Социальные взаимодействия и социальные отношения
Социальное взаимодействие (интеракция) - это система взаимообусловленных социальных действий, при которой дей-ствия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Говоря иначе, это обмен действиями, которые сопряжены друг с другом. Именно сопряженность действий, их возобновляемость, регулярность отличают социальное взаимодействие от единичных социальных контактов, делают его основой социаль-ной изни.
Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям. Так, П.А. Сорокин (2.7) разгра-ничивал их следующим образом:
по количеству субъектов взаимодействия - на взаимодей-ствия двух индивидов, одного и многих, многих и многих инди-видов;
по продолжительности - на кратковременные и долговре-менные;
по характеру - на односторонние и многосторонние;
по организованности - на организованные и неорганизо-ванные;
по сознательности - на сознательные и стихийные;
по <материи> обмена - на интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые."
Как и все виды социальной связи, социальные взаимодей-ствия могут быть непосредственными и опосредованными. Пер-вые возникают в ходе межличностного общения, вторые - в ре-зультате совместного участия людей в сложных системах (так, предприниматель, изменяющий оплату труда, включается в про-цесс взаимодействия со всеми рабочими, в том числе и с теми, об индивидуальном существовании которых он даже не знает).
Выделяют также два основных типа социального взаимодей-ствия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество пред-полагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (де-ловое партнерство, политический альянс, торговый союз, дви-жения солидарности и т.д.) и строится на основе взаимоподдер-жки, взаимопомощи, признательности, уважения, стремления учитывать интересы партнера. Особой формой сотрудничества является кооперация, основу которой составляет социальный обмен услугами (материально-хозяйственными, интеллектуаль-ными, образовательными, управленческими и др.).
Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, голо-са избирателей, территория, властные полномочия и т.д.). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция - это соперниче-ство, при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (например, предложить более качественный или дешевый товар). Конкуренция не обязательно предпо-лагает знание конкретного соперника (например, участие в твор-ческом конкурсе, спортивных соревнованиях и т.д.). Даже если соперник известен, то главное - добиться лучших результатов на данном поприще. Конфликт - это всегда прямое столкновение соперников. В отличие от конкуренции для конфликта характерны знание соперника и ожидание ответных действий с его стороны.
Рассматривая сотрудничество и соперничество как основные типы социального взаимодействия, современная социология из-бегает крайностей в их оценке. Так, конфликгологи признают пользу соперничества и рассматривают конфликты как источник развития системы социальных взаимодействий .
На основе социальных взаимодействий формируются соци-альные отношения, которые являются необходимой предпосылкой образования различных социальных групп и общностей. Соци-альные отношения - это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства парт-неров.
Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самовозобновляющимся характером. Так, когда говорят о межгосударственных отношениях, то имеют в виду сложившуюся и воспроизводящуюся систему отношений между странами как в сфере хозяйственно-экономической, так и в политической, культурной, научной и др. По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно | многообразны. Это определяется прежде всего необычайно широким диапазоном тех целей и ценностных ориентации, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты (богатство, власть, престиж, справедливость, дружба и др.).
.Среди социальных отношений особое место занимают отно-шения зависимости, поскольку они пронизывают все системы социальных связей и отношений. Социальная зависимость мо-жет принимать формы структурной и латентной (скрытой) зави-симости. Первая связана с различием статусов в группе, что характерно для организации, где подчиненные зависят от руководителя. Вторая возникает из-за обладания социально зна-чимыми ценностями независимо от официального статуса (так, руководитель может иметь подчиненного, от которого зависит в денежном отношении).
Наибольший интерес среди социальных отношений зависи-мости представляют властные отношения, в социологическом объяснении которых существуют два подхода. Первый подход связан с именем М. Вебера и акцентирует внимание на личностных способностях одних людей контролировать дей-ствия других. Второй подход, называемый <системным>, выте-кает из того, что основой власти в организованном сложном обще-стве является официальный статус руководителя, заставляющий других подчиняться ему независимо от личностных качеств руко-водителя и подчиненных.
Оба подхода к объяснению сущности властных отношений подтверждаются социальной практикой. Так, возникновение по-литической партии нередко начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью к руководству людьми, опти-мальному использованию ресурсов власти. Однако для укрепле-ния своего влияния этот лидер должен получить официальный статус руководителя, узаконить свое общественное положение.
Социальные отношения охватывают очень широкий круг со-циальных систем и подсистем. Они могут быть экономически-ми, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственными, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др. Из этого многообразия социальных от-ношений социологи-марксисты выделяют две основные их группы: материальные и идеологические. К первым относятся экономические, производственные, а также материальные отно-шения людей к природе; ко вторым- политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и др. При этом идео-логические отношения представляют собой надстройку над ма-териальными общественными отношениями. Социальные отно-шения являются тем устойчивым элементом, на основе которого возникают различные социальные общности людей.
Социальные изменения – это многообразные перемены, происходящие в течение определенного времени в обществе как целостной системе, в его структуре, в деятельности и функционировании всех компонентов социума.
Среди основных причин социальных изменений выделяют:
1. Демографические изменения (рост населения, увеличение продолжительности жизни и т. д.).
2. Природные изменения. Они, в свою очередь, делятся на естественные (наводнения, землетрясения, засуха и т. д.) и начавшиеся в результате воздействия человека (истощение минеральных и энергетических ресурсов, загрязнение окружающей среды, глобальное потепление и т. д.).
3. Изменение в области технологии (автоматизация производства, использование компьютеров) значительно повысили экономическую продуктивность и уровень жизни многих слоев населения.
4. Изменения в области культуры (научные открытия, новые верования и ценности и т. д.).
Под воздействием различных факторов в обществе происходит изменение:
а) состава населения (этнического состава, занятий и доходов);
б) способов поведения (изменение уровня социального взаимодействия, способов добывания средств существования);
в) социальной структуры (перемены в экономике и распределении власти, в семейной жизни, образовании и религии);
г) культуры (рост популярности каких-либо социально-политических идей).
Социальные изменения охватывают все сферы общества, все виды многообразных перемен в нем, составляя суть социальной динамики общества. Социальная динамика может быть выражена и через такие понятия, как социальный процесс, социальное развитие, социальная эволюция, социальный прогресс и т. п. Социальная динамика включает в себя и рассмотрение основных законов развития общества. К ним относятся: закон ускорения истории (на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую, что свидетельствует об уплотнении исторического времени) и закон неравномерности (народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью).
Социальное развитие – процесс накапливающихся, необратимых изменений в достаточно больших интервалах времени, в результате которого возникает качественно новое состояние социального объекта. Разделение социальных изменений на определенные типы может быть реализовано и в зависимости от направленности осуществляющихся перемен. Так, выделяют прогрессивные, регрессивные социальные изменения и циклическое движение. При прогрессивных социальных изменениях происходит переход от нижнего уровня развития социальной системы к высшему ее уровню или к новой более совершенной социальной системе. Регрессивные социальные изменения заключаются в переходе от высшего к низшему этапу развития общества, в процессах деградации, упадка и т. п.
Между прогрессом и регрессом существует не только связь противоположностей, но и более многообразная взаимозависимость. Так, с одной стороны, отдельные регрессивные изменения могут происходить в рамках общего прогрессивного развития социальной системы, а, с другой, при усилении регрессивных изменений системы в целом отдельные ее структурные компоненты или функции могут сохранять или усиливать прогрессивное направление развития. Социальный прогресс возможен, но эта возможность не предполагает его неизбежности. Циклическое движение – чередование восходящего и нисходящего развития, прогресса и регресса.
В зависимости от темпа социальных изменений различают следующие виды социального развития: социальная эволюция и социальная революция.
Социальная эволюция – это медленные, постепенные изменения в обществе.
Социальная революция – это быстрые, радикальные изменения в обществе. В обществе происходят разнообразные революции: в производительных силах, науке и технике, в сознании и культуре и т. д. Социальная революция предполагает качественные изменения в общественных отношениях, во всей их системе.
История человечества представляет собой постепенный переход от одного типа обществ к другому. В социологии принято выделять несколько типологий обществ по различным основаниям.
По критерию письменности выделяют общества дописьменные и письменные (алфавит и фиксация звука на материальных носителях).
По числу уровней управления и степени социального расслоения выделяют общества простые и сложные. Простые общества возникли 40 тыс. лет назад. Социальную организацию простых обществ характеризуют следующие черты: эгалитаризм, т. е. социальное, экономическое и политическое равенство, относительно небольшие размеры объединения, приоритет кровно-родственных связей, низкий уровень разделения труда и развития техники. В науке принято выделять два этапа развития простых обществ: локальные группы и первобытные общины.
Сложные общества возникли 6 тысяч лет назад. Переходной формой от простого общества к сложному является вождество. По числености вождество представляет собой крупное объединение. В вождествах существует имущественное неравенство, несколько уровней управления (от 2 до 10 и более). До сих пор сохранились вождества в Полинезии, Новой Гвинее и тропической Африке. К сложным обществам относят такие, где появляется прибавочный продукт, товарно-денежные отношения, социальное неравенство и социальная стратификация (рабство, касты, сословия, классы), специализированный и широко разветвленный аппарат управления.
В основании третьей классификации обществ лежит способ добывания средств существования. Выделяют общества, существующие за счет охоты и собирательства. Например, аборигены Центральной Австралии. Общества, занимающиеся скотоводством и огородничеством. В настоящее время такой тип общества сохранился, главным образом, в Африке и на юге Сахары (кочевой образ жизни). Политическая структура данного общества состоит не более чем из двух слоев, основой социальной структуры выступают родственные связи.
Аграрны еобщества появились в результате неолитической революции. Впервые возникли в Древнем Египте. Для этого типа общества характерно: оседлый образ жизни, использование деревянных
мотыг, которые постепенно заменяются деревянным плугом, а позже железным, в качестве рабочей силы начали использоваться животные, возросла продуктивность сельского хозяйства, появился прибавочный сельскохозяйственный продукт. Все это, в свою очередь, является предпосылкой для возникновения городов, развития ремесел и торговли. Система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества и уступила место более сложным. Несмотря на это, родственные связи долгое время продолжали играть важную роль в политической жизни.
Промышленные общества возникли после индустриальной революции (Англия) и французской революции. Основную роль в развитии промышленных обществ сыграли индустриальные технологии и использование новых источников энергии. Постепенно складывались высокоразвитые системы государственного управления. Появлению такого типа обществ способствовала индустриализация (создание крупного машинного производства) и урбанизация (переселение людей в города). Это привело к смене феодализма капитализмом и классовому расслоению общества, утверждению новой политической формы общества – демократии.
По мнению К. Маркса, тип общества определяется способом производства и формой собственности, в зависимости от которых выделяют: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое общество.
Современная социология использует наиболее общую классификацию типов обществ. Так, американский социолог Д. Белл выделяет следующие типы обществ: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.Индустриальное общество возникло около 200 лет назад, когда аграрную цивилизацию сменила промышленная. Становление постиндустриального общества приходится на 70-е гг. XX в., характерными чертами которого выступают информационные технологии, информация и сфера обслуживания.
Понятием «модернизация» в мировой социологии описывают переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к постиндустриальному обществу. Концепция модернизации опирается на понятие социального прогресса и предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком регионе ни располагались, вовлечены в единый, универсальный процесс научно-технического прогресса, в котором культурное своеобразие каждой страны отступает на второй план, а на первый выходит то, что их объединяет, – система общечеловеческих ценностей.
Модернизация – сложная совокупность экономических, социальных, культурных, политических перемен, происходящих в обществе в связи с процессом индустриализации, освоения научно-технических достижений. Модернизация призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы, т. е. указывает способ вхождения в мировое сообщество, под которым понимается мировая экономическая система капитализма.
Различают два вида модернизации: органическая и неорганическая. Органическая модернизацияпредполагает, что страна развивается по капиталистическому пути на собственной основе и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции (например, Англия). Неорганическая модернизация предполагает, что страна догоняет более развитые страны и заимствует у них передовые технологии, капиталовложения и опыт (например, Япония).
Наравне с модернизацией в социологии в рассмотрении вопроса о социальной динамике уделяется внимание стратегии устойчивого развития общества, которая получила обоснование во «Всемирной стратегии охраны окружающей среды» (1980), и основной вывод которой сводится к тому, что дальнейшее развитие общества невозможно без сохранения окружающей среды. Это предполагает как сохранение среды обитания и природно-ресурсного потенциала биосферы, так и ограничение экономического роста и создания условий для справедливого распределения природно-ресурсного потенциала.
Среди основных принципов устойчивого развития можно выделить следующие: принцип биоантропоцентризма, принцип сокращения потребления за счет оптимизации потребностей, принцип экологической чистоты человеческой деятельности, принцип компенсации, т. е. восстановление нарушенных процессов в природе, принцип соответствия темпов и характера развития общества законам эволюции биосферы и другие.