Процедура разрешения споров в ООН.
Международный Суд ООН — главный судебный орган ООН, наиболее авторитетный международный судебный орган. Действует на основе Статута, являющегося частью Устава ООН. Государства — члены ООН ipso facto — участники Статута Международного Суда. Участниками Статута могут быть и государства — не члены ООН (Лихтенштейн, Сан-Марино). Состав Суда — 15 судей; избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на девятилетний срок в личном качестве, т.е. не являются представителями государства. В составе Суда не может быть одновременно двух граждан одного государства, требования к составу — должны быть представлены все основные правовые системы мира. Судьи избираются из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты третейского суда. Все государства — и члены, и не члены ООН — находятся в одинаковых условиях при выдвижении кандидатов в судьи и при их избрании (резолюция Генеральной Ассамблеи 1948 г.).
Компетенция Суда: основная (судебная юрисдикция) — разрешение споров между государствами. Стороной по делу может быть только государство (ст. 34). Это важное отличие Международного Суда от арбитража, где участником спора может быть любой субъект международного права. Международный Суд основан на принципе добровольной (факультативной) юрисдикции, — ни одно государство не может вынудить другое государство к рассмотрению спора в Суде, если государство этого не желает. Даже Совет Безопасности не вправе заставить государства обратиться в Международный Суд, а может только порекомендовать данный способ разрешения спора. Многие многосторонние соглашения содержат нормы об обязательной юрисдикции Международного Суда (Конвенция о борьбе с геноцидом 1948 г., Конвенция о запрете пыток 1984 г. и др.).
Международными организациями используются практически все виды мирных средств разрешения споров. В рамках ООН действует международная примирительная процедура. Мирное разрешение споров осуществляется Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности и Международным Судом.
Компетенция Совета Безопасности: несет главную ответственность за поддержание мира и безопасности. Имеет наиболее широкие полномочия в сфере мирного урегулирования споров. Компетенция Совета ограничена только теми спорами, продолжение которых угрожает международному миру (ст. 33 Устава ООН). Вправе рекомендовать государствам надлежащую процедуру урегулирования и требовать разрешения спора мирными средствами (ст. 36). Если государства не в состоянии сами разрешить спор, Совет вправе рекомендовать конкретные способы его разрешения (ст. 37, 38). Уполномочен сам расследовать спор, чтобы определить степень его опасности для мира.
Глава VI Устава ООН устанавливает полномочия Совета Безопасности по примирению спорящих сторон посредством использования добрых услуг, посредничества, следственных и согласительных комиссий. В подобных случаях Совет выносит решения в форме резолюций, имеющих рекомендательный характер. Вправе принимать решения, обязательные для спорящих государств, и даже создавать специальные воинские контингенты (1964 г. — резолюция Совета Безопасности ° создании Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре) Если стороны самостоятельно уладили спор после передачи его в Совет, то Совет прекращает рассмотрение спора. Ни одна из спорящих сторон не может отказаться от рассмотрения спора в Совете Безопасности по собственной инициативе.
Споры юридического характера по общему правилу рассматриваются в Международном Суде ООН (ст. 33). Генеральная Ассамблея ООН вправе осуществлять функции примирителя (ст. 11, 12, 14, 35 Устава), если спор не передан на рассмотрение Совета Безопасности. Генеральная Ассамблея обсуждает и дает рекомендации по любому спорному вопросу по просьбе любого государства, либо Совета Безопасности. Принимает резолюции рекомендательного характера. Если спор передан на рассмотрение в Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея не вправе давать в отношении этого спора никаких рекомендаций без разрешения Совета.
Генеральный секретарь ООН вправе информировать Совет Безопасности о любой ситуации, угрожающей миру. Генеральный секретарь вправе настаивать на рассмотрении спора в Совете Безопасности и других структурах, разрешающих споры (ст. 99). По просьбе Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности Генеральный секретарь оказывает добрые услуги и выступает в качестве посредника (1962 г. — урегулирование Карибского кризиса, 1988 г. — соглашение о политическом урегулировании в Афганистане). Декларация ООН об установлении фактов в области поддержания международного мира и безопасности 1991 г. определяет обязанности Генерального секретаря ООН в сфере поддержания мира.
В 1977 г. был организован Специальный комитет ООН по усилению эффективности принципа неприменения силы в международных отношениях. Комитет всемирного наследия, Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток правомочны принимать участие в мирном урегулировании споров, возникающих в результате нарушения соответствующих конвенций. Это одна из составляющих международного конвенционного Механизма мирного разрешения международных споров.