Понятие и структура юридических норм
Классически в юридической науке под нормой права понимается общеобязательное правило поведение, санкционированное государством. Каждая норма права имеет свою структуру.
Понятие «структура»(от лат. – строение, расположение, порядок, совокупность) означает внутреннее устройство объекта, обеспечивающее его сохранение при внешних и внутренних изменениях.
Вопросом большой теоретической важности является структура юридической нормы, так как ее строение играет большую роль в правотворческой и правоприменительной практике. Законодатель обязан сформулировать в текстах нормативно-правовых актов все необходимые элементы установленных норм права; правоприменитель должен найти необходимые ему элементы и реализовать их, а правопользователь вправе знать последствия нарушения тех или иных норм.
Согласно сложившемуся в юридической научной литературе представлению под структурой нормы права понимают такое ее внутреннее строение, ее внутреннюю форму, в которой отражается способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов[1393].
Иногда структуру нормы права называют микроструктурой, сравнивая ее со структурой всей системы права, которую определяют как макроструктуру.
Среди теоретиков права, нет единого мнения о содержании и внутреннем строении правовых норм.
Так, Н.М. Коркунов, полагавший, что юридические нормы «суть не только веления, но вместе с тем суть всегда условные веления», исходил, в частности, из того, что «каждая юридическая норма состоит естественно из двух элементов: из определения условий применения правила и изложения самого правила»[1394]. Первый элемент называется гипотезой, или предположением, второй – диспозицией, или распоряжением. Каждая юридическая норма, пояснял ученый, может быть выражена в форме: «если - то». Например, если у умершего несколько сыновей, то имущество между ними делится поровну. Или: если кто-то похитит какую-либо чужую вещь, то он подвергнется тюремному заключению[1395].
Говоря о гипотезе и диспозиции, Н.М. Коркунов не только не исключал, но и, наоборот, всячески предполагал необходимость наличия санкции. Юридические нормы, писал он, как веления, обращенные к сознательной воле человека, «могут быть им не соблюдаемы и потому для своей силы нуждаются в особых обеспечениях их действительного соблюдения»[1396]. «Необходимо каким-нибудь образом понудить к исполнению юридических норм, иначе они остались бы мертвою буквою. Средства понуждения к исполнению юридических норм называются их санкцией»[1397]. Но санкция рассматривалась им как относительно самостоятельная величина по отношению к структуре нормы права, как самостоятельно существующее «средство принуждения».
В современной теории права доминирует идея трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из гипотезы, диспозиции и санкции.
Считается, что без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции – немыслима, без санкции – бессильна.
Гипотеза –это элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.). Так, в соответствии с п. 2. ст. 10 СК РФ «Права и обязанности супругов возникают со дня регистрации заключения брака…».
Гипотезы бывают общими (простыми) или казуальными (сложными). Разновидностью сложной гипотезы являются альтернативная гипотеза. Согласно альтернативно гипотезы, для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней обстоятельств. Например, ч. 1 ст. 244 УК РФ предусматривает наказание за надругательство над телами умерших, повреждение мест захоронения и др.
В казуальной гипотезе перечисляются все жизненные ситуации, при которых действует диспозиция нормы. Так, ст. 130 СК РФ гласит, что «не требуется согласия родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они: неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими; … недееспособными; лишены родительских прав; … по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания». Разновидностью казуальных гипотез являются альтернативные, предусматривающие два условия действия правовых норм.
Примером общей (абстрактной) гипотезы являются нормы, содержащие одно условие, через которое реализуется диспозиция. Например, в ст. 674 ГК РФ сказано: «Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме».
Диспозиция –это часть нормы права, определяющая модель поведения, выраженную в качестве конкретных обязанностей и прав, является легальным регулятором отношений между людьми. В диспозиции содержится модель правомерного поведения. Ярким примером диспозиции является содержание ст. 84 Конституции РФ 1993 г., гласящей, что «Президент Российской Федерации: а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом; б) распускает Государственную Думу …; в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; г) вносит законопроекты в Государственную Думу; д) подписывает и обнародует федеральные законы; е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства».
В зависимости от конкретизации поведения участников общественных отношений все диспозиции делятся на простые и описательные. Простые не детализируют признаки, регулирующие поведение субъектов права, так как речь идет о предельно ясных действиях (бездействиях). Описательные диспозиции указывают на наиболее существенные черты соответствующего поведения.
Диспозиции бывают отсылочные и бланкетные. Отсылочные содержат такие выражения, как «те же действия», «действия, указанные в статье такой-то» и т.д. Бланкетные диспозиции обозначают соответствующее поведение в общем виде, а конкретное правило содержится в другом нормативно-правовом акте, раскрывается при помощи содержащихся там специальных положений, т.е. это отсылка не к конкретной норме, а к нормативно-правовому акту.
По степени категоричности диспозиции могут быть императивными (повелительными) или восполнительными. Императивные не предоставляют субъекту права по своей воле изменить свое поведение. Восполнительные оставляют ему возможность выбора вариантов поведения.
По форме выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, т.е. предоставляющие субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий (право на защиту своих прав, здесь имеются слова: «имеет право», «вправе», «может»); обязывающие предписывают субъекту права определенный вариант поведения с использованием слов «обязан», «должен», «подлежит»; запрещающие – содержат запрет совершать противоправные действия или бездействия с использованием слов «запрещается», «не вправе», «не может», «не допускается».
Санкция– это часть нормы права, предусматривающая меры государственного принуждения за нарушение правил диспозиции.
По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на правовостановительные (возместительные) и штрафные (карательные). К первым относятся санкции гражданского, финансового, трудового, процессуального права; ко вторым – уголовного и административного права.
В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.
Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы.
Относительно-определенные санкции устанавливают низший и высший или только высший предел меры государственного воздействия на правонарушителя. Например, санкции норм Особенной части уголовного права, выраженные формулами: «наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет», «наказывается лишением свободы на срок до одного года». Здесь правоприменителю дано право выбирать возможный вариант меры государственного воздействия.
Альтернативные санкции позволяют правоприменителю выбрать из 2 и более возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один, наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения.
Кумулятивные санкции – это такие санкции, которые допускают применение одновременно основной и дополнительной меры воздействия.
Являясь реакцией государства на факт нарушения норм права, санкции имеют две группы адресатов:
1) органы порядка и правосудия;
2) граждане и юридические лица.
Первые должны выбрать наиболее адекватные меры воздействия на лиц, нарушивших запреты, а вторые должны выбрать модель поведения – либо выполнить нормативное предписание, либо подвергнуться санкции.
Санкции также можно классифицировать по видам наказания на следующие группы:
1) лишающие человека жизни;
2) лишающие человека здоровья;
3) лишающие человека свободы;
4) лишающие человека имущества;
5) лишающие человека прав занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
6) устанавливающие обязательные или исправительные работы.
Выделяют и четвертый элемент нормы права – указание на субъективный состав. Он заключается в определении законодателем круга точных адресатов нормы, которые могут оказаться в сфере регулируемых общественных отношений (характерно для компетентных, исключительных, специальных и др. норм, под действие которых подпадают только определенные законодателем органы и лица).
Характерной чертой уголовно-правовой нормы является наличие в ней двух элементов. Первый – гипотеза, при которой норма действует. Этим условием являются преступления, правомерные действия субъектов, юридические события. Второй – это либо диспозиция в Общей части УК, либо санкция в Особенной части УК. Гипотеза не определена в нормах Особенной части УК, но она в общей форме определена в статьях Общей части. Гипотеза в уголовном законодательстве – это запреты на совершение действий (бездействие). Рассуждая о структуре уголовно-правовой нормы, имеют в виду статью уголовного закона. Статьи уголовного закона в основном являются запретительными.
Характерной чертой норм конституционного (государственного) права является то, что они обычно имеют гипотезы и диспозиции, и лишь в отдельных случаях – санкции.
В целом, проблема структуры норм права представляется достаточно дискуссионной. Ряд авторов считают, что только логическая норма права имеет три элемента, а норма-предписание – два: или гипотезу и диспозицию, или гипотезу и санкцию. Ф.Н. Фаткулин предлагает добавить еще такой элемент нормы права, как указание на ее социальную цель.
Классификация правовых норм
Классификация норм права преследует несколько целей: выявить их регулятивные свойства, определить место различных норм в механизме правового регулирования, установить системные свойства норм, их взаимосвязь. Наиболее общими основаниями классификации является их деление по следующим признакам.
По отраслевой принадлежности, т.е. в зависимости от предмета правового регулирования, все нормы классифицируются по институтам и отраслям права. В соответствии с этими объективными различиями законодатель издает кодифицированные акты, формируя тем самым отрасли законодательства, соответствующие отраслям права: нормы гражданского права, нормы административного права, нормы уголовного права, семейного права и т.д. Отраслевые нормы, в свою очередь, делятся на материальные и процессуальные.
Материальные нормы права– это нормы, определяющие содержание прав, обязанностей и запретов, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений.
Процессуальные нормы права – это нормы, определяющие порядок, процедуру, форму реализации или охраны норм материального права, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы. Выделяют пять видов процессуальных норм: гражданские, уголовные, административные, арбитражные и конституционные[1398].
В зависимости от метода правового регулирования нормы права делятся на определенные и относительно-определенные, императивные и диспозитивные, рекомендательные и поощрительные. Деление правовых норм на определенные и относительно-определенные выражает степень и вид юридической регламентации поведения субъектов права, меру их самостоятельности в процессе реализации правовых норм, т.е. возможность выбора юридических фактов и вариантов поведения.
Императивные (категорические) нормы детально определяют основания возникновения и содержание правоотношений, количество, сроки, размер,периодичность, доли, процедуры и т.п.
Диспозитивные нормы –это управомачивающие нормы. Они действуют лишь там, где субъекты не установили своими соглашениями иных условий своего поведения, восполняют те пробелы, по которым нет договоренности между сторонами договора. Диспозитивные нормы часто встречаются в договорном праве, в частном праве, где регулирование осуществляется, прежде всего, самими субъектами.
Поощрительные нормыстимулируют правомерное поведение субъектов поощрительными санкциями.
Рекомендательные нормыустанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, поведения. Адресатами этих норм являются государственные предприятия, кооперативные организации и т.д.[1399]
По характеру воздействия на общественные отношения правовые нормы делятся нарегулятивные (содержатся в большинстве нормативно-правовых актов) и охранительные (содержатся в уголовном, административном и некоторых других отраслях права).
По характеру (или составу) предписываемых правил поведения (форме регулирования) правовые нормы могут быть обязывающими (предписывают совершение содержащихся в норме действий); управомачивающими (дозволяют или разрешают совершение содержащихся в норме действий); запрещающими (предписывают воздержание от содержащихся в норме действий, т.е. косвенно указывают на правило поведения).
Обязывающие, запрещающие и управомачивающие нормы в свою очередь могут быть классифицированы и по другим основаниям. Так, запреты подразделяют: по сферам общественной жизни – на социально-экономические, политические, личные; по функциональному назначению – на запреты в широком и узком смысле; по характеру и объему правового материала – на информационные и элементарные; по степени определенности – на абсолютные и относительные и т.д.
Праву свойственна особая разновидность норм, исходящих от государственных органов, но имеющих рекомендательный характер. Ученые по-разному оценивают их природу. Некоторые определенно считают их нормами права, другие столь же категорично относят их к «промежуточной стадии», определенному этапу в создании нормы. Другие, отмечают, что в рекомендациях, как правило, сочетается метод общественного регулирования с правовыми формами воздействия государства на общественные отношения. Такие рекомендации одновременно устанавливают юридические обязанности по отношению, например, к органам местного самоуправления о соблюдении предоставляемых прав. Это и позволяет считать рекомендации нормами правовыми, управомачивающими, в конечном счете, обеспечивающими правовыми санкциями[1400].
По кругу лицправовые нормы могут быть общими (нормы конституционного права) и специальными (нормы Положения о службе в органах внутренних дел РФ).
По техническим приемамнормы права делятся на определенные, бланкетные и отсылочные. Определенные непосредственно описывают правило поведения в статье, в которой она излагается. Бланкетные делают отсылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части. Отсылочные имеют ссылку на правило поведения, содержащееся в конкретных статьях данного нормативно-правового акта.
По непосредственному предмету воздействияправовые нормы можно классифицировать на социально-технические и социальные. Социально-технические регулируют использование человеком технических средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, технологические режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т. д.). Будучи утвержденными компетентными органами, они становятся юридически обязательными и тем самым выступают регуляторами отношений между людьми. Социальные регулируют общественные отношения, субъектами которых являются люди, их коллективы, организации и т. п.
По субъекту правотворчестванормы права классифицируются на законодательные и подзаконные.
В зависимости от времени действияправовые нормы делят на постоянные, временные и дискретные (действующие при наступлении определенного случая, события).
По сфере действиянормы права классифицируют на нормы общего действия, ограниченного действия и локального действия.
К нормам общего действия относят нормы федеральных нормативных актов (конституционные, законов и подзаконных НПА исполнительной
власти). Они не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действий.
Нормы ограниченного действия - это предписания, пределы приложения которых определяются пространственными и ситуационными факторами. К этому виду правовых норм относятся: нормы субъектов федерации, нормы для специальных субъектов (работников определенных министерств и ведомств, работников с определенным уровнем труда), нормы, рассчитанные на экстремальную ситуацию (аварии, военные действия и стихийные бедствия).
Локальные нормы действуют в пределах отдельных государственных организации или их структурных подразделении и регулируют специфическую деятельность этого трудового коллектива.
По функциональной ролинормы права классифицируются на нормы-принципы, номы-дефиниции, определительно-установочные и нормы-правила поведения.
Нормы-принципы - это исходные нормы, в которых сформированы общие или отраслевые правовые принципы и задачи определенной совокупности норм (принципы уголовного процесса, уголовного и гражданского права и т.д.). Это и конституционные нормы, закрепляющие основы экономического и политического строя взаимоотношений государства и личности, права и свободы граждан.
Нормы-дефиниции содержат определение правовых понятий и категорий (правоспособности, дееспособности, преступления, наказания и т.д.)
Определительно-установочные - это нормы, формирующие цели и задачи отраслей права и правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования.
Нормы права могут классифицироваться и по другим основаниям. Однако во всех случаях они выполняют роль государственного регулятора общественных отношений, организуют общественную жизнь, охраняют ее от посягательства со стороны отдельных лиц и организаций. Задача научной классификации правовых норм состоит в более глубоком их понимании и в правильном применении на практике.