Понятие и структура системы права
Категорию «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последняя дефиниция шире по объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию.
Таким образом, «правовая система» и «система права» соотносятся как целое и часть.
По мнению А.В. Малько, система права характеризуется тем, что:
1) она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными и историческими факторами;
2) имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей;
3) ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство[1379].
Следовательно, говоря словами С.А. Комарова, система права – это «исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений»[1380].
Кроме того, под системой права понимают также объективно обусловленную характером общественных отношений внутреннюю организацию (структуру) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм их делении на отрасли (подотрасли) и институты[1381].
Для И.А. Иванникова, «система права – это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права и институты права в зависимости от предмета и метода регулирования общественных отношений»[1382].
Систему права определяют, также как совокупную волю господствующего класса (нации, расы и т.д.) или всего народа, выраженную в отрасли права. Система права показывает порядок объединения и дифференциации юридических норм.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что система права представляет собой логически взаимосвязанную внутреннюю структуру права, определяемую предметом и методом правового регулирования общественных отношений.
В системе современного российского права происходят сложные и противоречивые процессы, связанные с изменениями в политической, экономической и духовной жизни общества.
В российском праве выделяют четыре основных уровня:
- структуру юридической нормы;
- структуру правового института (она складывается из группы связанных между собой норм);
- структуру отрасли права (она состоит из комплекса однородных и вместе с тем разнообразных по предмету, функциям институтов, их объединений, подотраслей, образующих особый режим регулирования);
- право в целом (его структура складывается из всей совокупности отраслей права, образующих единый нормативный механизм правового регулирования).
Исходя из этого, в праве выделяют макроструктуру (она относится к главным его подразделениям – праву в целом и отраслям права) и микроструктуру (она относится к первичным частицам права и состоит из норм и их элементов).
Правовая норма –это первичный элемент системы права, общеобязательное правило поведения властного характера, установленное, либо санкционированное государством. Отдельная норма права самостоятельно регулирует определенную частицу общественных отношений.
Институт права –это небольшая, устойчивая, обособленная группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность или сторону общественных отношений с помощью специфических приемов и способов. Институт права – это часть отрасли права.
Юридические нормы образуют отрасль права не непосредственно, а через институты права. По сравнению с отраслями правовые институты, менее автономны. Сосредоточенные на регулировании определенного участка общественных отношений, определенного вида или рода, правовые институты лишь в сочетании, во взаимодействии обеспечивают отраслевое регулирование.
Главная функция правового института состоит в том, чтобы в пределах своей части общественных отношений определенного вида обеспечить цельное, относительно законченное регулирование. Большинство правовых институтов закрепляется в виде самостоятельных структурных подразделений кодификационного нормативного акта – главы или раздела, но полного тождества между институтом и главой (разделом) нормативного акта нет.
Объективными предпосылками формирования правовых институтов являются реально складывающиеся общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, а субъективными факторами –осмысление необходимости регулирования общественных отношений, выбор метода правового регулирования общественных отношений, анализ практики применения правовых норм, которая приводит к объединению правовых норм, институтов и разрастанию их в подотрасли и отрасли права[1383].
Материальной предпосылкой для формирования правового института является наличие такой разновидности общественных отношений или такого ряда разновидностей, которые бы объективно требовали обоснованного регулирования комплексом нормативных предписаний.
Решающая активная роль в формировании институтов права принадлежит компетентным органам государства, которые в результате правотворческой (кодификационной) работы на основании имеющегося нормативного материала, а также данных практики и рекомендаций юридической науки формируют нормативные предписания с таким расчетом, чтобы они образовали стойкую общность – правовой институт.
В уголовном праве, например, существуют правовые институты: необходимой обороны, крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве – институт исковой давности, институт дарения и т.д.; в государственном (конституционном) праве – институт главы государства, гражданства и т.д.; в административном праве – институт должностного лица; в семейном – институт брака и т.д.
Обычно институты права состоят из нормативных предписаний одной определенной отрасли – государственного права, гражданского права, трудового права и т.д.
Кроме отраслевых, существуют и межотраслевые институты, которые состоят из норм двух и более отраслей права. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства. На стыке гражданского и семейного права сформирован институт раздела имущества между супругами при признании брака недействительным.
Выделяют простые и сложные институты. Простой институт не содержит в себе никаких других подразделений, является небольшим. Сложный (или комплексный) институт в своем составе имеет более мелкие самостоятельные образования, называемые «субинститутами». Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, имущественной ответственности. Институт договорных обязательств включает субъинституты – обязательства по реализации имущества, предоставлению имущества в пользование, выполнению работ, оказанию услуг, по перевозкам, расчетам и кредитованию, по страхованию.
Институты также классифицируют на регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные). Регулятивные направлены на регулирование определенных общественных отношений; охранительные – на их охрану, защиту (характерны для уголовного права); учредительные – закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Они характерны для государственного и административного права.
Подотрасли права –это совокупность институтов права, для которых характерна высокая степень специализации в рамках отдельных крупных отраслей права. Они регулируют отношения с определенной родовой обособленностью (близкие общественные отношения определенного вида).
Так, в гражданском праве выделяют 5 подотраслей права:
1) право собственности и других вещных прав;
2) обязательственное право (где есть общая часть и два института: договорных и внедоговорных обязательств);
3) личных, неимущественных прав;
4) право на результаты творческой деятельности;
5) наследственное право[1384].
Отрасль права –это обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, институтов, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Отрасль права можно определить и как самостоятельную часть системы права, совокупность правовых норм, регламентирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения. Отрасль права представляет более высокий уровень системообразующих связей, а также определенную условность, автономность.
В российской системе права выделяют следующие отрасли права:
- конституционное (государственное);
- административное;
- финансовое;
- земельное;
- трудовое;
- гражданское;
- семейное;
- уголовное;
- уголовно-процессуальное;
- гражданско-процессуальное;
- уголовно-исполнительное;
- социального обеспечения;
- таможенное.
Центральное место в системе права занимает конституционное (государственное) право –ведущая отрасль права, объединяющая правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, принципы организации, цели, задачи и функции государства, основные направления его политики, принципы взаимодействия личности и государства, механизм осуществления государственной власти.
Некоторые авторы выделяют также комплексные отрасли права: предпринимательское, экологическое, военное, торговое, прокуроско-надзорное и др., которые соединяют в себе разнородные нормы и институты.
В настоящее время с развитием рыночных отношений формируются новейшие правовые отрасли (коммерческое, договорное), а также отрасли, вызванные развитием научно-технического прогресса: космическое право, атомное, информационное, медицинское и др.
Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная воля народов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и институты закрепляются в различных международных обычаях, договорах, соглашениях, уставах, конвенциях и документах ООН. Эти источники представляют взаимные права и обязанности государств – участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведении на международной арене.
Конституция РФ 1993 г. впервые в истории российского государства, в ст. 15 установила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором России установлены другие правила, нежели предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Это конституционное условие является инструментом, ограничивающим суверенитет российского государства. Поэтому его следует отменить, закрепив приоритет национального права над международными нормами.
В целом, необходимость отраслевой дифференциации правовой системы обусловлена широтой и многообразием общественных отношений, регулируемых правовыми нормами, а также практикой правоприменительной деятельности.
Таким образом, деление права на отрасли помогает не только изучению правовой материи, но и совершенствованию нормативно-правовых актов.