Теологические основы юридического обоснования применения смертной казни
В современном российском обществе начала XXI столетия многие противники смертной казни ссылаются на то, что жизнь человеку дается Богом или природой, и никто кроме Бога не может отнимать жизнь у сынов человеческих, т.е. ни у одного человека нет права лишать жизни другого человека, даже если речь идет о наказании убийц, террористов, серийных насильников и т.д.
Однако все эти люди глубоко ошибаются, так как на самом деле монотеистические мировые религии (иудаизм, христианство и ислам) в большинстве своем осуждают только самоубийство.
Достаточно вспомнить ветхозаветного Авраама, которому Бог повелел принести ему в жертву собственного сына, в качестве доказательства своей искренней и безграничной любви к Богу.
Наряду с этим, иудейские Законы Моисея, признаваемые и христианами, гласят: «Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти» (Библия, Исход 21:12); «Но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце» (Библия, Исход 21:13)[1488]; «А если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть» (Библия, Исход 21:14); «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Библия, Исход 21:15); «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Библия, Исход 21:17); «…если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, а хозяина предать смерти» (Библия, Исход 21:29); «Всякий скотоложник да будет предан смерти» (Библия, Исход 21:19); «Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен» (Библия, Исход 21:20).
Кроме того, в библейской книге «Бытие» в главе 9 стихе 6 есть также прямое указание на необходимость применения смертной казни убийцам: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу божию». Аналогичные нормы содержатся в книге Числа: «Если кто ударит кого железным орудием так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти» (Библия, Числа 35:16); и далее «Не оскверняйте земли, на которой вы будите жить; ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее» (Библия, Числа 35:33).
В Новом Завете прямо указан такой вид смертной казни, как утопление. Например, в главе 18, стихе 6 Евангелия от Матфея сказано: «… а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в меня, тому лучше было бы если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». То же самое мы встречаем в главе 9, стихе 42 Евангелия от Марка. В Евангелии от Луки в главе 17, стихе 1и 2 читаем:
«1. Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят.
20. Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одних из малых сих».
С юридической точки зрения, «эти слова Бога, - отмечает И.А. Иванников, - прямо говорят, что совратители малолетних и несовершеннолетних должны быть казнены и даже, более того, само покушение на преступление в целях совращения малолетнего должно быть сурово наказано, ибо прямо сказано, что лучше раньше утопить, нежели допустить, «чтобы он соблазнил одного из малых сих»»[1489]. В данном случае преступление еще не совершено, но Бог уже требует казни виновного.
Безусловно, Евангелие призывает прощать врагов своих, благославлять и молиться за гонящих и обижающих вас, но оно ничего не говорит о прощении и милосердии к врагам Божьим.
Первоначально, «пока церковь была гонимой в первые века христианства, духовенство и на совах и на деле было горячим противником казней. Но наступили новые времена и положение резко изменилось. Уже при Феодосии IV появляется в католической церкви смертная казнь даже за религиозные преступления»[1490].
В эпоху средневековья тысячи еретиков, ведьм и язычников были подвергнуты суду инквизиции. Последней легально казненной ведьмой стала Анна Гольди из Гларуса (Швейцария, 18 июня 1782 г.). Установлено, что в XVI-XVII вв. в Европе было казнено, по меньшей мере, 200 тыс. ведьм. В Кедленбурге (Германия) в 1589 г. всего за один день было сожжено 133 ведьмы[1491].
На Руси борьба с еретиками не носила столь массового характера, но известно, что «в 1071 г. в Новгороде был предан казни волхв за публичное порицание веры Христовой, … в 1157 г был сожжен в Киеве еретик Мартин…»[1492], в 1442 г. в Можайске сожгли чародея боярина Андрея Дмитриевича вместе с его женой, архивы Земского суда за 1615 г. сохранили дело о колдовстве, в котором говорилось, что в деревне Мигуша Браславского уезда сожгли живьём за чародейство трёх человек; в 1670 г. была сожжена в срубе монахиня еритица и ведунья[1493].
По Соборному Уложению 1649 г. сожжение назначалось за «богохуление и отвлечение от православия[1494].
В этой связи, стоит сказать, что в прошлом и настоящем христианская церковь благословляла оружие, воинское служение, ратный подвиг. Многие святые – это воины, изображенные с оружием в руках в воинских доспехах. Сам Бог благославляет праведную войну, и убийства противника в военное время не рассматривается как нарушение заповеди «не убий». Наоборот, человек согрешил бы больше, если в военное время не взял бы в руки оружие, дезертировал, бежал с поля брани или не убил противника.[1495]
С точки зрения Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, «Сам Иисус Христос пришел на землю, чтобы умереть на кресте. Не будь той крестной смертной казни, не совершилось бы великое дело искупления человечества и мы до сих пор пребывали бы во власти ветхого закона, греха, проклятия и смерти»[1496].
В отличие от христианства ислам содержит более жесткие требования к применению смертной казни. Так, в Суре 2 стихах 190 и 191 Корана отмечается:
«190. Сражайтесь за Господне дело лишь с теми, кто борется с тобой, дозволенного грань не переступай, - Аллах не любит тех, кто преступает (Пределы установленные Им).
191. Но с ними не воюй у стен Святой Мечети, пока они не трогают тебя, а если все ж они начнут сраженье в этом месте, убей их – таким должно быть воздаяние неверным».[1497]
Мусульманская религиозно-правовая доктрина предполагает обязательное применение смертной казни за три вида преступлений:
- преднамеренное (умышленное) убийство (обычно не назначается за убийство отцом сына);
- разбойное нападение;
- прелюбодеяние, совершенное женатым мужчиной или замужней женщиной[1498].
Православные староверы-инглинги, полагают, что библейская заповедь «не убий» чужда по своей сути славянам, ибо она не содержит конкретного смысла, частной оценке совершаемого деяния, не дает ответ в отношении кого направлено ее действие. Для славянского общества, находящегося в состоянии многовекового отражения внешней агрессии, такая расплывчатая заповедь, кроме вреда, ничего принести не может. Поэтому современная Россия должна использовать Славянскую заповедь: «Не отнимайте жизнь у ближних и Родичей ваших, ибо не вы ее дали, а Боги, но не щадите жизни ворогов, кои идут в земли ваши со злым помыслом и с оружием». Попустительство злу умножает зло, поэтому необходимо делать все, чтобы зла в обществе было меньше, а если для его искоренения необходимо применение смертной казни, то ее нужно использовать[1499].
Таким образом, подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что с точки зрения, иудейской, христианской, исламской и староверческой теологии государство, которое не применяет справедливо назначаемую смертную казнь против воли Бога, потворствует злу и вселенскому беззаконию.
Кроме того, если мы признаём жизнь человека священной и неприкосновенной ценностью, то это ни в коем случае не лишает общество возможности применения смертной казни к убийцам детей, душегубам беременных женщин, маньякам, террористам и т.п. лицам, ибо, переступив границы добра, и, оказавшись во власти зла, они утратили духовные качества людей и превратились в диких животных, «оборотней», жаждущих крови своего вида. Поэтому государственная власть, являясь гарантом правопорядка и первым стражем жизни, обязана обнажать кровавый меч правосудия против «чудовищ», пожирающих человеческие тела и души.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите признаки юридической ответственности?
2. Перечислити виды юридической ответственности?
3. Чем отличается перспективная юридическая ответственность от ретроспективной?
4. Допустимо ли применение смертной казни в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления?
Список рекомендуемой литературы.
1. Бобылёв А.И. Юридическая ответственность за правонарушение. // Право и государства: теория и практика, 2010. № 3 (62).
2. Ивакин В.И. К вопросу о самостоятельности эколого-правовой ответственности. // Аграрное и земельное право, 2009. № 11 (59).
3. Колосова Н.М. Конституционная ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 1997. № 2.
4. Лукьянцев А.А. Применение гражданско-правовой ответственности при осуществлении предпринимательской деятельности: теория и судебная практика. – Ростов-на-Дону, 2005.
5. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права: Учебное прособие. – Ростов н/Д., 2002.
6. Маркин А.В. Негативная юридическая ответственность: догма и логика. // Право и государство: теория и практика. 2011. № 7 (79).
7. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. – Саратов, 2003.
8. Матузов Н.В., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2004.
9. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004.
10. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. Т.2. – М., 1994.
11. Фёдорова В.Г. Понятие юридической ответственности и её регулятивно-охранительная природа. // Государство и право, 2007. № 9.
12. Чепурнова Н.М., Серегин А.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М., 2007.