Процедура разрешения споров в ООН.

Международный Суд ООН — главный судебный орган ООН, наибо­лее авторитетный международный судебный орган. Действует на осно­ве Статута, являющегося частью Устава ООН. Государства — члены ООН ipso facto — участники Статута Международного Суда. Участни­ками Статута могут быть и государства — не члены ООН (Лихтенштейн, Сан-Марино). Состав Суда — 15 судей; избираются Генераль­ной Ассамблеей и Советом Безопасности на девятилетний срок в лич­ном качестве, т.е. не являются представителями государства. В составе Суда не может быть одновременно двух граждан одного государства, требования к составу — должны быть представлены все основные пра­вовые системы мира. Судьи избираются из числа лиц, внесенных в спи­сок по предложению национальных групп Постоянной палаты третей­ского суда. Все государства — и члены, и не члены ООН — находятся в одинаковых условиях при выдвижении кандидатов в судьи и при их из­брании (резолюция Генеральной Ассамблеи 1948 г.).

Компетенция Суда: основная (судебная юрисдикция) — разреше­ние споров между государствами. Стороной по делу может быть толь­ко государство (ст. 34). Это важное отличие Международного Суда от арбитража, где участником спора может быть любой субъект междуна­родного права. Международный Суд основан на принципе доброволь­ной (факультативной) юрисдикции, — ни одно государство не может вынудить другое государство к рассмотрению спора в Суде, если госу­дарство этого не желает. Даже Совет Безопасности не вправе заставить государства обратиться в Международный Суд, а может только поре­комендовать данный способ разрешения спора. Многие многосторон­ние соглашения содержат нормы об обязательной юрисдикции Меж­дународного Суда (Конвенция о борьбе с геноцидом 1948 г., Конвен­ция о запрете пыток 1984 г. и др.).

Международными организациями используются практически все виды мирных средств разрешения споров. В рамках ООН действует международная примирительная процедура. Мирное разрешение споров осуществляется Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности и Международным Судом.

Компетенция Совета Безопасности: несет главную ответственность за поддержание мира и безопасности. Имеет наиболее широкие полномочия в сфере мирного урегулирования споров. Компетенция Совета ограничена только теми спорами, продолжение которых угрожает международному миру (ст. 33 Устава ООН). Вправе рекомендовать государствам надлежащую процедуру урегулирования и требовать разрешения спора мирными средствами (ст. 36). Если государства не в состоянии сами разрешить спор, Совет вправе рекомендовать конкретные способы его разрешения (ст. 37, 38). Уполномочен сам расследовать спор, чтобы определить степень его опасности для мира.

Глава VI Устава ООН устанавливает полномочия Совета Безопасности по примирению спорящих сторон посредством использования добрых услуг, посредничества, следственных и согласительных комис­сий. В подобных случаях Совет выносит решения в форме резолюций, имеющих рекомендательный характер. Вправе принимать решения, обязательные для спорящих государств, и даже создавать специальные воинские контингенты (1964 г. — резолюция Совета Безопасности ° создании Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре) Если стороны самостоятельно уладили спор после передачи его в Со­вет, то Совет прекращает рассмотрение спора. Ни одна из спорящих сторон не может отказаться от рассмотрения спора в Совете Безопас­ности по собственной инициативе.

Споры юридического характера по общему правилу рассматрива­ются в Международном Суде ООН (ст. 33). Генеральная Ассамблея ООН вправе осуществлять функции примирителя (ст. 11, 12, 14, 35 Ус­тава), если спор не передан на рассмотрение Совета Безопасности. Ге­неральная Ассамблея обсуждает и дает рекомендации по любому спорному вопросу по просьбе любого государства, либо Совета Безо­пасности. Принимает резолюции рекомендательного характера. Если спор передан на рассмотрение в Совет Безопасности, Генеральная Ас­самблея не вправе давать в отношении этого спора никаких рекомен­даций без разрешения Совета.

Генеральный секретарь ООН вправе информировать Совет Безо­пасности о любой ситуации, угрожающей миру. Генеральный секре­тарь вправе настаивать на рассмотрении спора в Совете Безопасности и других структурах, разрешающих споры (ст. 99). По просьбе Гене­ральной Ассамблеи и Совета Безопасности Генеральный секретарь оказывает добрые услуги и выступает в качестве посредника (1962 г. — урегулирование Карибского кризиса, 1988 г. — соглашение о полити­ческом урегулировании в Афганистане). Декларация ООН об установ­лении фактов в области поддержания международного мира и безо­пасности 1991 г. определяет обязанности Генерального секретаря ООН в сфере поддержания мира.

В 1977 г. был организован Специальный комитет ООН по усиле­нию эффективности принципа неприменения силы в международных отношениях. Комитет всемирного наследия, Комитет по правам чело­века, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет про­тив пыток правомочны принимать участие в мирном урегулировании споров, возникающих в результате нарушения соответствующих кон­венций. Это одна из составляющих международного конвенционного Механизма мирного разрешения международных споров.

Наши рекомендации