Глава 13. Политико-правовая мысль в Германии...
• аристократия;
• конституционная монархия.
Конституционная монархия — это для Гегеля идеальная
форма правления: «В монархии есть один господин и нет холопов, потому что холопство сокрушено ею, и в ней господствует право и закон; из нее вытекает реальная свобода»; «Народ, взятый без своего монарха и необходимо и непосредственно связанного именно с ним расчленения целого, есть бесформенная масса, которая уже не есть государство...».
Г. В. Ф. Гегель доказал разумность частной собственности и свободы договоров, обосновав тем самым важнейшие институты частного права: право собственности, договорное право и др.
Применительно к уголовному праву и в настоящее время актуально отношение Гегеля к преступнику не как к объекту карательной власти государства.
Прогрессивными для того времени были его требования введения суда присяжных и проведения кодификации.
Большое научное значение имеет различение Гегелем понятий гражданского общества и государства.
Однако обожествление, культ государства у Гегеля представляется спорным. По мнению Ф. Энгельса, «в Германии суеверная вера в государство перешла из философии в общее сознание буржуазии и даже многих рабочих».
Гегель считал, что сущность государства не есть защита жизни и собственности индивидов, государство есть «то наивысшее, которое изъявляет притязания также и на самое эту жизнь и самое эту собственность и требует от индивидуума, чтобы он принес их в жертву». Именно поэтому Гегеля причисляют к теоретикам этатизма, возвышающего государство над индивидами и обществом.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое право, по мнению Канта?
2. Каково соотношение права и категорического императива
у каита?
3. Что такое государство, по мнению Канта?
4. В чем, по мнению Канта, состоит идеал государства?
5. Каковы основные положения проекта «вечного мира»
Канта?
13.2. Политико-правовое учение Г.В.Ф Гегеля___ 223
6. В чем суть методологии Гегеля, лежащей в основе его по-
.п i пико-правовых взглядов?
7. Почему Гегеля причисляют к теоретикам этатизма?
8. Что такое гражданское общество, по мнению Гегеля?
9. Что такое государство, по мнению Гегеля?
10. Как можно обосновать разумность основных институтов
частного права по Гегелю?
Литература
Баскин Ю.Я. И. Кант. М., 1984.
Баскин ЮЛ. Кант и Фихте о сущности и назначении права // Кантовский сборник. Вып. 11. Калининград, 1986.
Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. М., 1978.
Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
Кант И. Метафизика нравов // Критика практического разума. СПб., 1995.
Кленнер Г. От права природы к природе права. М., 1988.
Медушевский A.M. Гражданское общество и правовое государство в политической мысли Германии // Вести. Моск. ун-та. Сер. 12. Право. №5. 1992.
Нерсесянц B.C. Гегелевская философия права. М., 1974.
Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992.
Труфанов С.Н. Грамматика разума. Самара, 2003.
Хейде Л. Осуществление свободы. М., 1995.
Глава 14
КОНСЕРВАТИВНЫЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ НА ЗАПАДЕ В КОНЦЕ XVIII ~ НАЧАЛЕ XIX в.
14.1. Политико-правовое учение Жозефа де Местра
Местр Жозеф Мари де(1753-1821) — французский публицист, политический деятель и консервативный религиозный мыслитель.
Эпоха. В 1789 г. во Франции началась революция. Происходило радикальное разрушение социального, религиозного и политического порядков, которые сложились в абсолютистской Франции в течение нескольких веков. Исторические итоги революции: Декларация прав человека и гражданина (1789), Конституции 1791 и 1793 гг., якобинский террор, термидорианский переворот, Конституция 1795 г., наполеоновские войны и др.
Биография. Родился в Савойе, в дворянской семье; был старшим из десяти детей президента Сената; отец получил титул графа, занимая высшую юридическую должность в герцогстве Савойском, бывшем в то время частью Сардинского королевства. Семья переехала в Савойю из Ниццы. Де Местр воспитывался иезуитами, позднее изучал право в Туринском университете. В 1788 г. стал служить чиновником в Савойском сенате — судебном ведомстве. Де Местр не принял французскую революцию, убийство короля Людовика XVI считал одним из самых великих преступлений с большим числом соучастников. Французская Конституция 1791 г. представлялась де Местру только «прекрасным па-
14.1. |
Жозефа де Местра 225
мятником безумства», а якобинская Конституция 1793 г. — «делом рук нескольких головорезов».
В 1792 г. де Местр покинул Францию, жил в Лозанне, Венеции, на острове Сардиния. Долгие годы был связан с Россией. В 1802-1817 гг. в качестве посланника сардинского короля находился в Санкт-Петербурге при дворе Александра I.
Высказывания де Местра о России чрезвычайно остры. Он называл «три основных источника опасности для стабильности Российского государства: дух скептического вопрошания, подпитываемый изучением естественных наук; протестантизм, полагающий, что все люди рождаются свободными и равными, а власть опирается на народ, и называющий сопротивление власти естественным правом; и, наконец, требование немедленного освобождения крестьян» (И. Берлин).
Современники: Бенжамен Констан, Иеремия Бентам. Логическое основание политико-правового учения. Всвоих политических и правовых исследованиях де Местр исходил из следующего представления о человеке: «Человек может изменить все в области своей деятельности, но он не создает ничего». Де Местр всегда придерживался положения: «Все вообразимые учреждения покоятся на религиозной ид^ее или они преходящи». Он был убежденным католиком и верил в непогрешимость папы.
Основные работы: «Рассуждения о Франции» (1796); «Опыты о принципе порождения политических учреждений и других человеческих установлений» (1810); «Эссе об основополагающем принципе политических конституций» (1810); «О папе» (1819); «Санкт-Петербургские вечера» (1821); «Анализ философии Бэкона» (1836).
Содержание политико-правового учения. Де Местр различал политические конституции естественные и писаные. Под естественной конституцией де Местр понимал исторически сложившиеся «коренные» права народа, аристократии и суверена, которые устоялись на уровне обычаев и нравов. Эта конституция не имеет ни даты, ни творца. Конституция же писаная, по мнению де Местра, есть «не более чем бумажный листок».
Де Местр отстаивал тезис о непрочности писаных конституций, особенно если они созданы в соответствии с каким-либо идеалом, — ярким подтверждением тому было
8 М. Н. Марченко
226 Глава 14. Консервативные политико-правовые учения... принятие во Франции в течение пяти лет трех Конституций: 3 сентября 1791 г., 24 июня 1793 г., 22 августа 1795 г. Де Местр пытался развенчать устоявшееся представление о конституции как произведении, для создания которого требуются только определенный ум и знания. Конституция, считал он, не есть «совокупность основных законов, которые годятся для нации и которые должны снабдить ее той или иной формой правления».
Отметим, что подобное положение о различении фактической и писаной конституций в XIX в. будет проводить немецкий мыслитель Фердинанд Лассаль.
Де Местр определил реальные возможности законодателей по созданию писаной конституции:
• никакая конституция не может родиться лишь из об
суждения на каком бы то ни было совещании: «Писаные
учредительные акты или основные законы всегда суть
лишь документы, объявляющие о предшествующих правах,
о которых можно сказать лишь то, что они существуют»;
• необходимо, чтобы основные законы были не только
лишь «объявлениями предыдущих прав, надобно, однако,
многое для того, чтобы все, что может быть записано, ста
новилось таковым»;
• существуют такие положения, которые не могут или
не должны быть записаны: «Всегда в каждой конституции
есть даже нечто такое, что не может быть записано и что
необходимо оставить в темной и почитаемой неясности
под страхом свержения Государства»;
В отличие от Томаса Пейна, который придерживался мнения, что конституция существует лишь тогда, когда ее можно положить в карман, де Местр, также как и Дэвид Юм, отдавал предпочтение неписаной английской конституции.
Концепцию расширительного толкования текста конституции применил на практике Александр Гамильтон, считавший, что в конституции США есть «полномочия подразумеваемые».
• сами по себе пространно писаные конституции, в которых идет речь о государственных органах, тем не менее, не способны придать этим органам какую-либо силу: «Множество писаных конституционных законов свидетельствует лишь о множестве потрясений и об опасности распада». Примером прочных государственных учреждений, о которых ничего не было написано, была для де Местра Спарта;
14.1. Политико-правовое учение Жозефа де Местра 227
• принятие конституций — это всегда исключительное
событие: «Человеческое влияние не простирается за преде
лы развития существующих прав, которые, однако, недо
оценивались или оспаривались. Если люди неблагоразум
ные преступают эти границы безрассудными реформами,
го нация теряет то, что она имела, не достигая того, чего
она желает. Отсюда вытекает необходимость лишь крайне
редкого обновления, всегда проводимого с умеренностью и
трепетом»;
• создателями конституций могут быть только исключи
тельные люди: «Отличительная черта сих законодателей по
преимуществу: это короли или в высшей степени благород
ные люди. В данном отношении нет и не может быть ника
кого исключения»;
• принятие конституции может осуществляться только
«во имя Бога» и, следовательно, должно носить религиоз
ный характер: «Политика и религия образуют единый
сплав: с трудом отличают законодателя от священнослужи
теля; и эти политические учреждения заключаются глав
ным образом в религиозных занятиях и церемониях»;
• в писаную конституцию не следует включать права и
свободы, которых еще нет даже в зародыше: «Никогда не
существовала свободная нация, которая не имела бы в сво
ей естественной конституции столь же древние, как она
сама, зародыши свободы; и всегда лишь те права, которые
существовали в естественной конституции нации, ей уда
валось успешно развивать путем принятия писаных основ
ных законов»;
• писаная конституция должна создаваться «истинными
законодателями», а не просто учеными: «Эти законодатели
никогда не являются теми, кого называют учеными мужами,
потому что они ничего не пишут, они действуют, опираясь
более на инстинкт и на побуждение, чем на рассудок, что у
них нет иного орудия действия, как только некая духовная
сила, которая смиряет воли подобно ветру, гнущему траву»;
Заметим, что де Местр критически оценивал роль французских ученых (Кондорсе и др.), которые участвовали в 1792 г. в работе комиссии по подготовке конституции.
• конституции должны создаваться только для конкрет
ного народа (французов, немцев, русских и др.): «Консти
туция, которая создана для всех наций, не годится ни для
одной: это чистая абстракция, схоластическое произведе-
228Глава 14. Консервативные политико-правовые учения...
ние, выполненное для упражнения ума согласно идеальной гипотезе и с которым надобно обращаться к общечеловеку в тех воображаемых пространствах, где он обитает»; «Конституция 1795 года, точно так же как появившиеся ранее, создана для человека. Однако в мире отнюдь нет общечеловека»;
• конституция должна представлять собой решение главной задачи: «При заданных населении, нравах, религии, географическом положении, политических отношениях, богатствах, добрых и дурных свойствах какой-то определенной нации найти законы, ей подходящие». В этом заключении прослеживается влияние идей Ш. Л. Монтескье о духе народов, определяемом моральными и физическими факторами.
«Законов должно быть немного», — полагал де Местр. Совершенный законодатель тот, который «выступал бы единожды». Де Местр, удивленный огромным числом законов, принятых Национальным собранием Франции с 1789 по 1791 г. (2557), призывал законодателя остановиться: «У всякого истинного законодателя есть своя Суббота, и прерывность — его отличительная черта...».
Заработная плата законодателей. Де Местр сравнивает английского законодателя, который приезжает в Лондон представлять нацию «за свой счет», с французским законодателем, получающим жалованье. Де Местр критикует французскую систему: «Эти французские законодатели, взимающие с Нации пять или шесть миллионов ливров за то, что они наделяют ее законами; эти изготовители декретов, осуществляющие национальный суверенитет при условии получения восьми мириаграммов1 пшеницы в день, живут за счет своей возможности законодательствовать; такие люди, по правде говоря, весьма мало впечатляют ум; и если спросить себя, чего же они стоят, то воображение не может удержаться от того, чтобы не оценивать их в пшенице».
Отметим сходство представлений о заработной плате депутатов у консервативного мыслителя де Местра и либерального мыслителя Констана.
Критикуя теорию общественного договора, де Местр приводит следующую аргументацию:
S для оторванных от человечества «дикарей», находящихся в «естественном состоянии», договоры, нерушимые законы ровным счетом ничего не значат;
1 Мириаграмм — вес в 10 000 г (10 кг).
14.1. Политико-правовое учение Жозефа де Местра 229
S заключение договора означало бы не только то, что общество, живущее по законам и условиям, уже существует, но и то, что оно уже достаточно сложно устроено.
Следовательно, гипотеза о том, что общества созданы при помощи договоров, не только историческая, но и логическая нелепость.
Де Местр стоит у истоков европейской консервативной мысли. Признавая французскую революцию «эпохой», которая привела к потрясению монархической и христианской Европы, он верил в возможность реставрации монархии, которая для него — «воплощение отечества в одном
человеке».
Де Местр считал, что исторический опыт доказывает невозможность существования республики в больших государствах, к числу которых он относил и Францию: «великая неделимая республика есть дело невозможное»; «не может существовать великой, свободной нации под республиканским правлением».
Свою позицию де Местр обосновывает тем, что в течение четырех тысяч лет никогда не было «великой республики», напротив, полагал он, «всегда видели Монархию и иногда — Республику».
Де Местр не верил и в действенность представительной демократии — важного элемента республиканской формы правления. Он допускал, что исторически в Англии уже сложилось национальное представительство, но оно сводится лишь к тому, что «некоторое» число представителей посылается «некоторыми» людьми из «некоторых» городов или местечек. Однако, полагал де Местр, добиться того, чтобы «весь народ был представлен», невозможно — это «представительство есть вещь, никогда не виданная и никогда не могущая преуспеть».
Де Местр в своей работе «О папе» (1819) предлагал вернуться к средневековой теократии. Папу Римского де Местр называл «великим демиургом всемирной цивилизации», «универсальным монархом» — в силу его непогрешимости.
* * *
Жозеф де Местр заявил о себе как радикальный критик главного идеала века Просвещения — всесилия разумных законов. Он считал, что законы и Конституции создаются историей, а не искусственной деятельностью законодате-
230Глава 14.Консервативные политико-правовые учения...
лей. Скептицизм де Местра в отношении писаных законов можно рассматривать как отправную точку исследований в области современной социологии права.
Де Местр отрицательно относился к положениям естественно-правовой теории. Считал, что права человека (свобода, равенство и др.), вытекающие из природы, — это всего лишь фикция ума. Напротив, он полагал, что «высшие и более сильные организмы поглощают низших и слабых». Таким образом, де Местра можно считать предвестником идей социал-дарвинизма.
Местрианские рассуждения о долге каждого человека, который определяется его общественным положением w размерами его средств, были созвучны взглядам О. Конта, на которого де Местр оказал большое влияние, став для него «духовным отцом».
14.2. Политико-правовое учение Бональда
Бональд Луи Габриель Амбруаз(1754-1840) — французский политический деятель и публицист, философ-идеалист.
Эпоха. Французская революция (1789-1799). Установление во Франции империи Наполеона. Наполеоновские войны. Принятие Гражданского кодекса Франции (1804).
Биография. Родился в Шато де Монна, близ Мийо. Учился в колледже ораторианцев. В 1773 г. поступил на службу в корпус королевских мушкетеров. В 1778 г. оставил военную службу и вплоть до революции вел жизнь провинциального дворянина. С 1785 по 1789 г. — мэр г. Мийо. В 1790 г. был назначен президентом Государственной ассамблеи Аверона.
Во время революции Бональд как сторонник монархии был вынужден эмигрировать в Германию. Здесь он работает над своим первым произведением «Теория политической и религиозной власти в гражданском обществе» (1796). Во Франции эта работа была сразу же запрещена Директорией (интересно, что среди ее малочисленных читателей был Наполеон). После возвращения во Францию в 1797 г. Бональд сотрудничает с различными журналами, публикует «Аналитическое эссе о естественных законах, или о власти, министре и подданном» (1801), «Первоначальное законодательство» (1802) и др. Во времена Империи он не проявил
_______ 14.2. Политико-правовое учение Бонадьда______ 231
особой политической активности. Во времена Реставрации, напротив, был избран членом ультрароялистской палаты депутатов, в которой выступал за запрещение развода, ограничение свободы прессы и установление цензуры, принятие закона против святотатства. В 1816 г. был избран членом Французской академии; в 1818 г. выступил одним из основателей газеты «Le Conservateur». В 1823 г. Бональду было присвоено звание пэра Франции, которого он лишился в 1830 г., когда произошла Июльская революция.
Современник Бональда — Сент-Бёв (1804-1869). Логическое основание политико-правового учения. Бональд — представитель консервативной политико-правовой теории. Он выступал против философских идей Просвещения, не разделял веры французских просветителей в то, что индивид по своей природе — существо рациональное, свободное, расположенное к добру и что остается только принять разумные законы и реформировать форму государственного правления.
Политические и правовые воззрения Бональда сформировались под влиянием идей Руссо, французского философа и историка Мабли (1709-1785), немецкого философа и математика Лейбница (1646-1716) и французского писателя, епископа Боссюэ (1627-1704).
Бональд как схоластик мыслил согласно триаде:
причина —» средство —> следствие. Эту схему он применял при рассмотрении различных сфер бытия:
Бог -> Посредник -» Человечество; Власть —> Министры —> Подданные; Король -» Министры -> Аристократия; и др. Сам Бональд называл свой стиль изложения «геометрическим».
Основные работы: «Теория политической и религиозной власти в гражданском обществе» (1796); «Аналитическое эссе о естественных законах, или о власти, министре и подданном» (1801); «Первоначальное законодательство, рассматриваемое в последнее время исключительно в свете разума» (1802); «Философские исследования» (1818); «О сельской семье, индустриальной семье и праве первородства» (1826).
232Глава 14. Консервативные политико-правовые учения...
Содержание политико-правового учения. В отличие от представителей договорной теории происхождения государства, отводивших главную роль индивиду, Бональд в основу своей теории происхождения государства кладет патриархальную семью.
До того как появилось государство, полагал Бональд, существовали семьи, которые очень быстро из состояния мира перешли в «состояние войны». Однако вследствие действия «закона сохранения человеческого рода» должен был возвыситься кто-то один, кто смог бы подчинить эти разрозненные семьи «общему порядку обязанностей». В результате, по представлению Бональда, появилось объединение семей, которые в свою очередь «формируют: нацию как общность по происхождению, народ как территориальную общность, государство как общность законов» (отметим, что Бональд воспроизводит мысль Цицерона о том, что людей связывает в одном государстве общность законов).
Бональд был католическим философом, и потому для него особенно важно определение места и роли религии в человеческом обществе.
Религия, считал Бональд, это основа общества и только она обеспечивает подчинение подданных государству: «Религия является основанием любого общества; без религии нельзя найти какого-либо обоснования самой власти и обязанностей ей подчиняться. Религия — вот фундаментальная конституция всякого общественного состояния». Религия и государство дополняют друг друга: «религия защищает власть государства, а государство защищает власть религии».
В работе «Первоначальное законодательство» Бональд предложил несколько классификаций законов.
Следуя схоластической схеме, Бональд различает «законы-принципы» («основной закон») и «законы-следствия» (локальные законы).
Под «законами-принципами» Бональд понимает естественный закон Цицерона. В отличие же от Цицерона, считавшего, что содержанием естественного закона является справедливость, Бональд сводит содержание законов-принципов к Божественной воле.
Итак, «законы-принципы» («основной закон») — это божественная воля, выраженная непосредственно самим Богом. Эти законы-принципы предшествуют по времени
14.2. Политико-правовое учение Бональда
законам-следствиям, распространяются на все без исключения существа, имеют основополагающее значение для
всего общества.
Как католический мыслитель Бональд считал нарушением «основного закона» идолопоклонство — «варварский и непристойный культ»; неограниченное право войны; полигамию.
«Законы-следствия» — это божественная воля, выраженная людьми посредством законов. Бональд говорит о том, что эти законы принято называть: «позитивными законами, которые также можно было бы назвать законами-следствиями, поскольку они должны быть естественным следствием основных законов. Именно это хотят сказать Мабли: "Законы хороши, если они являются продолжением естественных законов" и Ж.-Ж. Руссо: "Законы политические именуются также основными, если они мудрые"».
«Законы-следствия», считал Бональд, вытекают из Десяти заповедей: «Настало время перейти к применению Десяти заповедей к различным состояниям общества и проследить развитие основного закона в локальных и вытекающих из него законах, так как зерно всех частных законов находится в Декалоге, который содержит в себе, согласно Боссюэ, «первые принципы культа Бога и человеческого общества»».
«Законы-следствия» («локальные законы») Бональд подразделяет в зависимости от того, в какой сфере они действуют:
•S в религиозной сфере действуют законы «человека-Бога», т.е. наместника Бога на земле;
•S в государственной жизни люди подчиняются законам
«человека-принца»;
•/ в семейной жизни отношения регулируются законами
«человека-отца».
Таким образом, содержанием законов у Бональда всегда является воля Бога, которая выражена либо прямо, либо опосредованно. Воля Бога в практической жизни людей, по представлению Бональда, всегда имеет форму «человеческих правил», которые что-то «либо предписывают, либо запрещают»; ведут человека «по самому короткому пути к благу, к которому стремится человек, обучая его тому, что он должен делать и чего он должен избегать».
Бональд считал, что законы, в которых изложены человеческие правила, подобны друг другу: «Общие и особен-
I
234 Глава 14. Консервативные политико-правовые учения...
ные законы, религиозные и политические, гражданские и уголовные, частные и публичные, законы-повеления и законы-запреты подобны:
S в силу того, что общей первичной причиной их существования выступает суверенная власть Бога;
S в силу того, что вторичной причиной их существования выступает власть человеческая, которая есть лишь средство осуществления суверенной власти Бога;
■S по своему эффекту, производимому на один и тот же объект, — народ, и потому они не могут противоречить друг другу в своих положениях, поскольку у Бога не может быть противоречивых воль, а человек не может в одном и том же социальном состоянии подчиняться одновременно противоположным правилам».
Бональд разграничивает два понятия: легитимность и легальность человеческих действий. Под легитимностью он понимает соответствие человеческих действий законам-принципам («общему закону как слову суверенной власти Бога»), а под легальностью — соответствие человеческих действий всем остальным человеческим законам, которые он называет «локальными законами». Идеальным обществом может быть лишь то общество, в котором действия людей одновременно являются и легитимными, и легальными: «Легитимность человеческих действий заключается в их соответствии общему закону, а их легальность — в их соответствии локальным законам. Легитимность есть совершенство, абсолютное добро, необходимость; легальность есть благопристойность, относительное добро, полезность. Самое лучшее состояние для общества такое, когда легитимное состояние является легальным, или легальное состояние является легитимным, т.е. таким, при котором локальные законы являются естественными следствиями общего закона, когда все то, что хорошо и есть закон, а всякий закон — хороший закон. Это то, что хочет сказать Руссо... различая основные законы и политические: «Законы политические именуются также основными, если они мудрые».
Здесь Бональд затронул очень важную тему легитимности человеческих действий в ее соотношении с их легальностью. Эта тема получит несколько другое преломление в XX в. у немецкого социолога Макса Вебера.
Бональд отрицательно относился к Декларации прав человека и гражданина, предлагая заменить ее Декларацией
14.3. Политико-правовое учение Эдмунда Бёрка 235
прав Бога, так как для него именно «Бог -*■ автор всех со-псршенных законов». Был он также противником созданного на индивидуалистической основе Гражданского кодекса (1804). Отстаивая коллективные ценности, Бональд ныступил за восстановление прежнего правового регулирования семейных отношений. В 1816 г. он, будучи депутатом, инициировал принятие закона, отменившего развод. В своей работе «О сельской семье, индустриальной семье и нраве первородства» подверг сомнению эгалитарный режим наследования, закрепленный в Гражданском кодексе. Между тем сегодня Гражданский кодекс 1804 г. остается официально действующим сводом гражданского права во Франции, представляя в этом отношении уникальный случай в мировой правовой истории.
В совершенном обществе, считал Бональд, будут действовать конституционные и административные законы, которые должны быть «более или менее обширными применениями общего закона», т.е. закона как выражения Божественной воли. Он полагал, что потребность в принятии других законов исчезнет: «В совершенном обществе не нужно будет больше принимать законов, достаточно будет их поддерживать посредством непрерывной деятельности администрации" против непрерывной деятельности времени и людей, которые стремятся их разрушить. Таким образом, законодательная власть должна будет всегда находиться на отдыхе, а исполнительные функции всегда будут
в действии».
Идеалом формы правления государства Бональд считал монархию при сохранении привилегированного положения духовенства.
* * *
Бональд — яркий представитель теократического направления мысли во Франции на рубеже XVIII—XIX вв.
14.3. Политико-правовое учение Эдмунда Бёрка
Бёрк Эдмунд (1729—1797) — ирландский государственный деятель, представитель консервативной политико-правовой мысли.
Эпоха. «Славная» революция 1688 г. в Англии и Великая французская революция 1789 г. — вот два основных со-
236Глава 14.Консервативные политико-правовые учения...
бытия, которые определяли общественную жизнь XVIII столетия.
Биография. Родился в Ирландии (по одним сведениям—в Дублине, по другим — в небольшом городке Мэлл-роу) в семье адвоката. Отец принадлежал к государственной церкви, мать была католичкой. Бёрк воспитывался как прихожанин государственной церкви, хотя его первым учителем был католик. Учился в школе для бедных, которая размещалась в разрушенной католической церкви. В 1744 г. поступил в ведущий колледж Ирландии — Колледж Святой Троицы. В 1748 г., после окончания колледжа и получения степени бакалавра, Бёрк переезжает в Англию и продолжает по настоянию отца изучение права в «Темпл Колледж». Вскоре отказывается от карьеры юриста, лишается материальной поддержки семьи и начинает зарабатывать на жизнь журналистикой и публицистикой. В 1756 г. опубликовал свои первые литературные труды: «Защита естественного общества» и «Философское исследование происхождения наших идей о Высоком и Прекрасном».
В 1759 г. начинается политическая карьера Бёрка. По выражению одного из его биографов, «Бёрк не стал революционером, но в том, что касалось Ирландии, он с трудом подавлял в себе мятежника». Лучшей иллюстрацией значения политической деятельности Бёрка могут служить слова, сказанные Джорджем Каннингом в год его смерти: «У нас только одно событие, но это событие мирового значения — Бёрк умер».
Джордж Каннинг (1770-1827)— премьер-министр Великобритании в 1827 г., министр иностранных дел в 1807-1809 гг. и с 1822 г. — лидер партии тори.
Логическое основание политико-правового учения:
идеология вигизма. Вигизм провозглашал верность конституционному устройству Британии, в основе которого лежит баланс между властью короны, властью парламента и судебной властью. Это равновесие властей было закреплено «Славной» революцией 1688 г.
Основные работы: «Размышления о революции во Франции» (1790); «Письмо г-на Бёрка к члену национальной ассамблеи в ответ на некоторые возражения в отношении его книги, о положении дел во Франции» (1791).
Содержание политико-правового учения. Критика французской революции и защита неписаной конституции
14.3. Политико-правовое учение Эдмунда Бёрка 237
Аи/тш. Бёрк отрицательно отнесся к революционным изменениям, которые произошли во Франции после революции 1789 г. Созыв Национального собрания и разработку попой Конституции Франции он оценивал как безрассудные и самонадеянные акты.
1>ёрк полагал, что создание Национального собрания, н.насть которого ничем не ограничена, цели которого не определены, «может быть причиной ужасных потрясений». Нласть английской палаты общин представлялась Бёрку просто «каплей в море» по сравнению с властью устойчивого большинства в Национальном собрании. Он писал: «Это (Собрание с начала беспорядков не подчинялось более никакому закону, никакому строгому регламенту или установленному обычаю, которые могли бы ограничить его власть».
Непрерывная деятельность Национального собрания представлялась Бёрку угрозой для французской нации: «В Англии мы не можем столь напряженно трудиться, как французы. ...В вашем Собрании вы не устраиваете себе перерывов даже по воскресеньям. Мы имеем два выходных в неделю кроме праздников и помимо пяти или шести месяцев летом и осенью. Это продолжительный беспрерывный труд членов вашего Собрания я считаю одной из причин содеянного ими вреда».
Бёрк полагал, что «беспрерывный труд» парламентариев имеет следствием их неспособность «к истинному суждению»:
• «вы никогда не бываете в стране, чтобы трезво и бес
страстно обозреть результаты принятых вами мер»;
• «вам не дано увидеть своими собственными глазами
страдания и муки, причиненные вами. Вы знаете об этом на
отдалении, со слов тех, кто всегда льстит властям предер
жащим, кто, сообщая о жалобах, воспламеняет в то же вре
мя ваши души против самих же подвергшихся угнетению».
Безрассудными представлялись Бёрку надежды французских революционеров на скорое создание новой конституции: «Какие головы надо иметь, какие сердца, какие способности, чтобы осмелиться не только создавать законы... но одним махом создать новую конституцию для огромного королевства и каждой его части, пригодную и для монарха на троне, и для прихожанина самого захудалого прихода. Но "дуракам закон не писан"».
Бёрк критиковал французских революционеров, которые использовали принцип уравнивающей справедливости
238 Глава 14. Консервативные политико-правовые учения...
в государственном строительстве: «Невозможно управлять государством по очереди или по случаю. Каждый человек - должен заниматься работой, которую он знает».
Деятельность французских революционеров, которая подрывала институт правомерно приобретенной собственности, Бёрк воспринял с ужасом: «Полагаю, что мы никогда не потеряем настолько чувство долга, возложенное на нас общественным законом, чтобы под предлогом государственной пользы конфисковать публичное имущество или состояние отдельного гражданина. Кто, кроме тирана... мог бы отнимать собственность у людей без суда и предварительного обвинения, даже не выслушав их; и это у сотен, тысяч, у целых классов».
Анализируя эксперименты, проводимые французскими революционерами в государственном строительстве, Бёрк все больше и больше убеждался в преимуществах английской политической системы. И тем выше он оценивал неписаную конституцию Англии: «Начиная с Великой хартии до Декларации прав, наша конституция следовала четкой тенденции отстаивания свобод, которые являются нашим наследством, полученным от праотцов и переданным потомкам как достояние народа, и без каких-либо ссылок на другие, более общие приоритетные права».
Бёрк с восхищением отзывался о принципе наследования государственной власти в Англии, который прошел проверку в течение многих веков: «Английский народ прекрасно понимает, что идея наследования обеспечивает верный принцип сохранения и передачи и не исключает принципа усовершенствования, оставляя свободным путь приобретения и сохраняя все ценное, что приобретается». Наследственная династия и наследственное пэрство представляются Бёрку безусловными ценностями.
Права человека. Принятие во Франции в 1789 г. Декларации прав человека вызвало дискуссию в английском обществе. Некоторые из английских мыслителей с энтузиазмом смотрели на Францию, по сравнению с которой английская конституция представлялась им «незаконной» и «узурпаторской». Бёрк вступил с ними в полемику, заявив: «Они презирают опыт, считая его мудростью невежд. Они закладывают мину, которая разом взорвет все древние образцы, все обычаи, хартии, парламентские акты. Эта мина — права человека».
14.3. Политико-правовое учение Эдмунда Бёрка 239
Французским теоретикам прав человека — Вольтеру, I 'уссо, Гельвецию — необходимо противопоставить англий-гкую мудрость образца XIV в.: «Нас еще не выпотрошили и, подобно музейным чучелам, не набили соломой, тряпками и :июбными и грязными бумагами о правах человека».
Бёрк предлагает различать «действительные» права человека и права, которые ему на самом деле не принадлежат, i.e. недействительные права. К «действительным» правам человека Бёрк относит широкий круг личных и политических прав, в том числе право на справедливость, на наследство, на воспитание и обучение детей, на исполнение политических должностей и др. Всеми этими правами человек пользуется как член гражданского общества, которое люди создали, заключив между собой общественный договор.
Недействительные права — это те права, которыми индивид пожертвовал, став одним из членов гражданского общества. Право быть судьей в своем собственном деле и право на самозащиту Бёрк считал именно такими правами: «Один из первых мотивов гражданского общества, который стал его основополагающей нормой, — утверждение, что "ни один человек не может быть судьей в своем собственном деле". Уже одно это лишает человека его естественного права, которое принадлежит ему вне зависимости от договора, т.е. самому судить и отстаивать свои интересы. Он должен отказаться даже от самозащиты — этого первого закона природы. Люди не могут одновременно пользоваться правами цивилизованного государства и государства нецивилизованного. Чтобы сохранить свободу, они должны полностью отдать ее на общее хранение».
Синонимом недействительного права для Бёрка служит «право на всё», т.е. право, которое не имеет никаких ограничений. Однако он считал, что «нет прав без ограничений»: «Ограничение, так же как свобода, должно быть включено в число прав человека».
В отличие от французских просветителей, Бёрк в своих рассуждениях отталкивается не от абстрактного индивида с абстрактными правами, а от гражданского общества, члены которого являются партнерами: «Человек имеет право работать для себя, не вредя другим; и вместе со всем обществом имеет неоспоримое право на часть общего достояния. Но в этом партнерстве все люди имеют равные права, но не равное имущество». Следовательно, право на имущественное равенство — это недействительное право.
240 Глава 14. Консервативные политико-правовые учения...
Консервативная программа. Бёрк не признавал каких-либо революционных преобразований государственного строя, считая, что политика государства может быть основана только на праве давности. Он оценивал английскую конституцию как средство обеспечения благополучия англичан и как «неоценимое сокровище» для многих других стран. Бёрк полагал, что английскую конституцию как старое, но крепкое здание можно лишь ремонтировать, но стиль этого здания нельзя изменять.
Что касается дореволюционной монархической формы правления во Франции, то Бёрк допускал историческую возможность ее плавного реформирования, которая была упущена: «Лишь с величайшей предосторожностью должно было сокращать полномочия королевской власти, которая лишь и была способна удерживать в единстве сравнительно разнородную массу... сословий».
Любые устойчивые институты государственной власти не создаются «сверху», считал Бёрк, они вырастают «из освященных обычаем условий, отношений и взаимоуравно-вешивающих требований людей», «из всех обстоятельств страны и определенного положения собственности».
Бёрк отрицательно относился к попыткам политиков при помощи законов изменить нравственный миропорядок, который создан, по его представлению, Божественным разумом: «Все человеческие законы имеют, строго говоря, сугубо декларативный характер; они могут изменить внешний облик и форму воплощения исконной справедливости, но не властны над ее сущностью».
Бёрк полагал, что надо заботиться о действии нравственных бессмертных законов, борясь с нравственными пороками людей: гордыней, алчностью, лицемерием, бунтарством, необузданным рвением и т.п., — пороками, которые разрушают общественную жизнь: «Вы вряд ли излечите зло, решив, что больше не должно быть ни монархов, ни государственных министров, ни священников; никаких толкователей законов; никаких должностных лиц... мудрые люди принимают меры против пороков, а не понятий».
Квинтэссенцией консервативной программы Бёрка могут служить его слова: «Я постоянно убеждаюсь в том, что любая попытка — какую бы форму она ни принимала — подавлять, лишать титулов, разорять, реквизировать имущество и истреблять родовую знать, а также уничтожать земельную собственность целой нации, не может быть оправдана».
14.3. Политико-правовое учение Эдмунда Бёрка 241
Оставаясь защитником консервативной политики государства, Бёрк допускал необходимость внесения в нее некоторых изменений: «Мы все должны покориться великому закону изменения. Это самый могущественный закон природы, и все, на что способна человеческая мудрость, — ;>то обеспечить, чтобы изменения происходили мельчайшими порциями. Подобный образ действий, с одной стороны, предотвратит резкое смещение старой верхушки, что обычно порождает мрачное и угрюмое недовольство среди тех, кто внезапно лишился своего влияния и общественного веса. С другой стороны, постепенный переход не даст людям, долгое время находившимся в приниженном положении, опьяниться слишком большим глотком новообре-тенной власти, которой они всегда злоупотребляют с безудержным высокомерием».
Этика государственной службы. Консервативный мыслитель и действующий политик Бёрк сравнивал деятельность государственных деятелей с деятельностью «посвященных», считая, что любой из них должен осознавать свою огромную ответственность перед Богом и людьми: «Каждый человек, обладающий долей власти, должен глубоко и полностью проникнуться мыслью о том, что он выступает как доверенное лицо и что ему придется давать отчет о своих действиях в качестве такового единому великому Господу нашему Христу, Творцу и Основателю общества».
Заметим, что идея доверия общества к государственным служащим получила закрепление в Кодексе этики правительственной службы США (1958): «Государственная должность является выражением общественного доверия».
Э. Бёрк был действующим политиком, а детальное осознание политических сил достигало у него уровня пророчества. Он противопоставил исторический опыт народов радикальным действиям революционеров, увлеченных практическим применением абстрактных положений о неограниченной свободе и равенстве.
Книга Бёрка «Размышления о революции во Франции», вышедшая тиражом 12 000 экземпляров, принесла ее автору уже при жизни европейскую известность. Она пользовалась популярностью даже у царствующих особ, включая русскую императрицу Екатерину II.
242 Глава 14. Консервативные политико-правовые учения...
Вопросы для самоконтроля
1. Какие виды конституций различал де Местр?
2. Каковы реальные возможности законодателей по созда
нию писаной конституции?
3. Какова, по мнению де Местра, идеальная форма правле
ния государства?
4. В чем смысл теории происхождения государства Бональда?
5. Какой классификации законов придерживался Бональд?
6. В чем сущность концепции легитимности и легальности
Бональда?
7. Как Бёрк критиковал французскую революцию?
8. Каково отношение Бёрка к правам человека?
Литература
Бёрк Э. Правление, политика и общество. М., 2001.
Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1993.
Берлин И. Философия свободы. Европа. М., 2001.
Кирк Р. Бёрк и политика, основанная на праве давности // Политические исследования. 2003. № 5.
Местр Ж. де. Рассуждения о Франции / Пер. с франц. М., 1997.
Глава 15
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА
ГУСТАВ ГУГО, ФРИДРИХ КАРЛ
САВИНЬИ, ГЕОРГ ФРИДРИХ
ПУХТА)
В 1814 г. вышла в свет книга профессора Гейдельберг-ского университета Юстуса Тибо «О необходимости "всеобщего гражданского права в Германии», вызвавшая бурную дискуссию в научных кругах этой страны.
Тибо Антон-Фридрих Юстус (1772-1840)— немецкий юрист, представитель «историко-философского» направления. Тибо — главный защитник идеи кодификации общегерманского гражданского уложения.
На пламенный призыв Тибо в самые короткие сроки создать единый Гражданский кодекс Германии, который базировался бы на тех же рациональных началах, что и французский Гражданский кодес 1804 г., Савиньи ответил работой «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению». В ней идея быстрой кодификации германского гражданского права на базе французского права критиковалась как антинациональная и неосновательная. Савиньи не отрицал возможности кодификации, однако видел возможность ее осуществления лишь после создания в Германии единой «органично развивающейся правовой науки».
Подобные идеи Савиньи были поддержаны германскими правоведами Эйххорном (1781—1854) и Гешеном (1778— 1837), которые вскоре вместе стали издавать «Журнал исторического правоведения». Таким образом, 1814 год можно считать годом основания исторической школы права.
Историческая школа права сформировалась в Германии в первой половине XIX в. Представители исторической школы права выступили с критикой школы естественного
244 Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго...________________
права как права идеального, которое можно вывести из человеческого разума. Исторически сложившееся и применяемое каждым народом право, считали они, является ценностью независимо от того, разумное это право, или нет. К числу наиболее известных теоретиков исторической школы права принадлежат Густав Гуго, Фридрих Карл Сави-ньи, Георг Фридрих Пухта.
Логическое основание политико-правового учения представителей исторической школы права. На мировоззрение представителей исторической школы права оказали влияние прежде всего немецкий философ Г. Лейбниц, французский правовед Ш.Л. Монтескье, теоретики немецкого романтизма Ф. Шеллинг и И. Гердер.
Еще в XVII в. Лейбниц сформулировал задачу научной юриспруденции — изучение непрерывности изменений права, которую только в XIX в. стали решать представители исторической школы права.
От теоретиков немецкого романтизма они восприняли идею органического развития явления Ф. Шеллинга и идею целостности явлений И. Гердера.
Тезис Монтескье, согласно которому «законы должны быть настолько свойственны народу, для которого они созданы, что следует считать величайшей случайностью, если установления одной нации могут быть пригодны для другой», позволил теоретикам исторической школы права сделать вывод о том, что нет права вообще, а есть исторически сложившееся право того или иного народа, которое правоведам и следует изучать. На мировоззрение Гуго, например, особое воздействие оказало следующее высказывание Монтескье: «Если бы я мог сделать так, чтобы люди получили новые основания полюбить свои обязанности, своего государя, свое отечество и свои законы, чтобы они себя почувствовали себя более счастливыми во всякой стране, при всяком правительстве и на всяком занимаемом ими посту, — я счел бы себя счастливейшим из смертных». На эволюцию взглядов представителей исторической школы права также оказали влияние идеи немецких философов И. Канта и Ф. Гегеля.
Густав Гуго(1764—1844) — профессор права Гёттингенс-кого университета, основатель исторической школы права.
Биография. Родился 23 ноября 1764 г. В 1782 г. поступил на юридический факультет Гёттингенского университета. С 1786 по 1788 г. был воспитателем наследного прин-