Реализация по полноте разделения власти

• на федеральном уровне удовлетворительная, ость органы законодательной, исполнительной и судебной власти;

• у субъектов РФ собственной является только законодательная, исполнительная власть (в рамках предмета своеговедения),

только в 14 республиках собственными являются органы судебной власти. Федеральное несоответствие: на федеральном уровне существует процедура отрешения президента от власти, т.к. никто не может выступать судьей в собственном деле.

Формирование органов государственной власти РФ

Понятие и системаорганов государственной власти РФ.Органы государственной власти:

• это одна из структур государственного аппарата;

• это обособленная структура государственного аппарата;

• это подразделение государственного аппарата, наделенное специфическими функциями;

• это подразделение государственного аппарата обладающее собственной компетенцией. Для нас органом государственной власти будет часть механизма государства выступающая в виде обособленного подразделения государственного аппарата, наделенная собственной компетенцией.

Органы государства. Они осуществляют конкретные государственные функции. Различаются и тем, что органы государственной власти принимают решения общеобязательного характера (они обязательны для всех лиц находящихся на подведомственной этому органу территории), и органы государства кроме органов государственной власти подразделяются и другие органы, например, местное самоуправление, руководители государственных предприятий и учреждений. Виды органов государственной власти:

По способу формирования:

• избираемое населением и назначаемые другими органами. Выборы происходят на основе прямого или косвенного или многоструктурного избирательного права, назначаемые в порядке подчиненности и в порядке "координации", когда орган непосредственно не подчиняется назначаемому органу.

• По территориальному принципу: органы общегосударственные, региональные и местные

• По временной деятельности: органы сознанные на неопределенный срок (например. Совет федерации)и наопределенныйсрок (например, президент, гос.дума). Органы с определенным сроком делятся на постоянные (по истечение срока

деятельности их упразднения не происходит, просто меняетсяих состав) и временные (по истечение срока деятельности самоупраздняются).

• По форме деятельности: органы предусмотренные конституцией, федеральными законами и подзаконными актами.

• По функциям: законодательные, исполнительные, судебные и иные органы государственной власти.

Государственный, народный и национальный суверенитет

• Государственный суверенитет.

• Народный суверенитет.

• Национальный суверенитет.

Вопрос 1.

Используется, как основа жизнедеятельности проживающего на данной территории народа. Государство ядро политической системы. Такая роль государства вытекает из обладания им государственным суверенитетом. Несколько концепций государственного суверенитета:

• Количественная концепция. Суверенитет это сумма всех прав и полномочия государства. Суверенитет может быть ограниченным, если государство передает коку-то часть своих полномочий.

• Качественная. Суверенитет это неотъемлемое свойство государства: быть верховным внутри страны, независимымнамеждународной арене и выражать единую властную волю (единую государственную власть). Другая интерпретация качественного принципа выражается в том, что суверенитет это неотъемлемый признак государства (проявляется в том, что государственная власть верховная и единая), но государства в абстракции нет, в действительности оно выступает в лице государственных органов.

По социально-политической основе государства делятся на:

1. Монархические концепции государственного суверенитета. Жан Баден первый ввел этот термин.

2. Народоправленческая (народовластная). Ж. Жак Руссо считал, что предпосылкой появления государственного суверенитета является воля народа, которую государство должно выражать.

3. И.З. Саланевич считал, что государство может быть и монархическим по форме правления, но в основе государственного

суверенитета все равно будет лежать воля народа.

Качественная концепция говорит, что нельзя ограничивать государственный суверенитет. У государственного суверенитета как у качественной категории есть количественное содержание - это компетенция государства или полномочия государственной власти.Нокомпетенцию государства нельзя сводить к одним полномочиям, т.к. нет ясности в предметах ведения. Поэтому компетенция складываемся из полномочий и предметов ведения, иными словами, компетенцию образуют полномочия государства реализуемые и соответственных сферах ведения. Грань перехода количества в качества находится там, где суверенитет государства связывается с компетенцией государства через посредство суверенных признаков государства. Суверенные признаки государства это минимум суверенных прав, без которых суверенитет государства не может существовать. В эти признаки входит: учредительная власть ( это власть по учреждению важнейших экономических, социальных и политических ценностей, осуществляется органами государственной власти и в указанных в законе случаях непосредственно населением), собственная территория (которая очерчена государственной границей), территориальное верховенство (а)власть в государстве распространяется на всю его территорию, б) территория государства не может меняться без его согласия), собственная система органов государственной власти, конституционное и собственное отраслевое законодательства (конституционного правления гражданское и уголовно-правовое, процессуальное и законодательство о судоустройстве), наличие собственной денежной и эмиссионные системы, наличие собственной налоговой системы и бюджета, наличие вооруженных сил, осуществление внешнеполитической деятельности, наличие дипломатических представительств, участие в деятельности международных организаций, наличие государственных символов (герба, флага и гимна государства).

Вопрос 2.

Его идея разрабатывалась в трудах социалистов-утопистов 17-18 веков, поэтому сторонники тоталитарного режима сейчас называют народный суверенитет химерой утопистов. Это очень важная категория, у Ж. Жака Руссо в наиболее полной форме получила развитие теория народного суверенитета и договорной теории происхождения государства. Народный суверенитет это:

1. Верховенство, независимость и единство воли народа;

2. Право народа выбирать себе правителей, которые в наибольшей степени должны отвечать его интересам, отсюда можно сделать вывод, что:

Отрицательный- если у народа не в порядке с государством,то он сам виноват в этом, народ заслуживает тех политиков,

которых выбирает.

Положительный - народ имеет право сместить неугодных политиков, имеет право на революцию. Воля народа является источником политической власти в целом и народ в целом является носителем политической власти как таковой. Народ является источником государственной власти, но носителем ее быть не может, т.к. носитель власти это тот субъект, который обладает конкретными полномочиями но реализации функций государства- Народ в целом такими полномочиями не обладает, а ими обладают только органы государственной власти. Народный суверенитет имеет несколько сфер реализации:

• в экономической сфере народный суверенитет реализуется путем создания необходимых экономических укладов и форм собственности, т.е. создания определенной экономической системы;

• в политической сфере реализуется путем создания политических институтов власти и политической системыв целом;

• В социальной сфере означает создание социальной структуры общества и проведения социальной политики;

• в культурной сфере проявляется в создании народом своей культуры, в защите ее и развитии. Народный суверенитет реализуется на трех уровнях:

1. уровень государственно-властный:

а. федеральной власти;

Ь. субъектов федерации.

1. уровень местного самоуправления или муниципальный уровень, существуют дальнейшие подуровни,ио это особенностьРоссии;

2. не государственный уровень, т.е. уровень гражданского общества или не государственной части политической системы. В политической сфере народный суверенитет реализуется в двух основных и одной промежуточной форме.

1. прямая форма, уровень непосредсвенной демократии. Здесь народный суверенитет реализуется путем проведения референдумов (плебесцитов) и свободных выборов.

2. опосредсвованная или представительная форма реализации народного суверенитата означает реализацию воли народа через местное самоуправление и органы государственной власти.

3. промежуточная фирма это конференции 1раждан- По своим полномочиям конференция сходна с референдумом,но ни

способу проведения ближе стоит к представительным формам и проходит путем участия представителей граждан. Прямые формы реализации народного суверенитета (форма прямого народовластия) является частю формы прямого выражения мнения народа, но мнения выражается в ходе прямого народовластия окончательны и сразу же приобретают властно-значимый характер. Выражение народовластия через референдум это непосредсвенное голосование избирателей по наиболее важным вопросам государственного, регионального или мунициаального характера. Плебеспит это разновидность референдума, который проводитсяповопросам об изменении государственной принадлежности территории, они делятся на общегосударственные, местные и муниципальные.Выделяют экстерриториальный референдум (или пилотажный) это экстерриториальная случайная выборка среди определенных социальных групп по его итогам должно приниматься решение в органах государственной власти- Он отличается от территориального тем, что воля населения служит выражением государственно-значимых решений. Территориальные референдумы в России проводятся часто, а экстерриториальные не проводились. Несколько лет назад ставился вопрос о проведении экстерриториального референдума, по созданию немецкой национальной автономии. Выделяются референдумы по степени обязательности выносимого решения, хотя по Российскому закону решение референдумавсегдаобязательно, в других странах существуют референдумы консультативного характера, для выявления отношения народа к томуилииному вопросу.

Собрания и сходы граждан проводятся по месту жительства на уровне местного самоуправления, в них участвуют граждане, которые проживают только те, которые проживают на данной территории и обладают избирательным правом. Голосование на них открытое. Конференция граждан находится между прямыми и представительными организациями, т.к. по кругу вопросов идентична сходу или местному референдуму, решение конференций тоже окончательные, но способ формирования этого органа скорее представительные, поскольку делегаты избираются.

Помимо народовластия существуют иные прямые формы выражения формы выражения воли народа, например обсуждения, предметом которых являются наиболее важные вопросы государственного, регионального или местного значения. Народные обсуждения могут проводиться в отношении проектов нормативных актов, в периодах между слушаниями. Они предполагают выявления мнения населения и последующий его учет, но эти данные не подлежат обязательному учету (обязательному учету могут подлежатьтолькоответы на самые важные вопросы).

Еще одной формой народовластия является законодательная инициатива- Это разновидность нормотворческой инициативы; которая вносится не уполномоченным на то лицом или организацией, а непосредственно населением в лице группы, которая собрала установленное законом количество подписей. У нас ее в чистом виде на существует. Вопрос о количестве голосов здесь является камнем преткновения. Следуя зарубежному опыту можно взять за основу следующий вариант количества голосов, необходимо столько подписей, сколько нужно для избрания депутата (и если бы действительно избирался депутат, он тогда действительно выражал бы выражал волю избирателей). Народная законодательная инициатива только инициатива, поэтому вовсе не обязательно ее принятие на рассмотрение. Народовластие можно заметить в косвенной форме при подаче заявки на референдум.

Формы публичного выражения воли народа:

Манифестации - митинги, уличные шествия, собрания, демонстрации и пикет.

1. Митинг и собрание. По составу участников: собрания персонально определены, поэтому решения собрания имеют

обязательную силу для тех, кто в нем участвует (его даже можно считать формой прямого народовластия в конкретной местности). Митинг не имеет обязательности решения. Это только способ привлечения внимания к какой-либо проблеме.

2. Демонстрации и уличные шествия. Это передвигающиеся группы людей по заранее определенному маршруту. При

демонстрации используются формы активной и пассивной агитации (плакаты, звуковое сопровождение). Уличное шествие это прелюдия к митингу, оно имеет цель привлечь внимание к митингу или иной манифестации.

3. Пикет. То, что в РФ называется пикетом - на Западе называется статической демонстрацией. За рубежом пикет, это группа людей предназначенная для охраны порядка при проведении забастовок и манифестаций. Пикет должен передвигаться, иначе он превращается в статическую демонстрацию.

Петиция это коллективное обращение граждан по какому-либо вопросу в органы власти, для петиций минимум подписей не установлен.

Вопрос 3.

В литературе существует много точек зрения по этому вопросу. Категория национальный суверенитет появилась в нашей наукетольков таком значении. На Западе национальный суверенитет связывают со всем народом государства, оно близко к понятию народ. Этатическое значение слова "национальный" тоже, что общенародный, общегосударственный и в западной литературе считается основным. Специальное значение "национальный" у нас аналогично слову "этнический" и связано с понятием этнос. Это общность людей основанная на единстве происхождения культуры, этнической психологии и самосознания. Общность происхождения может иметь 2 корня: кровнородственную общность (народность, этническая группа), социально-экономический (нация формируется благодаря этой общности). Довольно часто "этнос" применяется как термин "национальность". Общность культуры этноса (в особенность погребальные обряды, поведение в быту). Роль религии в формировании культуры этноса огромна. У нас есть некоторые этнические образования, которых сложно отнести к какой-либо группе, у них есть только одно общее это религия, отличный пример этого - евреи.

Национальная психология это основы темперамента.

Этническое самосознание это самоотнесение лица к конкретному этносу (не важно кем ты родился, важно кем ты себя считаешь). Этнос не является неразделимым, он подразделяется на более мелкие част. Это этнические группы в рамках этноса являются субъектами права национального определения и национального суверенитета. Нация в этническом смысле (на эту проблему также нет единой точки зрения) это социально-этническая общность людей сформировавшихся на основе единства экономических связей и территории проживания и имеющая общую культуру, язык, психологию и самосознание. Нация складывается в эпоху формирования качественных отношений, нация может формироваться на основе одного этноса или нескольких. У одной нации может быть одни или несколько общих языков. Следом за нацией идет народность, значение этого термина великое множество. Народность это этническая общность с общей культурой, психологией, языком, но формируется под влиянием единства территории и признаку единения крови. На практике нация от народности отличается вот в чем; нация монолитна, а в рамках народности деление существует. Национальная

группа — это часть нации или народности, проживающая отдельно от основного этнического массива и в силу территориальной разобщенности имеющая отличие в самосознании, психологии, языке и культуре,

Этнографическая группа это часть нации или народности, которая не разделена территориально с основным этносом,но в силу исторических особенностей имеет специфику в языке культуре, быте , психологии, самосознании (например, поморы, камчадалы). Этническая группа это маленькая народность, каждая из социально-этнических общностей обладает право на национальное самоопределение (данный термин впервые введен в 1847 г. на первом этностатическом конгрессе) понимается в индивидуальном и групповом смысле. Индивидуальное национальное самоопределение:

• это свободное определение собственной национальной принадлежности;

• выбор национального языка;

• выбор национальной культуры

• национальное равноправие каждого индивида и невозможность ущемления прав по этническому признаку. Коллективное национальное самоопределение или самоопределение этнической общности:

• это самоидентификация (осознание себя этническим единством и самостоятельный выбор названия)

• это форма национального языка и национальной культуры, экономики;

• национально-социальной структуры

• формирование национальной политической системы и создание национальной государственности.

• Национальная государственность это организация политической власти в районах компактного проживаниясоциально

этнических общностей. Форма национальной государственности включает в себя:

1. Нацию, которая компактно заселяет территорию. Заселение бывает двух видов: абсолютное (в данном районе проживает большинство из всех представителей данного этноса) и относительная (в рамках национальной государственности образуется проживают не большинство данного этноса, но больше чем в других местах компактного поселения).

2. Особую организацию органов государственной власти и местного самоуправления предполагает особый механизм учета

интересов титульной национальности. Содержание национальной государственности:

1. Создание условий приоритетного развития титульной национальности.

2. Обеспечение равноправного развития и гарантированность прав других национальностей,исторически проживающих на

этой территории. Национальная государственность может иметь разный статус:

1. Суверенная государственность, отдельно существующее государство.

2. Субъект федерации.

3. Территориально-автономное образование.

4. Национальная территория муниципального единства или поселения. Разные этнические группы имеют разные возможности, по созданию своей национальной государственности. Поэтому создание национальной государственности не является обязательным элементом в формировании этноса, но ускоряет его развитие,т.к.обеспечивает официальное закрепление территории расселения данного этноса. По мировым правилам, национальная государственность может создаваться только по месту своей исторической родины, и если там проживает этнос. Вопрос об исторической родине дискуссионный. Право социально-этнической общности на самоопределение это ее право свободно решат вопросы своего развития в политической, социально-экономической и культурной сферах на основе взаимоуважения с окружающими этносами- На экологическую сферу национального самоопределения есть два взгляда:

1. Право этноса на благоприятную окружающую среду.

2. Как свобода от влияния других этносов (которые своей деятельность загрязняют окружающую среду), лишить равных прав

все этносы во всех сферах жизни, кроме титульной национальности. Сторонники этого подхода против межрасовых браков.

Можно заметить, что эта теория ведет к геноциду.

Национальный суверенитет имеет те же сферы реализации, что и право национальной общности на самоопределение, ни право зги возможность, а национальный суверенитет это реальная возможность и свобода для каждой социально-этнической общности решать все вопросы своего развития во всех сферах (социально-экономической, политической, культурной, экологической) на основе взаимоуважения с другими этносами.

Национальный суверенитет нельзя сводить к власти нации, т.к. уних разные цели: у национального суверенитета - свобода национального саморазвития, а власть выступает только в роли средства. У нации непосредственной целью является власть. В моноэтническом государств по кругу субъектов национальный и народный суверенитет пересекаются. Но таких государств практически нет. Поэтому в многонациональной стране субъектами народного суверенитета является диалектическая сумма всех национальных суверенитетов на данной территории Здесь мы говорим не о власти; а о совластии всеми этносами данной территории.

Наши рекомендации