Многосторонняя дипломатия в годы Первой Мировой войны. Процесс создания Лиги Наций

Уже в годы войны началось активное обсуждение проектов Лиги наций - межгосударственной организации, способной обеспечить всеобщий мир и безопасность. В преддверие Парижской конференции инициативу в этом вопросе проявил президент США В. Виль­сон. Человек глубоко религиозный, известный своими мессианскими настроениями и страстной приверженностью идеалам «новой свободы» (в духе социального либерализма) Вильсон стремился привнести в миро­вую политику дух конструктивного сотрудничества, гуманизма и демок­ратии. Но его идеализм диссонировал с прагматичной стратегией не только английских и французских, но и большинства американских поли­тиков. Обсуждение устава организационных принципов Лиги наций на Парижской конференции проходило в жесткой борьбе, где каждая делега­ция пыталась добиться преимущества для собственной страны.

Итоговая концепция Лиги наций отразила полное преобладание интересов европейских держав и их нежелание отказаться от имперской стратегии.

Разработанный на Парижской конференции устав Лиги наций исчерпывающе характеризовал идеологические и правовые основы новой организации. В преамбуле провозглашались принципы международного сотрудничества: противодействие войне; развитие открытых, справедливых отношений между странами на основе установления и признания принципов международного права, строгого уважения и выполнения всех обязательств, вытекающих из международных договоров. Устав закреплял три типа государственно-правового статуса членов Лиги.

Главными органами Лиги стали Ассамблея, Совет и постоянный Секретариат. Ассамблея являлась собранием, состоявшим из представите­лей всех членов Лиги, и созывалась, как правило, один раз в год или при политической необходимости.

Государства- члены Лиги принимали на себя обязательства «про­тиводействовать агрессии, уважать территориальную целостность и су­ществующую политическую независимость членов Лиги».

Рассмотрение случаев нарушения норм международных отношений и военной опасности должно было происходить на Совете или Ассамблее по инициативе одного из государств — членов Лиги. Для третейского рассмотрения межгосударственных споров в системе Лиги наций в 1921 г. был создан Международный суд. Его Постоянная палата, состоявшая из 9 судей, представлявших разные страны, располагалась в Гааге.

Устав Лиги наций призывал к развитию справедливых и гуманных условия труда. Для того чтобы расширить сферу этой деятельности, была создана автономная Международная организация труда (МОТ), к вступле­нию в которую приглашались все страны, независимо от их членства в Лиге.

Стратегическим направлением деятельности Лиги наций оставалась борьба за разоружение и утверждение принципов пацифизма в мировой политике.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ:

В первые месяцы после начала мировой войны ни Совет, ни Ассамблея Лиги наций не обсудили сложившуюся ситуацию. Лишь после начала советско-финской войны по инициативе Финляндии был поставлен вопрос о санкциях против Советского Союза. 14 декабря 1939 г. на чрезвычайной сессии Ассамблеи было принято решение об исключении СССР из Лиги наций. При этом вопрос о нападении Германии на Польшу вообще не обсуждался, поскольку немецкое пра­вительство через свое посольство в Женеве очень недвусмысленно дало понять, что не будет считать себя ограниченным суверенитетом Швейцарии в случае, если «Англия и Франция используют Совет и Ассамблею против Германии в целях пропаганды». В дальнейшем секретариат Лиги наций продолжал исполнять свои функции, но ника­кого реального политического веса организация уже не имела. Оконча­тельно полномочия Лиги наций были прекращены 18 апреля 1946 г., т.е. через полгода после вступления в силу устава Организации Объе­диненных Наций.

Наши рекомендации