Понятие и виды функций государства.

Функции государства – основные направления деятельности, которые сконцентрированы в форме выражает его сущность. Признаки:

1. Наиболее устойчивые направления его деятельности; 2. Функции государства связаны с возможностью применения при их реализации особых(властно принудительных) методов; 3. Функции направлены на решение наиболее важных задач;

- Функции определяют развитие государство; - Система функций зависит от географических условий.

Классификация:

I. По продолжительности их действия: а) Постоянные (на всех этапах: охрана общественного порядка, оборона);

б) Временные (на определённых этапах развития: ведение войны)

II.По территории их действия:

а) Внутренние (в пределах территории: регулирование отношений)

б) Внешние (на международной арене: оборона территории от внешнего нападения, функции сотрудничества с другими государствами)

III. По сферам общественной жизни: а) Экономические; б) Политические (управленческие); в) Идеологические; г) Социальные.

IV. По основному способу деятельности гос. аппарата:

а) Правотворческая (Создание правовых норм);

б) Исполнительно-распорядительная (Операция управления конкретными общественными отношениями на основе норм права);

в) Судебная (Разрешение юридических споров, возникновение между ними общественных отношений).

V. В зависимости от характера преимущественно выраженных функций интересов:

а) Общесоциальные.

б) Групповые (классовые) (Функция классовых противников. Функция перераспределение государственную собственность в интересах определённых социальных групп, проявляющиеся, в период приватизации.

VI.Дополнительные (Встречающиеся в литературе): а) Основные; б) Неосновные.

Функции государства нельзя отождествлять сферами органов гос. аппарата.

1. Отдельные органы ликвидируются. Можно создать новые функции, но функции государства постоянны.

2. Определённые функции государства, реализуются и другие суб.

Особенности гос. власти.

Гос. власть – фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общ. жизнедеятельности людей.

Будучи разновидностью социальной власти, гос. власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало особенностей.

- Важнейшая особенность гос. власти заключена в ее полит. и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «гос. власть» и «полит. власть» обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае гос. власть всегда является полит. и содержит элемент классовости.

- Особенностью гос. власти является и то, что ее S и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим S выступает экономически господствующий класс, подвластными – отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина – участвовать в принятии гос., региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и S власти. Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения S и объекта нет. Если демократическое развитие приведет к такому (полному) совпадению, то гос. власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и гос. управления.

- Еще одна важнейшая особенность гос. власти состоит в том, что она проявляется в деятельности гос. органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется гос., что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства.

Гос. власть может быть слабой или сильной, но лишенная организованной силы, она теряет качество гос. власти, так как становится неспособной провести волю властвующего S в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Гос. власть не без оснований называют централизованной организацией силы

Таким образом, гос. власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в гос. органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе гос. принуждения и военной силы.

Наши рекомендации