Международное публичное право
Международное публичное право
Понятие и функции МП.
Понятие международного права – две точки зрения:
1) внутригосударственное и МПП - единая система (спорная).
2) МПП – самостоятельная правовая система, отличная от национальных правовых систем (этой точки зрения придерживается Лайтман – см. особенности МПП).
Гетьман-Павлова: МПП – самостоятельная комплексная нормативная система права, совокупность юридических норм, создаваемых совместно государствами путем согласования их воль (критика: не учитывает всех субъектов МПП).
Международное право – система международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и иными субъектами международного права, направленных на поддержание международного мира и укрепление международной безопасности, установление и развитие всестороннего международного сотрудничества, которая обеспечивается добросовестным выполнением субъектами международного права своих международных обязательств, а при необходимости и принуждением, осуществляемых государствами в индивидуальном или коллективном порядке на основе действующих норм международного права.
Главная цельМП – регулирование отношений между государствами и другими субъектами МП.
В международных отношениях отсутствует общая глобальная законодательная, исполнительная и судебная власть. Отсутствие международного государственного органа ведет к тому, что создание норм международного права возложено на субъектов МП.
На основе соглашения государства сами определяют правила поведения и фиксируют их обязательный характер. Поэтому говорят, что нормы МП имеют согласительный, координационный характер.
Отсутствие международной исполнительной власти влечет обязанность государств своими силами обеспечивать исполнение норм МП. Государства играют главную роль в функционировании и реализации норм международного права.
Отсутствие глобальной судебной власти приводит к тому, привлечение нарушителя международного права к ответственности осуществляется самими государствами (индивидуально или коллективно).
Современное МПП является основой международного правопорядка, который обеспечивается индивидуальными и коллективными действиями государств.
Функции международного права неразрывно связаны с предметом его регулирования. Функции МП – основные направления его воздействия на межгосударственную среду. Выделяются четыре главные функции МП:
1. Упрочнение стабильной системы международных отношений.
2. Правовое регулирование международных отношений.
3. Противодействие появления в международных отношениях тенденции дестабилизации и применения силы.
4. Интернационализация международных отношений (расширение и углубление связей между государствами, международное разделение труда и др.)
5. Некоторые авторы – информационная функция международного права (заключается в передаче накопленного опыта рационального поведения государств).
Предмет и особенности МП.
Отношения, регулируемые международным правом, нередко отождествляются с понятием "международные правоотношения", которые включают отношения:
а) между государствами — двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом;
б) между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях;
в) между государствами и государствоподобными образованиями, имеющими относительно самостоятельный международный статус;
г) между международными межправительственными организациями.
Все названные виды отношений можно квалифицировать как межгосударственные отношения, поскольку каждая международная межправительственная организация — это форма объединения государств, политическая организация борющейся нации действует как формирующееся государство, а государствоподобное образование обладает рядом признаков государства.
Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера — между юридическими и физическими лицами различных государств, а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений.
В особую категорию смешанных международных отношений государственно-негосударственного характера можно выделить отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными неправительственными организациями и международными хозяйственными объединениями.
Нормы международного права обязывают государства в целом, а не отдельные его органы и должностные лица, а компетенция и поведение органов государства и должностных лиц, ответственных за обеспечение выполнения международных обязательств, регулируются нормами внутригосударственного права. Нормы международного права не только обязывают, но и предоставляют правомочия, т. е. управомочивают. В реальной международно-правовой практике адресатом этих норм становится не только само государство. Многие международные договоры напрямую формулируют права и обязанности вполне определенных государственных органов и даже должностных лиц, указывают вполне конкретных исполнителей договорных норм, именно на них непосредственно возлагая ответственность за реализацию обязательств. Более того, существуют международные договоры (и их перечень неуклонно возрастает), отдельные нормы которых прямо адресованы индивидам и различным учреждениям (юридическим лицам) как потенциальным носителям прав и обязанностей, устанавливаемых договорными нормами.
Исторически сложилось разграничение двух категорий — международного публичного права и международного частного права. Международное право как регулятор межгосударственных отношений, - международное публичное право.
К международному частному праву традиционно относят правила поведения и взаимоотношений участников международных отношений негосударственного характера, имея в виду, прежде всего, гражданско-правовые и родственные им отношения с иностранным (международным) элементом.
Международное право во многом существенно отличается от внутригосударственного права и имеет следующие основные особенности.
1. Особый предмет правового регулирования. Международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств.
2. Особые субъекты МП. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные и другие организации. Субъектами МП выступают главным образом суверенные государства, нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности, международные межправительственные организации и государствоподобные образования
3. Особые объекты МП. Объектами МП является все то, по поводу чего субъекты МП могут вступать в международные правоотношения, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства и могут выходить за пределы государственной территории каждого конкретного государства. Единственным ограничением для государств может быть только то, что какой-то определенный объект запрещен международным правом (например, не могут быть объектом продажи женщины и дети).
4. Особый порядок нормообразования. Внутригосударственные правовые нормы создаются законодательными и некоторыми другими органами государства. В международном сообществе отсутствует наднациональный властный орган, который мог бы диктовать свою волю суверенным государствам, издавая обязательные для них нормы права. Нормы МП создаются непосредственно самими субъектами МП. Разрабатывая нормы МП, договаривающиеся стороны на добровольной и равноправной основе согласовывают свои позиции, принимают такие формулировки, которые в максимально возможной степени учитывают законные интересы сторон и соответствуют основным принципам МП. Таким образом, нормы МП носят общедемократический характер и в максимальной степени отвечают интересам всех государств мира.
5. Особый порядок принуждения к соблюдению норм МП. Если принуждение субъектов внутригосударственного права осуществляется органами государства, то принуждение субъектов МП осуществляется самими субъектами МП на основе и в рамках соответствующих международных договоров. К государству-нарушителю могут быть применены международно-правовые санкции вплоть до полной экономической блокады и подавления агрессора силой на основании ст. 41 и 42 Устава ООН.
6. Особые источники МП. Источниками внутригосударственного права служат законы и подзаконные акты, которые принимаются в каждом государстве. Основными же источниками МП являются международные договоры и международные обычаи.
Юридические факты в МП.
Юридическими фактами считаются события и обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
Применительно к международному праву с учетом специфики этой отрасли можно предложить следующую классификацию юридических фактов.
МП Древнего мира.
Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Особенностью этих отношений был их очаговый характер, т. е. первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это, долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземного морей.
Международные нормы первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся институтах международного права, касавшихся законов и обычаев войны; заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров; обмена послами; установления правового режима иностранцев; образования межгосударственных союзов.
Религиозный характер имел зарождавшийся институт права международных договоров. Его важным элементом была религиозная клятва. Она включала торжественное обещание, священный обет соблюдать договор и призыв к божеству вмешаться в случае его нарушения. Считалось, что боги как бы незримо присутствовали при заключении договоров и становились их участниками, и это должно было содействовать выполнению соглашения. Нарушение договора рассматривалось как клятвопреступление. Помимо клятвы заключение договора сопровождалось обрядом жертвоприношения.
Международные договоры обеспечивались также обменом заложников.
Практика выработала определенные типы договоров: о мире, союзные; о взаимной помощи; границах; арбитраже, торговле; о праве вступать в брак с иностранцами; о нейтралитете и др.
Для решения внешнеполитических задач стали направляться послы и даже учреждаться посольства. Послы рассматривались в качестве неприкосновенных.
Правовая защита иностранцев в определенной мере складывалась под влиянием обязательств, вытекающих из международных договоров.
В древнем мире нередко практиковались нейтрализация и демилитаризация территорий, в первую очередь принадлежавших храмам. В ряде международных договоров греческих государств устанавливалась свобода плавания в открытом море. Вместе с тем не допускался заход в порты прибрежного государства без согласия последнего. В практике государств Древнего Китая не разрешалось одностороннее изменение русла рек как имеющих большое хозяйственное значение для всех государств, по территории которых реки протекали.
В целом следует подчеркнуть, что немалое влияние на содержание международно-правовых норм древнего мира оказала система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами, а также с подвластными ей провинциями. Эта система получила название "право народов". Последнее представляло сочетание норм гражданско-правового характера и международно-правовых норм.
МП Средних веков.
Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств. Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода. Сформировались общие международно-правовые правила, которыми в своих отношениях руководствовались государства, но они оставались обычными. Например, в качестве обычно-правовых признавались требования о том, что договоры должны соблюдаться (pacta sunt servanda), что послы государей являются неприкосновенными, что государство, заявившее о своем нейтралитете, не должно оказывать военной помощи воюющим. Религиозная оболочка международно-правовых норм также претерпела изменения. Так, характерной особенностью клятвы в эпоху феодализма явилось то, что она служила средством установления отношений вассальной зависимости: с юридической точки зре-ния договоры, заключенные между монархом и нижестоящими феодалами одного государства и освященные клятвой, мало отличались от соглашений и клятвы между монархами различных стран. Например, клятва давалась при заключении Мюнстерского (1648 г.) мирного договора.
Другой особенностью феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Римский папа Григорий VII (XI в.) первым сделал попытку создать "мировое государство" под своей властью. Римские папы в своем влиянии на международное право опирались на каноническое право, состоявшее из постановлений церковных соборов и из папских указов.
Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказал ислам, причем отдельные положения шариата, касавшиеся, например, законов и обычаев войны, распространялись и за пределы арабского мира.
Международное право феодальных государств продолжало испытывать влияние римского права, что выражалось в цивилистической окраске ряда международно-правовых институтов. Например, это касалось институтов залога и поручительства как средств обеспечения международных договоров, института приобретения государственной территории.
В сфере посольского права следует выделить появление с XV в. постоянных посольств. Разрабатывается пышный ритуал приема иностранных послов. При следовании послов на территории государства, где они получали аккредитацию, послам назначалось содержание со стороны местных властей. Нарушение неприкосновенности послов приводило к суровому наказанию нарушителя и даже отлучению от церкви. В XIII в. появились первые официальные инструкции для послов (Венеция). Стало складываться суждение о том, что основанием прав и привилегий дипломатических представителей является суверенитет государя, от имени которого действовал посол. По прибытии в страну аккредитации посол вручал верительные грамоты. Послы освобождались от таможенного досмотра и уплаты пошлины, власти страны пребывания должны были обеспечить охрану членов посольства. Обязанностями посла считались: ведение переговоров, изучение происходящих в стране аккредитации событий, доведение соответствующей информации до своего правительства.
Военные обычаи в средневековый период продолжали оставаться весьма жестокими. Различий между сражающимися войсками и мирным населением не проводилось. Захваченные воюющими населенные пункты подвергались разграблению, раненые бросались на произвол судьбы. Нередко война трактовалась как судебный поединок, в котором победитель определял положение побежденного. Общепризнанным было положение об обязательности объявления войны, причем объявлять войну и вести ее можно было лишь от имени монарха. В ходе военных действий применялось "право добычи", которая переходила в собственность захватившей ее стороны. Даже пленные считались "добычей" захватившего их конкретного лица, что позволяло получить за них выкуп.
В феодальный период заключалось значительное количество международных договоров. Феодалы нередко самостоятельно вели дипломатические отношения и заключали договоры. Предмет - договоры о мире и союзе, покровительстве, территориальных изменениях, плавании по рекам и морям, торговле. Уже в IX— Х вв. ряд международных договоров был заключен Киевской Русью с Византией. Договоры заключались преимущественно письменные. Они составлялись на языках сторон. Договор имел личностный характер, он заключался от имени правителя. Однако постепенно договоры стали получать более широкую основу, поскольку стали подписываться и от имени наследников монарха. Стала использоваться оговорка о неизменных обстоятельствах как условии действия договора. Способами обеспечения договоров являлись залог людей (как правило, членов семьи монарха), залог ценностей и территории.
В период средневековья стал применяться институт гарантии договоров со стороны третьих государств. Нередко гарантом международных договоров был римский папа. В частности, он гарантировал выполнение договора 1494 г. между Испанией и Португалией.
Покровительство иностранцам, стали включаться статьи о положении иностранцев. Они, в частности, содержали обязательство сторон обеспечить переход имущества умершего иностранца к его наследникам, а не к правителю, на земле которого проживал иностранец. В целом положение иностранцев было очень тяжелым: они находились в полной зависимости от феодального сеньора, их личная безопасность и неприкосновенность имущества не были каким-либо образом обеспечены. Иностранцы, прибывающие в страну без разрешения, закрепощались, а выезд из страны облагался налогом. Лишь в период сословной монархии со стороны королевской власти стали делаться попытки ограничить произвол феодалов по отношению к иностранцам.
Режим морских пространств испытывал влияние двух различных подходов к пользованию морем:
1.в стремлении осуществлять над прибрежными водами и частями Мирового океана свой суверенитет.
2.Мировой океан должен считаться общей собственностью и быть свободным для всех государств.
В средние века сложилась обычно-правовая норма о праве прибрежного государства иметь территориальные воды.
Мирные средства международных споров стали обогащаться за счет достаточно широкого обращения к третейским судам и арбитражу. Практиковалось заключение договоров об арбитраже. Особенностью рассматриваемого периода было и то, что международные конфликты начинают становиться предметом рассмотрения вселенских соборов католической церкви, а также светских съездов государей и послов.
Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат от 24 октября 1648 г. Этим договором устанавливалась система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия. Договор закрепил между всеми его участниками не только "право на территорию и на верховенство", но и равноправие европейских государств без различия их форм государственного строя и религиозной веры. В нем отразилась идея согласованных действий европейских держав, которые были призваны решать общие проблемы на светской, а не на религиозной основе. Значение договора состоит также в том, что он явился базовым документом в развитии института международно-правовых гарантий.
Завершение периода сословной монархии: политическое и юридическое верховенство власти монарха над всеми феодальными властителями внутри страны и ее независимость в международных отношениях, включая независимость от римской церкви.
Классическое МП.
Современное МП.
Понятие и виды норм МП
В большинстве своем международно-правовые нормы имеют согласительный, рекомендательный, констатирующий, диспозитивный характер. В отличие от внутригос-венной нормы, норма МП представляет собой не властное предписание, поскольку никакой власти над гос-вами нет. Тем не менее, международная норма может иметь и характер императивного предписания.
Норма права — это правило поведения, юридическая обязательность которого состоит в том, что предписываемое ею поведение Sа права обеспечивается в случае необходимости принуждением. В целом нормы МП являются юридически обязательными правилами поведения, охраняемыми в случае необходимости принуждением к их соблюдению. Сущность межд-х норм заключается в нормативном регулировании отношений между Sами МП. Обыкновении – общая практика гос-в, за которой не признается юридически обязательный хар-ер.
Помимо характера, нормы МП имеют и особую структуру. С общетеоретической точки зрения, нормы права включают три элемента: гипотезу, обозначающую условие действия установленного правила поведения; диспозицию, излагающую это правило, и санкцию. Специфика же международно-правовых норм и их системы состоит в том, что большинство норм содержит лишь диспозицию. Как правило, в теории МП и в международно-правовых актах вместо термина «обязанность» используется термин «обязательство». Например, в Дог-ре о коллективной безопасности 1992 г. ст. 1 говорит о том, что гос-ва-участники подтверждают обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгос-венных отношениях. А санкция является общей для всей системы. Конкретные санкции могут быть предусмотрены и отдельными дог-рами. Н-р, Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1997 г.
Специфика. В соответствии с теорией МП международно-правовая норма должна отвечать след. требованиям:
1) регулировать отношения между Sами МП;
2) быть обязательной для Sов этого права;
3) носить общий характер.
Международно-правовая норма – это созданное соглашением Sов определенное правило, регулирующее межгос-венные отношения путем установления прав и обязанностей для Sов и обеспечиваемое юридическим механизмом охраны.
2. Особенности нормообразования в МП, его характерные черты.
Opinio juris – признание гос-ом определенного правила в кач-ве нормы МП.
Международные нормы представляют собой результат межд-ого правотворчества, который можно классифицировать в зависимости от содержания или формы. 1) по содержанию: индивидуальные международно-правовые предписания, дозволения и запреты. 2) по форме: в которой оно воплощается, существует (дог-ры, обычаи, некоторые решения межд-х организаций и конференций обязательного характера).
Создание норм МП – процесс, происходящий в межгос-венной системе, часть ее функционирования. Этот процесс протекает в соответствии с нормами МП, касающимися нормообразования. На него влияют явления, происходящие в межгос-венной системе, а также среда, т. е. общество в целом. Главные проводники этого влияния – гос-ва, так как наибольшее число норм МП создается именно ими, в том числе и рамках межгос-венных организаций.
Процесс создания норм МП происходит путем согласования воль гос-в относительно содержания правила поведения и признания его юридически обязательным. Содержание воли гос-ва составляет его международно-правовая позиция, т.е позиция гос-ва по всем вопросам МП, выраженная не только в его заявлениях, но и в его реальном поведении, в его действиях.
Поскольку при создании норм МП гос-ва высказывают различные позиции в отношении того или иного вопроса это приводит к столкновению их интересов. Для урегулирования такого столкновения и приведения к единству позиций происходит процесс согласования воль гос-в, который может привести к созданию международно-правовой нормы, если им удастся дог-риться.Т. е. каждое гос-во, принимая ту или иную норму МП и, следовательно, обязываясь ее соблюдать, рассчитывает на то, что и другие гос-ва будут соблюдать эту норму.
Согласованность и взаимооусбовленность воль гос-в являются двумя существенными чертами процесса создания норм МП.
Виды нормы МП.
1) по характеру (природе) норм различают императивные, диспозитивные и рекомендательные нормы МП, нормы-обращения, нормы-декларации.
2) как альтернативные и факультативные, нормы постоянного и временного действия и т.д.
3)По сфере применения различают универсальные и локальные, всеобщие и региональные нормы.
4)В зависимости от объема содержания и значения различают основные и подчиненные нормы.
5)По сфере действия выделяют универсальные, региональные, партикулярные или локальные нормы.
6)по функциям в механизме международно-правового регулирования на материальные и процессуальные.
7)В зависимости от того, в каком источнике содержатся нормы: обычные, дог-рные, нормы-решения межд-х организаций; регулятивные и охранительные.
8)По способу регулирования нормы, носящие запрещающий, обязывающий и управомачивающий характер.
Иерархия норм МП.
В настоящее время в МП отсутствует единый нормативный документ, в котором были бы решены все аспекты иерархического соотношения норм.
Правовые основы для решения этого вопроса можно найти в ряде источников МП:
- Устав ООН 1945 г.;
- Статут Межд-ого суда ООН 1945 г.;
- Венская конвенция о праве межд-х дог-ров 1969 г.;
- Венская конвенция о представительстве гос-в и соотношении с международными организациями универсального характера 1975 г.;
- Венская конвенция о правопреемстве гос-в в отношении дог-ров 1978 г.;
Анализируя иерархичность норм МП возникает проблема соотношения дог-рных и обычных норм. Можно выделить три основных подхода в соотношении обычая и дог-ра:
1. Признание безусловного приоритета обычая. Суть данной теории заключается в том, что основанием обязательности нормы межд-ого дог-ра является императивная норма обычного МП «pacta sunt servanda».
2. Безусловный приоритет дог-ра над обычаем. Основывается на утрате обычаем своего значения для регулирования отношений, динамизме международной жизни, при котором обычаи не успевают складываться, а также значительном росте норм дог-рного характера.
3. Доминирующим является подход, согласно которому дог-р и обычай имеют одинаковую юридическую силу, являются самостоятельными и независимыми друг от друга источниками.
При соотношении норм, содержащихся в многосторонних и двусторонних межд-х дог-рах в теории возникает вопрос приоритета их действия. Существуют две точки зрения.
1) рассматривая соотношение между общим и особым (партикулярным) правом, следует руководствоваться принципом национального права – «in toto jure genus per speciem derogatum» (во всем праве родовое отменяется видовым), в силу которого норма партикулярного права превалирует над общим дог-ром, а последний – над обычным правом.
2) все международные дог-ры, как двусторонние, так и многосторонние, заключаемые гос-вом на одном и том же уровне, не могут ipso facto иметь приоритет друг перед другом.
Внутридог-рную иерархию норм МП можно представить в следующем виде:
- Устав ООН;
- уставы региональных межд-х организаций (для гос-в-участников);
- межгос-венные дог-ры;
- межправительственные дог-ры;
- межведомственные дог-ры.
Иерархия норм МП.
Нормы международного права не всегда находятся на одном уровне с точки зрения их юридической силы. Этот уровень не зависит от формы закрепления правил поведения. И договорные нормы, независимо от наименования договоров, и обычные, и нормы, содержащиеся в актах международных организаций и актах международных конференций, — все они обладают одинаковой юридической силой, если лежащее в их основе соглашение государств (или иных субъектов) выражает равнозначные интересы и потребности.
Относительно юридической силы такого важнейшего универсального договора, как Устав ООН, в ст. 103 Устава сказано:
"В том случае, когда обязательства членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу".
Локальные нормы в принципе должны соответствовать универсальным. Однако это не значит, что локальная норма должна быть точной копией универсальной. В таком случае в локальных нормах не было бы смысла, так как они не позволяли бы учесть условия конкретных государств (региональную и иную специфику). Вопрос о пределах отступления должен решаться в зависимости от содержания норм. Правило о преимуществе специального закона перед общим применимо и к международно-правовым нормам. Вместе с тем специализация не должна затрагивать права и интересы других государств — участников универсального договора, противоречить его цели, т. е. приводить к несовместимости локального и универсального договоров.
Недопустимо, например, заключение двустороннего договора об оказании помощи какому-либо третьему государству в производстве ядерного оружия, поскольку это запрещено Договором о нераспространении ядерного оружия 1968 г., и такое отступление является нарушением Договора.
Среди локальных норм можно выделить нормы, обладающие преимущественной силой по отношению к другим локальным нормам. Это нормы, которые регулируют наиболее важные стороны международной жизни нескольких (или даже двух) государств, определяют основные направления их взаимоотношений, а потому последующие нормы должны создаваться на их основе и им соответствовать. Так, согласно ст. 8 Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. "государства-участники обязуются не заключать международные соглашения, несовместимые с настоящим Договором".
Таким образом, иерархия норм международного права не означает, будто одни нормы обязательны, а другие — нет. Подчиненность — это не что иное, как совместимость одних норм с другими. В частности, требование соответствия локальных норм универсальным нормам международного права отражает необходимость согласования интересов нескольких государств с интересами сообщества государств, что способствует укреплению международного правопорядка.
Государственная территория
Государственная территория - территория, которая находится под суверенитетом государства, т. е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей.
Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах его границ. Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальное море. Различие этих двух водных пространств обусловлено режимами плавания иностранных гражданских судов и военных кораблей и связанными с этим вопросами. К внутренним водам согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относятся:
1.морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря;
2.воды портов;
3.воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы.
Внутренними водами являются также воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства. Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой согласно Конвенции 1982 г. не должна превышать 12 морских миль.
В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине. Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.
Согласно международному праву юрисдикция государства распространяется на лица, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориального моря и, следовательно, вне пределов его территории. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими военными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектами и их экипажами.
Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта среда включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной повседневной человеческой деятельности. Все это составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится. Согласно современному международному праву никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и соответственно природных ресурсов. Об этом свидетельствуют принципы неприкосновенности и целостности государственной территории, неприкосновенности и нерушимости государственных границ.
Государственные границы
Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющие государственную территорию от территории, на которую суверенитет государства не распространяется. Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории. Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и согласно этим договорам отмечаются на местности. Существует три типа сухопутных границ:
1.орографические - проводятся с учетом рельефа местности;
2.геометрические - устанавливаются по прямой линии, проведенной между двумя точками;
3.астрономические - устанавливаются по меридианам и параллелям.
Водные границы делятся на: речные, озерные, границы других водоемов, морские.
Речные границы устанавливаются по соглашению прибрежных государств и проводятся по линии тальвега (линии наибольшей глубины) либо посредине реки. На озерах и иных водоемах - по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы государств к берегам водоема.
Морские границы государства - внешние пределы его территориального моря или линии разграничения территории морей смежных или противолежащих государств.
Воздушные границы - боковые (вертикальная плоскость, проходящая над линией государственной границы по суше или морю) и высотные (горизонтальная плоскость, лежащая на высоте 96 км). Устанавливаются над уровнем