Общество: основы философского анализа
Общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Оно выступает как высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп. Общество является частью природы. Оно возникло в результате сложного процесса становления человека, выделения его из природы и может рассматриваться как подсистема объективной реальности, обладающей определенной спецификой.
Эта специфика состоит в том, что общество, в отличие от других природных объектов, существует в результате постоянного осуществляемого процесса производства. Для этого производства необходимы физиологические и биологические предпосылки. Однако не они определяют сущность материального производства. Промышленные комплексы, служащие главным инструментом воздействия человека на природные объекты, созданы человеком, а не природой. В процессе материального производства человек выступает преобразователем природы.
Животные так же изменяют природу, но изменяют ее в силу своего присутствия. Так, обезьяны с помощью тонких листьев выуживают из гнезд термитов, с помощью пережеванных листьев изготавливают нечто подобное губки для добычи воды. Однако животные не только не совершенствуют от поколения к поколению орудия труда, что характеризует человека, но и не меняют своего животного образа жизни, приспособительного по отношению к природе.
Для человека та или иная форма постоянного контакта с природой является вместе с тем и определенным образом жизни. Изменяя орудия труда, с помощью которых человек воздействует на природу, он изменяет свой образ жизни. Кроме того, в орудиях труда и продуктах своей деятельности он «материализует», фиксирует свою психологию, свое мировоззрение.
Для общества, как специфической подсистемы объективной реальности, характерно наличие рациональных, духовных элементов в виде философских, религиозных, эстетических, экологических идей, соответствующих им отношений, и институтов (учреждений).
Сущность общества как целостной социальной системы объективной реальности - определяют принципы: объективности, конкретности, историзма. Принцип объективности предполагает, что общественные явления такие, какие они есть в реальной жизни во всех их основных взаимосвязях, со всеми противоречиями и тенденциями развития, и социальный философ выступает здесь бесстрастным бытописателем, его социальные интересы не должны вступать в противоречие с окружающими явлениями и событиями общественной жизни, не должны приводить к искажению объективности и реальности, не искажать ведущие тенденции развития и социальные отношения. Всесторонний учет свойств и отношений в обществе - вот то, что предполагает принцип объективности. Это свидетельство единства принципа объективности с принципом системности. Ведь невозможно адекватно воспроизвести общество как систему без учета целостности общества, без выявления его связей и отношений, без отображения в развитии и взаимосвязях системосозидающих элементов общества: производства, социально-сословных отношений, государства, личности, семьи, общественного бытия, общественного сознания, культуры, социально-экономической, политической системы, цивилизации. Осмысление самой системы социально-экономических, политических и духовных отношений в обществе, взаимосвязи и взаимоотношений компонентов общества - неизменное условие всестороннего анализа каждого компонента общества как системы, дающего возможность раскрыть сущность общества как целостной системы связей и отношений между людьми, событиями, явлениями общественной жизни. Но общество еще и саморазвивающаяся, и, одновременно, противоречивая система. И объективно отображать ее может только теория, включающая принцип развития.
Всякая подсистема, в том числе и общество, может рассматриваться как система представляющая собой неразрывное единство составляющих ее элементов. Свойства системы не сводится к простой сумме составляющих ее элементов. По отношению к внешнему миру, в данном случае в отношении общества к природе, система выступает как нечто целое.
Итак, общество, с одной стороны, выступает как неразрывная составная часть единого целого - природы. С другой – выйдя в результате длительной эволюции из недр природы, оно, в свою очередь, выступает как определенная система элементов.
Существование любой системы всегда основано на взаимосвязи, составляющих ее элементов. Момент связи и взаимодействия элементов системы принято называть отношениями. Общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными слоями, группами, нациями, а также внутри них в процессе совместной экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
Проблема общественных отношений исследовалась во все исторические эпохи. Современная социальная философия считает источником общественных отношений человеческую жизнедеятельность. Общественно-исторический процесс представляет сплав деятельности и общественных отношений, в котором изменяются и природа, и социальные структуры, и человек, и общественные отношения, пронизывающие все сферы общества - экономическую, социальную, политическую, духовную. Люди вступают в отношения и связи под влиянием своих потребностей и интересов. Правомерно считать, что отношения и связи - индивидуальные, личные. Но если личность всегда включена в социальную общность и определенно выражает ее интересы, то отношения и связи между индивидами - одновременно индивидуальные и социальные. В конкретно-исторических условиях одна из сторон может быть ведущей. В обществе традиционного типа (феодальном), в условиях относительно слабого разделения труда, экстенсивной аграрной экономики, социум представлял жестко разделенную на сословия и локально разобщенную социальную структуру, состоящую из множественности отдельных изолированных самодостаточных социально-экономических организмов. Экономические и социальные связи внутри такой общности замкнуты вовнутрь и имеют непосредственно-личный характер, включая в себя большой спектр личных отношений, личной воли.
Все общественные отношения делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными, ведущими, определяющими являются материально-экономические, производственные отношения. Идеологические общественные отношения – политические, правовые, нравственные и другие возникают на базе материальных общественных отношений и складываются как надстройка над ними, проходя предварительно через сознания людей. Общество представляет собой не механическое соединение различных общественных отношений, а единую систему общественных отношений.
Исходя из этого, можно сказать, что общество, как целостный социальный организм, представляет собой специфическую систему, включающую в себя единое множество социальных отношений и взаимосвязей, носителями которых является человек и образуемые людьми, социальные слои и группы. Оно формируется и функционирует на основе определенного способа производства, социокультурной сферы и образа жизни.
Так как производство материальных благ и функционирование общества как социальной системы не может осуществляться без человеческого (субъективного) фактора, то именно человеческая жизнедеятельность выступает специфическим способом существования общественного (социального) как материального носителя социальной формы движения.