Социологические теории воспитания
Одним из наиболее известных авторов теорий воспитания был американского философ и социолог Джорж Герберт Мид (1863 – 1931). Он выделял три стадии развития индивида и формирования его «Я»:
1) имитация – неосмысленное копирование поступков взрослых;
2) игра– осмысленное воспроизведение поведения взрослых;
3) коллективные игры – ребенок начинает учитывать групповые ожидания и считаться с ними.
Дети младшего возраста развиваются, в первую очередь, за счет имитации поведения родителей. Подражание родителям особенно заметно в процессе игры ребенка. Уже к четырем-пяти годам дети умеют играть роли взрослых: водитель автомобиля, врач, продавец магазина. Нередки роли «мамы» или «папы». Ребенок в процессе коллективной игры начинает отличать свое «Я» от «Мы». Под «Я» скрывается индивид с его спонтанными желаниями, игнорирующими потребности окружающих, а «Мы» – это уже «социальное Я», ограниченное интересами других людей.
Известный швейцарский педагог и социолог ^ Жан Пиаже(1896-1980) считал, что в воспитании детей следует выделять четыре основные стадии:
Первая – сенсорно-моторная (чувственно-двигательная) стадия развития ребенка, связана с первыми двумя годами его жизни. До четырех месяцев своей жизни ребенок не выделяет себя из окружающей среды. Он только учится различать предметы и людей через прикосновение. К концу этой стадии дети уже способны осознавать качества и особенности окружающих их людей и предметов.
Вторая – «преддействие», соответствует возрастному периоду от двух до семи лет. На этой стадии дети активно общаются, у них развивается речь, появляется способность использовать слова в символическом значении. Особенностью этого возраста является эгоцентризм, интерпретация окружающих явлений в соответствии с собственными интересами.
Третья – «конкретные действия», проявляется в возрасте от семи до одиннадцати лет как способность к абстрактному мышлению, возможность делать выводы и обобщения.
Четвертая – «формальные действия». Это стадия развития ребенка в возрасте от одиннадцати до пятнадцати лет. На этом этапе у ребенка появляется способности к построению гипотез, к выбору оптимального решения проблемы из нескольких возможных вариантов поведения. Воспитание на этой стадии неотделимо от образования.
Оригинальные исследования проблем воспитания проводил известный австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд(1856-1939). Основное внимание он сосредотачивал на внутреннем мире человека. Фрейд считал, что даже новорожденный нуждается не только в еде, тепле и т.п., но также и в ласке, в телесных контактах с взрослыми. В основе этой потребности лежат эротические влечения, которые активно проявляются у ребенка особенно в возрасте 3-5 лет. Именно в этот период воспитания детей, считает Фрейд, может сформироваться на уровне подсознательного эротическое влечение к матери, которое обычно сопровождается неприязнью к отцу - так называемый «эдипов комплекс». В более позднем возрасте ребенок пытается найти объяснения своим чувствам, извлекая из поведения отца и матери факты, подтверждающие правомерность своего неодинакового отношения к родителям. Последствия этого явления могут быть самые неожиданные: нервные срывы, «непослушание», агрессивность, нравственная деградация.
В отечественной и зарубежной педагогике известны и другие теории воспитания. Однако в них, часто, обнаруживаются неверные, с точки зрения социологического анализа, принципы (можно сказать, мифы), которые когда-то сложились в педагогической науке в качестве основополагающих.
К таким мифам воспитания,можно отнести противопоставление воспитателя и воспитуемого. Процесс воспитания при этом выглядит как набор способов манипулирования поведением воспитуемого. Здесь уместно вспомнить принцип «назад к Сократу». Великий философ не стремился навязывать ученику какие-либо истины. Учитель, по-мнению Сократа, должен быть в роли «повивальной бабки», то есть помогать ученику самому «родить» истину. (Кстати, само понятие «школа» берет свое начало от греческого слова «досуг», или «развлечение»).
Другой «миф» – это попытка найти единый шаблон воспитания, то есть, убеждение в том, что можно составить единую теорию воспитания и прикладывать ее к любому человеку. (Акцент на социализацию в ущерб индивидуализации).
К «мифам воспитания» относят, так называемый, комплексный подход к воспитанию, обеспечивающий «единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания», с помощью которого можно решить все основные воспитательные задачи в «коллективе». Но люди не одинаковы по своей природе. У каждого свои потребности, интересы, ориентиры. Цель воспитания – не только приобщить человека к коллективным нормам и ценностям, но и развить индивидуальные дарования, способности, чтобы он мог их применить с максимальной пользой, как для себя, так и для общества. Можно сказать, насколько эффективно каждый человек реализует свои индивидуальные возможности на благо общества, настолько общество станет богаче. Иной подход ведет к социальному застою, к деградации общества.
Социальный статус и социальные роли личности
Положение личности в обществе, характер ее взаимодействия с окружающей средой часто связывают с понятиями «социальный статус», «социальный престиж» и «социальная роль».
Социальный статус (от лат. status: состояние дел, положение) – это характеристика положения личности в социальной иерархии. Он фиксирует различия между людьми по их социальному престижу в обществе, определяет место индивида в системе социальных отношений.
Социальный престиж (от франц. prestige: обаяние, очарование) – оценка обществом социальной значимости вещей (их свойств) и людей (их поведения) с точки зрения норм и ценностей, принятых в данном обществе.
Социальный статус личности зависит от объективных факторов (наличия дохода), и субъективных показателей (уровня и качества образования, квалификации, стиля жизни). Статус может быть:
1) наследственный(или предписанный), когда индивид приобретает положение в обществе независимо от его личных усилий (статус миллионера, негра, женщины);
2) приобретенный, достигаемый личностью, благодаря ее выбора, усилий, заслуг.
Классифицируют статусы и по другим критериям. Например:
1) естественныйстатус – связан с биологическими признаками, скажем, статус мужчины или женщины может быть различным;
2) профессионально-правовойстатус – имеет социальные критерии своего измерения, официально оговоренные или неформальные.
Как правило, у человека можно обнаружить несколько статусов: академик, водитель личного автомобиля, грибник-любитель. Но только один, так называемый, интегральный статус определяет его положение в обществе, связанное с профессией, должностью, размером получаемых доходов.
Наличие собственности обычно повышает статус, но не всегда. Титулованные, но бедные дворяне имели более высокий статус, чем богатые торговцы. Быть президентом страны более престижно, чем простым миллионером.
В основе социального статуса может находиться и этническая или партийная принадлежность человека. Партийность (по Веберу) может влиять на положение человека в обществе, независимо от отношения к средствам производства. Политическая партия представляет собой группу людей, имеющих общие интересы и цели, связанные с властью. А власть повышает статус человека.
Многое в оценке статуса личности зависит от конкретных социальных ролей выполняемых каждым индивидом.
Социальная роль (от франц. rôle: социальная функция) – модель поведения, обусловленная положением личности в системе межличностных отношений. Она адекватна комплексу ожиданий, связанных с поведением конкретного лица в социальной группе. Например, роль учителя. Каким должен быть учитель, каким Вы его ожидаете увидеть? Бывают роли студента, жениха, отца, спортсмена. Воспитывая мальчика, мы обучаем его мужским ролям. Человек приобретает новые роли в течение всей своей жизни.
Социальные роли могут быть постоянные, то есть существовать длительное время (например, роль матери) и временные, выполняемые в течение короткого периода (например, роль гостеприимного хозяина). Однако это деление часто носит условный характер – мать могут лишить родительских прав, а гостеприимство по отношению к близким людям не исключается на протяжении всей жизни.
К социальным ролям могут быть одновременно применены различные оценки их содержания: ролевые ожидания, то есть точка зрения на роль со стороны окружающих людей и ролевое поведение, состоящее из конкретных действий конкретного индивида, с позиций его взглядов и убеждений.
В социологии используют и такое понятие как ролевая напряженность– несовместимость ролевых ожиданий (священник в армии благословляет солдат на убийство). Часто выполняемые роли могут стать несовместимые (скажем, роль студентки, и роль молодой матери). Возникает ролевой конфликт,который находит разрешение, к примеру, через академический отпуск студентки.