Мессианские черты пророчества Софонии
Говоря о спасении благочестивого остатка (в историческом смысле - от вавилонского плена) пророк прозревает блаженные мессианские времена. Характерные черты мессианского времени у пророка Софонии следующие: 1) спасение будет простираться на всю вселенную (3, 9-10); 2) будет состоять в прощении грехов и святости его членов (3, 11-13); совершится, когда Господь воцарится "посреди народа" (3, 15).
Дать языческим народам "чистые уста" значит произвести внутреннюю перемену в их настроении, чтобы они свято чтили Бога.
"Из Эфиопии принесут мне дары", т.е. даже самые отдаленные языческие народы, какими во времена пророка были жители Эфиопии, обратятся ко Господу, будут чтить Его и приносить жертвы и дары.
Отличительная черта картины суда Божия у Софонии та, что "день Господень" в его речах - это не только день обнаружения божественного гнева над грешниками (как у Наума, Аввакума, Иосии), но вместе с тем это начало новой жизни для всего человечества.
Пророчество Софонии о суде Божием (1, 14-15) воодушевляло на творчество многих великих композиторов. Оно положено в основу содержания Реквиема (Моцарт, Верди, Керубини, Берлиоз).
Богослужебное употребление
Из книги пророка Софонии заимствуются две паремии:
1. 3, -15 - в Великую Субботу. Возвещаемое распространение веры - плод смерти и воскресения Христа Спасителя.
2. 3, 4-19 - в Вербное Воскресение. Призыв пророка к радости и веселию соответствует воспоминанию торжественного входа Христа в Иерусалим, "Ликуй, дщерь Сиона! Торжествуй Израиль! Веселись и радуйся от всего сердца дщерь Иерусалима..." (ст. 14).
Книга пророка АГГЕЯ
Личности и служение пророка
Пророк Аггей (евр. Хаггай - "праздничный", "торжественный"), по свидетельству его книги (1, 1; 2, 1-11) пророчествозал во второй год царствования персидского царя Дария Гистаспа, в 520 году до Р.Хр., во время построения второго Иерусалимского храма при вожде Заровавеле и первосвященнике Иисусе.
С Аггея начинается последний пророческий период - послепленный. Содержание пророческих речей коренным образом изменяется: если до плена основная тема пророческих писаний была - наказание, в плену - утешение, то теперь - восстановление. Возвратившись из плена (538 г.}, евреи сразу принялись за постройку храма, но по проискам самарян строительство дома Божия било прервано на 15-16 лет до времени царствования Дария Гистаспа. Испытав первые невзгоды, многие евреи к этому времени впали в маловерие и уныние. Решив для себя, что благоприятное время для восстановления храма еще не настало, многие занялись благоустройством своих личных домов. Для воодушевления упавших духом иудеев-репатриантов и побуждения их к окончанию постройки второго храма и был послан Богом пророк Аггей.
О личности Аггея из Священного Писания почти ничего не известно. По преданию же пророк Аггей происходил из священнического рода и был из числа пленников, возвратившись из Вавилона (ср. 1 Ездр. 5, 1; 6, 14), по-видимому, уже в преклонном возрасте. Служение его, описанное в книге, продолжалось менее года: речи его точно датированы. Возможно, он дожил до освящения второго Иерусалимского храма в 515 г. до Р.Хр. Память пророка Аггея празднуется Церковью 16/29 декабря.
Состав и содержание книги
Книга пророка Аггея состоит из двух глав и содержит четыре точно датированные речи.
В первой речи (1 гл.), произнесенной в первый день шестого месяца (2-го года царствования Дария Гистаспа) перед Заровавелем и первосвященником Иисусом, пророк обличает иудеев за нерадение о храме и убеждает из возобновить построение дома Божия. Для оправдания своего нерадения иудеи говорили:
"Не пришло еще время, не время строить дом Господень". Пророк обличает их, говоря: "А вам самим время - жить в домах ваших украшенных?" и от лица Божия угрожает им скудостью в урожае, неуспехом в труде.
Во второй речи (2, 1-9) пророк от лица Божия призывает Заровавеля, первосвященника Иисуса и весь народ ободриться и строить храм, не боясь врагов. "Ибо Я с вами... и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!" Далее пророк утешает иудеев будущей славой второго храма.
В третьей речи (2, 10-19) пророк, указывая на жестоковыйность, нерадение иудеев, убеждает строителей храма в необходимости душевного очищения ("обратите сердце ваше") и утешает их обещанием Господних милостей в плодородии земли.
В четвертой речи (2, 20-23) пророк, называя Заровавеля рабом Господним, утешает его и весь народ надеждой на исполнение обетовании Господа дому Давида в лице Заровавеля, его потомка.