько принцип и факт социального неравенства, сколько масштабы и фон этого явления. В-четвёртых, в условиях становления рыночной экономики всё больше усиливается элитарность высшего образования, что обусловлено серьёзным расширением набора студентов на коммерческой основе в государственных вузах. Насущной потребностью в этой связи становится обеспечение равных стартовых возможностей в этой сфере социальных отношений. В-пятых, реформирование российского общества привело к значительному росту маргинальных социальных слоёв. Сегодня маргиналы — это безработные, лица без определённого места жительства, преступные элементы, беженцы и пр. Маргиналы — это представители тех или иных социальных групп, статус, сознание и поведение которых определяется нежеланием или невозможностью адаптироваться к одной из взаимодействующих социальных групп или культур. Статус этих людей носит пограничный характер между группой происхождения и доминирующей группой, а потому не поддается однозначной самоидентификации. Такая ситуация часто приводит к социальному конфликту, появлению контркультуры.
В целом социальная структура нашего общества носит переходный характер, основные параметры новой социальной структуры только наметились и находятся в процессе становления. Социальной базой политической власти в России, по мысли реформаторов, должен стать т.н. средний класс, гарант стабильности социальной системы. Сегодня этот класс не достигает и 1/5 части российского общества, что достаточно далеко до половины, как в большинстве индустриальных стран Запада.
Понятие малой группы
Малая группа определяется как небольшое по размеру объединение людей, в котором общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Малая группа — это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью. Таким образом, малая социальная группа — это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, связанных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.
Малые группы служат в качестве главного объекта не столько для социологии, сколько для другой научной дисциплины — социальной психологии. Социологический же интерес к малой группе обусловлен в основном двумя моментами: во-первых, именно в группах в наиболее прямой и непосредственной форме возникает и протекает абсолютное большинство процессов взаимодействия; во-вторых, в микросреде группы можно обнаружить множество самых разнообразных моделей социальных отношений, которые встречаются и в макросреде, в более крупных объединениях.
Границы малой группы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. Контактность — это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое.
Помимо качественных признаков малой группы, выделяют ее количественные показатели. Нижняя граница размеров малой группы — три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20—30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5— 12 человек.
Групповые нормы
Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения».
В более узком смысле групповые нормы - это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею, и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна; это согласие по поводу оценки тех или иных жизненных явлений и ситуаций.
Функции норм:
- достижение групповых целей
- регуляция деятельности
- трансляция требований общества
- помощь группе в сохранении себя как целого
- выработка группой позиции для соотнесения своих мнений
- выработка группой своего отношения к социальному окружению
Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов, группы опираются на групповые ценности.
Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.
Важнейшим из них является различная значимость разного рода ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества.
Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и т.п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и что они могут быть рассмотрены как ценности общества.
Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой. Специфика отношения к каждой и таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений.
Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы и специфические, выработанные именно данной группой.
Важная проблема - это мера принятия норм каждым членом группы:
- как осуществляется принятие индивидом групповых норм,
- насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм,
- как соотносятся социальные и «личностные» нормы.
Групповые санкции - реакция группы на реализацию человеком групповых норм.
Групповые санкции могут быть двух типов:
- поощрительные (позитивные) – повышение статуса
- запретительные (негативные) – давление и отвержение
Давление и отвержение возрастают в зависимости от степени сплоченности группы и значимости нарушенной нормы для интересов группы.
Понятие группового поведения. Любая организация — это совокупность различных профессиональных групп, которые соединяются в подразделения. Социальная группа — это относительно устойчивая совокупность людей, имеющая общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.
Конфликт – столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Социальный конфликт – это всегда следствие социального неравенства.
Стадии конфликта:
1. Предконфликтная стадия включает две фазы:
- начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации – накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия (скрытая фаза развития конфликта);
- вторая фаза начинается с инцидента или повода, т.е. какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. Конфликт из латентной фазы переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.
2. Конфликтное поведение – основная стадия развития конфликта – это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов.
Эта стадия характеризуется максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Сила – способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя: 1) физическую силу, включая и технические средства, применяемую как инструмент насилия; 2) информационно-цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов ит.д. с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента; 3) социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т.д.); 4) прочие ресурсы – деньги, территория, лимит времени, число сторонников и т.д.
Конфликтующие группы могут выбирать следующие модели поведения: 1) достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени напряженности; 2) снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 3) искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана эта модель поведения, наступает третья стадия развития конфликта.
3. Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, который сложился у враждующей стороны. Возможно полное или частичное разрешение конфликта.
Полное разрешение означает прекращение конфликта на объективном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. В этом случае «образ врага» трансформируется в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество.
При частичном разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны.
Процесс разрешения конфликта ускоряется, если во время переговоров приоритет отдается обсуждению содержательных вопросов; стороны стремятся к снятию психологической и социальной напряженности; стороны демонстрируют взаимное уважение друг к другу; участники переговоров желают превратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг другу; проявляется склонность к компромиссу.
Компромисс – способ разрешения конфликта, когда противоборствующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.
Толерантность(от лат.tolerantia – терпение) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Социальные конфликты несут как позитивные функции — информирование о наличии социальной напряженности, стимулирование социальных изменений, так и негативные — создание стрессовых ситуаций, дезорганизация и даже разрушение социальной системы.
Конфликты бывают краткосрочными и долгосрочными; глобальными, национальными, локальными; групповыми и личными; прогрессивными и регрессивными; экономическими, политическими и этническими; преднамеренными и спонтанными. К способам решения социальных конфликтов относят:
— компромисс
— переговоры — мирная беседа конфликтующих сторон по решению проблемы;
— посредничество — использование третьей стороны при решении проблемы;
— арбитраж — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;
— применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
(5)Послеконфликтная стадия характеризуется окончательным устранением противоречий интересов, целей, установок, ликвидацией социально-психологической напряженности и прекращением любой борьбы.
Виды конфликтов.
1) Политический конфликт – конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния.
2) Национально-этнические конфликты – конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.
3) Социально-экономические конфликты – конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам.
Каждый социальный конфликт конкретен, а поэтому и пути выхода из него различны.
Экстремизм (от лат. extremus — крайний, чрезмерный) — приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике).
Компромисс (лат. compromissum) — в этике и праве разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок; уступка ради достижения какой-либо цели.
Толерантность — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям
Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.
Виды правовых норм:
1.по субъектам правотворчества: 1)исходящие от государства 2)исходящие от гражданского общества
2.по социальному значению и роли:
1)учредительные - отражают исходные начала правового регламентирования
2)регулятивные - непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, путём предоставления прав и обязанностей: 1.управомочивающие 2.обязывающие 3.запрещающие
3)охранительные - меры государственного принуждения за нарушение правовых запретов; условия и порядок освобождения от наказания
4)обеспечительные - содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей
5)декларативные - обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления
6)дефинитивные - дают определения тех или иных правовых явлений и категорий
7)коллизионные- устраняют возникающие противоречия между правовыми предписаниями
8)оперативные - устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия
3.по отраслям: 1)конституционного 2)гражданского 3)административного 4)трудового 5)уголовного и др. отраслей права
4.по характеру: 1)материальные - правила поведения 2)процессуальные - процедура применения этих правил
5.по методу правового регулирования: 1)императивные - имеют строгий характер, не допускают отклонений в регулируемом поведении (административное право) 2)диспозитивные – имеют свободу усмотрения (гражданское) 3)рекомендательные – предлагают наиболее верное поведение
6.по сфере действия: 1)общие – распространяются на всех граждан 2)ограниченного действия - имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами 3)локальные - действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур
7.по времени: 1)постоянные 2)временные
8.по кругу лиц: 1)для всех 2)для специальных групп
Технические нормы – это четко определенный и формализированный свод правил, который регулирует отношения человека и природы, техники. Данный тип норм возникает в том случае, когда возникает вопрос о целесообразном использовании природных и технических ресурсов.
Технические нормы выполняют задачу определения наиболее оптимального и безвредного механизма взаимодействия человека с природой и техникой, регулируют экологические вопросы с тем, чтобы при исп Как и у технических норм, у социальных норм есть свои особенности. Во-первых, общественные отношения являются главным предметом социальных норм. Во-вторых, социальные нормы имеют единственный субъект – людей, как представителей социальной сферы.
Технические и социальные нормы тесно взаимодействуют, можно сказать, что они неотделимы друг от друга, так как техническим нормам подчиняются люди, а там, где люди, неизбежно возникают социальные нормы, которые исходят и подчинены человеческой природе.
В процессе общественных отношений происходит своеобразный симбиоз описанных норм, и возникают технико-социальные нормы, которые являются общеобязательными и регулируются уже на законодательном уровне и их невыполнение может быть наказуемо законом.
Политические нормы
это нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни, отношения между партиями, социальными группами по поводу государственной власти и др. Природа и особенности этих норм находят выражение в следующем.
Во-первых, они закрепляются в политических декларациях, конституциях государств, в программных документах политических партий, движений.
Во-вторых, такие нормы служат основой для достижения определенных целей в политике.
В-третьих, к субъектам, реализующим политические нормы, относятся индивиды и организации, реализующие свои политические интересы, решающие политические задачи.
В-четвертых, эти нормы нередко предусматривают вариантность поведения индивидов в реализации своих возможностей и в этой связи служат предпосылкой самовыражения личности, ее активности в сфере политической жизни.
В-пятых, они могут отличаться общим декларативным характером либо быть формализованными, предусматривать конкретные права и обязанности субъктов политических объединений.
В-шестых, политические нормы могут реализоваться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями и т.д.).
В-седьмых, политические нормы содержат критерии, предъ-являемые к структурным элементам политической системы (внутренняя организованность, принципы деятельности и др.).
В-восьмых, эффективность реализации таких норм во многом зависит от конкретно-политической ситуации в стране, регионе и др.
Природа политического регулирования обусловлена политикой, политической властью, функционированием политической системы.
Очевидно, что любые политические нормы в конечном счете воздействуют не сами по себе, как институционные образования, а посредством деятельности людей — субъектов политики. От уровня их политического сознания и политической культуры во многом зависит результативность реализации политических норм.
Среди важнейших проблем политического регулирования в настоящее время в России являются создание политической стабилизации в обществе, поиск путей обеспечения равноправия политических партий с учетом многообразия их интересов, недопущения сращивания политики и бизнеса и др.
4.
Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе.
Правовая норма - это такое общее правило, которое регулирует поведение людей, их коллективов путем предоставления им прав и возложения на них юридических обязанностей.
Для правовых норм характерны следующие черты:
1. системность, т.к. они действуют не по одиночке, а в комплексе; 2. специализация, т.е. одни нормы закрепляют общие положения, другие вводят запреты, третьи – охраняют право.
Норма права может состоять из следующих элементов:
1. Гипотеза представляет собой масштаб, с помощью которого определяют, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной юридической нормы. Гипотеза содержит указание о месте, времени, субъектах и иных обстоятельствах, при наличии которых должно быть реализовано то или иное предписание, т.е. определяет сферу действия нормы (кто и когда ее должен исполнять, при наступлении каких условий).
2. Диспозиция – указание на сами права и обязанности (в чем, должно состоять это исполнение).
3. Санкция - представляет собой указание на неблагоприятные последствия, которые могут наступить для нарушителя предписания. Специфическая черта санкции заключается в том, что она является одним из средств обеспечения надлежащего исполнения правовых предписаний.
Правовые нормы делятся на следующие виды:
Регулятивные – норма, определяющая субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Например: норма, закрепляющая правомочия собственника.
Правоохранительные – норма, определяющая условия применения к субъекту мер государственного принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Например: норма уголовного кодекса содержащая ответственность за кражу личного имущества.
Управомочивающие - нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать. К примеру, ст.45 Конституции устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом.
Обязывающие - содержащие предписание, что нужно делать. Так, ст. 24 Конституции обязывает органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому лицу возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законодательством.
Запрещающие – норма запрета, устанавливающая, что нельзя делать. Например: не принимать законы нарушающие права человека
Императивные - нормы, которые выражены в категорических предписаниях и действуют независимо от усмотрения субъектов права. Например: взимание подоходного налога с заработной платы.
Диспозитивные (восполнительные) – нормы, которые действуют лишь тогда, когда субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения (если иное не предусмотрено договором).
Необходимой стадией процесса применения нормы права является её толкование - т.е. уяснение смысла и содержания нормы права, как это определено законодателем.
В зависимости от того, кто даёт толкование различают официальное (аутентичное, судебное) и доктринальное (учение). В зависимости от содержания правовой нормы различают адекватное толкование (буквальный смысл), ограничительное толкование (содержание нормы суживается), распространительное (смысл нормы трактуется шире текста).
Особым видом толкования правовых норм являются акты применения норм права – как официальная деятельность полномочных государственных органов.
Акты применения норм права порождают права и обязанности у конкретных лиц и органов, когда общее правило поведения конкретизируется, применительно к отдельному частному случаю.
Традиции и обычии.
Ряд исследователей не проводят различия между обычаем и традицией и употребляют эти понятия как синонимы. Вместе с тем многие авторы усматривают различие между обычаем и традицией. Последняя точка зрения нашла отражение и в школьных учебниках (см., например: Кравченко А.И. Обществознание. 10–11 кл.).
Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, основанный на коллективных привычках. Другое определение: обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые общество рекомендует выполнять (невыполнение чревато неформальными негативными санкциями).
Традиция – все то (ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки, вкусы, взгляды), что унаследовано от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они уважаемы и почитаемы в обществе.
В чем же разница? Во-первых, обычаи присущи определенной исторической эпохе, а традиции унаследованы от предшествующих поколений. Обычай, выдержавший испытание временем, может стать традицией. Во-вторых, обычай – массовый образец действий, тогда как традиция может быть образцом действия конкретных людей в определенных условиях (например, при реализации определенного социального статуса) или малой группы (традиции отдельной семьи). В-третьих, обычаи – мало подвергаемые осознанию образцы поведения, тогда как содержание традиции осознается и разделяется группой. Далее, по своему содержанию традиция гораздо шире обычая: традиция – это все унаследованные социальные нормы предков, а обычай – лишь образец поведения в конкретной ситуации. Различным может быть и отношение общества к обычаю и традиции: отношение к обычаю бывает нейтральным или даже отрицательным, а традиции, как уже отмечалось, как правило, почитаются.
Справедливости ради заметим, что в специальной литературе мы можем встретить и обратное толкование данных понятий: обычай – более широкое понятие, включающее и традиции.