Ответственность за телефонный терроризм
Телефонные террористы, сообщая о терактах ради шутки, даже не задумываются о последствиях. Соответственно, наказания должны быть строже за подобные поступки. Так Госдума рассмотрела в первом чтении правительственный законопроект, ужесточающий наказание за ложное сообщение о теракте – срок лишения свободы может составлять до 5 лет, если преступление повлекло крупный ущерб. Законопроект был внесен в Госдуму 24 января. Документом предлагается дополнить статью 207 УК РФ частью второй, в которой предусматриваются квалифицирующие признаки состава преступления – «причинение крупного ущерба либо наступление иных тяжких последствий». За такое деяние предлагается установить наказание в виде штрафа в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей, либо в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет, либо в виде лишения свободы на срок до 5 лет. При этом крупным ущербом в этой статье предлагается признавать ущерб, превышающий один миллион рублей.
В настоящее время заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве или поджоге наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев. Максимальный срок лишения свободы – три года.
Как отмечают разработчики инициативы, внесение законопроекта обусловлено увеличением в течение последних 5 лет в среднем на 15% в год количества таких преступлений. В частности, в 2009году зарегистрировано 1583 анонимных ложных сообщения о готовящихся террористических актах, в 2010 году – 1864, в 2011 году – 2279, в 2012 году – 2672, в 2013 году (по состоянию на 30 ноября) – 2679 сообщений.
Специалисты считают, что нужно чаще обращаться к данной теме в учебных заведениях. Педагоги должны объяснять ребятам, что звонок о «заминированной школе» - это больше не шалость, а серьезное преступление, за которое накажут и ученика, и его родителей.
Еще одной категории граждан – врачам-психиатрам – надо будет обратить внимание на подопечных, способных совершить подобный поступок, особенно под чьим-либо влиянием. За больными следует приглядывать и родным, с которыми они живут.
Правоохранители напоминают: пока силовики отвлекаются на ложные вызовы, в населенном пункте может случиться действительно что-то серьезное. Кроме того, неотложные выезды очень затратны. А потому с такими серьезными вещами, как теракт, шутить не стоит.
Глава 16. Морской терроризм
Проблема международного терроризма, включая морской терроризм, относится к числу новых вызовов и угроз безопасности государств и их граждан. Действия террористов затрагивают интересы всего мирового сообщества, поэтому в настоящее время международное право призвано отвечать интересам решения глобальных проблем человечества, острота которых постоянно возрастает в нашем мире.
Пиратство и морской терроризм представляют серьезную угрозу безопасности мореплавания, так как нарушает общепризнанный принцип свободы морей, и являются преступлениями международного характера.
Целью пиратов является нажива, обогащение, а для террористов главным является запугивание властей, для того, чтобы были выполнены их политические требования. Реальные возможности морских террористов в тактическом и стратегическом плане создают комплексную угрозу безопасности в международном масштабе.
Между пиратством и морским терроризмом имеется взаимосвязь. Так, захват судна путем осуществления контроля над ним силой или угрозой силы, или путем любой другой формы запугивания, или акт насилия, задержания, или любой грабеж могут перерастать в захват людей в качестве заложников.
Еще в древние времена пираты были объявлены «врагами рода человеческого» и их «должен повесить первый, в руках кого они окажутся». До второй половины 20 века не существовало многостороннего международного соглашения, в котором бы государства дали общепризнанное определение пиратства и координировали бы борьбу с ним. Эти вопросы регламентировались в основном законодательством отдельных государств и нормами отдельных положений международного права, которые складывались на протяжении веков.
В соответствии со ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. пиратством является:
а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный против другого судна или против лиц или имущества, находящихся на его борту;
против какого-либо судна, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;
б) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна, совершенный со знанием обстоятельств;
в) подстрекательство и сознательные содействия совершению действия.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. обязывает все государства сотрудничать в максимально возможной степени в деле пресечения пиратства. Наиболее опасными с точки зрения потенциальной возможности нападений пиратов традиционно считаются воды Юго-Восточной Азии. Здесь в первую очередь следует выделить район к северо-западу от индонезийских островов Анамбас в Южно-Китайском море, где суда наиболее часто подвергаются нападениям пиратов. Пиратские нападения осуществляются на быстроходных моторных лодках, заходящих со стороны кормы судна.
В Сингапурском проливе, например, пиратские суда обычно сначала следуют параллельным курсом на дистанции около двух кабельтовых, некоторое время наблюдают за судном, определяя, легко ли оно уязвимо, затем, немного отстав от судна, вдруг резко увеличивают скорость и заходят со стороны кормы. Пираты, как правило, вооружены ножами или мачете. Однако в последнее время все чаще используется огнестрельное оружие. Число жертв в результате применения огнестрельного оружия неуклонно растет, в особенности в водах Южной Америки.
Как свидетельствуют очевидцы, пираты порой хорошо информированы о роде перевозимого груза и его ценности.
Формирования террористов оснащены по последнему слову техники и самостоятельно производит плавучие мины, подводные взрывные устройства и даже создание подводных лодок. Строятся несколько типов катеров: для заброски водолазов, для нападения на боевые катера ВМС, а также, начиняющийся взрывчаткой и детонирующий при столкновении с целью.
В последние годы появились факты терроризма на море, когда террористами захватываются суда и заложники и выставляются те или иные требования политического характера. Особо опасными явились захваты в 1985 г. палестинскими террористами итальянского лайнера «Акилле Лауре» и в 1996 г. чеченскими террористами турецкого судна «Аврасия». В первом случае было захвачено около 400 пассажиров и убит гражданин США, во втором в заложники были взяты более 160 граждан России и Украины.
В 1988 г. была созвана Международная дипломатическая конференция и приняты «Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства» и «Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе».
Страны должны сотрудничать в предотвращении преступлений путем:
а) принятия всех реальных мер для предотвращения на их территориях приготовлений для совершения этих преступлений;
б) обмена информацией в соответствии с их внутригосударственным правом и координации административных и иных мер, предпринимаемых для предотвращения совершения преступлений.
В открытом море корабли относительно защищены от террористических ударов. Но на рейде, в портах, каналах, где маневренность сильно ограничена, у террористов есть потенциальные возможности для атак. При этом чаще всего террористы прибегают к излюбленной тактике нападения с воды: они используют небольшие скоростные лодки, управляемые командами смертников. Не следует исключать и возможного нападения на суда с воздуха с помощью радиоуправляемых или управляемых смертниками спортивных самолетов, начиненных взрывчаткой. Корабли террористов тщательно маскируются, а сами террористы притворяются рыбаками или спортсменами.
Необходимо отметить, что сегодня мировой рынок вооружений изобилует технологиями для строительства подходящих для этих целей судов, а также соответствующим оборудованием, оружием и боеприпасами. Разумеется, на открытой воде террористы не посмеют атаковать, например, хорошо защищенный авианосец. Однако ситуация резко меняется в прибрежных водах, где существует угроза террористического нападения с помощью мин, спортивных самолетов и т.д.
Что же касается терроризма, то он способен существенно дестабилизировать военно-политическую обстановку во многих регионах мира. Например, угрозу представляют контейнеровозы, которые могут быть захвачены террористами и взорваны в гавани большого портового города (скажем, Нью-Йорка). Если представить, что такое судно имеет на борту химическое и биологическое оружие, то катастрофические последствия такого теракта даже трудно себе представить.
Большинство судов, выходящих на маршруты, пролегающие на значительном удалении от береговой линии, совершают плавание в одиночку или в сопровождении небольшого конвоя. Обычно на их борту – ценные грузы или легковоспламеняющиеся материалы, такие как нефть или природный сжиженный газ.
И что наиболее важно, большинство ключевых торговых маршрутов пролегают через «мертвые зоны», такие как Малакский пролив (видеозаписи, перехваченные у террористов из «Джемаа ислами» малазийской морской полицией, напрямую указывают на то, что террористические организации внимательно наблюдают и тщательно готовят операцию в проливе). Нападение на судно в подобном месте повлечет за собой не только кораблекрушение, но и заблокирует работу торгового маршрута в целом.
Морской торговый флот это огромная и хаотичная структура. Грузовые суда могут принадлежать одной стране, находиться в территориальных водах другой и ходить по торговому маршруту под флагом третей. Команда обычно состоит из людей разных национальностей, и контракты заключаются на короткий период времени. Любое судно, перевозящее ценный груз, например нефть, может стать мишенью для террористов и пиратов. Согласно данным наиболее авторитетного в таких вопросах британского агентства «Ллойд», прежде более 90 процентов терактов на море имели место в акватории морей у побережья развивающихся стран, руководители которых были некомпетентны в борьбе с экстремистами и не обладали для этого силами и средствами.
Однако в последнем пятилетии морские террористы, используя все более современные суда и боевые средства, стали переносить свои операции к берегам наиболее цивилизованных государств, вторгаясь, порой в их территориальные воды, агрессивно атакуя в портах и на рейдах. Возникла опасность захвата и потопления гигантских круизных лайнеров в открытом море.
Отличием пиратства от терроризма является то, что кроме кораблей для морских террористов привлекательной мишенью могут служить нефтяные терминалы. Нефтяные терминалы, скважины и причалы более уязвимы, чем военные корабли, потому что речь идет о неподвижных объектах. Кроме того, у побережья катера и парусные лодки могут легко затеряться среди других участников местного морского движения.
Кроме того, принимая во внимание, что речь идет об иракском морском нефтяном терминале, результат был бы просто катастрофическим: был бы прекращен экспорт нефти, около 1,6 млн. баррелей в день, обеспечивающий основной приток средств, которые покрывают расходы на реконструкцию.
Совокупность стратегических, экономических и природных угроз послужила причиной того, что в Пентагоне решили бороться с угрозой катеров-камикадзе радикальными методами. В ближайшее время в качестве контрмер будет развернуто масштабное присутствие снайперов и сторожевых катеров, а также будет продолжаться осуществление постоянных повторяющихся проверок.
На сегодняшний день, морской терроризм особенно ярко выражен в Юго-Восточной Азии. Здесь необходимо, прежде всего, упомянуть террористическую организацию LTTE («Тигры освобождения Тамил Эламы»), борющейся за независимое государство тамилов на Шри-Ланке. «Тигры» имеют военную организацию и располагают богатым тактическим арсеналом для войны на море. Их военно-морские силы образуют мощную «земноводную» преступную группировку, включающую около 3000 бойцов. «Морские тигры» сами производят мины и иные подводные взрывчатые вещества, экспериментируют с торпедами. Это говорит о том, что они располагают необходимым оборудованием, неплохой научно-технической базой и специалистами. Известно, что им удалось даже самостоятельно сконструировать подводную мини-лодку, которая, однако, попала в руки индийских спецслужб.
Нагруженная взрывчаткой лодка, управляемая командой смертников, потопила самый большой военный корабль Шри-Ланки «Sagarawardana» (водоизмещением 350 тонн). Наряду с многочисленными террористическими актами «морские тигры» участвуют и в пиратстве, при этом используют для этих целей рыболовецкие и торговые суда или маскируют свои суда под патрульные катера. LTTE владеет также собственными торговыми судами, которые ходят под флагами Гондураса, Панамы, Либерии или Кипра. Эти корабли транспортируют наряду с обычными торговыми грузами также боеприпасы и оружие, перевозят наркотики и нелегальных эмигрантов.
Руководители морских террористов консолидировали свои усилия, что привело к смещению «центра тяжести» их деятельности на Ближний и Средний Восток, в Западную Атлантику. Военные аналитики считают, что перед ними открылись возможности более широкого взаимодействия с аналогичными организациями самой разной экстремистской направленности.
Но в настоящее время юристы и эксперты в области борьбы с преступностью считают, что пиратство ввиду приобретения им более опасных форм должно квалифицироваться как «международный терроризм». Проблема пиратства часто рассматривается вместе с проблемой вооруженного разбоя на море, которое осуществляется теми же методами, что и пиратство. И терроризм, и пиратство несут значительное психическое и физическое воздействия на мировое сообщество, также оказывают негативное воздействие на укрепление международных связей.