Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) трансформировалась в международную организацию из международных конференций, встреч. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), впервые созванного в 1975 г. (Хельсинки). Причины созыва: критическое состояние (высший пик) «гонки вооружений», реальная опасность случайного начала ядерной войны, необходимость начать процесс разрядки международной напряженности, массового сокращения вооружений и разоружения. Цель созыва — формирование общей системы коллективной безопасности в Европе. Субрегиональный характер — 33 европейских государства, США и Канада.
Хельсинкское совещание — первая попытка создать общую систему европейской безопасности. Государства-участники разработали, элементы этой системы:
1. Согласованные меры (разоружение, меры доверия, мирное разрешение споров). Новелла в международном праве — положение о мерах укрепления доверия (предварительное уведомление о начале военных учений и передвижении войск, приглашение наблюдателей на военные учения, обмен военным персоналом и военными делегациями)
2. Принципы: неприменение силы, мирное разрешение споров, нерушимость границ.
3. Сотрудничество в различных областях в целях укрепления мира и безопасности (развитие контактов между гражданами разных государств, воссоединение семей, поощрение браков между иностранцами).
Сфера компетенции СБСЕ (Совещаний) была зафиксирована в Хельсинкском заключительном акте. Правила проведения Совещаний:
1. Совещание проводится государствами независимо от их членства в других организациях безопасности, т.е. вне любых военных союзов.
2. Все государства участвуют в СБСЕ на условиях полного равенства.
3. Решения Совещания принимаются на основе консенсуса («отсутствие какого бы то ни было возражения, высказанного каким-либо представителем и выдвигаемого им как препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу»),
СБСЕ в своей эволюции к ОБСЕ прошло несколько этапов, на каждом из которых сфера его компетенции расширялась, а структура совершенствовалась. Участники Совещания заявили о своей решимости продолжать многосторонний процесс, начатый в 1975 г., путем проведения новых встреч на различных уровнях. С 1995 г. началось функционирование ОБСЕ как ММПО.
Особенность ОБСЕ: отсутствие единого традиционного учредительного документа — устава. Его роль играет комплекс документов — Парижских (1990), Хельсинкских (1992), Стокгольмских (1992), Будапештских (1994).
Цели ОБСЕ:
1) обеспечение мира и безопасности в Европе;
2) разрядка международной напряженности;
3) соблюдение прав человека;
4) соблюдение принципов международного права в межгосударственных отношениях.
Ø Высший орган— встреча глав государств и правительств ОБСЕ (определяет политические цели).
Ø Центральный руководящий орган — Совет министров (министры иностранных дел). Принимает оперативные решения; назначает страну, представитель которой в течение года исполняет обязанности действующего председателя ОБСЕ. В рамках Совета функционирует своеобразное формирование («Тройка») — Действующий председатель, предшествующий председатель, будущий председатель.
Руководящий совет отвечает за организацию деятельности ОБСЕ, рассматривает кризисные ситуации, принимает решения о проведении операций по поддержанию мира.
Постоянный совет — основной орган для проведения политических консультаций и принятия текущих решений, отвечает за оперативную работу, рассматривает чрезвычайные ситуации (собирается один раз в неделю).
Действующий председатель ОБСЕ отвечает за выполнение всех решений ОБСЕ. Назначает своих личных представителей для оказания помощи при урегулировании кризиса или конфликта.
Секретариат ОБСЕ обеспечивает организационно-техническое обслуживание основных органов, ведает документацией и архивом, публикует документы.
Декларации и решения органов ОБСЕ принимаются в форме рекомендаций на основе консенсуса, т.е. не имеют юридически обязательной силы.
В настоящее время членами этой ММПО являются 55 государств: все государства Европы, США, Канада, бывшие союзные республики Средней Азии, Казахстан. По общему мнению, субрегиональный характер членства не меняет европейской структуры ОБСЕ как региональной организации коллективной безопасности.
! Операции по поддержанию мира в рамках СБСЕ—ОБСЕ могут проводиться только с согласия конфликтующих сторон и не должны являться принудительными действиями. Полный запрет применения принудительных мер — это отличительная черта системы общеевропейской безопасности.
Для урегулирования конфликтов в рамках ОБСЕ могут использоваться: мирное разрешение международных споров, миссии специальных докладчиков и группы военных наблюдателей, миссии по установлению фактов, миротворческие силы ОБСЕ (действуют и создаются на тех же условиях, что и миротворческие силы ООН).
Критика. Система общеевропейской коллективной безопасности не действует; ОБСЕ так и не стала региональной организацией безопасности. СБСЕ в 1994 г. объективно не было готово для трансформации в постоянно действующую международную организацию.
По мнению американских аналитиков, две из трех «корзин», составлявших мандат ОБСЕ — военная безопасность, экономическое сотрудничество и построение демократии - утратили актуальность. Благодаря расширению евроатлантического сообщества ответственность за обеспечение безопасности и экономическое сотрудничество в Центральной и Восточной Европе перешла к НАТО и ЕС. Функции ОБСЕ в области безопасности и экономики исчерпали себя. Однако в деле построения демократии ОБСЕ способна играть важную роль благодаря своим миссиям наблюдателей на выборах.
Совет Европы.
Совет Европы (СЕ) — региональная организация специальной компетенции (45 государств-членов), имеет статус постоянного наблюдателя в ООН.
Создана в 1949 г. Учредительные документы — Устав Совета Европы и Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1949 г.
Цель этой организации — достижение единства во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся общим достоянием, и содействие экономическому и социальному прогрессу. Каждый член организации должен признавать принцип верховенства права и обеспечивать всем лицам, находящимся под его юрисдикцией, пользование основными правами и свободами.
Государство, желающее вступить в Совет Европы, должно соответствовать следующим требованиям:
а) правовое устройство и государственные институты должны быть основаны на принципах демократии;
б) народные представители должны избираться путем свободных, равных и всеобщих выборов;
в) обеспечение гарантии осуществления свободы слова и мысли,
защиты прав национальных меньшинств;
г) отмена смертной казни;
д) обязательное условие — участие в Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Основные направления деятельности Совета Европы:
· правовое обеспечение и защита прав человека;
· развитие европейской культурной самобытности;
· решение социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, биоэтика, СПИД, наркомания);
· превращение Европы в демократическое пространство.
! В Уставе Совета прямо подчеркивается, что вопросы, касающиеся национальной обороны, не входят в компетенцию СЕ.
Руководящие органы Совета Европы:
Ø Комитет министров (основной, высший орган) — состоит из министров иностранных дел государств-членов или других членов правительств. Принимает решения обязательного характера по всем вопросам внутренней деятельности СЕ. По отношению к государствам может принимать решения в форме рекомендаций, либо в форме региональных соглашений, которые после их ратификации становятся частью национального законодательства. Решения принимаются на основе консенсуса.
Ø Парламентская Ассамблея — совещательный орган СЕ. Состоит из представителей всех государств-членов, избираемых от их парламентов. Численное представительство различно. Дает рекомендации Комитету министров.
Ø Конгресс местных и региональных властей Европы. Консультативные функции. Основные цели — зашита содействие политической, административной и финансовой автономии местных и региональных европейских властей, поощрение правительств к развитию демократии на местах. Представляет соответствующие органы государств-членов и включает делегации от территориальных образований (по квотам, установленным для Парламентской Ассамблеи).
Ø Европейский суд по правам человека — единый постоянный судебный орган СЕ.
Ø Секретариат (во главе — Генеральный секретарь). Назначается Парламентской Ассамблеей по рекомендации Комитета министров. Регулярно под эгидой СЕ проводятся 19 европейских конференций отраслевых министров стран-членов Совета Европы (по делам молодежи, информации, внутренних дел, юстиции, здравоохранения, образования и др.).
Штаб-квартира Совета Европы расположена в г. Страсбурге (Франция).
Европейский Союз.
Процесс создания Европейского союза (ЕС) занял несколько десятилетий. Начало этого процесса — заключение Римского договора между Европейским объединением угля и стали, Европейским сообществом по атомной энергии и Европейским экономическим сообществом.
В 1965 г. и на основе Брюссельского договора было оформлено слияние сообществ и созданы единые органы Сообщества. Единый Европейский акт 1986 г. оформил передачу Сообществу полномочий в различных сферах (охрана окружающей среды, охрана здоровья, создание единого таможенного пространства).
Маастрихтские соглашения 1992 г. завершили процесс юридического оформления Европейского союза, предусмотрев создание тесного политического и валютно-экономического объединения стран — членов ЕС.
Договор ввел единое гражданство ЕС, дополняющее, но не отменяющее национальное гражданство.
Амстердамский договор интегрировал в систему ЕС Шенгенские соглашения (1985 г.), определяющие свободу передвижения граждан ЕС по территории государств-членов и общие визовые правила относительно лиц из третьих стран. С начала 1996 г. в ЕС были упразднены все таможенные пошлины на внутриевропейских границах, а в отношении товаров из третьих стран проводится единая таможенная политика. С начала 2002 г. во всех странах — членах ЕС действует единая валюта — евро. Однако до сих пор не удалось принять единой Конституции ЕС.
Первоначальные члены ЕС — Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ. Присоединившиеся — Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Швеция, Австрия, Финляндия, Кипр, Мальта, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Латвия и др.
По вопросу о юридической природе ЕС имеется несколько точек-зрения:
A) ЕС — это федеративное государствоподобное образование добровольно объединившихся государств;
Б) ЕС — это международная организация с элементами конфедерации;
B) ЕС — это международная организация; право ЕС — это международное право.
Последняя точка зрения представляется наиболее верной: ЕС -это международная организация, пока единственная в мире обладающая не координационным, а наднациональным характером. При этом государства-члены не утратили своего суверенитета, в том числе и в области национального законотворчества.
Главные направления деятельности:
· создание Европы «без границ»;
· развитие ЕС как пространства свободы, безопасности и законности», в котором свободное передвижение обеспечивайся контролем на внешних границах;
· общая торговая, экономическая и таможенная политика;
· развитие европейской банковской системы;
· борьба с нарушениями правил конкуренции на внутреннем рынке;
· сотрудничество правоохранительных и правоприменительных органов непосредственно и в рамках Европейского полицейского ведомства (Европол).
Однако Союзу делегирован широкий объем полномочий:
· право ЕС имеет преимущество над национальным
· его субъектами являются не только государства, но и государственные органы (национальные суды), национальные физические и юридические лица.
· решения органов ЕС имеют прямое действие на территории государств-членов.
Органы ЕС:
Ø Европейский совет— один из главных органов ЕС, в котором представлены главы государств и правительств стран — членов ЕС, Председатель Комиссии ЕС, их заместители (министры иностранных дел). Определяет генеральную политическую линию ЕС в целом. Европейский совет непосредственно отвечает за выработку общей внешней политики, политики в области безопасности, правосудия и внутренних дел.
Ø Европейский парламент— представительный орган ЕС. Состоит из представителей народов государств-членов. Депутаты избираются прямым всеобщим голосованием на 5 лет во всех государствах — членах ЕС исходя из согласованной квоты, пропорциональной численности населения. Разрабатывает право и бюджет ЕС; назначает Уполномоченного по правам человека; может образовать временную следственную комиссию по заявлениям о нарушении права ЕС. Ратифицирует международные соглашения с участием Союза.
Ø Совет Европейского союза — единственный орган ЕС, непосредственно представляющий все государства-члены; межправительственный орган, призванный обеспечить согласование интересов государств-членов и Союза. Состав — по одному представителю от каждого государства. Представительство в Совете неодинаково (недовольство со стороны «малых»-новых европейских стран). Совет координирует общую экономическую политику ЕС, уполномочен принимать обязательные решения практически по всем аспектам деятельности ЕС.
Ø Комиссия Европейских сообществ— наднациональный исполнительный орган, своего рода правительство. Занимается повседневной работой по осуществлению единой политики ЕС.
Ø Генеральный секретарь Совета ЕС (Высокий представитель по общей внешней политике и политике в области безопасности ЕС).
Ø Счетная палата (Палата аудиторов).
Ø Европейский суд — высший судебный и юридический орган ЕС. Разрешает споры между государствами, между органами ЕС и государствами-членами, между ЕС и физическими и юридическими лицами, готовит экспертные заключения. Обеспечивает единообразное толкование законодательств разбирает коллизионные вопросы, выносит решения по искам физических и юридических лиц.
Содружество Независимых Государств (СНГ).
Создание СНГ. Руководители трех республик, входящих в состав СССР, — Республики Беларусь, Российской Федерации (РСФСР) и Украины — подписали 8 декабря 1991 г. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и заявили в этом документе, что "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование".
. В настоящее время Содружество объединяет 12 государств: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина, Республика Грузия.
Соглашение о создании СНГ, Протокол к нему и Устав СНГ составляют комплекс учредительных актов Содружества. В нем дана ссылка на общепризнанные принципы и нормы международного права, положения Устава ООН, Заключительного акта и других документов СБСЕ.В разд. I определены цели Содружества, охватывающие все без исключения сферы межгосударственного сотрудничества.
Юридическая природа СНГ. Отрицание надгосударственного статуса, наднациональных полномочий не исключает квалификации СНГ как межгосударственного образования с координационными полномочиями.
1. Содружество создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства.
2. Содружество имеет свой Устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов.
3. Содружество имеет четкую организационную структуру, разветвленную систему органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов.
И хотя в самом Уставе лишь государства-члены именуются субъектами международного права (ч. 1. ст. 1), есть достаточные основания определить юридическую природу СНГ как региональной международной организации, как субъекта международного права.
Членство в СНГ. Специфика членства в СНГ, согласно ст. 7 и 8 Устава, заключается в том, что различаются:
а) государства — учредители Содружества — это государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ и Протокол к нему к моменту принятия настоящего Устава;
б) государства — члены Содружества — это те государства-учредители, которые принимают на себя обязательства по Уставу в течение одного года после его принятия Советом глав государств (т. е. до 22 января 1994 г.);
в) присоединившиеся государства — это государства, принявшие на себя обязательства по Уставу путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов;
г) государства со статусом ассоциированного члена — это государства, присоединяющиеся к Содружеству на основании решения Совета глав государств с намерением участвовать в отдельных видах его деятельности на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве.
Допускается выход государства из Содружества при условии извещения о таком намерении за 12 месяцев до выхода.
К сферам совместной деятельности государств-членов отнесены:
· обеспечение прав и основных свобод человека;
· координация внешнеполитической деятельности;
· формирование и развитие общего экономического пространства, таможенная политика;
· развитие систем транспорта и связи;
· охрана здоровья и окружающей среды;
· вопросы социальной и миграционной политики;
· борьба с организованной преступностью;
· оборонная политика и охрана внешних границ.
В структуре СНГ существует два вида органов:
1) органы, предусмотренные Уставом(Совет глав государств, Совет глав правительств, Координационно-консультативный комитет, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны и т.д.),
2) органы, создаваемые на основе соглашений или по решению Совета глав государств и Совета глав правительств (Исполнительный секретариат, Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Межгосударственный совет по антимонопольной политике и т.д.)
Государства имеют при уставных и иных органах Содружества постоянных полномочных представителей, которые пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми дипломатическим агентам.
В качестве правовой основы его деятельности указаны нормы Венской конвенции о дипломатических сношениях и другие нормы международного права.
Совет глав государств является высшим органом Содружества. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы деятельности государств-членов и собирается на заседания два раза в год (возможны внеочередные заседания).
Совет глав правительств координирует сотрудничество исполнительный власти государств-членов и собирается на заседания четыре раза в год.
Решения обоих органов принимаются с общего согласия — консенсуса.
Совет министров иностранных дел (СМИД) осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, взаимодействие дипломатических служб, сотрудничество с ООН, ОБСЕ и другими международными организациями.
Совет министров обороны (СМО) ведает вопросами военной политики, военного строительства и безопасности, координирует деятельность министерств обороны государств-членов и т. д.
Координационно-консультативный комитет является постоянно действующим исполнительным органом Содружества. Он вырабатывает предложения по вопросам сотрудничества в рамках СНГ, организует совещания представителей и экспертов для подготовки проектов документов, обеспечивает проведение заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств, содействует работе других органов.
Экономический суд — орган рассмотрения споров по заявлениям государств — участников СНГ и институтов Содружества, а также толкования вопросов юридического характера).
Комиссия по правам человека
Рабочим языкомСодружества являетсярусский язык.
Местом пребывания большинства постоянно действующих органов СНГ является г. Минск.