Структура и функциональная направленность представительных органов власти РФ.
Представительным (законодательным) постоянно действующим органом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Это — первый после Октябрьской революции парламент России, ибо бывший Верховный Совет лишь формально назывался парламентом, но никогда по существу им не был.
Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, наделено широкими полномочиями, главное среди которых - издание федеральных законов.
Президент РФ наделен Конституцией правом налагать вето на закон, принятый Федеральным Собранием РФ. Но последнему, в свою очередь, предоставляется право при повторном рассмотрении федерального закона одобрить его в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае данный федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в установленный срок. Таким образом, Конституция РФ создает надежные меры недопущения как диктатуры Президента РФ, так и диктатуры парламента.
Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием РФ, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом. Наименование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Так, Московская городская Дума состоит из 35 депутатов, а Верховный хурал Республики Тува — из 160. Срок полномочий депутатов одного созыва не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно. Всего избрано около 4 тыс. региональных депутатов, из них одна тысяча работает на постоянной основе.
Функции Законодательного (представительного) органа государственной власти РФ:
1) принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ней;
2) утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, а также программы социально-экономического развития субъекта РФ;
3) устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания, порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
4) устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ;
5) регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ.
Принятые законодательным органом законы направляются высшему должностному лицу субъекта РФ для обнародования в срок, не превышающий 14 календарных дней. В случае отклонения закона он может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Одобренный таким образом закон не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта РФ и подлежит опубликованию в установленный срок.
Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случаях: 1) принятия решения о самороспуске; 2) роспуска высшим должностным лицом субъекта РФ; 3) вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий.
Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе досрочно прекратить полномочия законодательного органа в случае принятия им нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом и не устранены законодательным органом. Президент РФ вправе предупредить законодательный (представительный) орган, а при повторном нарушении внести в Государственную Думу проект закона о его роспуске и прекращении полномочий.
В большинстве законодательных органов отсутствуют депутатские фракции, и политические страсти не мешают работе. В соответствии с новым законом о выборах 50% депутатов региональных парламентов избираются по партийным спискам. Сейчас в регионах партии мелкие. Лишь две-три партии могут преодолевать барьер, устанавливаемый для прохождения в региональный представительный орган. Это повышает роль таких партий и политизацию власти.
77. Социологические исследования: типы, виды, методы сбора социологической информации.
Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, организационно-технических действий с целью изучения, получения и последующего использования достоверных социальных знаний. Оно требует разработки рациональных критериев, учитывающих особенности объекта исследования.
Важную роль в методологии социологических исследований играет тип исследования. Наиболее обоснованным является выделение двух типов исследования: теоретико-прикладных и прикладных, использование которых уместно и в социальной работе.
1)Теоретико-прикладное исследование (ТПИ) направлено на решение социально важной задачи. Например, изучение роли социальной работы в оптимизации социальных процессов, связанных с безработицей; в школе – в связи с проведением образовательной реформы; выявление структуры деятельности социального работника – в различных сферах жизнедеятельности. Цель исследования – изучить особенности или тенденции изменения социальных потребностей клиентов в социальной защите; выяснить, насколько структура организаций социального обслуживания соответствует ожиданиям клиентов; создать оптимальные модели социальной работы. В теоретико-прикладном исследовании обязательно наличие четкого определения объекта и предмета, формулирование гипотез, но не столь жесткие требования к срокам его проведения, которые рассчитываются с учетом уровня сложности изучаемой проблемы или явления.
2) Прикладное социологическое исследование (ПСИ) нацелено на решение конкретных социальных проблем, возникающих в социальной работе. Оно представляет собой определенную технологическую процедуру последовательного применения целостной совокупности методов и приемов эмпирического познания объектов социальной реальности.
Выделяются следующие виды исследования.
1) Разведывательные исследования. Формирование и развитие социальной работы как теоретической и практической деятельности постоянно расширяет проблемное поле исследований в этой сфере: изучение социальных групп риска в изменяющемся мире, создание социальной документации, отражающей основные характеристики объекта, получение информации для прогнозирования и проектирования в социальной работе. Масштабы исследований, уровень их методической оснащенности, объемы знаний, в которых закрепляются результаты социологических исследований этих и других проблем, предопределяют необходимость проведения разнообразных поисковых социологических исследований.
2) Описательное исследование. Решает более широкий круг аналитических задач, ориентированных на получение целостной, системной информации о структуре, функционировании, модели социального объекта, его типологических свойствах и характеристиках. Описательные исследования основаны на более высоком уровне осведомленности об изучаемой стороне или проблеме социальной работы. В отличие от разведывательного этот тип исследования предполагает, что при изучении, например, обслуживания инвалидов или деятельности социального работника в школе бóльшая часть информации об этих явлениях известна
3) Аналитическое исследование. Представляет собой наиболее масштабный, сложный вид социологического познания того или иного объекта. Имеет своей целью не только общее описание объекта, но и выявление причин возникновения противоречий в его структуре и функционировании, определение путей и перспектив его развития, проектирование инновационных преобразований. Разновидностями аналитических исследований являются диагностические, прогностические исследования, социальные эксперименты.
Главное отличие аналитического исследования от описательного заключается в том, что оно имеет объяснительные функции. Последние требуют от социолога тщательного обдумывания и выдвижения объяснительных гипотез. Для этого недостаточно знакомства только с литературой. Дополнительная информация может быть получена из бесед или интервью с практиками: заказчиком, специалистами по профилю изучаемой проблемы, клиентами.
4) Сравнительные исследования проводятся в тех случаях, когда необходимо сравнить характеристики изучаемого объекта или проблемы во времени или различные объекты по одному и тому же интересующему качеству в одно и то же время. Наиболее часто исследование изменений во времени проводятся в режиме мониторинга с установленной периодичностью опросов. В этом случае предмет оценивания остается неизменным, а состав оценивающих (респондентов) меняется.
По типу решаемых задач выделяют исследования: 1) основное – оно направлено на реализацию комплекса задач, связанных с решением основных целей исследования; 2) пилотажное – предваряющее основное исследование и предназначенное для получения знаний об адекватности методического обеспечения познавательным задачам исследования; 3) поисковое (разведывательное) – проводимое с целью получения дополнительной информации для проведения исследования.
Методы сбора социологической информации. При сборе первичных данных используются четыре основных метода: 1. Опрос (анкетирование или интервьюирование). Опрос – социологический метод получения информации, при котором респондентам (людям, которых опрашивают) в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них. 2. Анализ документов (качественный и количественный). Анализ документов. Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. По форме фиксации документы бывают: а. Письменные документы б. Иконографические документы в. Фонетические документы 3. Наблюдение (не включенное и включенное). Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта. 4. Эксперимент (научный и практический). Эксперимент в социологии – способ получения информации об объекте в результате воздействия на него некоторых управляемых и регулируемых факторов.