Международное правотворчество и кодификация МП.
Кодификация МП – усовершенствование и прогрессивное развитие действующих принципов и норм МП путем приведения их в определенный порядок (уточняются или изменяются действующие нормы и разрабатываются новые нормы).
Процесс кодификации:
1)установления точного содержания и четкого формулирования действующих принципов и норм МП в конкретной сфере отношений между государствами;
2)изменение или пересмотр устаревших норм;
3)разработка новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей МО;
4)закрепление в согласованном виде этих принципов и норм в едином международно-правовом акте.
Виды кодификации МП:
1)официальная(осуществляется на международном уровне или в рамках межправительственных организаций);
2)неофициальная(проводится международными неправительственными организациями, научными учреждениями и учеными).
Официальная кодификация: Комиссия по МП ООН (КМП ООН) рассматривает передаваемые ей Генеральным секретарем предложения и проекты многосторонних конвенций, представляемые государствами – членами ООН, главными органами ООН, специализированными учреждениями или официальными органами, созданными по договоренности между правительствами для содействия прогрессивному развитию МП и его кодификации.
Если КМП ООН признает кодификацию необходимой и желательной, представляет свои рекомендации, может рекомендовать не принимать решения, поскольку доклад уже опубликован; принять доклад к сведению или одобрить его в своей резолюции; рекомендовать проект государствам – членам ООН с целью заключения конвенции; созвать конференцию для заключения конвенции).
Неофициальная кодификация МП (Институт МП в Ганте (Бельгия); Ассоциация МП в Брюсселе (с 1873), включающая национальные ассоциации МП; международные институты, комитеты).
Нормотворчество в МП.
Процесс создания норм МП– процесс согласования воль государств.
Стадии данного процесса:
1)согласование воль государств относительно содержания правил поведения (содержание воли государства – его международно-правовая позиция; согласованная воля государств – их общая, одинаковая воля (результат компромиссов, взаимных уступок и договоренностей));
2)согласование воль государств относительно признания этого правила поведения юридически обязательным, имеющим характер нормы права.
Основные черты процесса создания норм МП:
1)согласованность воль государств,
2)взаимообусловленность воль государств (их взаимосвязанность, выражение принципа взаимности, заложенного в основу создания норм МП и проявляющегося в процессе их реализации).
Достигнутое согласие закрепляется:
1)в виде совпадающих прав и обязанностей участников соглашения;
2)путем баланса (одно государство наделяется одними правами и обязанностями, другое – другими).
Способы создания норм МП.
Основной способ создания норм МП – международный договор.
Договор – международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регистрируемое МП независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Классификация международных договоров:
1)подтверждающие или формулирующие в целях большой точности некоторые являющиеся уже обязательными принципы и нормы права;
2)создающие новые принципы и нормы;
3)применяющие существующие принципы и нормы права.
Важная функция договора – систематизация конвенционных и обычных норм (определяет взаимосвязи не только между содержащимися в нем нормами, ни и этих норм с другими нормами МП).
Договор может воспроизводить и подтверждать нормы действующего МП, конкретизировать их, развивать, создавать новые и ликвидировать старые нормы.
Вступление договора в силу до ратификации возможно:
1)если это предусмотрено самим договором;
2)если участвовавшие в переговорах государства договорились об этом иным образом.
Процедура заключения договоров регламентируется:
1)между государствами (Венской конвенцией о праве международных договоров 1969);
2)между государствами и межправительственными организациями или между такими организациями (Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986).
Этапы процесс заключения международного договора (переговоры, согласование текста, его парафирование, принятие на международной (дипломатической) конференции, подписание, ратификация (присоединение), вступление в силу, регистрация в Секретариате ООН, опубликование в книге ‘Treaty Series’).
Процесс заключения международного договора – процесс согласования воль государств, результатом которого является соглашение, воплощающееся в нормах договора.
Международно-правовой обычай не является результатом согласования воль субъектов МП.
Государство рассматривает конкретное обычное правило как норму МП, как правило, юридически обязательное в международном плане (это выражение воли государства; при выражении воли других государств в том же направлении образуется молчаливое соглашение о признании обычного правила в качестве МПН).
Виды обычных норм:
1)сложившееся в практике неписаные правила, за которыми субъекты признают юридическую силу;
2)созданные путем признания нескольких или даже одного предшествующего акта неписаные правила, за которыми признается юридическая сила.
Виды международно-правовых обычаев (универсальный, отраслевой, локальный).
Общепризнанные международно-правовые обычаи (запреты, касающиеся агрессии, геноцида, рабства, расовой дискриминации, преступлений против человечности и пыток, право на самоопределение).
Для признания международно-правового обычая необходимы два условия – всеобщая практика и признание обычая в качестве правовой нормы (ст.38 Статута МС ООН).
Обычная норма МП формируется постепенно (возникает в результате повторяющихся действий всех субъектов МП – основные факторы – повторение действий и время).
Признание или принятие субъектом МП обычая в качестве нормы МП – выражение воли субъекта права рассматривать обычное правило как норму МП.
Наличие обычной нормы может подтверждаться заявлениями государств, судебными решениями, практикой (при признании обычной нормы не допускаются оговорки).
Изменение или отмена обычной нормы могут осуществляться:
1) договорным путем;
2) путем обычая (изменение всеобщей практики, сопровождающееся признанием в качестве МПН).
Иные способы создания норм МП:
1) решения международных организаций, носящие обязательный характер (рекомендации ГА ООН по вопросам, входящим в ее компетенцию; рекомендации специализированных учреждений ООН; санитарные регламенты ВОЗ);
2) рекомендации международных организаций, , носящие декларативный (необязательный) характер (содержат призывы к государствам к совершению определенных действий юридического характера, подтверждают итоги всемирных конференций, содержат поручения вспомогательным органам) (содержат нормы мягкого права, не создающие конкретных прав и обязанностей, а только дающие общую установку (рекомендации МОТ));
3)решения международных судебных органов(МС ООН, МСУ ООН).
Иерархия норм МП.
Нормы международного права не всегда находятся на одном уровне с точки зрения их юридической силы. Этот уровень не зависит от формы закрепления правил поведения. И договорные нормы, независимо от наименования договоров, и обычные, и нормы, содержащиеся в актах международных организаций и актах международных конференций, — все они обладают одинаковой юридической силой, если лежащее в их основе соглашение государств (или иных субъектов) выражает равнозначные интересы и потребности.
Относительно юридической силы такого важнейшего универсального договора, как Устав ООН, в ст. 103 Устава сказано:
"В том случае, когда обязательства членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу".
Локальные нормы в принципе должны соответствовать универсальным. Однако это не значит, что локальная норма должна быть точной копией универсальной. В таком случае в локальных нормах не было бы смысла, так как они не позволяли бы учесть условия конкретных государств (региональную и иную специфику). Вопрос о пределах отступления должен решаться в зависимости от содержания норм. Правило о преимуществе специального закона перед общим применимо и к международно-правовым нормам. Вместе с тем специализация не должна затрагивать права и интересы других государств — участников универсального договора, противоречить его цели, т. е. приводить к несовместимости локального и универсального договоров.
Недопустимо, например, заключение двустороннего договора об оказании помощи какому-либо третьему государству в производстве ядерного оружия, поскольку это запрещено Договором о нераспространении ядерного оружия 1968 г., и такое отступление является нарушением Договора.
Среди локальных норм можно выделить нормы, обладающие преимущественной силой по отношению к другим локальным нормам. Это нормы, которые регулируют наиболее важные стороны международной жизни нескольких (или даже двух) государств, определяют основные направления их взаимоотношений, а потому последующие нормы должны создаваться на их основе и им соответствовать. Так, согласно ст. 8 Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. "государства-участники обязуются не заключать международные соглашения, несовместимые с настоящим Договором".
Таким образом, иерархия норм международного права не означает, будто одни нормы обязательны, а другие — нет. Подчиненность — это не что иное, как совместимость одних норм с другими. В частности, требование соответствия локальных норм универсальным нормам международного права отражает необходимость согласования интересов нескольких государств с интересами сообщества государств, что способствует укреплению международного правопорядка.