Избирательная кампания в российской федерации
Место в системе социально-гуманитарных наук:политология
План:
1. Значение выборов в демократическом обществе
1.1. способ осуществления демократии
1.2. приобретение властью легитимности
1.3. способ реализации политических прав граждан избирать и быть избранными
1.4. обновление политических элит и лидеров
1.5. политическая социализация граждан
2. Виды выборов
2.1. по масштабу
2.1.1. федеральные
2.1.2. выборы в субъектах РФ
2.1.3. местные
2.2. по объекту
2.2.1. на пост президента
2.2.2. на пост глав регионов
2.2.3. на пост глав местного самоуправления
2.2.4. парламентские
2.2.5. в региональные представительские органы
2.2.6. в органы местного самоуправления
2.3. Избирательная система
2.3.1. понятие
2.3.2. типы
2.3.2.1. мажоритарная
2.3.2.2. пропорциональная
2.3.2.3. смешанная
2.4. Избирательная кампания
2.4.1. понятие
2.4.2. стадии
2.4.2.1. подготовительная
2.4.2.2. выдвижение кандидата
2.4.2.3. предвыборная агитация
2.4.2.4. голосование и подвод итогов
3. Политические технологии избирателя
Понятия
Избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня представления соответствующей избирательной комиссией финансового отчета о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Популизм - стиль в политике, позволяющий добиться поддержки избирателей благодаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные лозунги.
Абсентеизм - уклонение от участия в выборах.
Политический маркетинг - комплекс мероприятий по изучению «рынка» (интересов, настроений, представлений и ожиданий) избирателей, а также приемов воздействия на них с целью обеспечения победы на выборах своих клиентов.
Имидж кандидата – это наиболее привлекательные для публики черты и свойства его личности.
Схемы
Практикум
1. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?
А. Избирательная система охватывает принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов.
Б. Избирательная система определяет порядок распределения мест
в выборных органах после установления результатов голосования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Верны ли суждения о недостатках мажоритарной избирательной системы?
А.Значительная часть избирателей в стране может остаться не представленной в органах власти.
Б.В парламенте страны, как правило, представлен не весь спектр политических партий и движений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. В государстве Г. существует пропорциональная избирательная система, в которой ведущая роль принадлежит политическим партиям. Укажите признак, являющийся отличием данной системы.
1) создается единый общенациональный избирательный округ
2) предусмотрен второй тур голосования
3) в средствах массовой информации представляются программы кандидатов
4) победу в округе одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах
4. Какая из приведенных ситуаций свидетельствует о нарушении демократической процедуры выборов?
1) Граждане не могут пользоваться дополнительными голосами.
2) В случае отъезда в день голосования гражданин может взять открепительный талон и проголосовать на другом избирательном участке.
3) Гражданам, не имеющим возможности прийти на избирательный участок по состоянию здоровья, избирательные урны могут быть доставлены на дом.
4) Подследственные и обвиняемые граждане, находящиеся под арестом, не участвуют в голосовании.
5. Что характерно и для мажоритарной, и для пропорциональной избирательных систем?
1) выдвижение кандидатов списками от политических партий
2) создание одномандатных избирательных округов
3) формирование единого общенационального избирательного округа
4) тайная подача голосов избирателей во время голосования
6. Какой из перечисленных признаков характерен как для мажоритарной, так и для пропорциональной избирательной системы?
1) проведение выборов по одномандатным округам
2) проведение нескольких туров выборов с выбытием кандидатов
3) подсчёт голосов избирательной комиссией
4) создание единого общенационального избирательного округа
7. Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления…
При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той
или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают
и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.
Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов…
Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего.
(М. Уоллерстайн)
Что, по мнению автора, отличает истинную демократию? С опорой на текст назовите две разновидности республиканской формы правления. Какое различие между ними отмечает автор?
8. В тексте упомянуты «соображения», оказывающие влияние на поведение избирателя. Назовите любое из этих «соображений». Используя обществоведческие знания, укажите одно позитивное и одно негативное последствия выбора избирателя под влиянием этого «соображения».
9. Какая из рассмотренных автором избирательных систем в наибольшей степени защищает сильные политические партии? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, в чём проявляется эта защита. Назовите и проиллюстрируйте примером одну любую функцию политических партий, которая проявляется в избирательном процессе.
10. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента, подтверждающих необходимость выборов для функционирования и развития демократического государства.
Политический процесс
Место в системе социально-гуманитарных наук:политология
План:
Понятия
Схемы
Практикум
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ
Место в системе социально-гуманитарных наук:политология
План:
1. Понятие политического участия
2. Субъекты политического участия
2.1. политическая элита
2.2. рядовые граждане
3. Признаки политического участия
3.1. конкретное действие
3.2. добровольно
3.3. участие является действительным, а не фиктивным.
4. Виды (формы) политического участия
4.1. прямое (непосредственное) и представительное (опосредованное)
4.2. автономное и мобилизованное.
5. Классификация личности по степени вовлечённости в политику
5.1. Личность активиста.
5.2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике.
5.3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней.
5.4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным отношением к политике.
5.5. Аполитичная или отчужденная личность с негативным отношением к своему участию в политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая.
6. Стимулы политической активности человека
6.1. Политическая компетентность (образование)
6.2. Интерес к политике (социально-экономических потребностей и потребности в правовой защищенности).
7. Абсентеизм
7.1. понятие
7.2. причины
7.2.1. низкий уровень образования
7.2.2. неуверенность в себе и своих возможностях
7.2.3. разочарование в своем политическом участии из-за отсутствия желаемых результатов
7.2.4. распад групповых ценностей или утрата личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе
7.3. влияние абсентеизма на общество и самого человека
8. Понятие политической культуры
8.1. уровни политической культуры
8.1.1. политическая культура личности
8.1.1.1. политическое сознание
8.1.1.1.1. политические знания
8.1.1.1.2. политические ценностные ориентации
8.1.1.2. политическое поведение
8.1.1.2.1. способы практических политических действий
8.1.2. политическая культура общества
8.1.2.1. традиции
8.1.2.2. политические символы
8.1.2.3. церемонии, обряды, ритуалы
9. Политическая культура и политическое участие
10. Типология политических культур
10.1. по своеобразию отдельных стран и регионов
10.1.1. патриархальная культура
10.1.2. подданническая культура
10.1.3. культура участия
10.1.4. гражданская культура
10.2. по типам политических систем
10.2.1. тоталитарный тип политическое культуры
10.2.2. авторитарный тип политическое культуры
10.2.3. демократический тип политической культуры.
11. Политическая культура современной России
Схемы
Понятия
Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
Абсентеизма – уклонения от участия в политике.
Политическая культура личности - единство трех составляющих: знаний о мире политики, политических ценностных ориентации, способов практических политических действий.
Практикум
1. Верны ли следующие суждения о политическом участии?
А.Политическое участие – это совокупность имеющих отношение
к политике действий людей.
Б.Политическое участие может иметь протестный характер.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Во время экскурсии в районную управу учащиеся 10 класса познакомились с работой органа местного самоуправления. Какие из функций и особенностей местного самоуправления названы ниже? Выберите из приведённого списка положения, отражающие функции и черты местного самоуправления, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Органы местного самоуправления входят в систему органов государственной власти.
2) Органы местного самоуправления могут устанавливать местные налоги и сборы.
3) Органы местного самоуправления назначаются городской администрацией.
4) Гражданам предоставляются равные права на осуществление местного самоуправления.
5) Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения.
6) Органы местного самоуправления обладают законодательной властью.
3. Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в политической сфере в демократическом обществе.
4. К культурной подсистеме политической системы относятся
1) взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории
2) конституции и законы
3) партии и общественно-политические движения
4) государство и его органы
5. Одной из проблем в развитии ряда стран мира стала аполитичность молодежи, ее слабый интерес к политическим проблемам. Сформулируйте суждение, раскрывающее влияние подобной ситуации на демократию. Предложите две политические меры, способные изменить данную ситуацию и повысить интерес молодежи к политической жизни страны.
6. Страна Н. – демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.
7. Верны ли следующие суждения о политическом участии?
А.Многообразие форм политического участия зависит от возраста гражданина, его рода занятий, образования, религиозных
и политических предпочтений.
Б.Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении в РФ?
А.В структуру местного самоуправления входит представительный орган, состоящий из депутатов, избираемых населением.
Б.В различных муниципальных образованиях существуют разные варианты организации системы органов местного самоуправления.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о политическом участии?
А. Формами политического участия большинства граждан являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, референдумы.
Б. Мотивацией к политическому участию может стать реальная возможность изменить политическую ситуацию к лучшему.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о субъектах политики?
А.К субъектам политики относятся программы политических партий и движений.
Б.К субъектам политики относятся избиратели.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4.13 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Место в системе социально-гуманитарных наук:политология
План:
1. Понятие политического лидерства
2. Функции политического лидера
2.1. анализирует политическую обстановку, оценивает состояние общества.
2.2. формулирует цели, определяет средства их достижения, разрабатывает программу действий. Он заботится о том, чтобы цели и намеченные действия отвечали запросам заинтересованных групп населения, соответствовали реальным возможностям, находит оптимальные политические решения
2.3. укрепление связи власти и народа, разъяснение своей политической позиции
2.4. сплочение сторонников
2.5. интеграция общества, поддерживание законности и общественного порядка
2.6. представительство интересов страны на международной арене.
3. Качества лидера
3.1. острый ум, аналитические способности,
3.2. твердая воля, смелость и решительность
3.3. честность, верность общественному долгу, забота об общественном благе и справедливости
3.4. общительность
3.5. способность быстро и точно ориентироваться в обстановке, политическая интуиция
3.6. управленческие способности,
3.7. образованность и компетентность,
3.8. способность аргументированно противостоять другим мнениям, политическая мудрость, большая гибкость, умение маневрировать между полярными силами
3.9. умение хорошо держаться, талант привлекать к себе людей, способность убеждать, ораторское искусство, чувство юмора.
4. Факторы, которые влияют на характер политического руководства
4.1. основные политические убеждения лидера
4.2. политический стиль лидера
4.3. мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь добиться положения политического руководителя
4.4. реакция лидера на давление и стресс
4.5. обстоятельства, при которых лидер впервые оказался в положении политического руководителя
4.6. предшествующий политический опыт лидера
4.7. политический климат, в котором лидер начинал свою деятельность.
5. Имидж политического лидера
6. Типы лидерства
6.1. по масштабу лидерства
6.1.1. общенациональные
6.1.2. лидеры определенного класса или иной большой социальной группы
6.1.3. лидеры общественной организации или движения
6.2. по стилю лидерства
6.2.1. авторитарный
6.2.2. демократический
6.2.3. либеральный
6.3. по основам лидерства
6.3.1. традиционное
6.3.2. легальное
Схемы
Понятия
Политический лидер
Имидж политического лидера
Управленческие способности
Традиционный тип лидерства
Рационально-легальный тип лидерства
Харизматический тип лидерства
Практикум
11. Верны ли следующие суждения о политическом лидерстве?
А. В зависимости от масштаба лидерства выделяют демократических
и авторитарных лидеров.
Б. Традиционный тип лидерства основан на вере в незыблемость существующего порядка.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
12. Верны ли следующие суждения о политическом лидерстве?
А. Легальное политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное влияние лица, осуществляющего властные полномочия, на общество.
Б. Политический лидер должен вырабатывать политический курс с учётом потребностей различных групп общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны