Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в
Экономическое развитие и социальные отношения. В начале XIX в. 95% населения России проживало в деревне. К 1856 г. городское население составило 8 %. В это время в России насчитывалось 678 городов с населением, как правило, в пределах 5 тыс. человек. В Петербурге в 1853 г. проживало более 520 тыс. чел., в Москве в 1858г. - 377 800 чел. Столичное население в 1857 г. наполовину состояло из помещичьих и государственных крестьян. В 1801-1825 гг. население России возросло с 37 млн. до 53 млн. человек, а к 1856 г. - до 71 млн.
Нововведения в сельском хозяйстве оставались незначительными. Низкая урожайность, неблагоприятное соотношение пашни и сенокоса из-за резкого расширения посевов пшеницы привели к тому, что из первых 50 лет XIX в. 39 были неурожайными.
Развитие товарно-денежных отношений заставляло помещиков усиливать эксплуатацию крепостных. Использование наемного труда и технических средств было ограничено в связи с узостью рынка рабочей силы и с отсутствием у помещиков необходимых капиталов. Число крестьян, заложенных помещиками в казну, постоянно росло и достигло к 1825 г. 20% от общей их численности.
В тех регионах, где преобладала денежная рента (оброк), усилилось расслоение среди крестьян. Разбогатевшие крестьяне вкладывали деньги в торговлю, промышленное производство, покупали землю и сами становились владельцами крепостных. Росло отходничество – уход крестьян в города на заработки.
Среди помещиков, составлявших 1% населения, выросла дифференциация. В 1835 г. 14% дворян были беспоместными, тогда как 1,1% дворян владели 33% крепостных. Задолженность дворянских имений в 1825-1855 г. выросла более чем в 4 раза.
Социально-экономическое развитие различных районов страны было неравномерным. Наиболее тяготилась крепостническими отношениями Прибалтика. В 1816 г. получили личную свободу помещичьи крестьяне в Эстляндии, затем в Курляндии (1817) и в Лифляндии (1819).Земля осталась у помещиков. Государственные крестьяне западных губерний находились на так называемом хозяйственном положении. Земли, к которым они были прикреплены, сдавались в аренду, крестьяне отрабатывали барщину.
Законы 1815, 1822 и 1824 гг. вели к ужесточению крепостнических отношений. Александр I возобновил право помещиков ссылать крестьян в Сибирь без суда. В 1816 г. началось насаждение военных поселений. Сельскохозяйственные работы в поселениях велись под командой военного начальства и сочетались со строевыми занятиями. Мальчики обучались военному делу, а с 18 лет числились на действительной военной службе. Военные поселения призваны были решить проблему комплектования армии за счет естественного прироста поселенцев, уменьшить бремя военных расходов. Александр I освобождал поселенцев от крепостной зависимости. Но на деле крестьяне-поселенцы оказывались прикрепленными к земле сильнее, чем прежде. К 1825 г. на поселения было переведено около 1/3 армии. Они составили особый корпус военных поселений под началом Аракчеева.
В 1837-1841 гг. была проведена реформа управления государственными крестьянами (реформа графа Киселева). Реформа должна была ликвидировать крестьянское малоземелье, осуществить переход от подушного оброка к поземельно- промысловой подати, заменить общинное землевладение наследственно-подворным. В ходе реформы выполнялись агротехнические мероприятия, строились школы, лечебные и ветеринарные пункты. Не все поставленные цели были достигнуты. Остались недоимки, малоземелье продолжало расти. Реформа вызвала недовольство крестьян, так как нововведения сопровождались насилием и поборами со стороны администрации.
Попытки внести изменения в крепостные отношения вызывали резкие протесты помещиков. Самодержавие не могло идти на конфликт с дворянством. Напротив, предпринимались меры для его укрепления. Указ 1831 г. устанавливал высокий ценз для участия в дворянских собраниях и выборах должностных лиц. Для ограничения доступа в дворянское сословие детям личных дворян и священнослужителей по Указу 1832 г. присваивалось потомственное или личное почетное гражданство с освобождением от рекрутчины, подушных сборов и телесных наказаний. По закону от 11 июня 1845 г. потомственное и личное дворянство получали чиновники соответственно V-VI и IX классов «Табели о рангах». Во избежание дробления имений крупные поместья объявлялись единонаследными (1845). Дворяне пользовались наиболее выгодными условиями государственного кредитования, несмотря на все возрастающий долг по ссудам казне.
Производительность труда крепостных рабочих в первой половине XIX в. была в 2-4 раза ниже, чем вольнонаемных. Использование наемного труда в обрабатывающей промышленности постоянно возрастало. В 1804 г. вольнонаемные составляли 48% рабочей силы, в 1825 г. - 54%,в 1860 г.- 85%(кроме горнозаводской промышленности). Но и эти рабочие были крепостными-крестьянами, которых помещик отпускал на оброк и в любой момент мог затребовать обратно. Это определяло нестабильность в обеспечении предприятий рабочей силой и относительную ее дороговизну, так как заработная плата включала и крестьянский оброк. В 1835 г. право помещиков отзывать оброчных крестьян с фабрик в деревню было ограничено. Количество приписных крестьян при заводах было резко сокращено еще в начале века. К 1860 г. они составляли около 3% рабочей силы. В 1840 г. Государственный совет постановил ликвидировать посессионные предприятия. Широкое использование крепостного труда сохранялось в горнозаводской промышленности Урала (к 1860 г. 70% рабочих - крепостные). Темпы строительства новых предприятий здесь замедлились, подневольный труд мешал использовать преимущества новой техники. Уральская промышленность оставалась рентабельной лишь благодаря протекционистским тарифам и колоссальным государственным субсидиям.
Хлопчатобумажное производство было основано на наемном труде. В 1825 г. 95% рабочих этой отрасли были вольнонаемными. Во второй половине 30-х годов на предприятиях хлопчатобумажной промышленности началось широкое применение машин. Основными районами были Московская, Владимирская и др. центральные губернии России, где находились самые крупные предприятия (500-1000 рабочих). Ситценабивные, ткацкие и прядильные предприятия размещались также в районе Петербурга и в Поволжье. К 60-м годам промышленный переворот в отрасли был в основном завершен. Вслед за хлопчатобумажной промышленный переворот начался в суконной, писчебумажной, сахароваренной и других отраслях промышленности.
Правительство не поощряло развитие крупного фабричного производства, отрицательно относилось к частным банкам. Финансовая поддержка предпринимателям для расширения производства не оказывалась. Однако количество предприятий обрабатывающей промышленности (кроме горнозаводской) выросло с 1804 по 1856 г. почти в 5 раз. В стране шло формирование 3 главных промышленных регионов:центрально-европейского, петербургского и уральского. Рост промышленного производства, усиление специализации экономических районов стимулировали торговлю. В городах земледельческой полосы регулярно проводились ярмарки, в промышленной зоне развивалась стационарная торговая сеть (магазины, лавки). Всего в начале 30-х годов в России действовало 1705 ярмарок. Крупнейшие из них превращались в товарные биржи.
Слабо развитая система путей сообщения тормозила рост торговли. Большую роль играли судоходные реки, и каналы. В 40-е годы на Волге в связи с резким увеличением хлеботорговли началось регулярное пароходное сообщение.
Первую в России железную дорогу построили на Нижне-Тагильском заводе Демидовых (1833-1834). По ней ходил паровоз, созданный крепостными мастерами Черепановыми. В 1837 г. открылась дорога Петербург - Царское Село. Железная дорога Петербург - Москва была открыта в 1851 г. К концу Крымской войны общая протяженность железных дорог составляла 980 верст.
При общем росте внешней торговлихарактер ее менялся. Доля промышленных изделий в экспорте уменьшилась из-за отставания России от европейских стран. Преобладал вывоз сырья и полуфабрикатов (сало, лен, щетина, пшеница, лес, кожи). В конце 50-х годов хлебопродукты составляли 35% экспорта, промышленные изделия - 6,6%, черный металл вывозить перестали.
Первое место в торговле с Россией занимала Англия (37% экспорта, 29,2 % импорта). За ней следовали Германия, Франция и Китай. 90% русского экспорта шло на Запад, 10%- в страны Востока.
Основной грузопоток шел через порты Балтики. В 40-е годы в связи с ростом хлебного экспорта большое значение приобрели черноморские порты.
Несмотря на протекционистские таможенные тарифы (с 1822 по 1857 г.), импорт постоянно увеличивался.
В 1839-1843 гг. под руководством министра финансов Е.Ф. Канкрина была проведена успешная денежная реформа.