Понятие и виды формы гос. устройства.
Форма гос. устройства – способ связи государства в целом с его составными частями.
Виды: зависимости от способа связи:
1.Простые (унитарные) – такие государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, не обладающие признаками гос. суверенитета.
2.Сложные (федерация) – такие, в составе которых существуют территориальные образования, обладающие элементами гос. суверенитета.
Российское государство – самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и S Федерации (например, с Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий.
Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу гос. устройства РФ принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству S Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких S может привести к неуправляемому качеству.
Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются заложенными в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют:
• незыблемость территориальной целостности государства;
• равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам гос. власти;
• единство основ гос. строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан);
• свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства;
• верховенство федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации.
80.Форма гос. устройства и международно-правовые формы межгос. объединений (конфедерация, сообщество (союз) государств).
История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации гос. власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма гос. устройства», под которой понимается территориальная организация гос. власти, соотношение государства как целого с его составными частями.
При всем многообразии форм гос. устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма гос. устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.
Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса гос. образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной гос. власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов.
Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает гос. единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.
Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.
В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою “самостоятельность” и в чем они ее утратят.»
Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и ее S – вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения).
Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее S. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее S.
В литературе нередко отмечается, что федерация бывшего Советского Союза носила искусственный характер, что фактически СССР был унитарным государством. Некоторые основания для таких утверждений есть: в Союзе, особенно в период расцвета тоталитаризма, степень централизации гос. власти была очень высока. Тем не менее СССР обладал всеми признаками союзного (федеративного) государства.
Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.
Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства – США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.
Мы считаем, что у данной формы все же есть будущее: в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии, Северная и Южная Корея.
В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного гос. объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него – и к федеративному всеевропейскому государству.
Понятие гос. аппарата.
Государственный аппарат – это система связанных между собой общими принципами гос. органов, с помощью которых государство выполняет свои задачи и функции.
Признаки гос. аппарата: 1.целостная система гос. органов. 2.выражен, в гос. служащих, чиновниках; 3.имеет непосредственные орудия принуждения (учреждения); 4.через него осуществляется гос. власть, и выполняются функции государства.
Соотношение гос. аппарата и механизма государства.(две позиции):
1.механизм государства равен, однозначен государственному аппарату; (органы государства (государственный аппарат) и государственные организации (учреждения). Данная позиция наиболее распространенна)
2.механизм государства более широкое понятие, чем государственный аппарат. (органы государства, государственные учреждения (это аппарат гос. органа, оказывающий содействие его деятельности, но не обладающий властными полномочиями) и плюс государственные предприятия или материальные придатки (армия, полиция) ).
Модели гос. аппарата. С точки зрения господствующей идеологии:
1.централизованно-сегментарную (строится на концепции разделения властей; относит к органам государства только основные центральные органы, действующие в масштабе всего государства; может существовать только с высокой уровня политической культуры);
2.моноцефальную (строится на концепции единства гос. власти, соподчиненность органов по вертикали; ограниченной многопартийностью).
3.монотеократическую (В.Е. Чиркин). Монотеократическая модель (она строится на принципе единовластия; парламент имеет консультативный характер и нередко он распущен)
Формы деятельности гос. аппарата.
1.непосредственно-управленческие формы не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передачи опыта.;
2.правовые формы имеют юридический характер, т.е. являются общеобязательными для всех S и вызывают государственно-обязательные последствия: а)правотворческая б)правоисполнительная в)правоохранительная