Политико-правовая мысль эпохи средневековья
В Средние века в Западной Европе основными вопросами становятся вопросы соотношения государства и церкви, а также божественных и человеческих законов. В XII в. в Западной Европе открывается Болонский университет — первый в Западной Европе, а в XIII в. — Парижский и Оксфордский университеты. В это время появляется первый латинский перевод книги Аристотеля «Политика». В университетах начинают изучать Аристотеля, под влияние которого подпадают такие яркие мыслители, как Фома Аквинский и Марсилий I Гадуанский. Фома Аквинский использует философию Аристотеля для оправдания догматов католической веры, а Марсилий Падуанский, опираясь на Аристотеля, развивает светскую теорию государства и права. Основным источником :шаний о мире продолжает оставаться Священное Писание.
4.1. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве
Фома Аквинский(1225/1226-1274) — итальянский католический философ, доминиканский монах.
Эпоха. В XII—XIII вв. в Западной .Европе появились нищенствующие монашеские ордена (францисканцы, доминиканцы). Обители этих орденов располагались в круп-пых городах. В этих же городах находились и университеты. Францисканцы и доминиканцы «продублировали монастырские кафедры университетскими, где, утвердившись, затмевали всех других» (Жак Ле Гофф)1. Известны-
ш т
1 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
60 Глава 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья
ми профессорами Парижского университета стали доминиканец Фома Аквинский и францисканец Бонавентура.
В XII—XIII вв. по всей Европе прокатилась волна еретических движений, которые имели антифеодальную направленность. Борьбу с ересью возглавили доминиканцы, используя инквизицию.
Биография. Родился в семье графа Ландольфо, которому принадлежал домен (поместье) в окрестностях города Аквино (Ломбардия). Получил имя Томазо, или, по-гречески, Фома. Сначала учился в школе при аббатстве, затем в университете Неаполя, основанного Фридрихом II. В Неаполе сблизился с доминиканцами — нищенствующими монахами, и стал одним из них, отказавшись от графского титула. Его семья отнеслась к этому поступку враждебно: некоторое время его держали под домашним надзором.
Получив свободу, Фома продолжил обучение у доминиканца Альберта Великого — сначала в Париже, а затем — в Кёльне. Целью доминиканского ордена была борьба с ересями «при помощи костров и силлогизмов». В 1252 г. главный магистр доминиканского ордена пригласил Фому в качестве своего ассистента в Париж. С 1252 по 1254 г. Фома Аквинский — бакалавр «библикус», с 1254 по 1256 г. — бакалавр «сентенциариус». С 1256 по 1259 г. он преподает в Парижском университете, являясь магистром теологии и возглавляя кафедру в этом университете. Затем, по традиции ордена, начинаются странствия Фомы, связанные с преподаванием в университетах Кёльна, Болоньи, Рима, Неаполя. 7 марта 1274 г. по пути в Лион, куда он направлялся по приказу папы Григория X для участия в Соборе, Фома Аквинский умер, канонизирован 18 июля 1323 г. В 1368 г. его останки были перенесены в Тулузу.
Основные работы: «Сумма теологии» (1265-127'4), «О правлении государей» (1266).
«Сумма» (лат. summa — итог) — созданный схоластикой жанр философской литературы, огромный по объему и строгий по композиции обзорно-итоговый труд.
Словарь научных трудов Фомы Аквинского содержит 13 000 000 терминов (весь русский язык, по данным Института русского языка, насчитывает 440 000 слов).
Логическое основание политико-правового учения.На Фому Аквинского оказал большое влияние Аристотель. Фома Аквинский предложил синтез католической веры и
4.1. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве 61
философии Аристотеля. По остроумному замечанию одного из исследователей, Фома Аквинский обратил Аристотеля в христианство и крестил его.
Содержание правового учения. Понятие закона. Фома Аквинский сформулировал следующие характеристики закона:
• «закон есть не что иное, как некое установление разу
ма в целях общего блага, принятое и обнародованное теми,
кто имеет попечение об обществе»;
• «закон относится к тому, что составляет основу чело-
исческих поступков, поскольку для них он является прави
лом и мерилом»;
• «любой закон направлен к общему благу»;
• «закон вызывает движение к цели».
Классификация законов. Существуют четыре вида зако
нов, три из которых представляют собой иерархию (табл. 5).
1. Вечный закон (lex aeterna) — естественный божествен
ный закон, рациональный проект Бога, который знаком
только самому Богу и блаженным святым: «замысел управ
ления вещами, существующий у Бога как государя вселен
ной, имеет значение закона». Вечный закон нигде не запи^
сап, а обнародован Богом в устной форме божественного
слова и адресован твари внимающей.
2. Естественный закон (lex naturalis) — отражение Бо
жьего закона человеческим разумом, это «печать боже
ственного света на нас». Человек как разумное создание
частично может постигать lex aeterna. Это «свет естествен
ного разума, с помощью которого мы различаем, что хоро
шо, а что плохо». Естественный закон представляет собой
некие моральные предписания, провозглашенные разумом
и результате размышления о природе человека, живущего в
обществе. Этот закон предписывает все то, что соответ
ствует существованию человеческого рода: союз мужчины
и женщины, воспитание детей и др.
Как обнародуется естественный закон? Он «обнародо-иап уже тем, что Бог вложил его в умы людей так, чтобы те познали его естественным путем».
3. Человеческий позитивный закон (lex humana) — фео
дальное право того времени. Этот закон представляет со
бой «частные распоряжения, выработанные человеческим
разумом»: исходит из факта несовершенства людей, поэто
му является самым несовершенным в иерархии законов;
служит человеку в достижении его земных целей; нужен
потому, что люди вследствие грехопадения имеют извра-
62 Глава 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья
щенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; призван четко определить естественный закон (как должны заключаться браки, каковы санкции за совершенное правонарушение).
Проблема непогрешимости человеческих позитивных законов. Фома Аквинский полагал, что «человеческие законы не могут обладать той непогрешимостью, которая отличает выводы наук, подкрепленные доказательствами».
Соотношение человеческого позитивного закона и естественного закона. Человеческий позитивный закон должен соответствовать lex naturalis: «каждый закон, установленный людьми, постольку является законом, поскольку выведен из закона природы». Иначе это не закон, а «порча закона», и такому закону можно не подчиняться. Принудительное осуществление такого закона — признак тирании. Однако Фома делает оговорку: такой закон может считаться обязательным, если необходимо пресечь беспорядок.
4. Позитивный божественный закон (lex divina) — содержится в Библии. Он адресован «твари читающей» и только этот закон может привести человека к достижению сверхъестественной цели, блаженству сверхприродному, что является актуальным для верующего христианина.
Правовые взгляды Аристотеля и Фомы Аквинского
Аристотель | Фома Аквинский |
Два вида законов: • естественные; • положительные | Четыре вида законов: • божественный естественный закон; • человеческий естественный закон; • божественный позитивный закон; • человеческий позитивный закон |
Законы дополняют друг друга | Иерархия законов |
Политическое учение Фомы Аквинского посвящено рассмотрению трех важнейших проблем.
1. Церковь и государство.
Фома решает вопрос, актуальный для того времени: имеет ли право церковь ограничивать светских правителей и судить о законности их власти? В то время светские
4.1. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве 63
правители отрицали это право, ссылаясь на положение ('иященного Писания о том, что «нет власти не от' Бога» (т.е. светская власть также происходит от Бога).
Решая этот вопрос, Фома предлагает различать три элемента государственной власти:
S сущность;
■S происхождение;
S использование.
Сущность государственной власти г/становлена Богом, доказательством чего служат слова апостола Павла: «Существующие власти от Бога установлены».
Происхождение государственной власти может быть и незаконным (насилие, подкуп).
Использование государственной власти часто ведет к ллоупотреблению властью.
Фома считал, что церковь не посягает на власть как на божественный принцип, но она оставляет за собой право •■.удить о законности происхождения власти и использовании ее тем или иным правителем.
Фома решает вопрос о разграничении компетенции татской власти и церковной власти. Он высказывает идею автономии властей: светская власть должна управлять только внешними действиями подданных, а церковь — душами людей. Фома так аргументировал эту идею: «Так как духовная власть и светская, обе производны от власти Божьей, то светская власть настолько находится под духовной, насколько она ей Богом подчинена, а именно в делах, которые касаются спасения души; вследствие этого в таких делах следует скорее повиноваться церковной власти, а не < петской. В том же, что касается гражданских благ, следует оолсе повиноваться светской власти, чем церковной, в соответствии с поучением "Отдайте кесарево кесарю" >.
Вместе с тем Фома Аквинский выдвигал и идею взаимодействия властей. Государство должно помогать церкви в (юрьбе с ересью: «Извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, гораздо более тяжкое'преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потребностей временной жизни. Следовательно, если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков, коль скоро они уличены в ереси». 2. Проблема тираноубийства.
Можно ли сопротивляться ли тирану? Фома высказы-иал следующие аргументы против тираноубийства:
Г В
64 Глава 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья
S после убийства тирана может прийти новый тиран, который будет еще свирепее. В обоснование этого аргумента Фома приводит замечательный пример: «...когда-то в Сиракузах, в то время как все желали смерти Дионисия, некая старуха долго молилась о том, чтобы он был невредим и пережил бы ее. Узнав об этом, тиран спросил ее, почему она это делала. Тогда она сказала: "Когда я была девочкой и у нас был грозный тиран, я желала его смерти. Он был убит, и ему наследовал другой тиран, еще суровее; и когда его власть кончилась, я считала, что он был много суровее. Ты — третий, и теперь мы понимаем, что ты намного более суровый правитель. Так вот, если ты будешь уничтожен, еще худший займет твое место"»;
■S убийство тирана не соответствует апостольскому учению. Апостол Петр считал, что нужно смиренно подчиняться не только добрым, но и злым господам.
Вместе с тем Фома допускал тираноубийство, которое должно совершаться не по собственному почину, а по решению общества (католическая церковь в то время не раз обращалась к подданным с призывом не повиноваться тому или иному неугодному ей правителю).
3. Идеальная форма правления (табл. 6) .
Фома развивает свою политическую теорию в рамках теоцентристской картины мира, опираясь на идеи Аристотеля. Вслед за Аристотелем он выделяет шесть форм правления государства: монархию, тиранию, аристократию, олигархию, политию, демократию.
Таблица 6 Политические взгляды Аристотеля и Фоны Аквинского
Аристотель | Фома Аквинский |
Идеальная форма правления | |
Полития | Монархия |
Обоснование выбора | |
Полития — это государство, основой которого является средний класс | Согласно природе вещей править должен один. Согласно жизненному опыту |
В отличие от Аристотеля лучшей формой правления Фома признает монархию, а не политию.
Марсилия Падуанского 65
Он считал, что согласно природе вещей править должен один, поскольку:
S во вселенной единый Бог;
■S среди множества частей тела есть одна, которая движет всем, — сердце;
S среди частей души главенствует одна — разум;
S у пчел один царь.
Согласно жизненному опыту провинции и города-государства, которыми управляет не один, одолеваемый раздорами, «и, напротив, провинции и города-государства, которые управляются одним государем, наслаждаются миром, славятся справедливостью и радуются процветанию». Господь говорит устами Пророка (Иеремия, XII, 10): «Множе-стио пастухов испортили мой виноградник».
* * *
По замечанию Р. Тарнаса, Фома Аквинский «обратил средневековое христианство к Аристотелю и тем ценностям, каковые Аристотель провозглашал», соединив в единое целое «греческое мировоззрение во всем его объеме с христианским вероучением в единую великую «сумму», где научные и философские достижения древних оказа-uiicb включенными в общий свод христианской теологии».
Учение Фомы Аквинского имеет своих последователей. И маетности, современная католическая теория права (нео-гом истекая теория права Ж. Маритена (см. 25.5) восприня-II.i идею Фомы о естественном законе и естественных правах чглоиека (право на жизнь и продолжение человеческого рпд.-i), которые вытекают из самого lex aeterna, на которые не может посягать государство, принимая lex humana).
Словарь
lex aeterna — вечный закон lex naturalis — естественный закон lex humana — человеческий закон lex divina — божественный закон
4.2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского
итальянский по- |
Марсилий Падуанский (1280-1343) оптический и правовой мыслитель.
l M. II. Марченко
66 Глава 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья
Эпоха. Конец Средневековья. В это время децентрализованная Северная Италия представляла собой мелкие княжества и небольшие города-республики. Войны и раздоры были обычным явлением этой эпохи, а мир — горячим желанием людей.
Биография. Родился в Падуе, изучал медицину в Па-дуанском университете. Преподавал логику и метафизику Аристотеля в Парижском университете, в 1312-1313 гг. был ректором Парижского университета. За книгу «Защитник мира» Марсилий был отлучен от церкви, вынужден покинуть Париж и укрыться при дворе Людвига Баварского. Некоторое время он был его врачом и советником.
Людвиг IV Баварский (1287-1347): с 1314т.— германский король, претендент на престол Священной Римской империи, с 1328 г. — император Священной Римской империи. Вел борьбу с римскими папами.