Введение в конституционное право
Лекции Симонова
Виды государственно-правовых отношений.
Государственно-правовая норма - это правила поведения общего характера, изданная и гарантированная государством с целью регулирования народовластия. Она имеет свои особенности:
1. Государственно-правовая норма регламентирует отношения по реализации народного суверенитета.
2. Государственно-правовая норма как правило содержится в законах и изредка в подзаконных актах.
3. Государственно-правовая норма является правовой основой деятельности нашего государства в целом.
4. Государственно-правовая норма имеет специфику закрепленную в нормативных актах, т.е. в науке. Государственно-правовые нормы не полноценные, в них диспозиция или гипотеза и диспозиция. Но на самом деле всене так,на самомделе путают норму и отражение нормы в статье закона (отражение может быть более или менее полным). Нормы государственно-правовые могут иметь бланкетный и отсылочный характер. Отсылочный - разные части нормы содержатся в других статьях тогоженормативного акта. Бланкетный - разные части нормы находятся в других нормативных актах.
Основы теории конституции
Виды конституции
Понятие "конституция" существует в 2-х значениях:
6. Конституция это строение, структура чего-либо, например, конституция человека.
7. Юридическая конституция — это нормативный акт высшей юридической силы. В обществе конституционное строение называется фактическим. Конституция общества означает реальное соотношение социально-политических сил в обществе на момент принятия конституции. Юридическая конституция - это акты высшей юридической силы, которые отражают фактическую конституцию общества в государстве. Возможно разделение конституции, по следующим основаниям:
/. Степень соответствия с фактической конституцией. Все юридические конституции делятся на реальные и фиктивные, причем фиктивность бывает полная или частичная.Реальной конституцию называют, которая адекватно отражает фактическую конституцию, соответственнофиктивной называют такую, которая не соответствует фактической.
2. Способ принятия конституции. По этому основанию конституции делятся на гибкие и жесткие.Гибкая принимается и изменяется в таком же порядке, что и другие законы в государстве, т.е. требуется простое большинство (50%+1 голос). Жесткая конституция принимается и изменяется в особом порядке, т.е. квалифицированным большинством. .
3. Форма конституции может быть писанной и неписаной.Писаная - существует в виде единого кодифицированного
нормативного акта, это показатель юридической культуры в государстве.Неписаная конституция та, которая состоит из а) отдельных конституционных и ординарных законов, б) конституционно-правового договора, в) конституционно-судебных прецедентов, г) конституционно-правовых обычаев. При разрозненности источников конституции очень трудно оценитьеереальный объем. При неписаной конституции конституционного суда просто не может работать, поэтому в таких странах остро стоит вопрос о конституционных правах. Примером такой страны может служить Великобритания. IV. Форма государственного единства.
• конституции унитарных государств;
• федеративных государств;
• субъектов федерации;
• автономных образований в унитарных государствах (редкость, но бывает). V. Форма правления.
• конституции республик;
• конституции монархий.
VI. Политический режим.
• конституции демократические;
• конституции либерально-демократических государств;
• конституции авторитарных государств;
• конституции тоталитарных государств.
VII. Способ принятия путем: референдума, высшего законодательного органа власти, специальным законом и где порядок введения конституции в действие изложен в ней самой.
Конституционное развитие РФ
Истории конституционного развития. Предпосылки создания конституции 1993 г. Структура конституции 1993 г. Вопрос I.
Зачатки конституционности находятся еще со времен Петра первого, даже раньше, попытки предпринимались многими, но если подойти глобально к этой проблеме, то конституционное развитие РФ можно разделить на два этапа:
Период неписаной конституции, хронологические рамки которого октябрь 1917 г. v июль 1918 г. В это время российская конституция состояла из: а) декретов и постановлений съездов советов, б) декретов совета народных комиссаров, в) составной частью были прежние законы, которые не были отменены советской властью и не противоречили актам советской власти.
Период писаной конституции. С июля 1918 г. и по наши дни. Период ознаменован левоэсеровским мятежом. Этом большой период делится на более мелкие.
А) принятие конституции 1918г. политическое устройство с провозглашением государственной диктатуры пролетариата, а по форме
правления корпоративная республика, которая является республикой советов рабочих и крестьянских депутатов. Органы государственной власти представлял всероссийский съезд советов и высший центральный исполнительный комитет, который избирался на съезде. По форме государственного единства, формально провозглашена федерация, фактически v смешанное унитарное государство.
Б) принятие конституции 1925 г. В 1922 г. был создан союз ССР и в 1924 г. принимается первая конституция союза ССР, субъектом которой теперь была РСФСР. Теперь изменился порядок отношений между субъектами. И главной причиной принятия новой конституции РСФСР было то, что она перестала быть отдельно существующей. Остальные условия существования страны остались прежними.
В) принятие конституции 1937 г. В 1936 г. принята конституция СССР. Теперь открыто в государстве диктатуры не существовало. По политической основе РФ осталась государством трудящихся, лозунг диктатуры пролетариата был снят. По форме правления осталась советской республикой. Однако теперь съезд советов упразднен, вместо него создан однопалатный верховный совет. В 1937 г. значительно усилилась централизация полномочий в руках центральной федеральной власти.
Г) принятие конституции 1978 г.Оно обусловлено принятием конституции СССР 1977 г. Поскольку предыдущая конституция уже устарела и требовала серьезных изменений. Официальная причина принятия такая, что уже было построено общенародное советское социалистическое государство. Но еще в 1961 г. были первые попытки обновить конституцию, даже создали специальную комиссию. Конституция 1977 г. официально объявила нашу страну общенародным государством. Термин (общенародное государство) объясняли как государство при развитом социализме. Развитой социализм это, (1) самые высокоразвитые экономические отношения, производственные и производительные силы, (2) сформированная государственная (общенародная) собственность. С позиций здравого разума, отождествлять государственную собственность с общенародной нельзя. Государственная собственность v это собственность, принадлежащая конкретному собственнику монополисту, называемому государством. Государству собственность необходима для реализации его функций как внутренних, так и внешних. Общенародная собственность v собственность всего населения страны, это разновидность общей собственности, которая может быть долевой и совместной. Понятие общенародной собственности было даноещев гражданском кодексе тех лет.
Конституция 1977 г. была противоречивой. Ст. 7 свидетельствует о грядущей фашизации общества. Отличительным признаком фашистского государства является слияние партии с государственным аппаратом. А в ст. 7 определили партию как ядро государства. Данная конституция открывает простор для расширения внутри федеративных полномочий. Не полностью в конституции указаны основные права и свободы, например, не было закреплено право на жизнь. Имелся ряд и положительных моментов: ст.9 закрепляет основные направления развития политической системы СССР, и среди этих направлений обозначены демократизация внутриполитической системы, повышение роли населения в решении вопросов государственной жизни, укрепление законности и правопорядка. Права и свободы человека и гражданина имели, помимо процессуальных, политические и экономические гарантии.Этаконституция просуществовала до 1989 г. За период существования конституции произошли изменения, связанные с:
трансформацией высших представительных органов законодательной власти. Съезд народных депутатов избирал двухпалатный верховный совет. Хотя этот Съезд, фактически таковым не являлся, поскольку при каждом новом Съезде должен меняться его состав. В данном же случае в Съезд избирались на 5 лет. И фактически это была разновидность законодательного собрания.
введением альтернативных выборов и открывается простор для действия партий. В 1991 г. СССР распался и РФ стала существовать отдельно. Вопрос!
В 1990 г., на первом съезде народных депутатов, принята декларация о государственном суверенитете России. Поступили неправильно, поскольку суверенитет России провозглашен еще в 1922 г. в союзном договоре. Россия явочным порядком установила свои полномочия, которые были шире союзных. Поступило предложение о расширении прав человека относительно конституции 1978 г.
В этот период существовало 2 мнения о нужности конституции:
принять конституцию на время переходного периода или ограничиться несколькими конституционными законами. В это же время объявляется конкурс на лучшую конституцию, на нем было представлено 36 проектов. Румянцев (председатель этой комиссии) представил собственный проект, который не был целостным, содержал 300 статей, непонятные выражения. И вообще пытался урегулировать совершенно не нужные отношения. Получилось так, что на совет народных депутатов он представил только свой проект. Когда же у него спросили об остальных 35, оказалось, что он их даже и не рассматривал. А в конкурсе участвовали сильные юридические институты России, например. Свердловский. Поскольку проект Румянцева был топорной работы, то его совет народных депутатов рассматривал вместе с проектом коммунистов России. На основе этих двух проектов создали проект конституции, удовлетворяющий требованиям, в нем были исправлены многие ошибки. Но летом 1993 г. Ельцин отказывается от проекта и предлагает свой. Главная причина отказа от проекта совета состоит в том, что в нем установлена форма государственного правления как парламентарная республика. Ельцин же предложил в своем проекте вариант смешанной республики с высокой ролью президента. Его проект был не высокого качества, имелись недоработки. В нем пытались разделить права человека и гражданина. Процедура усвоения конституции была сложной. Отношения депутатов с президентом были натянуты. И 19 сентября президент издает указ о прекращении деятельности съездов и верховного совета. Указ содержал примерно 11 нарушений конституции. Конституционный суд признал указ недействительным. В конце концов конституция была принята референдумом, хотя данные референдума также можно подвергнуть сомнению.
Вопрос 3.
Конституция состоит из 2-х разделов и преамбулы. В преамбуле излагаются основные цели принятия данной конституции. 2-й раздел называется (заключение и переходные положения], 1-й раздел вероятно просто забыли назвать. 2-й раздел закреплял:
порядок вступления конституции в действие;
соотношение конституции и ранее принятых источников права;
процесс реформ органов государственной власти и реформ законодательства.
По сути, положения второго раздела можно было принять как конституционный закон (о введении конституции в действие], поскольку некоторые его положения были актуальны лишь на момент принятия конституции, а сейчас они не действуют.
Структура конституции:
Первый раздел состоит из 9 глав.
1 глава (основы конституционного строя]. Основами можно назвать кодифицированный нормативный акт, закрепляющий принципы правового регулирования в той или иной сфере. Основами конституционного строя является конституция в целом, поэтому первую главу следовало бы назвать принципы конституционного устройства или принципы государственно-правовой организации.
2 глава (права и свободы гражданина и человека) посвящена статусу индивида. Здесь говорится об обязанностях и гарантиях статуса индивида. Юридически не корректно закреплять в конституции права и свободы человека. В государстве нет человека (есть гражданин, лица без гражданства, иностранные граждане) и следует говорить правовом статусе гражданина. Правильно назвать эту главу конституции было бы (конституционный статус индивида в РФ].
3 глава (федеративное устройство) без комментариев.
4 глава (президент РФ) без комментариев.
5 глава (Федеральное собрание) без комментариев.
6 глава (правительство РФ) без комментариев.
7 глава (судебная власть) не надо было включать статью о прокуратуре, поскольку она не принадлежит к судебной власти, наиболее подходящее название (правосудие и прокурорский надзор).
8 глава (конституционные основы местного самоуправления) без комментариев.
9 глава (внесение поправок и изменений) без комментариев.
У нашей конституции комбинированный порядок изменения, это сделано дам обеспечения максимальной ее стабильности. Нормы нашей конституции имеют единую юридическую значимость. Главы с 3 по 8 могут изменяться Федеральным Собранием, главы 1, 2,9 изменяются конституционным собранием. Но пока у нас нет закона о конституционном собрании, хотя проектов было очень много, среди них можно выделить следующие направления:
Традиционный американский манер, т.е. собрать самых выдающихся представителей юриспруденции и на их базе создать
конституционное собрание. Положительное в этом то, что конституцию будут писать (изменять) не для себя. Минус этой идеи v для обеспечения беспристрастности юристов необходимо ограничить их политическую активность, что будет ущемлять их права.
Оставить Федеральное Собрание ядром, дополнить его конституционным собранием, добавить туда судей и ещемного кого из
власти. Но при такой организации, конституцию будут писать для себя, и ни чего путного из этого не выйдет.
Его надо избрать заново.
1,3 варианты наиболее уместны. Единое пожелание, чтобы было в Конституционном собрании как можно больше юристов,хота тамнужны экономисты и прочие. Нельзя в собрание включать людей, которые были наказаны за какие-либо преступления, они всегда будут озлоблены на власть (кроме редкого исключения), и объективного отношения опять не будет. Предусматривается референдум. Процедура изменения с главы с 3 по 8 изменяется федеральным собранием в порядке предусмотренном конституционным законом,но с одним дополнением (требуют одобрения 2/3 субъектов федерации). Если же надо изменить главы 1, 2, 3 Федеральное собрание прекращает свое действие и начинает действовать Конституционное собрание.
Конституционный суд РФ.
Самостоятельно (см. Правоохранительные органы).
Государственный суверенитет
Используется, как основа жизнедеятельности проживающего на данной территории народа. Государство ядро политической системы. Такая роль государства вытекает из обладания им государственным суверенитетом. Несколько концепций государственного суверенитета:
Количественная концепция. Суверенитет это сумма всех прав и полномочий государства. Суверенитет может быть ограниченным, если государство передает коку-то часть своих полномочий.
Качественная. Суверенитет это неотъемлемое свойство государства: быть верховным внутри страны,независимым на
международной арене и выражать единую властную волю (единую государственную власть).
Другая интерпретация качественного принципа выражаетсяв том, что суверенитет это неотъемлемый признак государства (проявляется в том, что государственная власть верховная и единая),но государства в абстракции нет, в действительностионовыступает в лице государственных органов.
По социально-политической основе государства делятся на:
Монархические концепции государственного суверенитета. Жан Баден первый ввел этот термин.
Народоправленческая (народовластная). Ж. Жак Руссо считал, что предпосылкой появления государственного суверенитета является воля народа, которую государство должно выражать.
И.З. Саланевич считал, что государство может быть и монархическим по форме правления, но в основе госу дарственного суверенитета все равно будет лежать воля народа.
Качественная концепция говорит, что нельзя ограничивать государственный суверенитет. У государственного суверенитета как у качественной категории есть количественное содержание v это компетенция государства или полномочия государственной власти.Нокомпетенцию государства нельзя сводить к одним полномочиям, т.к. нет ясности в предметах ведения. Поэтому компетенция складывается из полномочий и предмета ведения, иными словами, компетенцию образуют полномочия государства реализуемые в соответственных сферах ведения. Грань перехода количества в качества находится там, где суверенитет государства связывается с компетенцией государства через посредство суверенных признаков государства. Суверенные признаки государства это минимум суверенных прав, без которых суверенитет государства не может существовать. В эти признаки входит: учредительная власть ( это власть по учреждению важнейших экономических, социальных и политических ценностей, осуществляется органами государственной власти и в указанных в законе случаях непосредственно населением), собственная территория (которая очерчена государственной границей), территориальное верховенство (а)власть в государстве распространяется на всю его территорию, б) территория государства не может меняться без его согласия), собственная система органов государственной власти, конституционное и собственное отраслевое законодательства (конституционного правления, гражданское и уголовно-правовое, процессуальное и законодательство о судоустройстве), наличие собственной денежной и эмиссионное системы, наличие собственной налоговой системы и бюджета, наличие вооруженных сил, осуществление внешнеполитической деятельности, наличие дипломатических представительств, участие в деятельности международных организаций, наличие государственных символов (герба, флага и гимна государства).
Разделение властей
Дробление власти ведет к ее уничтожению. Надо говорить о разделении сфер государственной власти (это явление объективное). Сегодня нет на свете ни одного государства, где бы не было принципа разделения сфер государственной власти и первое проявление это выделение судебной системы. В разных государствах разные модели разделения сфер:
В парламентарной монархии. Она отличается тем,что монарх осуществляет координационные функции, законодательная власть в руках парламента, исполнительная в руках правительства.
В дуалистической монархии исполнительную власть возглавляет монарх, а законодательную v осуществляет парламент.
В президентской республике законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная v президенту, который возглавляет правительство.
Парламентарная республика. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная v правительству. Фигура
президента имеет номинальных характер, он является главой государства.
Полупрезидентская республика. У президента функция координатора, законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная v правительству. В некоторых смешанных республиках президент лично осуществляет отдельные исполнительные полномочия.
Принцип разделения властей
Дробление власти ведетк ее уничтожению. Надо говорить о разделении сфер государственной власти (это явление объективное). Сегодня нет на свете ни одного государства, где бы не было принципа разделения сфер государственной власти и первое проявление это выделение судебной системы. В разных государствах разные модели разделения сфер:
1. В парламентарной монархии. Она отличается тем, что монарх осуществляет координационные функции, законодательная власть в руках парламента, исполнительная в руках правительства.
2. В дуалистической монархии исполнительную власть возглавляет монарх, а законодательную - осуществляет парламент.
3. В президентской республике законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, который возглавляет правительство.
4. Парламентарная республика. Законодательная власть принадлежит парламенту,исполнительная - правительству. Фигурапрезидента имеет номинальных характер, он является главой государства.
5. Полупрезидентская республика. У президента функция координатора,законодательная власть принадлежит парламенту,
исполнительная - правительству. В некоторых смешанных республиках президент лично осуществляет отдельные
исполнительные полномочия.
Разделение властей является одной из форм разделения труда и управленческом процессе в этой связи является закономерным явлением.
Властные функции каждого вида и каждого уровня должны осуществляться обособленно или относительно автономно системы государственных органов.
Каждая сфера и уровень реализации государственной власти должны иметь собственные предметы ведения и полномочия. Государственные органы разных ветвей и уровней власти должны оказывать влияние друг на друга с целью создания системного единства власти и предотвращения ее узурпации. Идеальной схемы разделения властей нет. В нашей стране можно выделить также более 4-х сфер власти:
1. Функциям, каждая функция осуществляется своей группой государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной). В 17 в. говорили именно об этих 3-х сферах, сегодня говорят о 4-х, а, например, в Португалии выделяют 8-9 сфер. Юридические знания развиваются в как общем так и з частности. Например, к какой сфере отнести прокуратуру. У нас в конституции ее отнесли к судебной власти, это было заимствовано их предыдущих конституций. Нерсесянц говорит, что прокуратура относится к исполнительной власти, но она не подчинена государству, т.е. занимает не правовое положение.
2. Органы прокурорского надзора являются обособленной сферой реализации государственной власти.
3. Президент - глава государства, но он не является в чистом виде главой исполнительной власти, а скорее всегоимеетфункции координационные.
4. Центробанк, однако в систему правительства он не входит, не подчиняется главе исполнительной власти. Центробанку принадлежит сфера деятельности денежно-эмиссионная.
5. Избирательные комиссии. Это обособленные государственно-общественные органы. Но это название происходитиз способа формирования, а по функциям у них своя сфера отдельная или полу отдельная.
6. Пресса. Очень трудно назвать отдельной сферу реализации политической и государственной власти, т.к. она не принимает юридически значимых предписаний. СМИ (средства массовой информации) обеспечивают деятельность государственных органов или зависят от государства (дотации, договор о совместной деятельности). Но, все-таки, СМИ считать отдельной сферой деятельности нельзя. Уровни реализации государственной власти
Одни говорят, что уровня 2: общегосударственный и уровень субъектов РФ. Другие считают, что есть 3-й уровень - это местное самоуправление осуществляемое аппаратом местного самоуправления и муниципальными служащими. Местное самоуправление должно быть одноуровневым, производить за счет местного бюджета решение вопросов под собственную ответственность. Такими органами могут быть комитет общественного управления, сельские старосты, председатель квартального комитета и т.д. Это западный взгляд на данную проблему. Парижская коммуна, на их взгляд, была идеалом схемы местного самоуправления. Причем работа в органах местного самоуправления добровольная и без отрыва от основных занятий. В РФ муниципальные служащие ничем от государственных не отличаются. Действительно существует 3 уровня управления,номестное самоуправление находится в некотором обособленном состоянии.
Вопрос 1.
Используется, как основа жизнедеятельности проживающего на данной территории народа. Государство ядро политической системы. Такая роль государства вытекает из обладания им государственным суверенитетом. Несколько концепций государственного суверенитета:
• Количественная концепция. Суверенитет это сумма всех прав и полномочия государства. Суверенитет может быть ограниченным, если государство передает коку-то часть своих полномочий.
• Качественная. Суверенитет это неотъемлемое свойство государства: быть верховным внутри страны, независимымнамеждународной арене и выражать единую властную волю (единую государственную власть). Другая интерпретация качественного принципа выражается в том, что суверенитет это неотъемлемый признак государства (проявляется в том, что государственная власть верховная и единая), но государства в абстракции нет, в действительности оно выступает в лице государственных органов.
По социально-политической основе государства делятся на:
1. Монархические концепции государственного суверенитета. Жан Баден первый ввел этот термин.
2. Народоправленческая (народовластная). Ж. Жак Руссо считал, что предпосылкой появления государственного суверенитета является воля народа, которую государство должно выражать.
3. И.З. Саланевич считал, что государство может быть и монархическим по форме правления, но в основе государственного
суверенитета все равно будет лежать воля народа.
Качественная концепция говорит, что нельзя ограничивать государственный суверенитет. У государственного суверенитета как у качественной категории есть количественное содержание - это компетенция государства или полномочия государственной власти.Нокомпетенцию государства нельзя сводить к одним полномочиям, т.к. нет ясности в предметах ведения. Поэтому компетенция складываемся из полномочий и предметов ведения, иными словами, компетенцию образуют полномочия государства реализуемые и соответственных сферах ведения. Грань перехода количества в качества находится там, где суверенитет государства связывается с компетенцией государства через посредство суверенных признаков государства. Суверенные признаки государства это минимум суверенных прав, без которых суверенитет государства не может существовать. В эти признаки входит: учредительная власть ( это власть по учреждению важнейших экономических, социальных и политических ценностей, осуществляется органами государственной власти и в указанных в законе случаях непосредственно населением), собственная территория (которая очерчена государственной границей), территориальное верховенство (а)власть в государстве распространяется на всю его территорию, б) территория государства не может меняться без его согласия), собственная система органов государственной власти, конституционное и собственное отраслевое законодательства (конституционного правления гражданское и уголовно-правовое, процессуальное и законодательство о судоустройстве), наличие собственной денежной и эмиссионные системы, наличие собственной налоговой системы и бюджета, наличие вооруженных сил, осуществление внешнеполитической деятельности, наличие дипломатических представительств, участие в деятельности международных организаций, наличие государственных символов (герба, флага и гимна государства).
Вопрос 2.
Его идея разрабатывалась в трудах социалистов-утопистов 17-18 веков, поэтому сторонники тоталитарного режима сейчас называют народный суверенитет химерой утопистов. Это очень важная категория, у Ж. Жака Руссо в наиболее полной форме получила развитие теория народного суверенитета и договорной теории происхождения государства. Народный суверенитет это:
1. Верховенство, независимость и единство воли народа;
2. Право народа выбирать себе правителей, которые в наибольшей степени должны отвечать его интересам, отсюда можно сделать вывод, что:
Отрицательный- если у народа не в порядке с государством,то он сам виноват в этом, народ заслуживает тех политиков,
которых выбирает.
Положительный - народ имеет право сместить неугодных политиков, имеет право на революцию. Воля народа является источником политической власти в целом и народ в целом является носителем политической власти как таковой. Народ является источником государственной власти, но носителем ее быть не может, т.к. носитель власти это тот субъект, который обладает конкретными полномочиями но реализации функций государства- Народ в целом такими полномочиями не обладает, а ими обладают только органы государственной власти. Народный суверенитет имеет несколько сфер реализации:
• в экономической сфере народный суверенитет реализуется путем создания необходимых экономических укладов и форм собственности, т.е. создания определенной экономической системы;
• в политической сфере реализуется путем создания политических институтов власти и политической системыв целом;
• В социальной сфере означает создание социальной структуры общества и проведения социальной политики;
• в культурной сфере проявляется в создании народом своей культуры, в защите ее и развитии. Народный суверенитет реализуется на трех уровнях:
1. уровень государственно-властный:
а. федеральной власти;
Ь. субъектов федерации.
1. уровень местного самоуправления или муниципальный уровень, существуют дальнейшие подуровни,ио это особенностьРоссии;
2. не государственный уровень, т.е. уровень гражданского общества или не государственной части политической системы. В политической сфере народный суверенитет реализуется в двух основных и одной промежуточной форме.
1. прямая форма, уровень непосредсвенной демократии. Здесь народный суверенитет реализуется путем проведения референдумов (плебесцитов) и свободных выборов.
2. опосредсвованная или представительная форма реализации народного суверенитата означает реализацию воли народа через местное самоуправление и органы государственной власти.
3. промежуточная фирма это конференции 1раждан- По своим полномочиям конференция сходна с референдумом,но ни
способу проведения ближе стоит к представительным формам и проходит путем участия представителей граждан. Прямые формы реализации народного суверенитета (форма прямого народовластия) является частю формы прямого выражения мнения народа, но мнения выражается в ходе прямого народовластия окончательны и сразу же приобретают властно-значимый характер. Выражение народовластия через референдум это непосредсвенное голосование избирателей по наиболее важным вопросам государственного, регионального или мунициаального характера. Плебеспит это разновидность референдума, который проводитсяповопросам об изменении государственной принадлежности территории, они делятся на общегосударственные, местные и муниципальные.Выделяют экстерриториальный референдум (или пилотажный) это экстерриториальная случайная выборка среди определенных социальных групп по его итогам должно приниматься решение в органах государственной власти- Он отличается от территориального тем, что воля населения служит выражением государственно-значимых решений. Территориальные референдумы в России проводятся часто, а экстерриториальные не проводились. Несколько лет назад ставился вопрос о проведении экстерриториального референдума, по созданию немецкой национальной автономии. Выделяются референдумы по степени обязательности выносимого решения, хотя по Российскому закону решение референдумавсегдаобязательно, в других странах существуют референдумы консультативного характера, для выявления отношения народа к томуилииному вопросу.
Собрания и сходы граждан проводятся по месту жительства на уровне местного самоуправления, в них участвуют граждане, которые проживают только те, которые проживают на данной территории и обладают избирательным правом. Голосование на них открытое. Конференция граждан находится между прямыми и представительными организациями, т.к. по кругу вопросов идентична сходу или местному референдуму, решение конференций тоже окончательные, но способ формирования этого органа скорее представительные, поскольку делегаты избираются.
Помимо народовластия существуют иные прямые формы выражения формы выражения воли народа, например обсуждения, предметом которых являются наиболее важные вопросы государственного, регионального или местного значения. Народные обсуждения могут проводиться в отношении проектов нормативных актов, в периодах между слушаниями. Они предполагают выявления мнения населения и последующий его учет, но эти данные не подлежат обязательному учету (обязательному учету могут подлежатьтолькоответы на самые важные вопросы).
Еще одной формой народовластия является законодательная инициатива- Это разновидность нормотворческой инициативы; которая вносится не уполномоченным на то лицом или организацией, а непосредственно населением в лице группы, которая собрала установленное законом количество подписей. У нас ее в чистом виде на существует. Вопрос о количестве голосов здесь является камнем преткновения. Следуя зарубежному опыту можно взять за основу следующий вариант количества голосов, необходимо столько подписей, сколько нужно для избрания депутата (и если бы действительно избирался депутат, он тогда действительно выражал бы выражал волю избирателей). Народная законодательная инициатива только инициатива, поэтому вовсе не обязательно ее принятие на рассмотрение. Народовластие можно заметить в косвенной форме при подаче заявки на референдум.
Формы публичного выражения воли народа:
Манифестации - митинги, уличные шествия, собрания, демонстрации и пикет.
1. Митинг и собрание. По составу участников: собрания персонально определены, поэтому решения собрания имеют
обязательную силу для тех, кто в нем участвует (его даже можно считать формой прямого народовластия в конкретной местности). Митинг не имеет обязательности решения. Это только способ привлечения внимания к какой-либо проблеме.
2. Демонстрации и уличные шествия. Это передвигающиеся группы людей по заранее определенному маршруту. При
демонстрации используются формы активной и пассивной агитации (плакаты, звуковое сопровождение). Уличное шествие это прелюдия к митингу, оно имеет цель привлечь внимание к митингу или иной манифестации.
3. Пикет. То, что в РФ называется пикетом - на Западе называется статической демонстрацией. За рубежом пикет, это группа людей предназначенная для охраны порядка при проведении забастовок и манифестаций. Пикет должен передвигаться, иначе он превращается в статическую демонстрацию.
Петиция это коллективное обращение граждан по какому-либо вопросу в органы власти, для петиций минимум подписей не установлен.
Вопрос 3.
В литературе существует много точек зрения по этому вопросу. Категория национальный суверенитет появилась в нашей наукетольков таком значении. На Западе национальный суверенитет связывают со всем народом государства, оно близко к понятию народ. Этатическое з