Политическая мысль Средневековья
В течение всего Средневековья сохранял силу принцип единства всех сфер жизни, их нерасчлененности и подчиненности некому единому началу.
Феодальная система не знала аппарата государства, существующего самостоятельно от хозяйственной системы, или аппарата управления хозяйством. Аристократия, городские и сельские общины, корпорации ремесленников представляли собой в той или иной форме привилегированные группы, обладающие определенными свободами в рамках своей сферы деятельности. Это был период преобладания частного права. Все права коренились в собственности, в договоре и наследстве. Власть оказалась теснейшим образом сопряжена с землевладением. В средневековой концепции свободы отсутствовало различие между гражданской и политической свободами. По прежнему философия сохраняла за собой статус универсальной дисциплины, призванной исследовать и объяснять все аспекты общественной и индивидуальной жизни, но, по сравнению с античностью роль философии подверглась существенной трансформации. В основе этой трансформации лежало радикальное изменение самой постановки основополагающих проблем мироустройства.
После принятия христианства постепенно христианская теология приобрела политическое значение. Церковь утверждала, что она получила власть прямо от самого Христа, и в силу этого безусловная обязанность земных государей состоит в том, чтобы подчиняться главе христианской церкви.
Наиболее ярким представителем всей средневековой западноевропейской философии и политической мысли был Аврелий Августин (354-430).
Литературное наследие Августина насчитывает более 40 томов. Наиболее важные работы Августина: «Исповедь», «О Граде Божьем», «Пересмотры».
Вся история человечества, считал Августин, — это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно приходит в противоречие со стремлением тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. Для людей праведных Бог — высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе — цель жизни. Именно такие люди, покорные Богу и церкви, достойны Града Божьего, считает Августин. Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а монархи должны быть слугами церкви.
Наиболее ярким и крупным представителем средневековой схоластики и всей западноевропейской философии был Фома Аквинский (1225— 1274).
Фома Аквинский различает три элемента власти: сущность, форму (приобретение и устройство) и использование. По своей исконной сути власть есть установление божественное, а поэтому всегда несет людям хорошее. Однако конкретные формы и способы приобретения власти, ее устройства и использования могут быть дурными, несправедливыми. Отсюда повиноваться властям следует в той степени, в какой она проистекает от Бога.
Несомненной заслугой Фомы Аквинского является разработка специальной теории закона. Вечный закон заключен в Боге, тождественен ему и существует сам по себе. Что касается других законов, то они являются производными от вечного закона и связаны с ним особыми отношениями субординации.
5. Политические идеи эпохи Возрождения и европ буржуазных революций 16-18в. Классиком политич мысли эпохи Возрождения считается Н.Макиавелли (отделил политич науку от философии). В своих трудах («Государь» и др.) сформулировал светскую концепцию государства. Лучшей формой государства считал республику, однако утверждал, что итальянская действительность требует единовластия. Для достижения своих целей правитель может использовать любые средства, в том числе и аморальные, если того требуют обстоятельства. Потому государь должен сочетать в себе качества льва (смелость и решительность) и лисицы (хитрость и осторожность). Важный вклад в развитие политической теории внес Жан Боден в труде «6 книг о государстве», где впервые сформулировал и обосновал понятие суверенитета как важнейшего признака государства. Развитие политической мысли в Новое время в Западной Европе проходило на фоне буржуазных революций. Главными проблемами, которые затрагивались политическими мыслителями, являлись теории природных прав человека и общественного договора. Томас Гоббс свою политическую доктрину изложил в трудах «О человеке», «О гражданине», «Левиафан». Гоббс считал: все люди созданы равными, и каждый из них имеет одинаковое с другими право на всё. Но человек—существо эгоистичное, поэтому в обществе царит «война всех против всех». Избавление от нее приходит тогда, когда люди, движимые инстинктом самосохранения, отказываются от части своих прав, передав их по договору определенному лицу или группе лиц. Последние представляют собой государство, которое и является гарантией мира между людьми. Гоббс—сторонник абсолютной монархии, которая должна защищать права человека и разрешать подданным делать все, что не запрещено законом. Локк обосновал идею разделения властей в государстве между различными органами, чтобы не допустить злоупотребления ею. Главное для государства — следование законам.
6. Политическая мысль Беларуси: история становления и развития. Зарождение политической мысли у вост славян совпадает с возникновением у них государственности. В древних летописях, трактатах, литерат произведениях мы находим суждения о политике. Но расцвет политической мысли приходится на 16-17в. Существенный вклад в развитие гуманистической мысли в Беларуси внес Ф.Скорина (1490-1551). Он оставил богатейшее философское и литературное наследие, кот содержит и оригинальные суждения о политике. Дальнейшее развитие идей права и свободы мы находим у А.Волана. Он считал, что государство призвано регулировать отношения между общественными сословиями с тем, чтобы они мирно уживались вместе, не мешая друг другу. Подобные идеи получили отражение в Статуте ВКЛ. 3 издания Статута - 1529, 1566 и 1588- всеобъемлющий свод законов, благодаря кот общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки. 17 – 18в в Беларуси - период контрреформации и наступления католич церкви. Реакцией на это стало распространение среди бел мыслителей идей сильной и просвещенной власти. Представитель Симеон Полоцкий. 19 в в истории политич мысли Беларуси: широкое распространение идей освобождения Беларуси, ее независимости и самостоятельного развития. В 1й его половине: активное создание ряда общественно-политических кружков. С революционными идеями выступил во 2й половине 19в К.Калиновский. Власть народа, а не группы людей - его политический идеал. Совец период: А.Луцкевич, В.Ластовский, Б.Тарашкевич и др. Современный период: проблемы – суверенитет, независимость Беларуси, проблемы постсоветских трансформаций и др (Н.Антанович, В.Божанов и др) Общий обзор политической мысли показывает, что в центре внимания тех, кто изучал политику, постоянно находились вопросы государства, права, власти, свободы, справедливости.
7.Политическая власть: господство и его типы. Политич власть – это способность и возможность субъекта осуществлять свою волю в сфере политики, т.е в сфере принятия решений общеобязательного характера. Борьба за власть и ее осуществление – один из основных аспектов политической жизни общества. Политическая власть не тождественна государственной. Не все принимаемые на гос уровне решения имеют политический характер. Политическая власть осуществляется такими методами, как господство, убеждение, принуждение, насилие. Господство – это важнейшая форма существования и политической, и гос власти. Макс Вебер разработал классификацию господства:1.традиционное госп-во. В основе легитимизации – традиция (обычай). Этот тип основан на убежденности в святости старых традиций и в незыблемости законности прав власти. Это характерно для наследственной монархии, князей, вождей племен, чья власть освящена поколениями. 2.харизматическое госп-во (от греч. «Божий дар») Заключ в личной преданности носителю власти, вера в исключительные качества этого человека. Этот тип господства может либо превратиться в своего рода светскую религию, либо принять умеренные формы. 3.рациональное (легальное) госп-во. Заключ в следующем: установленный порядок – законный, а органы власти - полномочны. Люди подчиняются не правителю, а закону, они – не подданные, а граждане. Главное действующее лицо – бюрократия, воплощение законности и рациональности. Этот тип крепчает там, где сильнее – тенденция быть ближе к закону. Легитимность обеспечивает нормальность правления, снижает уровень власти-силы, власти-могущества, «голой власти». Вебер считал, что негде нет этих типов в чистом виде, но он считал их идеальными.
8.Субъекты политики. Субъекты политики – это конкретно-политические носители многообразной полит-ой деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих коренных интересов. В их роли могут выступать как индивиды, так и соц общности. К субъектам политики относятся также и социально-политические институты как непосредственные носители властных функций в обществе. Статус субъекта политики индивид приобретает путем политико-идеологического воспитания, усвоения политич норм и принципов, приобщения к 1й из общественно-политических организаций. Аналогичным образом происходит и становление соц общности как совокупного субъекта политики. Основными субъектами политики всегда являются большие соц-ые общности – классы и слои, народы, нации; средние и малые группы, объединяющие людей по демографич-му, территор-му, образоват-му, профессион-му признаку. К последним относятся политич элиты и бюрократия, а также представителей теневой экономики и группы соц риска. Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она оказывается в противостоянии с другими соц группами или же в позитивном взаимодействии с некот из них, вступает в конфликт или сотрудничество с существующей политич властью. К категории совокупных субъектов политики относятся также и социально-политические институты, кот обеспечивают возможность как отдельным гражданам, так и соц общностям упорядоченно удовлетворять свои интересы в сфере политики. 3и уровня субъектов политики: социальный: индивиды, классы, элиты, этносы, мафия и др.; институциональный: партии, органы гос власти, общественные организации и др. Предст.- суперинституты, как государство-нация, ООН, НАТО; функциональный: армия (выступая частью гос-ва, нередко сама берет власть в свои руки, устанавливая военный режим правления), органы разведки, оппозиция, бюрократия. Бюрократия- субъект политики, т.к на нее возлагается фун-я проведения каких-либо гос решений в жизнь, поэтому она способна заблокировать выполнение любого из них, если оно противоречит ее интересам.
9.Легитимность и эффективность политической власти. Функционирование политич власти осуществляется на основе принципов эффект-ти и легитимности. Эффективность власти - это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в макс короткие сроки с меньшими издержками. Критерии эффективности: -Достаточность оснований власти и эффект-го использования ее ресурсов -Рациональность вертик-го и гориз-го строения власти -Действенный контроль за выполнением властных распоряжений -Организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных приказов (каждый должен стоять на своем месте). -Наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае неповиновения его приказам. Эфф-ость власти во многом зависит от ее легитимности. Легитимность означает признание обществом законности сущ-их институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. В узком смысле: легитимность - законность власти. Легитимация - процедура общест-ого признания какого-либо действия, события, лица, призванная обеспечить политич участие без принуждения. Делегитимация - утрата доверия, лишение власти общ-го кредита. 3 типа легитимности: традиционное. В основе легитимизации – традиция. Тип основан на убежденности в святости старых традиций и в незыблемости законности прав власти. Это характерно для наследственной монархии, князей, вождей племен, чья власть освящена поколениями.харизматическое (от греч. «Божий дар») Закл: в личной преданности носителю власти, в вере в исключительные качества этого человека. Этот тип господства может либо превратиться в своего рода светскую религию, либо принять умеренные формы. рациональное (легальное): установленный порядок – законный, а органы власти - полномочны. Люди подчиняются не правителю, а закону, они – не подданные, а граждане. Здесь законность и легитимность совпадают. Главное действующее лицо – бюрократия. Этот тип крепчает там, где сильнее – тенденция быть ближе к закону. Вебер считал, что негде нет этих типов в чистом виде, но он считал их идеальными. Возможны кризисы легитимности, поэтому власть, уважая мнение общественности, обязана реальными делами поддерживать свою легитимность, умело использовать конституционные средства и методы преодоления кризиса тенденций в различных сферах жизни.
10. Политическая система – совокупность гос и негос общ. институтов, правовых и политических норм, взаимоотношении, по средствам, кот. Осуществляет власть и управл в общ-ве. Было введено в оборот в 1953(Томас Парсонс, Дэвид Истон).
Структура полит сис-мы:
Институциональная подсис-ма вкл совокупность осн полит институтов и взаимоотношений между ними. Центр место в ней принадлежит гос-ву.
Нормативная подсис-ма вкл правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы.
Функциональная подсис-ма - совокупность методов и способов осуществления власти.
Коммуникативная подсис-ма вкл все каналы полит взаимодействия
Идеологическая подсис-ма – это совокупность различных полит идей, представлений субъектов политики.
Культурная подсис-ма – комплекс типичных установок, ценностей и моделей полит поведения.
Признаки полит сис-мы:
1. тесная связь сис-мы с гос властью, с борьбой за гос власть и ее осуществление;2. выражение полит интересов разл классов, соц слоев и групп;3. наличие организационных форм выражения полит интересов;
4. урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.5. наличие мн-ва взаимосв структурных элементов.6. откр или закр характер.7. стремление к равновесию и устойчивости.
Функции:1.полит руководство общ-вом(опред стратег целей и перспектив общ развития).2. консолидация полит строя на базе ценностных идеалов.3. регулятивная- разработка правил поведения.4. мобилизация ресурсов.5. распред дух ценностей. Полит сис-ма(типа полит режима):тоталитарную, авторитарную, демократическую.
11. Роль СМИ в политич. процессе СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым людям. СМИ — важнейшие инструменты реализации полит процесса.Черты:1)публичность; 2)наличие спец технич приборов аппаратуры; 3)непрямое разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; 4)однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; 5)непостоянный, дисперсивный характер их аудитории. СМИ: Пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. Полит функции СМИ: 1)информационная; 2)образовательная; 3)социализационная; 4)функция критики и контроля; 5)артикуляция различных обществ интересов, конституирования и интеграции полит субъектов; 6)мобилизационная; 7)инновационная; 8)оперативная; 9)формирование общественности и общественного мнения.Полит манипулирование — скрытое управление полити сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Основано на лжи и обмане, преследует корыстные цели и без должной борьбы с ним может стать главной функцией СМИ, в результате чего свести на нет официально провозглашаемые гос-вом демократ принципы. Способы манипулирования социально-политические мифы, прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, полуправда, наклеивание ярлыков и многое другое
12. Социальное гос-во РБ: сущность, направления развития, приоритеты. Соц гос-тво– демократическое гос-во, осуществляющее эффективную соц политику, гарантирующую достаточный уровень жизни и достаточную образованность личности. Последовательное повышение качества жизни гр-н Беларуси выступает важнейшим направлением гос политики. Обеспечивая высокий уровень занятости и динамичный рост доходов населения, развитие системы общедоступных соц услуг. В ближайшие годы предусматрива(лось\ется) динамичное повышение уровня оплаты труда в стране. Так, Законом о бюджете на 2011 год заложен рост зарплаты работников бюдж. сферы на 35%, а в 2015 году средняя зарплата в Беларуси должна достичь 1000 долл США в эквиваленте. Закладываемые высокие темпы роста реальной заработной платы направлены на обеспечение приближения средней зарплаты в 2015 году к уровню европейских гос-в. Низкий уровень зарегистрированной безработицы- отличительная особенность Беларуси. На конец октября он составил 0,7 процента. Характеризуя ситуацию в сфере занятости, следует иметь в виду, что она улучшилась по сравнению с нач 2010г - в январе чис-ть безработных превышала число свободных рабочих мест. Сейчас число имеющихся вакансий в 1,6 р превышает кол-во безработных Ключевой задачей политики занятости является активная модернизация и введение эффективных рабочих мест, что даст возможность людям макс эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантирует достойное вознаграждение за достойный труд. Жилищное строительство- 1н из важнейших приоритетов социально-экономического развития. Также одним из приоритетных направлений является развитие системы образования. Работа отрасли здравоохранения направлена на реализацию комплекса мер по сохранению и укреплению здоровья наших граждан. Перспективы:Дальнейшие ориентиры и приоритеты социальной политики нашего государства определены проектом Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Согласно программному документу, качество жизни населения республики в течение последующего пятилетия приблизится к европейским стандартам, Беларусь войдет в число 50 государств с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала
13. Сущность и характеристика политич режимов.Полит режим возникает не стихийно и не в пустом пространстве. Он образуется в полит системе общества под влиянием целого ряда факторов: на него влияют цели и задачи, которые ставят перед собой находящиеся у власти полит элиты и полит партии; степень остроты классовых и межнациональных противоречий; наконец, уровень полит культуры и исторических традиций, сложившихся в обществе.Критерии полит режима:1) роль и функции главы государства в системе полит руководства;2) способ и порядок формирования представительных учреждений;3) положение, влияние и условия деятельности политических партий, общественных организаций и движений;4) правовой статус личности, состояние и гарантии прав и свобод граждан;5) наличие объективных источников информации, гласности. Также существенное влияние на вид полит режима оказывает исторические традиции страны или так называемая общественно – полит атмосфера. На вид полит режима может оказывать воздействие и международная обстановка. Политрежим включает совокупность институциональных, идеологических и социальных элементов, способных формировать определенный облик полит власти в данной стране и в данный период. В основном различают 2 режима: 1.демократический. 2.антидемократический. Виды политических режимов:1. Демократический режим (это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении гос-вом)2. Авторитарный режим (при любой форме авторитаризма государственная власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на, то что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождём или группой лиц)3. Деспотический режим (характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом)4. Тоталитарный режим (характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задаётся общественно-политическим движением, полит партией, правящей элитой, политическим лидером, вождём народа, в большинстве случаев харизматическим)
14. Тоталитарный политический режим. Тоталитарный режим – режим, при котором гос-во, не довольствуясь функцией социального представительства выступает единственным и исключительным выразителем общих потребностей и движений. .( ввел для характеристики своего движения Бенито Муссолини в 1925 г.).Признаки тоталитаризма:1.центральное руководство и управление в экономической сфере,2.система всеобщего контроля за поведением индивидов в соц сфере.3.признание руководящей роли 1 партии в полит сфере и осуществление ее диктатуры.4. господство официальной идеологии в дух сфере и принудительное ее навязывание.5.сосредоточение в руках партии гос-ва средства массовой коммуникации.6.культ руководящей личности на всех уровнях .7.сращивание партии и государственного аппарата, контроль исполнительными органами выборных.8.выход карательных органов из подчинения закону и обществу и, как результат, произвол, гос террор и массовые репрессии.9.проникновение власти во все части соц механизма. Страх и слепая вера – основные источники тоталитарного режима.Разновидности тоталитаризма:1.Фашизм (Италия, Испания, Чили)2.Коммунистический (СССР, Куба)3.Национал – социализм (Германия).Тоталитарный режим эффективен во время войн. При тоталитаризме отсутствует безработица, существует широкая социальная подготовка, малозаметный контроль в имущественном положении граждан, большое внимание уделяется воспитанию и образованию. Посттоталитарный режим – особый тип недемократического режима, возникающий как правило после смерти вождя-создателя тоталитарного режима. Главн характеристиками посттоталитаризма явл: ослабление полицейских служб или их нейтрализация с помощью армии; разрешение кризиса управления путем создания центра власти уже в виде коллективного, а не персонального руководства; переутверждение роли партии как бывшего источника легитимности лидера; постепенный процесс детоталитаризации (т.е. снятия наиболее жестких характеристик режима) во избежание радикального переворота, подготовленного открытой или скрытой оппозицией
15. Авторитарный политический режим. Авторитарным -полит режим, основанный на самовластии, диктатуре правителя или группировки, грубо нарушающих права и нравственность.При авторитарной власти осуществляется централизованность и однолинейность сверху, игнорируется или существенно снижается роль других представительных институтов. Здесь гражданское общ-во не поглощается полностью.Авторитаризму характерен отказ от тоталитарного контроля над обществом, ограничено вмешательство в различные сферы, присуще неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам.Террор избирателен и направлен на устранение или запугивание лидеров оппозиций, отвергающих проводимую режимом политику.Для авторитаризма характерна монополия власти и политики.
Характер отношений государства и личности(при авторитар): они построены больше на принуждении, чем на убеждении. Руководство различными сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над соц и эконом инфраструктурой гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме. Режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.
Разновидности авторитаризма:1 – теократический, когда власть сосредоточена у религиозного клана (Афганистан). 2 – связан с правлением военных.3 – персонифицированный режим(Когда власть принадлежит лидеру, бессильность институтов власти). 4 – монархии(Саудовская Аравия, Иордания, Марокко, ОАЭ)
16. Основные черты и формы демократических режимов.Демократический режим - это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении гос-вом. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое гос-во не ограничивается только их провозглашением. Оно обеспечивает для них соц-эконом основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод.
Население участвует в осуществлении гос власти посредством прямой (непосредственно принимает участие в решении вопросов) и представительной (народ реализует власть через выбираемые им представительные органы). В демократическом гос-ве народ явл источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. При демократии существует институциональный и полит плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки секции, общества и т.п. объединяют людей по различным интересам и склонностям. основные формы демократии:1. В прямой демократиимежду волей народа и ею воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. Прямая демократия сегодня используется в организациях и небольших сообществах (городах, общинах) как самоуправление. Другой формой прямой демократии являются сам процесс голосования, в ходе которых осуществляется прямое волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы гос власти.2. Плебисцитарная демократияявл др каналом выражения воли народа. Ряд исследователей рассматривает ее как разновидность прямой демократии и не выделяет ее в отдельную группу. Эта форма демократии представляет собой голосование народа по важнейшим гос вопросам, по проектам законов и других решений через референдум, иногда называемый плебисцитом, что в дословном переводе - народное решение.3. В представительной демократииволя народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, полит лидеры, получив доверие от народа, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии
17. Генезис, признаки, структура функции гос-ва. Происхождение гос-ва.
Теологическая концепция объясняет происхождение гос Божьей волей; патриархальная теория доказывает, что гос-во — это результат исторического развития семьи, а абсолютная власть монарха — это продолжение власти отца в семье (патриарха. Классовая теория происхождение гос-ва объясняет возникновением частной собственности и делением общества на классы. Сущность гос-ва. В широком смысле гос-во – это исторически сложившийся политический институт, обладающий верховной властью на территории страны, призванный обеспечить безопасность и права граждан, а также управление страной. В узком смысле гос-во – это аппарат управления обществом на определенной территории. Признаки гос-ва:1. Публичная власть гос-ва 2. Суверенитет.3. Монопольное право на применение насилия.4. Монопольное право на издание законов, обязательных для всего населения.5. Монопольное право на взимание налогов необходимых для формирования гос бюджета, материального обеспечения гос политики.6. Только гос-во обладает международной правосубъктностью.7 Только гос-во имеет охраняемую законом гос символику и атрибутику: герб, гимн, флаг.
Функции гос-ва.(Внутренние функции):1. Полит функция обеспечивает должные условия деятельности полит и иных общ институтов, регулирует полит сферу общ жизни.2. Эконом функция регулирует эконом отношения.3. Соц функция осуществляет гос программы по созданию условий для нормал жизни людей 4. Культурно-воспитательная функция имеет целью воспитание общества в духе гуманных ценностей, формирования менталитета граждан, поддержки и развития культуры.5. Обеспечение законности и правопорядка в обществе.6. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека. Внешние функции направлены на установление взаимовыгодного эконом, полит, культурно-технического, экологического и военного сотрудничества с другими гос-вами, на обеспечение обороноспособности страны.
18. формы гос. правления :монархия и её разновидности. Монархия — форма правления, при которой верховная гос. власть принадлежит одному лицу — монарху и, передаётся по наследству. Виды:абсолютная (неограниченная), конституционная (ограниченная) ,дуалистическая; парламентарная.
Абсолютная монархия (хар-на для позднего феодализма). Характер. тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота гос. власти. Он издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Ограничений его власти нет, по крайней мере, юридических, хотя политические, морально этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Для неё хар-н авторитарный политический режим, а гос. режим -абсолютизм. Конституцио́нная мона́рхия —власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству. Конституционные монархии делятся на 2 вида: дуалистические и парламентарные. Дуалистическая монархия - это первоначальная форма ограниченной, или конституционной монархии. Здесь наблюдается возникающее или развитое разделение властей, отделение законодательной власти от исполнительной. Законодат. власть принадлежит парламенту, кот избирается подданными или определенной их частью, если избирательное право - цензовое. Исполнит. власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство.Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и независимой. разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, но без утверждения монархом закон в силу не вступит . Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Парламентарная форма.Развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократической или, либеральный демократический режим. Монарх "царствует, но не правит". Правом вето в отнош. законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осущ. это право по указанию правительства. Как правило, лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и скрепляются его главой или соответств. министром, без чего не имеют юридической силы
19. Формы гос правления – республика и ее разновидности. Республика - форма правления, в соотв с которой высшая власть в гос-ве принадлежит выборным органам - парламенту, президенту; они осущ-ют контроль над прав-вом, сущ независимое правосудие, муниципальное самоуправление. Р-ке присущи след. признаки:
1)Сущ. единоличного главы гос-ва — президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодат власть. 2)Выборность на определённый срок главы гос-ва, парламента и др. верховных органов гос власти на опред срок.3)Юридич. ответственность главы гос-ва.4)В случаях, предусмотренных кон-цией, правом выступления от имени гос-ва обладает президент.5)Высшая гос. власть не основана на пр-пе разделения властей, четком разграничении полномочий.
Парламентская р-ка - разновидность совр. формы гос. правления, при кот. верховная роль в орг-ции гос. жизни принадлежит парламенту. Прав-во форм. парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к партиям, кот. располагают большинством голосов в парламенте. Прав-во несет коллект ответ-ность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинства членов парламента прав-во либо уходит в отставку, либо через главу гос-ва добивается роспуска парламента и назначения досрочных парлам. выборов. Глава гос-ва в подобных р-ках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы гос-ва явл главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Президентская рес-ка хар-ся знач. ролью президента в с-ме гос органов, соединением в его руках полномочий главы гос-ва и главы прав-ва. чёткое разделение 2-ух властей: исполнительной власти в руках президента, законодательной — в руках парламента. Черты : 1)внепарламентский метод избрания президента (населением(Беларусь), коллегией выборщиков (США)), 2)внепарламентский метод формир. Прав-ва - его формир президент. Он формально и юридически глава прав-ва или он назначает главу прав-ва. Прав-во несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, только президент может отправить его в отставку, Президент обладает большими полномочиями по сравн. с парламентской рес-кой (является главой исполн. власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить прав-во в отставку), но в президентской рес-ке часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие прав-ву, но может сместить президента (процедура импичмента). Смешанная р-ка— форма гос правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками
20. Формы территориального устройствагоударств. форма гос устройства -администр-территор организация гос. власти, характер взаимоотношений между гос-вом и составляющими его частями, между отдельными частями гос-ва, между центральными и местными органами. Виды го-с в точки зрения гос. устр-ва: унитарные гос-ва, федерации, конфедерации. Унитарнымсчит. гос-во, не имеющ в своей внутренней территор. стр-ре др гос-в, полное полит единство. Отдельные административно -терр. единицы или области, отличающ. своеобразием, не имеют собственного законодательства, особого судоустройства Каждая из составных частей единого гос-ва обладает одинаковыми правами и представительством в органах гос-ва. Плюс унитарного гос-ва - оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.Федерация– гос-во, состоящ. из гос образований (республик, штатов и т.д.), обладающих определенной юридической и полит. самостоятельностью. Образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, сохраняются высшие органы власти и органы управления у каждого из гос-ств – членов федерации. Последние могут иметь, своё законодательство, судебную, налоговую с-мы.
Конфедерации - гос.-правовые объединения, сохран независимое сущ., союз суверенных гос-ств. В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных целей в пределах известного историч. периода. Суверенные гос-ва, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, с-мы органов власти, управления, правосудия. Осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения высшими органами гос власти гос-в, входящих в конфедерацию. Члены конфедерации имеют самостоят. источники дохода, часть кот. может выделяться в бюджет конфедерации. Конфедерация-(США с1781 по 1789 г.). Эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме устройства.
Федерацию от конфедерации отличают след. черты:1)единая терр, население, живущее на данной терр;2) наличие обще федеральных гос органов власти на всей территории гос-ва;3) наличие конституционных гарантий территориальной целостности гос-ва, отсутствие участей гос-ва права выхода из него;4) невозможность для субъектов федерации вступать в какие-либо гос- союзы